106Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Бизнес и государственные проекты («Инфокомм 2007»)


Всеволод Колюбакин Теле-Спутник - 12(146) Декабрь 2007 г.


Если посмотреть на российский рынок спутниковой емкости за последние десять лет, то в динамике спроса и предложения наблюдается явно выраженная синусоида. В середине 1990-х начали развиваться коммуникационные и телевизионные проекты, основывающиеся на спутниковой передаче. Российская группировка состояла тогда из спутников «Горизонт» и «Экспресс», и емкости на них не хватало.

После запуска КА «Ямал-100» и «Экспресс-А» некоторое время наблюдался переизбыток емкости, особенно на «Ямал-100», поскольку маркетинг этого КА происходил с нуля, тогда как «Экспрессы» появлялись в точках, где уже работали сети. Например, на самой популярной российской орбитальной позиции 80° в.д. ресурс был продан еще до запуска. Промежуток избытка емкости был коротким, и за два-три года емкость полностью исчерпалась. После очередного обновления российской коммуникационной спутниковой группировки операторы некоторое время были серьезно озабочены продажей емкости. Проводился активный, можно даже сказать, агрессивный (в хорошем смысле этого слова) маркетинг, искались новые приложения, вводились новые услуги. Сейчас рынок опять пришел к тому, что спрос на емкость выше, чем предложение. Это связано, прежде всего, с активным развитием цифрового спутникового телевещания, ростом телеканалов, вышедших на спутник, активизировавшимся развитием VSAT сетей и в, первую очередь, реализацией государственных программ – «Универсальной услуги» и «Образования».
Два российских оператора – ФГУП «Космическая связь» и ОАО «Газком» – сейчас находятся в сходной ситуации: емкость на существующих спутниках практически заполнена, идет работа над запуском и вводом в эксплуатацию новых космических аппаратов. ГПКС ожидает появления нового КА в январе, «Газком» – примерно через год. Поэтому оба оператора работают над маркетингом тех спутников, которые должны появиться в будущем. Небольшое отличие заключается в том, что оба они активно выходят за пределы российского рынка. У «Газкома» уже есть один КА, который предназначен для ближневосточного рынка, у ГПКС вскоре должен появиться спутник, который будет обслуживать Азию и Африку. Но маркетинг этих бортов ведется, в основном, не на российских мероприятиях.
Большое внимание на выставке было уделено уже упоминавшимся государственным программам – «Образование» и «Универсальная услуга» (УУ). Были представлены стенды, демонстрирующие развитие этих программ в различных регионах. Помимо этого, были проведены два круглых стола, о которых ниже и пойдет речь.

«Универсальная услуга»

Описание проекта в общих чертах было дано в предыдущем номере «Теле-Спутника». Это взгляд, как выглядит универсальная услуга с точки зрения официальных государственных структур. Как же выглядит она с точки зрения тех, кто непосредственно ею занимается, в частности операторов? Работает ли принятая схема? Что в итоге получит простой российский гражданин?
Сначала вкратце об «Универсальной услуге». Существуют регионы, где оказывать услуги связи операторам невыгодно; объем инвестиций – большой, плотность населения – низкая, население с далеко не самой высокой платежеспособностью. Возникает явно выраженный дисбаланс в развитии информационных сетей в мегаполисах и отдаленных населенных пунктах. Поэтому в новом законе «О связи» было прописано положение об универсальной услуге, которое включает в себя предоставление услуг связи при помощи таксофонов и коллективные пункты доступа в Интернет. По правилам, таксофоны должны быть установлены так, чтобы до них было не более часа пешего хода. Пункты коллективного доступа ставятся в населенных пунктах с населением не менее 500 человек.
Оператор, предоставляющий услуги в коммерчески невыгодных районах, получает компенсацию из специально сформированного фонда. Впоследствии был издан ряд подзаконных актов, которые регламентировали проведение конкурсов, порядок оказания услуг и порядок компенсации.
К осени этого года был закончен первый этап реализации программы, летом следующего года программа, в основном, должна быть завершена.
Нужно отметить еще один немаловажный момент. Иногда под универсальной услугой подразумевается ситуация, когда телефонная связь и интернет-доступ доступны каждому жителю России именно у него дома, а не в таксофоне и пункте коллективного доступа. Но это не та услуга, о которой говорится в законе «О связи», и до такого положения вещей в России пока весьма далеко.
Пока рано говорить, насколько успешен проект, поскольку еще нет опыта эксплуатации, и информированность населения пока недостаточна. Но, в общем и целом, можно говорить, что проект успешен. Прежде всего, это социальные аспекты, поскольку большое количество людей перестали быть фактически оторванными от остального мира. Одним оператором были сказаны слова, которые, при некоторой пафосности, достаточно точно отражают положение вещей: «Город в большом долгу у деревни, и проект универсальной услуги позволит несколько уменьшить этот долг».
Для операторов УУ интересна, поскольку у них появилась возможность развить инфраструктуру там, куда они раньше не могли прийти со своими коммерческими проектами. Сейчас, помимо УУ, оператор может внедрять дополнительные услуги, за которые будет идти прибыль.
Одно из требований к оператору УУ – из самых тяжелых – кстати, требование к отдельному ведению учета доходов и расходов. Существует проработаная методология, закрепленная приказами Минсвязи. То есть, если по одному каналу оказывается три услуги, то пропорционально распределению – например, трафику – делятся расходы по содержанию и эксплуатации этого канала. То есть, если с таксофона оказываются две услуги – одна относится к УУ, а другая – нет, и например, емкость линии делится пополам, то расходы на содержание таксофона тоже делятся пополам. Но продвижение УУ для оператора снижает риск, позволяя, тем не менее, развивать коммерческие проекты и получать дополнительный доход.

Финансирование «Универсальной услуги»

Эти вопросы контролируются Россвязью, от которой присутствовала Ольга Базина, дававшая разъяснения по финансовым вопросам.
Наполнение фонда происходит согласно установленным документам. Не все операторы платят вовремя. Неплательщику отправляется предупредительное письмо. Пока еще не было случаев, чтобы после такого письма этот платеж не был сделан. В целом, выплаты в фонд поступают аккуратно, в дальнейшем планируется усилить механизм контроля, для чего планируется привлечь другое ведомство – Россвязьохранкультуры. Необходимость этих выплат внесут в условие лицензии. Всего собрали столько, сколько и планировали – 13 млрд руб.; поступления за 2007 год составили 5 млрд. Что касается компенсаций, то за первое полугодие 2007 года выплачено около 1 млрд руб. Процесс прозрачен, но только в том, что касается проведения конкурсов и их результатов.
Информация о том, сколько платит каждый оператор в фонд – закрыта. В каждом договоре указывается не конкретная сумма возмещения, а максимальный предел, которую оператор превысить не может. Но пока операторы заявляют суммы гораздо меньшие указанного максимума. Был случай, когда конкурс был выигран с нулевой суммой возмещения – это был ход оператора по защите рынка.
Срок оказания услуги мал, поэтому провести качественный анализ и подсчитать количество трафика пока не представляется возможным.
Насколько свободен оператор в выборе технологии? Есть два условия, которые он указывает в своей заявке: сроки, в которые он готов начать оказывать УУ, в условиях конкурса указаны некие рамки. Второе – предельная сумма возмещения, которую оператор себе насчитал. Технология не указывается в конкурсной заявке, только сумма. Есть общие требования к таксофонам и ПКД по скорости доступа.
За первое полугодие 2007 года общий трафик на все установленные таксофоны составил примерно 1 млн 400 тысяч минут. Из него примерно 40% – местные соединения, то есть именно то, что относится к универсальной услуге. Все остальное – дальний трафик, который к универсальной услуге не относится. НА 1 октября установлено 57 613 таксофонов.
С какими проблемами сталкивается оператор универсальной услуги?
ФГУП «Почта России» выиграла большинство конкурсов на ПКД на территории 66 субъектов РФ. «Почта России» не оператор связи, но в процессе реализации проекта ФГУП самостоятельно закупило и установило более тысячи спутниковых станций, и в ближайшем будущем необходимо закупить и установить еще нескольких сотен.
Стандартный ПКД представляет собой два рабочих места для выхода в Интернет, плюс добавочный сервис – запись и распечатка данных и пр. Со стороны «Почты» был сделан мягкий упрек в сторону других операторов, выигравших некоторое количество конкурсов на ПКД, поскольку в их пунктах такие услуги пока не предусмотрены.
На сегодня внедрено более 13 тысяч ПКД, более чем 11 тысяч имеют разрешение Россвязьохранкультуры. Процесс внедрения непрост. Проблема – это, конечно же, неразвитая инфраструктура там, где нужно предоставлять УУ. Сегодня можно сказать, что инфраструктурно она решена, пока вопрос в том, насколько востребованы эти услуги.
Вторая проблема, как уже можно догадаться, – процедура оформления, занимающая много времени. ПКД, по сути, является оконечным устройством сети передачи данных, тогда как существующие правила требуют сдачи ПКД как узла связи. Из этого вытекает проблема со временем сдачи в эксплуатацию, так как сроки жестко лимитированы.
Третья проблема. Несмотря на то, что «Почта России» – самая разветвленная структура в РФ, более 40 тысяч объектов, далеко не во всех населенных пунктах есть отделения почтовой связи. В некоторых местах были серьезные проблемы с тем, чтобы достичь соглашения о месте размещения ПКД.
В чем присутствующие операторы были единогласны, так это в том, что разработанная схема работает: при правильном составлении необходимых документов компенсационные выплаты поступают без проблем. Выплата происходит два раза в год, в скором времени она будет проводиться поквартально. Они производятся не за создание сети, а за оказание услуги, то есть оператор, согласно контракту, заключенному на пять лет, несет ответственность за то, что его таксофон и ПКД работает. Контракт заключен на пять лет. Есть печальный опыт Чили: там операторам было единоразово выплачена компенсация, после чего оператор установил таксофоны и дал понять, что дальше это не его дело.
Пока в документах четко не пописано то, как и сколько должен работать таксофон. Но Россвязь работает над этим. В частности, рассматривается вопрос об уменьшении компенсации оператору, если таксофон не работает больше суток.
В качестве некоторого минуса было указано, что, несмотря на то, что программе уделяется должное внимание, она не пропиарена на нужном уровне. Многие администрации не понимают значения этой программы, их помощь могла бы быть и побольше. Но это зависит от регионов. В некоторых районах администрация не только оказывала поддержку операторам, но и проводила активную информационную кампанию в СМИ, разъясняя населению, в чем смысл универсальной услуги. Пункты коллективного доступа, в основном, строятся на основе VSAT, что понятно, поскольку в удаленных населенных пунктах альтернатив, по сути, не существует. С одной стороны – признают операторы – это хорошо, поскольку при реализации проекта они ни от кого не зависят, и довольно быстро можно развернуть пункт доступа. Но есть один серьезный минус: точкой признания услуг является проведение платежа по универсальной услуге; то есть с того момента, когда пришли первые пользователи и прошли первые платежи. Но для получения компенсации требуется сдать каждый ПКД как узел связи, что необычайно сложно, в первую очередь, по срокам. А сроки, как уже говорилось, – это основной фактор, который учитывается при рассмотрении запроса на компенсацию. Трудно работать в южных областях, в частности в Ставропольском крае, поскольку эти области из-за близости напряженного, в политическом смысле, Кавказа и повышенной террористической опасности требуют регистрации и согласования VSAT в силовых структурах. То есть оператор оказывается в следующей ситуации: он тратит средства на оборудование, разворачивает сеть, ставит ПКД, начинает реально предоставлять услуги, а вознаграждения не получает, поскольку ПКД не сдан как узел связи. Хотя по договору с ФАС сдача ПКД считается по прохождению платежа. И по договору, если оператор не разворачивает в срок, к нему применяются штрафные санкции. То есть оператор может оказаться в ситуации, когда при развернутой сети и фактически оказываемых услугах он не только не получит компенсации, но еще и потеряет деньги. Но можно надеяться, что эти сложности носят временный характер, поскольку они были связаны исключительно с реорганизацией структуры госорганов, которая очень некстати пришлась как раз на время реализации проекта. Функции распределения частот были переданы от Россвязи в Росохранкультуру, и во время передачи в работе возник сбой. Но есть и операторы, которые считают, что ПКД должен сдаваться именно как узел связи, о чем есть указания в соответствующих документах; и операторы, участвуя в конкурсе, об этом знали. Проблема в другом – местные отделения Россвязьнадзора временами трактуют приказы по-своему, что и является причиной задержек в сдаче объектов. Но это отдельные регионы, в других удается находить общий язык с регуляторами, не выходя за рамки законов и постановлений. К тому же, готовится приказ, который изменит процедуру; вместо сдачи узла связи будет необходимо регистрировать сеть, что должно облегчить процедуру. Существуют проблемы, которые вроде бы как к связи и не относятся. Например, одно из них – обеспечение ПКД бесперебойным элетропитанием 24 часа в сутки. То есть требования, как к стратегическому объекту. Но в правилах предоставления УУ четко прописано: «5 дней в неделю, 8 часов в сутки», что вполне логично и оправдано для ПКД.

Универсальная услуга в мегаполисах

УУ предоставляется не только в удаленных населенных пунктах, но и в таких мегаполисах, как Москва и Снакт-Петерьург. Казалось бы, зачем, если в крупных городах со связью все хорошо?
Эта услуга в крупных городах предназначена для населения, имеющего низкий доход. По Москве установлено больше сотни таксофонов. Развитие этой сети ограничивают для того, чтобы УУ не подрывала рынок связи. По условиям конкурса были чётко установлены места установки таксофонов, в основном, это вокзалы и аэропорты. Там есть таксофоны и коммерческих операторов.
В чем основная идея установки универсальных таксофонов? В основном, это предназначено для транзитных пассажиров. Допустим, вы делаете пересадку в московском аэропорте Шереметьево, а потом вам нужно на вокзал. Купить карту местного оператора не всегда возможно. Да и цена ее, особенно в таких местах как Шереметьево, достаточно высока. Таксофоны универсальной услуги работают от универсальной карты, единой для всех операторов, таково условие. Вообще в мире существует два подхода: единая карта для всех таксофонов УУ, либо каждый оператор вводит свою карту, а вопрос роуминга – это вопрос договоренности. Для Запада более характерен второй подход, для России целесообразным был признан первый. К тому же, ввиду того, что карта – собственность оператора, оператор универсальной услуги может получать прибыль за работу своей карты в сети оператора другого региона.
Сергей Пехтерев («Сеть Телеком»): «По моим оценкам, каждый третий VSAT работает по проекту УУ. И в этом роль проекта в развитии технологии. Будет набираться опыт эксплуатации, он тоже даст много. Из тех проблем, которые сейчас поднимают операторы – электропитание, вандализм и другое – это, в некоторой степени, предположения и операторские страхи. Второе, что касается ПКД: как операторы будут развивать дополнительные услуги? Благодаря УУ оператор создает во всем регионе сеть – особенно это касается тех, кто ставит VSAT, поскольку возможности станций гораздо больше тех, которые требуются в рамках УУ. Планы есть у всех операторов, интересно, как оно все получится».

VSAT

Итак, основной вопрос – недостаток частотного ресурса. Но это, в некотором роде, общие слова. Как же выглядит этот недостаток конкретно с точки зрения VSAT операторов, разработчиков и спутниковых операторов? Рынку будет тяжело, но он переживетСуществует и мнение, что отсутствие ресурса – это преувеличение. Да, есть некоторый недостаток емкости и вызванный ею ажиотаж. Крупные операторы с некоторым запасом имеют больше возможностей для реализации проектов. Значит, весьма вероятен процесс поглощения крупными операторами более мелких.
Но, несмотря на рост цены на спутниковый сегмент, наблюдается рост продаж и рост реализуемых проектов, поскольку ажиотаж подстегивает реализацию, операторы опасаются того момента, когда емкости не будет совсем.
Как уже говорилось, большие надежды возлагаются на «Экспресс-АМ33», запуск которого был намечен на сентябрь, но был перенесен на январь 2008-го из-за того, что поставщик «Полезной нагрузки» задержал поставку. К тому же, как сказал руководитель отдела маркетинга ГПКС Михаил Глинка, оба спутника создавались в ускоренном режиме. Обычно для создания КА производитель отводит 26-36 месяцев. Даже с учетом отложенного пуска создание КА будет проведено в 20 месяцев с момента начала работы. Сейчас сроки примерно такие: «Экспресс-АМ33» – январь, «Экспресс-АМ44» – апрель-май. Далее полтора-два месяца – на летно-конструкторские испытания, после чего КА будут введены в эксплуатацию.
Как это отразится на рынке? Да, ГПКС понимает, что недостаток есть, но глобальные национальные проекты не пострадают, потому как большие проекты – вроде «Образования» – уже реализованы, а у ГПКС нет сведений о проведении других глобальных проектов, которые могут потребовать большого количества спутникового ресурса.
Вряд ли «Экспресс-АМ44» сильно поможет российскому рынку, «Экспресс-АМ33» предназначен для Урала и Сибири. То есть, запуск этого КА приведет к развитию сетей именно в этих регионах.
Для операторов, которые видят своим полем деятельности только Россию, факт, что «Экспресс-АМ44» фактически выключен из российского бизнеса, огорчителен. А что же с «Экспресс-АМ33»? Когда же работающие сейчас в VSAT компании смогут почувствовать облегчение от его запуска?
«Экспресс-АМ33» будет выведен в 96° в.д. Сегодня ни один российский оператор не работает через эту точку. Следовательно, чтобы воспользоваться этим сегментом, операторы должны создать новый хаб. Но сейчас ситуация следующая: оператор может начать закупать оборудование, монтировать станцию, а в последний момент все планы перечеркнет авария ракеты-носителя (при этих словах все присутствующие дружно сплюнули и постучали по столу). И оператор потерпит большие убытки. То есть надежды, скорее, следующие: после того как спутник будет введен в эксплуатацию, на него перейдут некоторые операторы, освободив ресурсы на спутниках, расположенных в точках 80 и 53° в.д. Это произойдет небыстро, то есть появления свободных емкостей на остальных позициях можно ожидать не раньше, чем через год.
Чтобы рынок вздохнул свободно, необходимо запустить два-три полноценных КА уже сейчас, что в данный момент нереально. В рамках развития орбитальной группировки, внесенной в Федеральную космическую программу, ГПКС планирует вывод тяжелых аппаратов – в частности, в одну из самых популярных точек, 80° в.д. Но этот запуск будет произведен только через год. Некоторые операторы успешно работают через иностранные борта, но большинство считают этот вариант неприемлемым из-за трудностей с оформлением. Поэтому опять встал вопрос о том, чтобы ввести облегченную процедуру регистрации VSAT станций для иностранного сегмента. На заседании НАСС «Интерспутник» выступил с инициативой рассмотреть возможность принятия упрощенной процедуры для иностранных спутников. Пока этот вариант далек от реализации. Но инициатива «Интерспутника показывает, что операторы всерьез заинтересовались этой проблемой. Как известно, в проведении упрощенной процедуры для спутников «Экспресс» и «Ямал» активное участие принимали и ГПКС, и «Газком». Операторами проводились необходимые исследования, на основании которых и разрабатывалась упрощенная процедура. Представители НИИ радио (головное предприятие в этом проекте) неоднократно заявляли, что готовы провести такую работу для иностранных операторов в случае проявления инициативы с их стороны. Но пока ни Intelsat, ни Eutelsat (основные иностранные игроки на российском рынке) такой инициативы не проявляли. Возможно, что заявление представителей «Интерспутника», использующего емкость как российских, так и иностранных бортов, – первое проявление такой инициативы. В любом случае, если вспомнить опыт введения упрощенной процедуры для российских спутников, этот процесс занимает как минимум два года. То есть даже если иностранные операторы активно возьмутся за эту проблему прямо сейчас, ситуация для российских VSAT операторов в ближайшее время не изменится. Присутствующие производители предложили посмотреть на вторую часть сети – на оборудование. Оператор должен обратить внимание на то, чтобы из имеющегося количества мегагерц выжать максимальное количество мегабит. Да, новые технологии, в частности DVB-S2, не панацея, но может помочь операторам.
Николай Железняков («Медиаспутник») предложил операторам сделать некий аудит используемой спутниковой емкости. Исследования, проведенные компанией, показывают, что эта емкость используется неэффективно. Иногда большую часть времени загружено только 20% арендованного канала. Всегда можно найти приложения, которые позволят процентов на 30-50 увеличить пропускную способность.
На это операторы ответили, что внедрение новых технологий – это, конечно, хорошо и правильно, но применение новых стандартов ведет к замене абонентского оборудования, а это очень большие затраты.

Итог

Ситуацию нельзя назвать катастрофической (как это было десять лет назад), но она достаточно напряженная. Но есть некоторое количество путей решения проблемы хотя бы на некоторое время. Разумеется, при серьезном развитии сетей никакие новые технологии уплотнения не помогут при отсутствии спутникового ресурса. С другой стороны, ситуация сейчас как в старой советской сказке: «нам бы только день простоять, да ночь продержаться» – через год-два спутниковые емкости должна появиться в достаточном количестве.
Что касается государственных проектов, то тут ситуация тоже двоякая. С одной стороны, они дали неимоверный толчок для развития VSAT технологии, что признают все. Эти проекты имеют весомый социальный и политический вес, это тоже очевидно. Государственные программы позволили создать инфраструктуру в невыгодных регионах, что может послужить базой для дальнейшего развития коммерческих услуг. Но есть и другой момент: признавая значимость программ, операторы отмечают, что они несколько затормозили развитие коммерческих проектов, в первую очередь потому, что «съели» спутниковый ресурс. Но, как резонно заметил представитель Мининформсвязи, государственные проекты всегда будут иметь приоритет. Нелепо было бы всерьез рассматривать жалобы водителей маршрутных такси, что муниципальный транспорт мешает их бизнесу.



 
Теле-Спутник Декабрь 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт