114Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив



Тенденции слияний и поглощений на российском региональном рынке кабельного телевидения (Multiplay-2007)


Максим Мирошников Теле-Спутник - 12(146) Декабрь 2007 г.


В сентябре 2007 года на форуме операторов кабельного телевидения и широкополосного доступа MULTIPLAY-2007 директор по развитию ЗАО «Мультирегион» Алексей Петров выступил с докладом «Тенденции слияний и поглощений на российском региональном рынке». Первая часть доклада была посвящена историческому очерку слияний и поглощений на российском рынке кабельного телевидения.

Как рассказал нам А. Петров, с 1998 до 2005 года основным игроком и абсолютным лидером был UCN, который активно работал на рынке слияний и поглощений. В частности, им были приобретены «Телесервис» (Воронеж), «ТРАНК» (Астрахань), «Каскад ТВ» (Саратов), «Майдан ТВ» (Ростов-на-Дону), «Инфотек» (Екатеринбург), «ИТС» (Великий Новгород), «ТСН» (Нижний Новгород), «Канал 7» (Норильск), «ППИЦ» (Пермь), «Симбирск КТВ» (Ульяновск), «Видис» (Дзержинск), «Сети ТВ» (Нижний Тагил).
Несколько сделок провели «Национальные Кабельные Сети»: «НовоАКТВ» (Новосибирск), «Элтелекор» (Электросталь Московской области), «ТКТ» (Санкт-Петербург), «Гарант» (Екатеринбург), «Инфокос» (Москва), «Телеплюс» (Санкт-Петербург). У Metromedia была одна маленькая сделка («АТК» (Архангельск), но дальше Архангельска свою деятельность она не развивала. Рынок слияний и поглощений в этот период только начал зарождаться. Следующий рассматриваемый период – 2004-2006 годы. С 2005-го началось оживление, на рынок пришла «АФК Система», купив сначала группу компаний «Эста», а затем – группу компаний UCN, и потом, докупая остальных игроков, которых им подготовил к покупке UCN (кроме UCN и «Эсты» были приобретены «Евротел» (Екатеринбург), «Интер ТВ» (Иваново), «Саллак» (Краснодар), «Сенди» (Нижний Новгород), «Телерадиотехника» (Смоленск), «Электроника» (Балаково).
Кроме того, на рынок пришла «Нафта Москва», купившая два крупных актива – «НКС» и «Мостелеком», а также «Кабинет» (Екатеринбург). И основным игроком на рынке покупок в этот период выступал «Мультирегион» (приобретены «Теликс» (Санкт-Петербург), «Жанр» (Владимир и города области), «Коминтел» (Тюмень и города области), «ВятКТВ» (Киров), «КомТел ТВ» (Белгород), «МКС Чита» (Чита), «Антенна Гарант» (Рязань), «Саровтелеком» (Саров), «Орион СКТ» и др. (Магнитогорск), «Экстраком» (Чехов).
Помимо вышеуказанных покупок, в период 2004-2006 гг. отмечены приобретения у «Реновы» («Телеинформ» (Москва), у «ЭР-Телекома» («Телемакс» (Набережные Челны, Нижнекамск) и у «Норильск-Телекома» (покупка операторов Красноярского края).
В 2007 году была только одна покупка у компании «Ренова», она купила телекомпанию «Нева» в Санкт-Петербурге (рассматриваются только операторы кабельного телевидения, потому что та же «Ренова» покупала ряд операторов доступа в Интернет в Москве). Продолжал покупки на рынке «Мультирегион». В докладе приведены четыре покупки («Интели» (Омск), «Тинет» (Комсомольск-на-Амуре), ТК «Спектр» (Сосновый бор Ленинградской области), «Новая Россия КТВ» (Новороссийск), и покупки продолжаются.
Вторая часть доклада была посвящена текущему состоянию рынка слияний и поглощений. Назывались холдинги федерального уровня, участвующие в сделках: «Связьинвест», «ЭР-Телеком», «АФК Система», «Нафта Москва», «Ренова» и «Мультирегион».
При этом, рассказывает А. Петров, компания «Связьинвест» не была заметна на рынке слияний и поглощений за весь рассматриваемый период. «ЭР-Телеком» совершила две сделки, неудачные, по мнению самого же руководства «ЭР-Телекома», и официально заявила, что она больше не выходит на этот рынок. То есть она занимается только start up проектами.
«АФК Система» и «Нафта Москва» всегда заявляли о своем интересе к покупкам, но в 2007 году сделок с их участием на рынке замечено не было. Но при этом они и сейчас говорят, что очень хотят это делать, что будут покупать операторов КТВ.
«Ренова» и «Мультирегион» были замечены на этом рынке в этом году, у «Реновы» – одна покупка, у «Мультирегиона» – несколько. «Мультирегион» продолжает покупать интересных операторов кабельного телевидения. Кроме шести общепризнанных общефедеральных холдингов есть целый ряд холдингов региональных. Три крупнейших – это «Норильск-Телеком» (работает в Красноярском крае), ТВТ (работает в Татарстане) и «УФАНЕТ» (работает в Башкирии и в других регионах Поволжья). Это три крупнейших региональных оператора, пока не вышедшие на федеральный уровень.
На рынке слияний и поглощений появились серьезные игроки. Сейчас на нем присутствуют крупные финансово-промышленные группы, по величине активов можно выделить «АФК Система», «Нафта Москва», «Ренова». Это те «монстры», которые обратили внимание на рынок кабельного телевидения и, соответственно, заинтересованы в нем. Кроме этого, на рынок подтягиваются международные инвестиционные банки (Goldman Sachs, JPMorgan, Morgan Stanley и др.), крупнейшие аудиторские компании (PricewaterhouseCoopers, Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG) и крупные российские финансовые институты, такие как «Росбанк». Пока они выступают только как консультанты по разным сделкам, различным бизнес-процессам, но вполне возможно, что и они примут какое-то участие. Пока еще крупные американские, европейские и азиатские игроки рынка кабельного телевидения и широкополосного доступа не заметили Россию, по тем или иным причинам не хотят приходить на российский рынок. Даже такие операторы, как UPC-UGC – это крупнейший европейский оператор, очень активно работающий, среди прочего, в Восточной Европе, в Венгрии, в Румынии; но принципиально, по тем или иным причинам, на российский рынок не обращает внимания. То же самое – и игроки азиатские, американские. То есть крупнейшие мировые кабельные операторы российский рынок не заметили.
В целом, российский рынок слияний и поглощений операторов кабельного телевидения и широкополосного доступа стал более цивилизованным, работает по более понятным и прогнозируемым правилам и становится все больше и больше похож на аналогичные европейские рынки.
Третья часть доклада – основные принципы слияний и поглощений. Ситуация здесь следующая. Стандарты по покупкам операторов сейчас одинаковы у всех игроков, присутствующих на рынке. Они уже полностью отвечают международным стандартам. Наш рынок перестал быть чем-то особенным. Если раньше были случаи, когда оператор покупался, потому что хочется, и цена определялась по принципу «хочу – не хочу», то сейчас все эти процессы происходят с привлечением аудиторских фирм, консультантов, которые тоже оценивают ситуацию, и по тем стандартам, которые приняты во всем мире. Соответственно, компания, которая хочет продаться кому-либо на данном рынке, должна иметь юридическую «чистоту». В это понятие входит:

• Полная легитимность учредительных и уставных документов.
• Наличие всех необходимых лицензий и разрешений.
• Наличие договоров со всеми транслируемыми телеканалами.
У компании не должно быть никаких «хвостов» или «скелетов в шкафах»:
• Желательно наличие справки от налоговых органов об отсутствии претензий или акт налоговой проверки.
• Наличие заключения аудиторской проверки уважаемого аудитора об отсутствии у компании рисковых обязательств, налоговых и прочих рисков.
Кроме этого, компания должна быть максимально дружественной с муниципальными органами. У нее должны быть правильно оформленные договоры с обслуживающими организациями, собственниками жилья и другими контрагентами на муниципальном уровне. В общем же, необходима готовность продавцов (акционеров/участников продаваемого бизнеса) продать не менее 51%, а скорее до 100% доли в продаваемой компании.
В завершение доклада А. Петров остановился на критериях определения стоимости компании. В настоящее время на первый план выходят финансовые показатели деятельности операторов, а не просто факт их наличия в каком-то городе. Сейчас, когда происходят сделки покупки-продажи оператора кабельного телевидения, есть совершенно четкие математические формулы, которые определяют стоимость компании. Стоимость определяется, в первую очередь, исходя из финансовых показателей: годовой выручки компании, годовой операционной прибыли (EBITDA), годовой бухгалтерской прибыли. Эти показатели уже определяют стоимость. Показатели второго эшелона – это и техническое состояние сети, и количество абонентов – являются вспомогательными коэффициентами для определения стоимости бизнеса. Попытки привести стоимость абонента сейчас уже уходят на задний план, потому что очень сложно сравнивать абонента, который платит 500 рублей, и абонента, который платит 80. Некая цена за одного абонента – это понятие, которое вводят журналисты в попытке сравнивать те или иные активы. На самом деле, сейчас на первый план выходят финансовые показатели деятельности компании.

По материалам доклада А. Петрова.


 
Теле-Спутник Декабрь 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт