50Юридический отдел

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



КТВ против ЖКХ, и не только


Теле-Спутник - 12(146) Декабрь 2007 г.


Продолжая тему взаимоотношений сферы КТВ и ЖКХ, для беседы мы встретились с Анатолием Ивановичем Васильевым – руководителем кабельного ТВ «Телецвет» города Всеволожска Ленинградской области. За плечами героя нашей публикации длинная биография, более полувека связанная со сферами связи и телевидения в части обеспечения приема сигнала, ремонта телеприемников, создания новых телеателье и руководства ими. В современном периоде нашей истории (с 1988 года) Анатолий Иванович создал и успешно руководит вышеуказанной сетью КТВ, которая, помимо Всеволожска, обслуживает еще несколько населенных пунктов области, порой весьма удаленных от Петербурга.

Наш разговор не ограничился рамками темы ЖКХ; в него проникли и другие актуальные вопросы работы КТВ. Ну, обо всем по порядку.
«Теле-Спутник»: Анатолий Иванович, как складываются ваши отношения с телеканалами?
А. Васильев:
На сегодняшний день мы направили им 30 писем с нашими предложениями по ретрансляции, получено три ответа. У меня на руках уведомления о получении каналами моих писем. Изучив правила оказания услуг, я решил зайти с другой стороны и составить свой собственный договор на включение канала в свою сеть. Среди полученных ответов можно выделить конструктивный ответ канала СТО (Петербург). От них получено разрешительное письмо на ретрансляцию канала в нашей сети без оплаты. Однако в правилах оказания услуг есть противоречие: по правилам, договор оператора с каналом должен быть непременно возмездным, то есть канал должен оператору платить. Я считаю такое навязывание одного типа отношений хозяйствующих субъектов противоречащим и гражданскому кодексу, и здравому смыслу. Я придумал такой текст письма, которое мы рассылаем всем каналом. В нем я привожу свои данные и пишу, что мы не возражаем против ретрансляции канала Х в нашей кабельной сети при соблюдении следующих принципиальных условий:
1. Оператор предоставляет каналу услуги связи для целей КТВ и гарантирует наличие лицензии на вещание.
2. Осуществляет прием и передачу канала без вмешательства в контент.
Но, к сожалению, большинство каналов проигнорировало и эту инициативу.
Т-С: Любая проверка может поставить вам в вину то, что вы не имеете договоров ни первого, ни второго образца на большую часть каналов.
А.В.:
Только надежда на то, что я не одинок в таком положении и контролирующие органы вряд ли нацелены на тотальное закрытие отрасли, помогает не унывать. Я считаю, что взаимоотношения операторов и каналов должны устанавливаться путем переговоров без вмешательства государства, без принуждения одной или обеих сторон к заключению таких договоров.

О правилах и абонентских договорах
В нашем пакете ретранслируется десятка три каналов, преимущественно федеральные и местные. Переписку с ними мы готовы предъявить всем проверяющим органам. Однако отсутствие ответов с их стороны вызывает сомнение в том, что они обладают правами на вещание в кабельной сети. В правилах оказания услуг нет ничего о том, что канал должен иметь специальную лицензию на кабельное вещание; там говорится о том, что если канал хочет попасть в кабельную сеть, то отношения с ней мы должны выстраивать определенным образом.
Вообще, оценивая факт появления правил, я должен сказать, что это шаг вперед – наконец-то у нас появился документ, устанавливающий какой-то порядок. Это не значит, что они не свободны от недостатков и в них надо внести изменения.Так, например, я считаю неправильным, что правила заранее определяют порядок финансовых взаимоотношений операторов КТВ или телеканалов. Несомненно, им надо дать возможность договориться напрямую, без вмешательства государства. Но на основании этих правил я составил свой договор, который мы предлагаем каналам. Главный их недостаток – они были списаны с правил оказания услуг в области связи. Но в этом есть и плюс – там однозначно требуется указание паспортных данных и места работы абонента. Раньше, когда я пытался включить эти данные в договор (без них суды не готовы выносить решения и взыскивать деньги с неплательщиков), меня штрафовали органы прокуратуры за незаконный сбор персональных данных. Тогда мы изъяли эти пункты из договора и включили их в заявление, в котором абонент просит подключить его к сети КТВ. Теперь же, согласно новым правилам, сбор этих данных перестает быть незаконным или полузаконным действием. Однако авторы правил не подумали о том, чтобы унифицировать основные документы, связанные со взаимоотношениями оператора и абонента. Тогда органы власти имели бы к нам меньше претензий.
Наличие этих данных требуется по статье 8 исполнительного производства. По правилам, их (дату и место рождения) должен запрашивать суд, но в реальности он этого не делает. Кроме того, у нас есть подпись человека в двух местах – на заявлении и на договоре это прибавляет надежности в случае возможных разночтений.
С 70-х годов прошлого века у нас в ходу были договоры на абонентское обслуживание приемных антенн. На их основе мы составляли первые абонентские договоры на кабельное ТВ. Сейчас у нас уже используется сороковая редакция этого договора. Редакций так много, потому что мы все время отслеживаем изменения законодательства, которое постепенно разворачивается в сторону защиты прав потребителя, и вводим туда положения, которые смогут нас обезопасить в случае возможных претензий. Например, если ряд каналов до нас доходит по эфиру в стандарте MMDS (а мы слышали, что этот диапазон будет отдан не под цели телевещания), то в договор мы вводим положение о том, что не гарантируем прием этих каналов в будущем.
Хотя такая возможность законодательством предусмотрена: мы не будем отказываться от двусторонних договоров с абонентом. Заключать публичный договор мы не можем хотя бы потому, что он предполагает равные для всех условия. У нас же часть абонентов проживает в удаленных населенных пунктах, и там другие условия и по количеству каналов, и по абонентской плате, и по тарифам на вызов специалиста для подключения или ремонта. Это на почте вы наклеиваете марку и можете опустить письмо в любой почтовый ящик. У нас иная ситуация, и условия договора могут отличаться.

О взаимоотношениях с ЖКХ
Т-С: Что в этих взаимоотношениях для вас является наиболее сложным?
А.В.:
Здесь мы тоже выступили как первооткрыватели. Изначально те суммы, которые в листке оплаты за квартиру были обозначены как плата за обслуживание коллективной телевизионной антенны после поступления на счет обслуживающей организации, приходили к нам. Однако в 90-х власть переменилась, и деньги эти поступать перестали. Они стали тратить их на свои нужды, ссылаясь на тяжелое положение. Тогда мы создали свою абонентскую службу и стали собирать деньги сами. А с жилконторами и управляющими компаниями мы заключили договоры о том, что за свой счет перевооружили антенное хозяйства и получили право собственности на эти объекты. К сожалению, телевизионные антенны у нас не принадлежат никому в реальности, хотя формально – собственникам здания (то есть частично – владельцам приватизированных квартир, частично – государству, в пропорции оставшихся в доме муниципальных квартир). А на практике мы собираем собрание жильцов дома или заключаем договоры с эксплуатирующими организациями или управляющими компаниями. Обычно мы приходим в те дома, где наши услуги выбирают более 50% проживающих.
Если дом только строится, сперва мы заключаем договор на монтаж системы телеприема и потом – на ее эксплуатацию.
Т-С: Ну если приемная антенна принадлежит вам, то это упрощает ситуацию. Однако кроме права собственности еще есть проблема доступа к антенне и другим элементам инфраструктуры. Как обстоят дела с этим?
А.В.:
Ну, мелкие проблемы с доступом на чердак или на крышу могут замедлить темп нашей работы, но обычно мы их решаем. Чаще проблемы могут возникнуть с жильцами, которые из-за дополнительных дверей затрудняют доступ к установленным нами металлическим шкафам на лестничной клетке. Хочу заметить, что установка таких шкафов – это требование закона «О связи» в целях исключения несанкционированного доступа к объектам и линиям связи. Кроме того, ни для кого не секрет, что определенные «умельцы» любят подключаться бесплатно, нередко создавая проблемы приема всем соседям. В случае обнаружения таких подключений мы их отключаем и переходим на иную схему разводки кабеля (за свой счет) от одной точки ко всем абонентам данного подъезда (по типу «звезда»).
Т-С: А как решается вопрос, если на крыше уже стоит много индивидуальных антенн?
А.В.:
Обычно управляющая компания дает нам поручение на их демонтаж и предупреждает жильцов о его необходимости по следующих причинам:
1. Они создают помехи для коллективного телеприема.
2. Наличие большого количества индивидуальных антенн на крыше приводит к повреждению кровли, которую приходится ремонтировать управляющей компании.
Местные власти нам в этом помогли, выпустив специальное постановление, которое запрещает размещение на крышах домов любых объектов без согласования с обслуживающей этот дом компанией. Мы надеемся, что после его последовательного продвижения в жизнь существующий процент подключений будет расти.

О юридическом противостоянии
Обычно с конкурентами мы приходим к одинаковому пониманию ситуации на рынке. Но был в моей практике случай, когда то ли случайно, то ли намеренно меня начали брать на измор, присылая различные инспекции, в том числе и налоговая, которая необоснованно насчитала 300 тысяч рублей недоимок. Я обратился в суд, который вынес решение в мою пользу и все деньги мне вернули полностью (это заняло около года) Получив решение суда, я составил второе исковое заявление на получение процентов за незаконное пользование моими деньгами – и здесь мне вернули деньги, уже не дожидаясь второго судебного процесса.

Беседовал Евгений Шляхтер.


 
Теле-Спутник Декабрь 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт