В последние десять лет в коммуникационном и вещательном бизнесе очень популярны процессы укрупнения компаний: либо за счет скупки более мелких, либо за счет объединения. Первый процесс, скорее, характерен для России, для Америки – второй. Характерен процесс объединения двух крупных компаний никогда не проходит быстро и безболезненно. В первую очередь, потому, что одного желания руководства и акционеров недостаточно: необходимо, чтобы сделку разрешили соответствующие структуры. В США такой является Федеральная комиссия по связи – FCC. Разумеется, у таких сделок есть как сторонники, так и противники, которые используют все законные способы, чтобы повлиять на решение Комиссии. К законным способам относятся кампания в СМИ, привлечение на свою сторону общественных организаций и политиков.
Одной из самых ярких подобных сделок последних лет была, несомненно, попытка объединения двух вещателей непосредственного спутникового ТВ – DirecTV и EchoStar. Процесс длился около полутора лет и закончился для операторов неудачей – Комиссия сделку заблокировала. В этом году настала очередь спутникового радио; два оператора, работающие на американском рынке, заявили о намерении объединиться в одну компанию. Оба вещателя – XM и Sirius – предоставляли свой сервис с 2001 года, оба имели около 7 млн абонентов, какие-то свои бонусы для привлечения покупателей – в основном, эксклюзивные права на некоторых популярных исполнителей; оба активно заключали с производителями автомобилей соглашения на установки своих приемников. И обе компании, разумеется, очень жестко между собой конкурировали.
Первые слухи появились летом 2006 года. В июне Мэл Кармазин – исполнительный директор Sirius – заявил, что вопрос о продаже Sirius не стоит. Но в то же время он добавил, что его компания с удовольствием купила бы XM в том случае, если цена была бы подходящей и у регуляторных органов не возникло возражений. Отношение FCC к этой идее все поначалу судили по тому факту, что Комиссия заблокировала сделку по объединению Dish Network и DirecTV. С другой стороны – программная политика двух операторов совершенно различна. Еще один фактор – конкуренция порождает инновации. Появилось опасение, что наличие одного оператора затормозит улучшение сервиса. Но, как говорили эксперты, эти мысли свойственны инвесторам. А если перестать думать как инвестор и начать думать как слушатель, то понятно, что главное – контент. В случае объединения слушатель получает гораздо больший выбор по контенту, поскольку, как уже говорилось, программная политика у операторов различная. Пятый резон – стоимость прав. При объединении компании могли серьезно сократить расходы на приобретение прав на трансляцию музыкальных произведений. Тем более что осенью 2006-го компания Sound Exchange, представляющая интересы таких звукозаписывающих компаний, как Warner Music Group, Vivendi, Universal Music Corp., Sony BMG, подняла цены. Роялти, выплачиваемые владельцам прав за трансляцию, возросли примерно на 7%. Таким образом, к концу прошлого года идея объединения обсуждалась уже всерьез. Основным вопросом было – разрешит ли FCC провести сделку. Он же упирался в другой: считает ли Комиссия спутниковое цифровое радиовещание частью большого рынка радиовещания и распространения музыкальных произведений или же отдельным рынком. Если смотреть на аналогии, то в 2002 году FCC и Департамент юстиции блокировали приобретение компанией EchoStar компании Hughes Electronics. Мотив был таков: в районах со слаборазвитой инфраструктурой телевещания, особенно в деревнях, потребитель получит одного вещателя вместо двух, что лишит его права выбора. Такой же аргумент мог быть применен и к объединению XM и Sirius. Эксперты сходились на том, что Конгресс, контролируемый демократами, очень отрицательно относится к сделкам по объединению компаний, особенно в области медиа и энергетики. При рассмотрении таких сделок антитрестовское законодательство применяется со всей строгостью, в полную силу. Примером могут служить попытки объединения BellSouth/AT&T. Один из участников комиссии, Джонатан Адельстейн (Jonathan adelstein), заявил, что, по его мнению, потребитель вполне удовлетворен и при существующем положении вещей, и нет особенных резонов менять ситуацию. По состоянию на декабрь 2006 года было непросто определить, какую же из компаний можно считать коммерчески более успешной. Подписная стоимость XM была ниже, но они имели больше подписчиков, чем Sirius. С самого начала работы – а обе компании презентовали начало коммерческой эксплуатации на Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе в 2001 года – они вели острую конкурентную борьбу. Мэл Кармазин начал вести разговоры об объединении в июне 2006-го. Во всяком случае, он начал проявлять явный интерес к покупке XM. Однако говорить на тот момент, что Sirius была на голову выше XM, было нельзя. По стоимости и росту акций компании стояли примерно одинаково, при этом Sirius за 2006 год несколько недобрал абонентов против планируемого количества. Эксперты склонялись к версии, что объединение произойдет в 2007-м. К тому времени у Sirius и Кармазина был богатый опыт приобретения компаний. Сделка объединения с XM могла привести к объединению акций на сумму 7 млрд долларов, но в то же время предсказывался риск потери 1 млрд.
Президент XM Парсонс впервые заявил о возможном объединении 7 декабря 2006 года в интервью CNBC. По его словам, разговоры велись, но никаких конкретных договоренностей достигнуто не было. У регуляторов находилось немало резонов, чтобы сделку заблокировать. Кстати, говоря о перспективах объединения, эксперты высказывали сомнение, что два таких человека, как Кармазин и Парсонс, смогут работать вместе. В феврале 2007 года компании официально выступили с совместным заявлением о том, что их активы объединились и обе они вошли в новую компанию на равных основаниях. Общая стоимость составляла теперь 13 млрд долларов, общее количество подписчиков равнялось 13 млн. К тому же, у каждого из операторов в запасе были эксклюзивные права на спутниковую трансляцию разных популярных исполнителей. Так, например, Sirius имел право транслировать записи Синатры, а XM – Боба Дилана. Кармазин становился исполнительным директором новой компании, тогда как Гари Парсонс сохранял за собой титул председателя правления. Помимо исполнителей, операторы объединили еще и права на трансляцию некоторых спортивных состязаний. Против сделки активно выступала NAB – Национальная ассоциация вещателей США. Именно она и стала главным противником объединения. По заявлению представителей Ассоциации, эта сделка нарушала права потребителей, особенно на так называемых сельских рынках. К тому же, как говорилось в заявлении, NAB всегда была против монополии в любой форме. И точно так же Ассоциация обращала внимание на предыдущий опыт – Dish Network и DirecTV. С FCC пока же было не совсем ясно. Председатель Комиссии Кевин Мартин говорил о том, что обе компании ясно и однозначно должны продемонстрировать, что объединение приведет к снижению цен и улучшению качества для потребителя. Хотя компании испытывали некоторый спад, например, за последний квартал 2006 года, суммарно они набрали 1,8 млн подписчиков, что было на 12% меньше, чем за тот же период 2005 года. Все эксперты и инвесторы сходились на том, что объединение принесет пользу. Кармазин заявлял: «Мы никогда бы не объявляли об этой сделке, если бы мы не были бы уверены, что сможем добиться разрешения». Его бывший смертельный конкурент, а теперь партнер Парсонс, продолжал его мысль: «Десять лет назад, когда были выиграны лицензии на спутниковое радиовещание, не было iPod’ов, не было цифрового радио, не было WiMax, не было телефонов с музыкой». Понятно, что это заявление было направлено на то, чтобы акцентировать внимание на сохранение конкуренции на рынке. Газета «Вашингтон Пост» написала на это следующее. если, базируясь на этих аргументах, Департамент юстиции и Комиссия по связи разрешат сделку, тогда никто не мешает другим игрокам рынка пойти по той же дороге: Clear Channel (крупная радиостанция) приобретет все еще не принадлежащие ей радиостанции; Apple скупит все компании, занимающиеся портативными музыкальными приборами; Comcast приобретет Warner Cable. А также никто, по идее, не должен воспротивиться объединению NBC и CBS. И это все произойдет, если будет признано, что достаточно конкуренции между разными технологиями цифрового вещания, а конкуренция внутри технологии может отсутствовать. Эту доктрину активно продвигал Майкл Пауэлл – сын Колина Пауэлла – находясь на посту председателя FCC. Он давал зеленый свет консолидации в области телекоммуникации и отступил от своих принципов только один раз, когда решался вопрос об объединении EchoStar и DirecTV, поскольку однозначно было понятно, что на сельском рынке цифрового многопрограммного телевещания, кроме этих операторов, других игроков нет. С одной стороны – говорила «Вашингтон Пост» – разные способы доставки подразумевают разные бизнес-модели, следовательно, конкуренция отсутствует, поскольку классические радиостанции, интернет- и спутниковые радиостанции получают деньги из разных источников. Но, с другой стороны, Sirius и XM имеют контракты на доставку сигнала другим местным радиостанциям, и в этом случае объединение операторов может сильно изменить картину рынка. Еще один аспект: обе компании активно занимались, буквально вели войну, по окучиванию различных автомобильных компаний. Объединение нанесет ущерб покупателям автомобилей, у которых выбор опять же станет меньше.
В то же время FCC явно стала склоняться к тому, чтобы сделку заблокировать. К этому же призывала и NAB. на многочисленных заседаниях различных комиссий Кармазин не уставал повторять, что спутниковое цифровое радио конкурирует с другими аудионосителями. Но ему приводили контраргументы. Например, iPOD, к которому апеллирует Кармазин, – дорог по сравнению со спутниковым радио и, следовательно, не может рассматриваться как полновесный конкурент. И, разумеется, еще и тем, что iPOD и спутниковое радио – совершенно разные вещи, находящиеся в разных секторах рынка. Некоторые участники, как, например, Гиги Со (Gigi Sohn) – президент адвокатской группы – предлагали паллиативные решения. В частности, наложить на компанию трехлетний мораторий на повышение цен, а также предоставить гарантированные возможности выбора радиоканалов. Мэри Куасс (Mary Quass) – активист NAB и президент NRG Media LLC – напомнила FCC, что в 1996 году, когда были выданы лицензии на цифровое радиовещание, Комиссия специально оговорила этот момент, и тогда было заявлено о том, что XM и Sirius объединиться не могут. Кармазин отвечал, что его компания только за прошлый 2006 год потратила 1 млрд долларов, а всего около 3,8 млрд на конкурентную борьбу с XM и NAB, представляющими интересы эфирных вещателей. В том числе и с NRG Media. Тем временем Sirius активно развивает новые сервисы. Одного радио уже недостаточно, и в феврале 2007 года компания объявляет о начале тестирования Sirius Backseat TV – передачи телесигнала в автомобили. Также было объявлено, что с 2008 года комплектами для приема будут оснащаться Chrysler 300, Dodge Charger, Dodge Magnum, Jeep Commander и Jeep Grand Cherokee. Приемная установка стоит 470 долларов, что включает в себя стоимость годовой подписки на Backseat TV и пакет каналов спутникового радио. Абонентская плата предполагается 7 долларов в месяц, плюс стандартная цена на Sirius radio – 12,95 долларов. Партнерами в этом проекте выступили Nickelodeon, Disney Channel и Cartoon Network, то есть контент для своего телесервиса Sirius подобрал вполне достойный. Обе компании использовали любую возможность чтобы доказать свою правоту. Например, когда FCC приняла решение о цифровых эфирных радиостанциях, в адрес комиссии Sirius и XM направили письмо, в котором говорилось, что решение FCC относительно цифровых радиостанций, работающих в FM/AM диапазонах, выводит конкуренцию на этом рынке на новый уровень, стимулирует развитие нового вида вещания (на тот момент в США было 1200 цифровых эфирных радиостанций). Это заявление все отметили как факт того, что PR служба компаний получает свои деньги не зря. 20 марта компании подали в Комиссию заявление на перевод их вещательных лицензий в одну, в соответствии с планом объединения. Несколькими днями раньше операторы объявили, что, похоже, отыскали способ объединения. Да, положение FCC запрещало объединяться двум единственно существующим операторам, но такое разрешение могло быть выдано в том случае, если вещание представляет общественный интерес. Поэтому оставалось только доказать таковой в вещании Sirius и XM. Только определение общественного интереса было достаточно расплывчатым, его предстояло определить опытным путем. В основном, в связи с этим понятием говорилась стандартная «мантра»: «большой выбор, низкая цена». В начале апреля Комиссия обнародовала результаты исследования состояния рынка, особенно по части конкуренции. Представители FCC заявляли, что это исследование не связано с предстоящим объединением, но этому никто не верил. Однако все заметили, что Комиссия явно склонна считать спутниковое радио не отдельным рынком, а частью большого рынка распространения музыкального контента. «Рынок… может включать в себя разных участников, – говорилось в исследовании, – которые используют различные технологические платформы, не только спутниковые, для реализации своего сервиса. Эти участники конкурируют со спутниковыми провайдерами». Ассоциация, в лице своего президента, тут же откликнулась на это стандартным заявлением, что спутниковое радио не конкурирует с остальными видами доставки музыкального контента, поэтому объединение будет государственно разрешенной монополией. Исследовательская группа The Сarmel Group опубликовала свое исследование, в котором основной акцент сделала на том, как каждый из операторов реагировал на действия другого. Например: в декабре 2002 года XM выпустила первую модель портативного спутникового приемника. Sirius был вынужден реагировать и выпустил свою модель спустя пять месяцев. Однако сторонники объединения – как эксперты из профильных изданий или компаний, так и просто любители в форумах – говорили, что этот пример притянут, что называется, за уши, поскольку пять месяцев – это не тот срок, чтобы говорить о связи, на которой акцентировала Carmel. Вдобавок они утверждали, что это явно тенденциозное исследование заказано ни кем иным, как NAB. И вообще, возник вопрос: противится ли NAB только объединению, или же тут наблюдается более глубокая неприязнь? Сторонники утверждали, что NAB является вообще противником новых технологий, в частности, спутниковых. В 1980-х NAB противилась выдаче Вещательной комиссией лицензий на непосредственное спутниковое вещание. Противодействие было столь жестким, что Ассоциация приобрела славу «луддита». В 1980-х же NAB протестовала против выделения FCC дополнительных частот для FM вещания. В конце 1990-х Ассоциация противилась решению Комиссии по разрешению работы маломощных станций. То же самое было несколькими годами позже и с маломощными телевизионными станциями. С момента возникновения цифрового спутникового радио ассоциация противилась выделению для него частот. Таким образом, у сторонников объединения получился эдакий образ NAB – организации, которая противится всему новому. В форумах ассоциацию начали называть не иначе как динозаврами. Тем временем, вопрос вышел на международную арену – Испанская ассоциация вещателей, Independent Spanish Broadcasters Association, тоже заявила о том, что не поддерживает идею объединения. И Sirius, и XM ответили стандартными заявлениями. Но через неделю после выхода отчета Carmel свой отчет опубликовала Telecom, Media and Finance Associates, Inc. Аргументы Сarmel подверглись там критике. В частности, например, указывалось, что на рынке автоаудио mp3 плееры составляют ощутимую конкуренцию радиовещанию, как эфирному, так и спутниковому. Разумеется, сторонники объединения в форумах радовались контрпропаганде, противники обвиняли TMF в ангажированности. Еще одну вескую гирю на чашу весов сторонников объединения положил Рэндольф Мэй (Randolph J. May) – человек, который на протяжении многих лет занимал ответственные посты в различных структурах (в том числе и в FCC), занимавшихся именно антимонопольной политикой в области коммуникаций. Его аргумент был прост: и спутниковые, и эфирные вещатели используют радиочастотный спектр, то, что они работают в разных его частях, совсем не значит, что они друг с другом не конкурируют. По его словам, ни технологическая база, ни метод распространения не имеют в этом случае никакого значения. Тем временем, президент XM Гари Парсонс сделал в интервью Wall Street Journal интересное заявление: «Спутниковое радио приносит успех всем, кто вовлечен в процесс – потребителям, правительству, производителям программ, автомобильным компаниям – всем, кроме инвесторов. Я не успокоюсь, пока инвесторы тоже не станут счастливы». А Департамент юстиции сделал компаниям так называемый второй запрос. То есть запросил данные для более тщательного исследования ситуации. Это означало, что первая стадия – предварительная – прошла успешно. В борьбу начали включаться вещатели. Clear Channel – сеть, владеющая 675 радиостанциями, сделала запрос одному из конгрессменов, в котором стандартно указывала на то, что объединение спутниковых вещателей погубит местные радиостанции. В конце апреля вышло очередное исследование, которое на сей раз выпустил бывший шеф FCC Блейр Левин (Blair Levin). В нем он, помимо всего, достаточно убедительно доказывал, что вероятность получении разрешения на сделку выше 50%. Это дало повод президенту XM заявить, что они с большим оптимизмом смотрят в будущее и уверены, что разрешение будет получено. Не надо забывать, что попутно обе компании вели свою жизнь и обеспечивали предоставление услуг и развитие бизнеса. Никто не снимал с них проблем с авторскими правами, регулярно поступали иски от тех или иных деятелей шоу-бизнеса или творческих ассоциаций. Ко всему прочему, в конце мая пропал сигнал с одного из спутников XM. Работа была восстановлена через сутки, но счастья руководству фирмы эта ситуация не добавила. К тому же она породила массу новых слухов, вплоть до того, что это – диверсия Sirius, целью которой является снижение стоимости XM. И именно тогда Кармазин акцентировал внимание на том, что акции Sirius котируются выше, чем акции XM. Со стороны NAB появился еще один игрок – сенатор Херб Коль (Herb Kohl), который сделал ряд заявлений о недопустимости объединения. В круговорот обсуждений и событий втягивалось все большее количество общественных организаций, на первый взгляд, казалось бы, не имевших никакого отношения к процессу. Латиноамериканская лига США (League of United Latin American Citizens) – самая влиятельная организация, объединяющая латиноамериканцев, проживающих в США, – сначала поддержала объединение, а потом сменила свою позицию на противоположную. Один их аргумент был понятен – объединение уменьшает возможность выбора для латиноамериканцев, живущих в США. Для подавляющего большинства из них местные радиостанции на родном языке – единственная возможность получать информацию. Второй аргумент был странным и остался непонятым – объединение уменьшит количество рабочих мест для латиноамериканцев. Но, с другой стороны, в защиту спутниковых вещателей выступила Лига деревенских избирателей (League of Rural Voters), которая, вопреки заявлениям NAB, говорила, что как раз именно объединение Sirius и XM даст большую возможность выбора тем, кому это наиболее актуально – жителям населенных пунктов со слаборазвитым вещанием. Именно объединение позволит расширить доступный сельским жителям контент. И латиноамериканцы не остались в стороне: Hispanic Federation – тоже довольно крупная организация, представляющая интересы этой части населения, поддержала объединение. Не остались в стороне и американские женщины: Women Impacting Public Policy заявила о своей поддержке со стандартными аргументами. Чуть позже к ней присоединилась и National Council of Women’s Organizations. И если первая насчитывала всего около полумиллиона участников, то вторая объединяла более 200 женских организаций по всей стране с общим количеством членов свыше 11 млн.
Вызванный резонанс повлиял на решение Комиссии – задержка по рассмотрению сделки стала, одной из самых долгих, зафиксированных по делам такого рода. 1 июня председатель Комиссии Кевин Мартин дал понять, что рассмотрение столкнулось с большим количеством трудностей и что это очень необычное дело. Активные дебаты вокруг объединения не позволяют FCC начать рассмотрение в установленном порядке. На стороне NAB выступила американская антитрестовская корпорация – American Antitrust Institute, которая обратилась к FCC с очередным призывом не разрешать объединение. Наконец, 9 июня FCC официально объявила о «запуске часов», то есть о начале рассмотрения дела с четко установленным сроком. День, когда должно быть объявлено решение, – 24 июля. С этого момента количество заявлений в поддержку или наоборот увеличилось. А заодно и подоспело новое исследование, автором которого был Томас Хазлетт (Thomas Hazlett) – бывший главный специалист по экономике в FCC. Прежде всего, он привел мысль, которая до него никому не приходила в голову. А именно, он утверждал, что доказательство наличия конкуренции между эфирными и спутниковыми станциями налицо, достаточно посмотреть, как конкурируют телевизионные операторы. Потом он резонно спрашивал следующее: почему эфирные вещатели, чьи интересы представляет NAB, так много говорят о том, что объединение создает монополию и повысит цены? Что им с этого? Повышение цены спутникового вещателя им только на руку. Да и вообще, по его словам, спутниковое радио – карлик по сравнению с эфирным. За 2006 год поступления эфирным вещателям составили 21 млрд долларов, тогда как спутниковые получили 1,6 млрд – это менее 7%. А если прибавить к эфирным вещателям все остальные цифровые способы передачи звука, те же iPOD’ы, то доля спутниковых вещателей станет еще скромнее – 4%. Не осталась в стороне и Лига деревенских избирателей. Она выпустила отчет, в котором рассматривала общее и разницу между неразрешенной сделкой Echostar/DirecTV и Sirius/XM. Потому что именно запрещение объединения двух DBS операторов, схожесть ситуации была основным аргументом NAB. Лига же в своем отчете утверждает, что ситуация другая, локальный рынок теле- и радиовещания отличается коренным образом. В 2002 году, когда рассматривалась возможность объединения DirecTV и Echostar, в малых населенных пунктах и регионах со слаборазвитой вещательной инфраструктурой существовал только один кабельный оператор – своего рода естественная монополия. Поэтому объединение спутниковых вещателей действительно вело к резкому уменьшению выбора для потребителя. Что касается радиовещания, то здесь ситуация другая – даже в самых слаборазвитых областях нет такой ситуации, чтобы радиовещатель был в единственном числе. Их достаточное количество, чтобы можно было говорить о конкуренции даже в том случае, если спутниковый вещатель остается один. Ко всему прочему, опять же существуют iPOD’ы. Да, надо сказать, что фирма Apple очень вовремя раскрутила свою новую игрушку, и iPOD, и iPhone стали очень вескими аргументами в руках тех, кто поддерживал объединение. Видимо, когда до того же уровня раскрутятся iPOD с возможностью просмотра видео, можно будет опять начать кампанию по объединению DirecTV и Dish Network. NAB продолжала активно лоббировать свои интересы, количество сенаторов, которые осуждали объединение, росло. Интересно, что некоторые такие выступления заканчивались репликами в интернет-форумах типа: «эти люди больше моего голоса не получат», исходящих от, разумеется, сторонников объединения. Но и Sirius с XM продолжали получать поддержку с самых разных сторон. Помимо Ассоциации женщин, их поддержала Ассоциация цветного населения и церковь. Кардинал Еган в своем заявлении заявил, что объединение только пойдет на пользу верующим, так как оба вещателя имеют в своих пакетах христианские каналы. В середине июля FCC объявила еще об одной отсрочке, объясняя свои действия сложностью ситуации. Было объявлено, что заинтересованные организации могут направлять свои комментарии до 13 августа. Разумеется, NAB воспользовалась отсрочкой, и в адрес Комиссии стали поступать новые протестные заявления от сенаторов и других организаций. Но другая сторона тоже не дремала, в итоге список вовлеченных в игру компаний, организаций, политических и общественных деятелей, просто значащих персон, достиг весьма внушительных размеров. Тем временем, был подведен итог последнего (как надеялись операторы) подсчета абонентов Sirius и XM отдельно. Первый оператор насчитывал 7 142 538 абонентов, второй – 8 250 000. Но темпы роста у Sirius были выше – 561 493 абонента за первый квартал, и 338 000 у XM. В конце августа ряд эфирных вещателей сделали заявление в Комиссию, в котором продвигали идею собственного объединения. Основная мысль была такова: если FCC разрешит объединение спутниковых вещателей, то эфирным не остается ничего иного, как действовать тем же способом. Иначе они не смогут защитить свои интересы, особенно на рынке локального радиовещания. Тем временем, в форумах замелькали цифры – суммы, которые выложили противоборствующие стороны для лоббирования собственных интересов. По этим данным получалось, что за первое полугодие 2007 года спутниковые вещатели вложили в поддержку идеи объединения 810 млн долларов, а Ассоциация – 4,3 млрд. В основном, эти суммы были затрачены на поддержку в средствах масс-медиа, и некоторые из них публиковались в открытой печати. Во всяком случае, среди этих цифр не было сумм, затраченных на лояльность соответствующих конгрессменов, если такие и существовали. Сейчас – по состоянию на начало сентября – пока не закончился очередной срок, взятый FCC на очередное обдумывание ситуации. Но можно сказать, что, в отличие от марта, когда позиция Комиссии по отношению к сделке была, скорее, отрицательная, сейчас, по заявлениям Кевина Мартина, создается ощущение, что FCC склонна сделку одобрить. В России пока нет непосредственного цифрового спутникового радиовещания (хотя в космической программе 2015 предусмотрен запуск трех спутников). И вряд ли можно предположить, что в нашей стране может возникнуть подобная ситуация, поскольку маловероятно наличие двух операторов, да и остальная радиовещательная индустрия не является столь серьезной противодействующей силой.
|