68Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



На рынке продолжается борьба за потребителя


Теле-Спутник - 11(145) Ноябрь 2007 г.


HeliosNet работает на российском рынке спутниковой связи с 2003 года. Среди реализованных проектов – сеть министерства по налогам и сборам, Министерства культуры, Министерства транспорта, Министерства по чрезвычайным ситуациям, нескольких сотовых операторов, сеть Томского государственного университета. Компания активно участвует в государственной программе «Универсальная услуга». О том, как видится состояние и перспективы российской VSAT индустрии, рассказывает руководитель отдела маркетинга HeliosNet Анна Вороничева.

Анна Вороничева
«Теле-Спутник»: Возникновение рынка VSAT в России. Когда возник этот рынок, какие к этому были предпосылки?
А. Вороничева:
Предпосылками развития рынка VSAT в нашей стране стали рост потребности регионов в связи и отсутствие развитой инфраструктуры телекоммуникаций на их территории. В свете огромных территорий нашей страны, ее географических и климатических особенностей, возникшая ситуация обеспечила популярность новой технологии.
Т-С: Когда компания начала работать на российском VSAT рынке?
А.В.:
HeliosNet вышел на рынок VSAT в 2003 году, развернув центральную станцию в Москве, и сейчас активно развивает сеть двустороннего доступа не только в России, но и за ее пределами. В настоящее время сеть базируется на ИЗС «Экспресс-АМ -22» (53° в.д.) и «Экспресс-АМ-2» (80° в.д.).
В 2006 году был построен и запущен в эксплуатацию второй хаб в г. Иркутск на базе спутника «Экспресс АМ-3» (140° в.д.). Зона охвата данного спутника позволяет предоставлять услуги связи на территории Чукотской, Камчатской и Сахалинской областей, недоступных для подавляющего большинства операторов.
Т-С: Какие изменения претерпел рынок с того времени?
А.В.:
Обновление спутниковой группировки, ряд реформ в регулировании отрасли, появление новых операторов, формирование рынка как такового.
Т-С: Как вы оцениваете состояние рынка сейчас?
А.В.:
В настоящее время на рынке продолжается конкурентная борьба, война за потребителя. Потенциальные абоненты осознают, что в современном мире связь необходима, и готовы платить за это деньги, а операторы все активнее продвигаются на восток России, в удаленные регионы. На сцену выходят новые компании, но ключевые игроки уже определились, и основная борьба происходит именно между ними.
Главная опасность для всех операторов заключается в том, что на настоящий момент российские спутники связи практически полностью загружены. Использовать ресурсы зарубежных спутников операторам VSAT неинтересно в силу особенностей российского законодательства, связанного с оформлением разрешительной документации на спутниковые станции.
В ситуации ограниченного спутникового ресурса операторы вынуждены работать на удержание существующих абонентов, а также изыскивать дополнительные возможности для получения прибыли. Это могут быть дополнительные услуги или услуги, не требующие использования большого объема спутниковой полосы.
Отдельные операторы, в том числе HeliosNet, активно используют возможность участия в федеральных программах: организации универсальных услуг, подключение школ к сети Интернет и проч. Подобные проекты позволяют не только расширить абонентскую базу, но и открывают большие возможности для развития бизнеса.
Как и прежде, хорошие перспективы у операторов, имеющих лобби в федеральных ведомствах и крупных компаниях; чаще всего такие возможности имеют дочерние компании крупных коммерческих структур, изначально создаваемые с целью организации инфраструктуры связи для головного предприятия.
В перспективе, полагаю, ключевые операторы изменят стратегию активного поиска абонентов на стратегию сохранения клиентской базы и укрепление своих позиций на рынке путем дифференциации услуг, выхода на смежные рынки, активного развития дополнительных сервисов, внедрением программ лояльности и т.п.Рост бизнеса основных игроков из горизонтальной плоскости перейдет в вертикальную, а компании, не почувствовавшие необходимости в изменении стратегии, могут сильно сдать свои позиции.
Т-С: Что является факторами, способствующими и препятствующими развитию VSAT технологий в России?
А.В.:
К способствующим факторам я бы отнесла развитие государственных программ по информатизации страны, которые дают реальную возможность операторам расширять свою сеть VSAT станций. В реализации программ тоже не все гладко, но поскольку это новый для России опыт, это нормальная ситуация.
К препятствующим факторам относятся дефицит ёмкостей каналов связи на российских спутниках, отсутствие возможности дальнейшего расширения сетей операторов связи, неактивный процесс упрощения процедуры оформления VSAT станций, несовершенство законодательства в сфере связи, длительная и дорогостоящая процедура легализации, необходимости закупки оборудования и ПО за рубежом.
Т-С: Каким образом ситуацию изменило введение упрощённой процедуры?
А.В.:
После 2004 года все специалисты отметили рост рынка, что объясняется снижением стоимостных и временных затрат на легализацию. Конечно, это не сделало VSAT широкодоступной для населения технологией, но на тот момент это был хороший стимул для развития рынка.
Т-С: Как вы оцениваете существующий сегодня спутниковый ресурс (как российских, так и зарубежных операторов) с точки зрения развития VSAT сетей в России? Как вы оцениваете перспективный спутниковый ресурс?
А.В.:
Дефицит российского спутникового ресурса становится сдерживающим фактором для развития сетей операторов связи. По известным причинам, строить сети VSAT на зарубежных спутниках, на данный момент, невыгодно.
Т-С: Как вы оцениваете роль государственных программ (например, программы «Интернет для школ») с точки зрения развития российских VSAT сетей?
А.В.:
Государственные программы и нацпроекты, несомненно, дело важное и хорошее. Программы эффективны как с точки зрения населения, так и с точки зрения оператора. С одной стороны, они способствуют развитию телекоммуникационной инфраструктуры страны, обеспечивают доступность новых технологий и услуг связи всем жителям регионов, в том числе удаленных, доступ школьникам к новым образовательным ресурсам. С другой стороны, оператор универсальных услуг связи получает новые возможности развития, расширения территории влияния, организации своей сети в одном или нескольких регионах. Мировой опыт показал, что универсальное обслуживание успешно используется в большинстве стран, среди которых Австралия, Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания, Канада, США, Австрия, Италия, Испания.
Конечно, наша страна имеет ряд специфических особенностей, в силу которых операторы, реализующие проекты УУС, сталкиваются с рядом проблем. Среди них – «непрозрачность» фонда универсального обслуживания, низкая степень PR поддержки проекта со стороны ФАС, неприменение принципа «одного окна» при работе операторов с ФАС по исполнению контрактов и другое. HeliosNet структурировал возникающие проблемы при работе над проектом УУС и разработал план мероприятий по их решению.
Т-С: Какие VSAT приложения и услуги сегодня наиболее востребованы на российском рынке? Какие будут, на ваш взгляд, востребованы в ближайшем будущем?
А.В.:
Поскольку основными потребителями услуг на базе VSAT являются коммерческие компании со схожими телекоммуникационными задачами, наиболее популярными сервисами являются организация корпоративных сетей и телефонии. Есть клиенты, для которых требуются нестандартные решения, и мы их готовы предложить. Но таких – единицы.
К дополнительным сервисам относятся видеоконференцсвязь, пакетная доставка и потоковая передача данных. Кроме того, мы развиваем новые дополнительные услуги для расширения возможностей клиентам. Так, в этом году мы запустили услугу «Helios Таксофон».
Т-С: Можно ли ожидать, что в обозримом будущем VSAT технологии появятся в частном владении в сколько-нибудь заметном количестве?
А.В.:
На данный момент существует ряд факторов, который заставляет оператора удерживать соответствующую цену на услуги и оборудование VSAT, чтобы поддерживать рентабельность бизнеса. Об этих факторах я упомянула выше. Когда операторы спутниковой связи совместно смогут эти факторы исключить или хотя бы снизить их влияние, тогда можно будет говорить о широком распространении VSAT на рынке частного пользователя.
Т-С: Какой вопрос, какую проблему в развитии российских VSAT сетей вы считаете сегодня наиболее важной?
А.В.:
Дефицит спутникового ресурса и высокие затраты времени и финансов процедуру легализации.
Беседовал В. Колюбакин.


 
Теле-Спутник Ноябрь 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт