54Проекты

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



От «Видиса» до «Стрима»


Вячеслав Ансимов Теле-Спутник - 12(146) Декабрь 2007 г.


Оператора кабельного телевидения «НПО Видис» в городе Дзержинске Нижегородской области корреспондент «Теле-Спутника» посещал пять лет назад, когда сеть была на начальном этапе активного строительства. Оптоволокно тогда было еще только в планах. За пятилетку ударного труда произошло много всяких событий и отмечено множество достижений. Сеть охватила практически весь город, а оптика получила почетный статус «в каждый дом». Но одно из самых больших событий произошло недавно — в марте 2007 года всем известный и популярный в Дзержинске «Видис» перестал быть «Видисом» и превратился в «Стрим».

Начнем с самого интересного. Как известно, бренд «Стрим ТВ» недавно забрали у московского проекта IPTV, к которому он теперь отношения не имеет. АФК «Система» перевела это название исключительно в распоряжение своей группы компаний «Стрим ТВ», которая занимается поглощением (покупкой, объединением… как угодно) и дальнейшим развитием региональных проектов кабельного телевидения и широкополосного доступа в Интернет. На официальном языке это звучит так: бренд «Стрим» передан из телекоммуникационного крыла АФК «Система» («Комстар-ОТС») в медийное крыло («Система Масс-медиа», в составе которой находится оператор ЗАО «Стрим ТВ»). Сейчас «Стрим ТВ» присутствует в 38 городах России.
Оказалась в этой почетной когорте и кабельная сеть «Видис» из крупнейшего сателлита Нижнего Новгорода — города Дзержинска. В 2005 году 60% активов компании «НПО Видис» приобрел крупный холдинг операторов кабельного телевидения — UCN (United Cable Network). 40% осталось у основателя компании Игоря Левочкина. В 2006 году всю UCN целиком за 150 млн долларов купила «Система Масс-медиа», входящая в состав АФК «Система». В результате сложилась ситуация, уникальная для «Системы», привыкшей к полным поглощениям. В Дзержинске ей принадлежит контрольный, но отнюдь не весь пакет доминирующего кабельного оператора. Насколько нам известно, на 40% прежнего хозяина «Система» «покушаться» не пыталась. По заверениям директора по маркетингу и продажам, а также старожила фирмы (насколько такой термин применим к симпатичной девушке) «НПО Видис» Юлии Лунюшкиной, с какими-либо кризисными моментами продажа контрольного пакета не связана: «Наоборот, на всех этапах деятельности кабельного оператора происходило совершенно отчетливое поступательное движение».
Известно, что политика «Системы» в отношении подконтрольных брендов направлена на полную унификацию во видам деятельности. В Дзержинске бренд «Видис» за более чем семь лет стал узнаваем и популярен. Фраза «подключиться к «Видису» является в городе синонимом выражения «подключиться к кабельному ТВ». Понятно, что такой раскрутке было жалко дать пропасть просто так. «Переход на единый федеральный бренд «СТРИМ ТВ1 в Дзержинске решено было делать постепенно, и к настоящему времени он фактически завершился», — пояснила Юлия Лунюшкина.

Оптика с дома на дом
Подключиться к «Видису»
В своем «докабельном» прошлом «НПО Видис» занималась в Дзержинске различными видами бизнеса, в том числе обслуживала городскую инфраструктуру коллективных антенн эфирного телевидения. Аналогичным образом начинал свою деятельность ныне второй по величине кабельный оператор страны — питерский ТКТ, а также оператор номер один — «Мостелеком». Эта особенность примечательна тем, что компания для развития кабельной сети получает «по наследству» доступ в подъезды, чердаки и к соответствующей кабельной канализации в домах. Однако ТКТ в Петербурге и «Мостелеком» в Москве изначально создавались муниципальными властями и лишь потом постепенно переходили в частные руки. В отличие от них, «НПО Видис» всегда была частной компанией, и муниципальный заказ на коллективные антенны выиграла по тендеру. Поэтому бонуса автоматического доступа в дома дзержинский оператор не имел. Бюрократическое бремя по заключению договоров со всеми жилищными организациями — ДЭЗами и прочими… (а также по согласованию проектов с многочисленными организациями вплоть до МЧС) пришлось нести без всяких скидок.
Сеть кабельного телевидения начала создаваться в 2000 году, и в том же году был подключен первый абонент. В четвертьмиллионном Дзержинске на тот момент отсутствовало какое-либо легальное кабельное телевидение. С расстояния 30 км от нижегородской телебашни принимались 15 эфирных каналов. Экономическая ситуация в городе хоть и постепенно улучшалась, но все еще оставалась удручающей. Многие химические заводы стояли, и лишних денег жители явно не имели.
Тем не менее, руководители фирмы, поездив по тематическим выставкам, решили, что горожан все же удастся заинтересовать кабельным телевидением, а главное —?удастся заинтересовать подходящих инвесторов. Собственно, так все и произошло. Несомненно, помог и опыт поддержки коллективных антенн. То есть было понятно, что в какой части города (рельеф которого нельзя назвать однообразным) можно принимать по эфиру. Было и осознание, что расширение горизонтов сверх эфирных 15 каналов будет востребовано населением. Вместе с тем был оставлен и «социальный» 30-рублевый пакет из эфирных каналов.

Два Дзержинска
Иван Килин
Застройка города Дзержинска производит достаточно суровое впечатление. В старой части — «штампованные» 2-5-этажные дома без какого-либо намека на то, что называется архитектурой. Западная часть города — многоэтажная и более компактная, где проживает большая часть населения.
Для кабельного оператора такой расклад весьма неплох. Правда, начальный этап показал, что исключительно коаксиальные линии «съедают» слишком много магистральных усилителей, так что в необходимости оптики сомнений быть не могло.
Как мы убеждаемся все чаще, «оптика в дом» по-российски означает «оптика с дома на дом». Дефицит канализации и плотная многоэтажная застройка оставляют единственный оптимальный выбор — проводка оптики по воздуху, точнее — с крыши на крышу, и организация, таким образом, колец.
Полномасштабный проект «волокно до дома» с кольцевой структурой «НПО Видис» начал реализовывать в 2007 году, после слияния со «Стримом» в 2005-2006-м. В кабинете гендиректора на большой карте за спиной Ивана Килина эти изменения пока не отражены. Проект сети кабельного телевидения в Дзержинске был составлен проектно-строительной фирмой из Саранска «АстроТел» по подряду группы компаний «Стрим-ТВ», в которую теперь входит «НПО Видис».
«Стрим» по своей генетической сути является интернет-провайдером, и понятно, что и «Стрим-ТВ» не мог оставить свои филиалы в регионах без Интернета. В случае с Дзержинском очевидно, что речь ни о каком ADSL уже не идет. Доступ будет предоставляться по Ethernet, параллельному с сетью кабельного ТВ.
Генеральный директор «НПО Видис», депутат местной городской думы Иван Килин, конечно, не удивил, назвав среди основных проблемы прокладки оптики — согласования и взаимоотношения с ЖКХ. «Сейчас много домов находится, так сказать, «в свободном плавании», — то есть на самоуправлении товариществ собственников жилья. Договариваться с каждым нужно отдельно, и здесь не спасает депутатский статус гендиректора. Проблемы, и весьма непростые, возникают нередко».
На данный момент кабельная разводка в домах оператором организована в собственных защищенных стояках «со 100-процентым проникновением». Это, так сказать, тот идеал, к которому стремятся все операторы, как кабельного ТВ, так и другие, в частности интернет-провайдеры. «В самом начале строительства сети все было не так, — рассказывает Юлия Лунюшкина. Проводка в домах была открыта, и впоследствии пришлось все переделывать».Город, как уже отмечалось, условно можно поделить на западную и восточную часть. Более современная западная характеризуется большей этажностью — от пяти и выше. В «старой» — восточной части — домов выше пяти этажей практически нет.
Юлия Лунюшкина
Кстати, во время своего посещения Дзержинска мне довелось поездить, в основном, именно по этой части города. В глаза бросилась не только аскетичная «квадратно-гнездовая» застройка, но и исключительно малое количество спутниковых «тарелок» на домах. Как мне объяснили в «НПО Видис», помимо кабельного ТВ и коллективных антенн, компания также является одним из основных установщиков индивидуального спутникового телевидения в городе. Это довольно обычное совмещение для кабельных операторов в регионах с низкой конкуренцией и пока еще неполной зоной охвата кабельной сети.
Интересно, что и в самом Нижнем Новгороде «тарелок» на стенах крышах явно меньше, чем в других городах. Местные кабельщики считают, что это от непродвинутости в регионе платного телевидения вообще и спутникового в частности. Удивительно, но город-миллионник, «третья столица», центр Приволжского федерального округа и прочая… и прочая… не имеет представительства «НТВ-Плюс». Очевидно, сказывается близость Москвы. Так или иначе, реклама спутникового телевидения в Нижнем Новгороде отсутствует.
В топологии домовой разводки в новых районах в кабельной сети «НПО Видис» («Стрим ТВ») сейчас преобладает звезда. Головная станция построена на оборудовании WISI.
Для прокладки, настройки и ремонта оптики в «Видисе» имеется самое современное измерительное оборудование: сварочный аппарат Fujikura, рефлектометр Yokogawa, детектор разрывов (на просвечивание) и другое. «Варим все собственными силами, работаем без подрядчиков, — говорит Иван Килин. — По поводу техники консультируемся у поставщиков, а проект изучаем сами по инструкции. Кадры, в частности, инженеров по сварке оптики, воспитываем самостоятельно, посылаем обучаться в Нижний Новгород».

Показывает «Видис»
Сейчас у Дзержинского «Видиса» около 21 тысячи абонентов, из которых абсолютное большинство подписано на базовый пакет каналов. Спрос на «эфирный» пакет заметно меньший, чем был в самом начале, когда эфирных каналов было 15; сейчас их 20. В отдельный районах принимать их на обычную коллективную или индивидуальную антенну с приемлемым качеством практически невозможно. Месячная абонентская плата за коллективную антенну до октября 2007-го составляла 17,70 рублей за 11 каналов в районах, где не проводилась реконструкция, или 29,5 рублей, соответственно, за 20 каналов, там, где реконструкция антенного хозяйства произведена. Но и там, где прием самый лучший, качество ощутимо уступает кабельной сети.
Головная станция
Конечно, сейчас формированием пакета каналов занимается Москва, то есть «Стрим». «Безусловно, отдел контента «Стрим ТВ» каналы предлагает централизованно, — говорит Юлия Лунюшкина, — но пока еще учитывает наши пожелания. Тут есть и свои плюсы — где бы мы взяли канал «Драйв», например?»
Канал на татарском языке «ТНВ Казань» был включен в базовый пакет по просьбе местного имама от имени собрания мусульман и впоследствии показал достаточно высокий рейтинг. На момент самого включения татарского канала у оператора наблюдался всплеск подключений. Это неудивительно, поскольку татары составляют 6% от всего местного населения и многие из них активно интересуются национальной культурой.
Введение новых, замена старых каналов является для «НПО Видис» достаточно обычной процедурой. По словам Юлии Лунюшкиной, оператор старается отслеживать рейтинги и заменять непопулярные каналы. Рейтинги составляются на основе прямых опросов населения. В постоянных лидерах спутниковой части пакета — Eurosport и Discovery. Эти результаты не слишком расходятся с рейтингами, которые сейчас присылает «Стрим» из Москвы. Подключение к кабельной сети стоит 200 рублей. Абонентская плата за базовый пакет из 42 каналов (23 эфирных, 19 спутниковых) составляет 157 рублей. У пакета «Эфирный», соответственно, подключение — 100 и абонентская плата 80 рублей.
Сроки окупаемости затрат на новый проект не разглашаются, однако зная бизнес-предпочтения «Системы», можно предположить, что они не слишком велики. Посещение Дзержинска не оставило сомнений, что компания находится на крутом подъеме. Самое важное в такой ситуации — чтобы от оптимистичного подъема фирмы, оказывающей услуги, не сильно отставал подъем благосостояния населения.

1 Большинство фирм настаивают, чтобы названия их брендов писали прописными (заглавными) буквами, стремится к этому и «Стрим», точнее АФК «Система». Однако мы всегда отдаем приоритет правилам русского языка и заглавными в названиях пишем только аббревиатуры. Тем не менее, нам показалась «красивой» аргументация руководителей «Стрима-ТВ» относительно цитат — когда говорит сотрудник «Стрима», название бренда следует писать большими. Тем более могу лично заверить руководство — сотрудница Юлия Лунюшкина во время интервью произносила «СТРИМ» исключительно прописными буквами.


 
Теле-Спутник Декабрь 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт