110Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Mipcom-2007 – контент для мобильного ТВ и Интернет-ТВ


Николай Орлов Теле-Спутник - 12(146) Декабрь 2007 г.


Когда я произносил название небольшого приморского городка Канны на Лазурном берегу Франции, то практически у любого моего собеседника возникала ассоциация с известнейшим Каннским кинофестивалем. Оказывается, что в Каннах проводится огромное количество других мероприятий, в частности, телевизионные фестивали, к которым можно отнести MIPCOM.

Магистральный усилитель
на улице.
Октябрьский город Канны встретил теплой погодой и неожиданными впечатлениями. Открыто расположенный прямо на улице магистральный усилитель сети местного кабельного ТВ производства компании Teleste долго не укладывался в моей голове. Наш журнал постоянно пишет о различных противовандальных ящиках и других ухищрениях российских кабельщиков, на которые они идут, чтобы сберечь свое оборудование. А здесь усилитель расположен не на чердаке, не в подвале, а просто на улице. И даже следов какой-либо дверцы, которая прикрывала бы его от любопытных взглядов, я не нашел. Нет, все же на Лазурном берегу течет какая-то совсем другая, не известная нам, размеренная и вальяжная жизнь.
Неким ее воплощением можно считать выставочный комплекс, расположенный прямо на городской набережной. Отпечатки рук известных артистов напоминают о том самом знаменитом Каннском кинофестивале. Удалось найти такие известные имена, как Клод Лелюш, Франко Зеферелли, Шарль Азнавур, Деми Мур, Олег Меньшиков и Микки-Маус. Все они оставили свой след в мировом кинематографе, не миновав, конечно, и телевизионные экраны. Незримое присутствие звезд, безусловно, создает определенную ауру телерынку. Хотя туда приезжают не знаменитые артисты, а скучные бизнесмены от телевидения, покупающие и продающие телевизионные права.

Контент для мобильного ТВ
Одно из наиболее интересных мероприятий MIPCOM — конкурс видео-продукции для мобильного ТВ и Интернета (Mobile&Internret TV Awards). Меня уже давно интересовало, что же такое надо показывать на малюсеньком экране мобильного устройства, чтобы заставить абонента платить деньги за просмотр этого контента. Этот конкурс, в какой-то степени, дал ответ на мой вопрос.
В ходе просмотра работ номинантов конкурса выявилось несколько общих тенденций. В первую очередь, для мобильного и интернет-контента это, конечно, интерактивность, сочетающаяся с немалой оперативностью реакции на запросы телезрителей. Португальская продюсерская компания BeAсtive представила на конкурс свой сериал «Дневник Софии» (Sofia’s Diary), который транслировался в Бразилии. Новые серии выходили ежедневно, и каждая заканчивалась вопросом. Например, София ссорится с друзьями и уходит от них в задумчивости. Зрителям задается вопрос: куда сейчас пойти Софии — обратно в класс (сериал молодежный, София учится в школе) или в снэк-бар знакомиться с мальчиками? Зрители голосуют, отсылая SMS, и сюжет строится в зависимости от результата голосования.
Я не думаю, что каждая новая серия снималась ежедневно в зависимости от результатов голосования. Скорее всего, продюсеры подготовили сценарий и строили схему вопросов и возможных ответов так, чтобы сценарий попадал на уже имеющуюся заготовку. Но все равно результат впечатляет возможностями молниеносного интерактивного контакта со зрителями.
Вторая закономерность — это использование нескольких вещательных платформ и сопутствующих СМИ. Тот же сериал про девушку Софию транслировался по обычному ТВ каналу, по мобильному ТВ, в Интернете и даже по радио (наверное, какая-то аудиоверсия). В случае ежедневного показа наличие нескольких вещательных сред становится очень актуальным для таких быстроразвивающихся проектов. Например, телезритель, уехав на несколько дней на дачу, пропускает несколько серий и полностью выпадает из канвы стремительно развивающихся событий, а значит — выпадает и из интерактивной среды общения. При наличии нескольких вещательных платформ в разных средах передачи для абонента значительно увеличивается вероятность смотреть сериал ежедневно. При наличии в Бразилии сигнала мобильного оператора очередная серия и инструмент интерактивного общения будут вполне доступны для телезрителя.
Кроме того, вокруг таких проектов разворачивается деятельность в сопутствующих СМИ. Создаются интернет-фанклубы, специализированные блоги, выпускается сувенирная продукция, ведется книгоиздательская деятельность.
Презентация программы «Европа 2006 —
зарисовки из Сеуты»
Интересно отметить следующую тенденцию. Для демонстрации видео на мобильных устройствах и в Интернете на первый план выходят интерактивные контакты со зрителями и быстрая реакция на их запросы, максимальная приближенность контента к формату реалити-шоу, а, собственно, качество видеосигнала и постановочные съемки отходит на второй план. Поэтому часто такой контент снимается не профессиональными ТВ камерами, а обычными мобильными телефонами с функцией записи видео. В рамках обсуждаемого конкурса, для работ, снятых на мобильный телефон, была введена отдельная номинация.
Когда режиссер и оператор ограничены в технических средствах, то на первый план выходят оригинальная идея, творческий подход и мастерство исполнения.
В качестве примера можно привести серию интервью, снятых с подростками из арабских стран Северной Африки, мечтающих попасть в Европу. Передача «Европа 2006 — зарисовки из Сеуты» снята французской студией Noir Production. Кратко сюжет передачи следующий. Испанский город Сеута является частью Европы, но расположен на африканской стороне Гибралтарского пролива и граничит только с Марокко. Это такой небольшой островок Европы на краю огромного Африканского континента. Естественно, что именно через этот город африканские подростки арабского происхождения стремятся всеми легальными и нелегальными способами эмигрировать в Европу в поисках лучшей жизни. Там и проводились съемки программы.
У меня сложилось впечатления, что подростки значительно меньше смущались привычного вида мобильного телефона, чем громоздкой профессиональной телекамеры. Поэтому интервью получились правдивее и натуральнее, чем это могло бы быть в случае съемок при помощи профессионального телевизионного оборудования.
Из технических ограничений интересно отметить тот факт, что на телефон помещалось всего 15 минут видео. После этого съемку надо было прерывать и «скидывать» видеофайлы на какое-то дисковое устройство. Это ограничение не давало оператору «права на ошибку» и делало видеосюжеты очень лаконичными. Все это как нельзя лучше укладывается в формат видеоконтента для мобильного ТВ, который предполагает только относительно короткие фильмы и передачи, которые абонент может успеть посмотреть где-то «на ходу».Тем не менее, такого рода работы я бы отнес к категории авторских, далеких от массовой индустрии развлечений. Я сомневаюсь, что абоненты мобильного ТВ будут платить абонентскую плату за просмотр где-нибудь в автобусе или в электричке такого рода видео, предполагающего вдумчивый просмотр и последующее глубокое размышления об идее автора в частности и смысле жизни вообще.

Анимация для мобильного ТВ
Презентация программы Toei Animation
Презентация программы Aloutach
Как это ни странно, очень неплохо вписывается в формат мобильного ТВ анимация. Так, например, японская компания Toei Animation представила на конкурс одноименный сериал анимированных комиксов. Сериал содержит, ни много ни мало, 9700 отдельных эпизодов общей продолжительностью 4800 часов. Несмотря на несколько легкомысленный жар, целевой аудиторией проекта являются взрослые мужчины и, в меньшей степени, дети также мужского пола. Естественно, такого рода контент распространяется и через Интернет.
В области мультипликации также сильны позиции интерактивных сервисов. Французская компания Planet Nemo Animation создала сериал Aloutach, состоящий из 52 двухминутных эпизодов, сделанных по технологии флэш-анимации. Программа ориентирована на детскую аудиторию. Отличительной особенностью сериала Aloutach является возможность для телезрителя видоизменять картинку на экране. Для сериала разработана библиотека объектных модулей, которые можно встраивать в движок мультфильма. Например, маленький телезритель может выбрать внешний вид главных героев мультика из нескольких предложенных вариантов.

Контент для интернет-проектов
Из интернет-проектов вне рамок конкурсной программы был отмечен проект Lonleygirl15, что означает, вероятно, историю одинокой 15-летней девочки. Сайт в Интернете — www.lg15.com. Этот проект заключается в съемках серий коротких эпизодов, последовательно рассказывающих о жизни американского подростка. Съемки велись на обычную веб-камеру. Регулярный выход новых серий и максимальная приближенность к реальной жизни, естественное, не наигранное поведение героини обеспечили проекту фантастическую популярность. Были приведены следующие данные посещаемости сайта проекта. Всего нанего зашли около 70 млн посетителей. Еженедельная аудитория сайта измеряется сотнями тысяч посетителей. Оставляются миллионы комментариев. У проекта создалась значительная фанатская аудитория, он регулярно освещается в прессе в разных странах мира.Оригинальный проект ведется в США. В связи с успехом он клонирован в других странах с расчетом на аудиторию этих стран. В частности, весьма успешным является аналогичный английский проект. Для размещения видео используются ресурсы известного сайта Youtube.com.
В связи с успехом подобных видео-интернет-проектов серьезные коммерческие спутниковые телевизионные каналы заинтересовались этим видом деятельности и также начали развивать что-то подобное. В частности, на MIPCOM был анонсирован совместный проект канала Euronews с известнейшим сайтом YouTube, который носит название NoComment.tv.
Канал Euronews имеет соответствующую программу с названием NoComment в своей сетке передач, обычно она идет после новостей. Там демонстрируются сюжеты с мест событий без всяких комментариев журналистов с оригинальным звуком, записанным одновременно с видео. Обычно перед программой идет сюжет в новостях канала, где телезритель входит в курс происходящих событий.
А в программе NoComment телезритель получает дополнительный видеорепортаж.
Подобные сюжеты в стиле NoComment планируется выкладывать в Интернет, вероятно, в большем объеме, чем они показываются в рамках телевизионной программы. Для показа видео используются движок и другие ресурсы сайта YouTube. В рамках проекта планируется развивать кросс-промоушн одноименных программы и интернет-проекта.
Хочется обратить внимание наших читателей, что для всех интернет-проектов крайне остро стоит вопрос авторских и смежных прав. Если любое телевизионное вещание имеет ту или иную территорию распространения, и именно на эту территорию телевизионные каналы приобретают права, то для Интернета характерна доступность из любой точки мира. Поэтому права у интернет-проектов должны быть на весь мир, причем не только на видео, но и на музыкальные произведения, использующиеся в качестве звукового сопровождения к видео. Для интернет-проектов практически невозможно закупать программную продукцию на телерынках типа MIPCOM, поскольку у дистрибюторских компаний далеко не всегда бывают права на те или иные программы на весь мир. А вопрос с правами на музыкальные произведения вообще непонятно, как решать в рамках существующей системы системы национальных авторских обществ.
В результате для Интернета характерно использование оригинальной специально под этот проект снятой программной продукции с оригинальным музыкальным сопровождением или вообще без сопровождения. Естественно, экономически нецелесообразно делать эту видеопродукцию с тем же техническим уровнем и использованием высокопрофессиональных человеческих ресурсов, что и программы для традиционного ТВ. Пока такие затраты интернет-проекты окупить не могут. На первый план с учетом простоты технических средств и ограниченной численности творческих коллективов выходят оригинальность и актуальность режиссерских идей и максимальная степень приближенности персонажей к реальной жизни людей без привлечения звезд кино и телевидения.

Российские компании на MIPCOM
Российские компании достаточно широко были представлены на MIPCOM на стендах со своей телевизионной продукцией. В первую очередь, надо, конечно, отметить экспозиции телеканалов «Россия» и НТВ. Их представители этих каналов отметили, что спросом пользуется документалистика и отечественные сериалы. Представители телеканала «Россия» сообщили о договоренностях о продаже документальных программ для канала Discovery.
Ряд других компаний, например Central Partnership, Гостелерадиофонд, «Феникс-Фильм», RUSCICO, представили на международном телерынке фильмы как советского периода, так и современные российские.На MIPCOM был также представлен Mini Movie International Channel. Это детище Дмитрия Лесневского, который, покинув телеканал Ren-TV, занялся новым телевизионным проектом. По словам менеджеров телеканала, присутствовавших на стенде, это будет канал короткометражных фильмов. Причем распространяться он будет не только в России, но и в других странах мира, в Европе и в Азии. Сотрудники будущего телеканала на MIPCOM занимались, в основном, закупкой фильмов для запуска своего канала. По всей видимости, он планируется в 2008 году.

Техника на MIPCOM
Компаний, представляющих те или иные технические решения, на MIPCOM практически не было. Нам удалось обнаружить только французскую компанию Smartjog, которая предоставляет преимущественно для телеканалов по спутниковым и наземным каналам связи доступ к библиотекам видеопродукции известных мейджоров и крупных дистрибьюторских компаний. Доступ к демонстрационным роликам различных программ и фильмов свободный. Оригинальные программы в высоком разрешении доставляются через систему Smartjog по цене около 20 евро за гигабайт. Для подключения к системе Smartjog необходимо установить фирменный сервер этой компании и подключить его к всей системе через какой-нибудь широкополосный канал связи. За пользование сервером платится арендная плата. К сожалению, не очень понятно, насколько структурирована информация в базе видеоданных компании Smartjog и насколько там развиты системы поиска. Тем не менее, к системе Smartjog подключены сотни крупнейших телевизионных каналов в большинстве стран мира, в том числе известные российские и украинские телевизионные каналы.
Если через призму телерынка MIPCOM бросить взгляд на мировую индустрию производства телевизионного контента, то приходится констатировать, что традиционное телевидение по-прежнему занимает большую часть рынка. При этом практически все европейские и американские продюсерские компании заявляют, что вся новая телевизионная продукция сейчас снимается только в HD. Так что, судя по объемам производства HD контента, мы находимся на пороге внедрения этого стандарта в массовое телевизионное вещание.
Контент для других платформ распространения ТВ сигнала, например для Интернета и мобильного ТВ, пока находится на уровне экспериментального производства, хотя отдельные проекты имеют потрясающий коммерческий успех. Мне кажется, что до наступления эпохи мобильного ТВ и Интернет-ТВ должно пройти еще, по крайней мере, несколько лет, чтобы студии научились снимать и произвели специализированный контент для этих сред распространения ТВ сигнала в необходимом объеме.



 
Теле-Спутник Декабрь 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт