50Юридический отдел

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Голос Нацрады


Теле-Спутник - 10(144) Октябрь 2007 г.


Как могли заметить наши постоянные читатели, тема, посвященная ситуации на украинском рынке услуг многопрограммного платного ТВ, не сходит со страниц нашего журнала. И это неслучайно: многие наши читатели – это работники и руководители украинских сетей КТВ, на наших страницах рекламируются украинские производители оборудования, мы регулярно публикуем обзоры новых телеканалов, в том числе и украинских. Коллегам из России, Белоруссии и других стран интересно следить за украинской ситуацией, которая иногда в чем-то опережает российскую, а в иных случаях отстает или идет параллельно. Для очередной публикации на тему КТВ Украины мы выбрали работу Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (Нацiональной ради України з питань телебачення i радiомовлення), для чего обратились с рядом вопросов к главе данного Совета Виталию Федоровичу Шевченко, который любезно согласился на них ответить. Часть вопросов была сформулирована редакцией журнала, остальные подсказаны нам читателями – посетителями нашего форума, за что им отдельная благодарность, особенно завсегдатаю форума под ником Нехочуха.

«Теле-Спутник»: Виталий Федорович, расскажите, пожалуйста, как меняется практика работы Нацсовета и телевизионного сообщества в условиях действия Конвенции о трансграничном ТВ?
Виталий Шевченко:
Национальный совет в своей практике определяет степень адаптации контента телевизионных каналов, транслируемых государствами, которые не подписали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, руководствуясь статьей 42 Закона Украины «Про телевидение и радиовещание». Она предусматривает, что субъект ХХХХХ, находящийся под юрисдикцией Украины, имеет цель осуществлять ретрансляцию и получил на это разрешение от правовладельца (изготовителя), который не попадает под юрисдикцию государства, входящего в Европейский Союз, или государства, которое ратифицировало Европейскую конвенцию про трансграничное телевидение, обязан адаптировать содержание назначенных для ретрансляции программ до требований законодательства Украины.
Т-С: Какие ограничения следование этой конвенции накладывают на рекламные вставки, изменилась ли практика ретрансляции российских и европейских каналов?
В.Ш.:
В соответствии с требованиями части 9 статьи 13 Закона Украины «Про рекламу», ее трансляция (ретрансляция), содержащаяся в программах и передачах иностранных телерадиоорганизаций, которые транслируются (ретранслируются) на территорию Украины, разрешается только в том случае, если за трансляцию (ретрансляцию) такой рекламы оплачено юридическому лицу Украины, независимо от способа осуществления такой трансляции (ретрансляции). Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 6 Закона Украины «Про рекламу», применение языка в рекламе осуществляется в соответствии с действующим законодательством Украины про языки. Согласно статье 35 Закона Украины «Про языки в Украинской РСР» язык рекламы – исключительно украинский. На практике иностранные телевизионные каналы создают свои международные версии, которые транслируются без рекламных блоков.
Т-С: Оцените, пожалуйста, успехи Украины и стоящие перед ней проблемы во внедрении эфирного цифрового ТВ. Удастся ли при использовании цифрового стандарта достичь пригородных зон крупных городов, отдаленных пограничных территорий?
В.Ш.:
Успехи Украины на пути внедрения эфирного цифрового телевидения следующие:
Одобрение Концепции государственной программы внедрения цифрового телерадиовещания (распоряжение Кабинета министров Украины от 30 ноября 2006 года №592-р).
Проведение Национальным советом по отдельной бюджетной программе на протяжении июля-декабря 2006 года научно-исследовательских работ для научно-технического обоснования внедрения цифрового телерадиовещания.
Проведение конкурсного отбора и начало с 18 апреля 2006 года экспериментального цифрового вещания в г. Киеве на 41, 43, 51, 64 ТВК.
Разработка Государственной программы внедрения цифрового телерадиовещания в Украине.
Проблемы с внедрением эфирного цифрового телевидения.
Влияние нестабильной политической ситуации в Украине на решение актуальных вопросов внедрения цифрового телерадиовещания.
Межведомственная недоговоренность в действиях, попытки разных политических сил и государственных органов единолично определять государственную политику в вопросе внедрения цифрового телерадиовещания, перевес корпоративных интересов над общегосударственными и как следствие:

• задержка во времени разработки и утверждения Государственной программы внедрения цифрового телерадиовещания в Украине;
• отсутствие в разных государственных институтах единого видения путей внедрения цифрового телерадиовещания.В проекте Государственной программы цифрового телевидения, разработанной Минтранссвязи, есть существенные недостатки.
• Раздел 2 «цель программы» и раздел 5 «ожидаемые результаты, эффективность программы» не отвечают другим разделам, поскольку описывают результаты полноценного внедрения цифрового вещания в соответствии с Региональным договором «Женева 2006», а другие разделы обосновывают только создание и финансирование одного покрытия цифрового вещания DVB-T с использованием стандарта кодирования MPEG-4.
• Исключение из проекта программы блока вопросов, связанных с обеспечением граждан цифровыми адаптерами (доступ к программам в цифровом стандарте) и производством программ, разбалансирует программу и может привести к социальному напряжению в случае неподготовленного отключения аналоговых адаптеров.
• Запланированный проектом старт внедрения цифрового вещания из одного цифрового покрытия в стандарте MPEG-4 приведет к усложнениям приобретения гражданами цифровых адаптеров (декодеры MPEG-2 стоят в три раза дешевле). В таком случае возникнет необходимость совершать вещание параллельно в двух стандартах – аналоговом и цифровом, что потянет за собой необоснованные двойные растраты с государственного бюджета для распространения программ НТКУ и ОДТРК (ориентировочно на 47,9 млн гривен ежегодно), а также фактическое получение субвенций (дополнительного финансирования, ред.) государственным бюджетом на трансляцию программ частных телекомпаний в цифровой сетке.
• Проектом предусмотрено развитие сети, которая обеспечивает одно покрытие для распространения программ государственных, общественных и коммунальных телерадиоорганизаций, а также общественного телерадиовещания.
Это значит, что, поскольку в стандарте MPEG-4 есть техническая возможность транслировать до десяти программ, государство должно будет профинансировать создание еще шести (существуют НТКУ, ДТРК «Культура», ДТРК «Всемирная служба «Украинское телевидение и радиовещание» на ОДТРК). Такие непродуманные действия приведут к дополнительным тратам на создание шести программ, не запланированных проектом Государственной программы (ориентировочно на 1100 млн гривен ежегодно, а это 8,8 млрд гривен до 2015 года).
• Предусмотренное проектом программы строительство 400-450 вышек к существующим в Концерне РРТ необоснованно, поскольку научно-исследовательские работы, выполненные на заказ Национального совета, определяют строительство только 65 вышек в установленных координатах (приложение 1), а это приблизительно 1700 млн необоснованных трат (4507360*385 вышек = 1735333600 гривен), что составляет 57,6% стоимости всей программы.
• Проект не описывает подходов к внедрению других цифровых стандартов, таких как DVB-H и HDTV, и совсем не предусматривает никаких расходов на их развертывание, не указывает источников финансирования этих систем.
• Необоснованным является ориентировочный расчет средств на создание зоны цифрового телерадиовещания (DVB-T) с поддержкой стандарта MPEG-4 и учет требований мобильного принятия сигнала (приложение 5 программы), поскольку стандарт DVB-T используется для стационарного вещания, а для мобильного цифрового вещания используется стандарт DVB-H, про что упоминается на странице 6 проекта программы.
Концепцией Государственной программы внедрения цифрового телерадиовещания предусмотрено покрытие сигналом эфирного цифрового телевидения всей территории Украины, особенно вблизи границы, а также в сельских, степных и пригородных районах.
Т-С: Нас и наших читателей также интересует будущее систем типа МИТРИС и ММDS на украинском рынке платного ТВ. Как мы знаем, системы MMDS не получили широкого развития в Европе, а в России они больше используются в качестве замены магистрального кабеля, то есть как средство транспорта сигнала до распределительных систем. Системы МИТРИС используют на земле спутниковые частоты, и поэтому с ними могут возникнуть сложности международного характера.
В.Ш.:
Сегодня в Украине системы МІТРІС и MMDS используются, в основном, для обеспечения многоканальным телевидением жителей пригородных районов областных центров и отдельных больших городов. Говорится про большие по размерам, но невыгодные для создания кабельного телевидения массивы построек частного сектора и коттеджных поселков зажиточных граждан. Также эти системы применяются в качестве транспортной системы для доставки пакетов телепрограмм для кабельных сетей и систем «Телесело».
Скорее всего, с постепенным развертыванием эфирного цифрового телевидения коммерческая привлекательность систем МІТРІС и MMDS будет падать. Но оно (цифровое эфирное телевидение) не сможет дать абоненту аналогичное количество программ для просмотра. В то же время, в эфире при условии создания четырёх частотных покрытий в том же стандарте и кодировании MPEG-2 можно будет распространять максимум до 20 каналов.
Единственным существенным предостережением на пути дальнейшего развития этих систем может стать спутниковое телевидение, приёму программ которого будут создаваться преграды. В связи с этими обстоятельствами, при наличии жалоб от зрителей, ТРО (телерадиоорганизации, ред.) спутникового вещания или кабельных операторов, государственные органы в сфере частотного регулирования приостановят расчет частот для систем МІТРІС и MMDS или даже начнут запрещать для использования ранее просчитанные частоты.
Т-С: Как вы оцениваете ситуацию на рынке украинского спутникового ТВ? Работают две платформы («НТВ-Плюс» и «Поверхность»), возможно, появится еще одна. Достаточно этого или нет? Сегодня самая популярная спутниковая система, встречающаяся на всей территории Украины, – одна тарелка с тремя конвертерами на три разных спутника. Увидим ли мы в ближайшее время тарелки с одним конвертером – когда все украинские (и популярные зарубежные) каналы соберутся на один спутник?
В.Ш.:
Ситуация на рынке спутникового телевидения в Украине развивается очень стремительно и динамично. К этому отечественные ТРО побуждает исчерпанность радиочастотного ресурса для эфирного вещания, а также желание выхода на рынки зарубежных стран.
Национальным советом в 2007 году пролицензирована первая отечественная спутниковая платформа под брендом Vision TV («ВИЖН ТВ»). Практика доказывает, что спрос на спутниковое телевидение не очень значителен. Всего 6-7% жителей Украины пользуются спутниковыми антеннами разного типа. При этом большинство из них живёт в небольших городах с населением до 50 тысяч жителей и сёлах, то есть там, где экономически невыгодно развивать кабельное телевидение и доступно небольшое количество эфирных программ.
На внедрение спутниковых платформ (типа «НТВ-Плюс») негативно влияют следующие факторы:
• небольшой уровень доходов и низкая платёжная способность подавляющего большинства граждан Украины;
• высокий уровень проникновения кабельного телевидения в населённых пунктах с многоэтажными застройками;
• проблемы законодательного ограничения с доступом к отечественным каналам (кодирование программ);
• достаточно высокая стоимость аренды спутникового оборудования для осуществления спутникового вещания;
• отсутствие отечественной спутниковой связи;
• ограниченные финансовые возможности отечественных телерадиоорганизаций;
• незначительный, по сравнению с Российской Федерацией, рекламный рынок Украины и, как следствие, – незначительная привлекательность отечественного рынка спутникового вещания для иностранных инвесторов;
• достаточно незначительное, опять же по сравнению с Российской Федерацией, количество отечественных спутниковых программ, то есть ограниченность в выборе контента для спутниковой платформы;
• достаточно жёсткие нормы отечественного законодательства в сфере телерадиовещания.
И всё-таки спутниковое телевидение как альтернатива эфирному в Украине будет продолжать развиваться, поскольку на сегодня это самый дешёвый способ покрыть сигналом всю территорию страны, а также одновременно выйти на рынки европейских и азиатских стран.
Наиболее острой проблемой в развитии отечественного спутникового вещания есть и будет ещё долго оставаться проблема доведения сигнала до зрителя. Нужно будет: во-первых, договариваться с кабельными операторами, а во-вторых, развивать отечественный рынок приёмного оборудования (тюнеров, антенн и т.д.), а именно снижать стоимость доступа к спутниковому телевидению. В вопросе доведения спутникового сигнала до телезрителя государство должно содействовать отечественным телерадиоорганизациям.
Т-С: Как сообщают нам заинтересованные лица, прием документов и первичную обработку, а также сопровождение вплоть до выдачи лицензии Национальной комиссии по регулированию связи на право технического обслуживания телекоммуникационных сетей осуществляет один человек (по другим данным – три), а численность Нацсовета – около 50 человек. Нет ли здесь противоречия и не стоит ли поменять эту пропорцию в сторону увеличения численности принимающих и ведущих заявки?
В.Ш.:
На поставленный вопрос отвечаем, что к компетенции Национального совета не относится выдача лицензии на право технического обслуживания телекоммуникационных сетей. Национальный совет осуществляет исключительно лицензирование радио- и телевещания, а также деятельность провайдеров программной услуги в соответствии с порядком и требованиям действующего законодательства.
Информация про лица, которые принимают заявления от ТРО, имеющие цель получить лицензию, а также проводят обработку таких заявлений, является недостоверной, поскольку три личности, о которых идёт речь, являются работниками сектора приёма лицензионной документации, к компетенции которых относится только регистрация поданных документов. А непосредственным рассмотрением заявлений и прилагающихся к ним документов уже занимаются все подразделения Национального совета. Их работники могут предоставить информацию всем желающим в соответствии со своей компетенцией.
Т-С: Почему на сайте Нацсовета нет исчерпывающего перечня документов, необходимых и достаточных для получения лицензии? Равно как и нет форм этих документов. Это может порождать вольности в трактовке этого перечня каждым причастным к оформлению документов чиновником.
В.Ш.:
Если вы готовы предоставить нам такой перечень – мы с удовольствием опубликуем его на страницах нашего журнала.
Вся информация, касающаяся документов, которые ТРО подают в Национальный совет для лицензирования, изложена на сайте Национального совета, базируется на действующем законодательстве в сфере телерадиовещания и содержится в статьях Законов Украины «Про Национальный совет Украины про телевидение и радиовещание», «Про телевидение и радиовещание», «Про авторское право и смежные права», «Про телекоммуникации».
Что касается форм таких документов, информируем вас, что решением №814 от 11.10.2006 Национальным советом установлены формы таких документов: заявлений про выдачу (продолжение) лицензии на вещание, заявлений про выдачу (продолжение) лицензии провайдера программной услуги, а также заявления про переоформление лицензии на вещание или провайдера программной услуги (ст. 24, 28, и 40 Закона України «Про телевидение и радиовещание»); решением №536 от 05.07.2006 утвержден перечень документов, которые прилагаются к заявлениям на лицензии, а решением №791 от 11.10.2006 и №258 от 07.03.2007 определено наполнение бланков лицензии на вещание и провайдера программной концепции, а также форма бланка программной концепции вещания.
Примеры этих документов находятся на сайте Национального совета по адресу: http://www.nrada.gov.ua/cgi-bin/go?page=7"
Т-С: Как по-вашему, кто должен нести ответственность за содержание программ КТВ – оператор или вещатель? И кто должен осуществлять такой контроль в первую очередь – представители Нацсовета, Совета по морали или прокуратура?
В.Ш.:
В соответствии со ст. 70 Закона Украины «Про телевидение и радиовещание» Национальный совет Украины производит контроль соблюдения лицензиатами требований законодательства Украины в сфере телевидения и радиовещания, а также в сфере защиты общественной морали. В случае выявления нарушения ТРО требований законодательства уполномоченный орган принимает к нарушителю меры или посылает соответствующие документы в Национальный совет в соответствии с требованиями закона.
Согласно ст. 6 Закона Украины «Про телевидение и радиовещание» ответственность за содержание программ и передач несёт руководитель ТРО.
Т-С: Если канал уже имеет лицензию на национальное вещание: украинский на территории Украины, российский – в России, а французский – во Франции, должны ли операторы еще раз получать лицензию на вещание этих каналов в своей сети?
В.Ш.:
Согласно Закону Украины «Про телевидение и радиовещание» провайдер программной услуги может начать свою деятельность с момента получения на нее лицензии. Общая концепция (принципы, основания) подбора программ для ретрансляции (предложения абонентам) является обязательным дополнением к лицензии на деятельность (вещание) кабельного телевидения и радиовещания.
Таким образом, провайдер программной услуги получает лицензию, в приложении к которой входят программы всех вещателей при условии адаптации их программного продукта к действующему законодательству и к Европейской конвенции про трансграничное телевидение.
Т-С: Как продвигается в жизнь норма по обязательной ретрансляции всех эфирных каналов в сетях КТВ? Как изменится эта ситуация с вводом цифрового эфирного ТВ, и нет ли уже сейчас оснований для ее пересмотра в более узком толковании – ретрансляции государственных (общенациональных и местных) телеканалов, оставив одному субъекту хозяйственного права – телеканалу, задачу договориться с другим субъектом – оператором кабельного ТВ.В.Ш.: На сегодня, в соответствии с действующим законодательством, Национальный совет проводит политику протекции распространения программ и передач отечественного производства. Согласно Закону Украины «Про телевидение и радиовещание» при выдаче лицензии провайдера программной услуги Национальный совет утверждает пакет универсальной программной услуги, в которую включаются все программы отечественных ТРО. Согласно лицензии Национального совета они осуществляют наземное вещание на территории размещения соответствующей многоканальной телесети.
Национальный совет и в дальнейшем будет способствовать развитию цифрового вещания на территории Украины, поскольку доминирующей тенденцией во всём мире является именно развитие цифрового телевидения. Вопрос, касающийся пересмотрения взаимоотношений между эфирными каналами (в будущем с эфирными цифровыми), требует внесения изменений в действующее законодательство. Учитывая задания, касающиеся развития цифрового телевидения, изложенные в Плане развития национального телерадиоинформационного простора Украины на 2006-2007 годы, Национальный совет будет одним из инициаторов по внесению изменений в действующее законодательство с целью развития цифрового вещания в Украине.
Т-С: Каково ваше мнение по поводу монополизации украинских сетей КТВ, о котором в последнее время так много говорится на съездах кабельщиков? Действительно ли она имеет место, или это говорится в пылу конкурентной борьбы?
В.Ш.:
Национальный совет действует чётко в рамках Конституции Украины, Законов Украины «Про Национальный совет Украины про телевидение и радиовещание», «Про телевидение и радиовещание», «Про авторское право и смежные права», «Про телекоммуникации» и др.
Лицензирование деятельности кабельного телевидения, а также провайдеров программной услуги осуществляется согласно статьям 23 и 40 Закона Украины «Про телевидение и радиовещание» без конкурсов. Национальный совет не даёт преимущества не одной из таких организаций и не регулирует конкретный рынок провайдерской деятельности. На основании поданных документов от организаций или физических лиц, которые имеют цель получить лицензию провайдера программной услуги, в случае их соответствия этих документов действующему законодательству, Национальный совет выдаёт такие лицензии. В случае несоблюдения определённой организацией-лицензиатом определенных законодательством антимонопольных ограничений или существенного ограничения конкуренции в информационной сфере Национальный совет обращается в Антимонопольный комитет Украины с соответствующим запросом.
Подводя итог всему вышесказаному, следует заметить, что Национальный совет действует по принципу максимальной открытости, о чём свидетельствует проведение заседаний Национального совета в открытом режиме, гласно, после окончания которых проводится брифинг для журналистов (с деятельностью Национального совета можно ознакомиться на сайте Национального совета или в бюллетене «Вестник Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания»).
Т-С: Последний неожиданный вопрос. В кулуарах таких съездов, помимо жалоб на медленное и сложное прохождение заявок на лицензии, иногда слышатся вопросы о необходимости существования Нацсовета как такового. Что бы вы могли ответить своим оппонентам, зачем им (и всем телезрителями Украины) необходим Нацсовет?
В.Ш.:
Поскольку к компетенции Национального совета относятся наблюдательные функции, среди которых – наблюдение за выполнением лицензиатами требований законодательства Украины в сфере телерадиовещания, а также за выполнением лицензиатами условий лицензий, наблюдение за выполнением стандартов и нормами технического качества телепрограмм (в чём, несомненно, заинтересованы телезрители) и наблюдение за выполнением ТРО законодательства в сфере кинематографии (что является важным условием должного культурного развития нации) и др., оппоненты его деятельности будут всегда.
Несмотря на всё негативное сказанное относительно деятельности Национального совета, хочется проинформировать, что единственным компетентным органом в Украине по решению вопроса лицензирования является именно он. На него также возложена разработка и осуществление государственной политики лицензирования телерадиовещания, именно Нацсовет способствует включению ТРО в мировое информационное пространство. По нашему мнению, деятельность Национального совета является безусловным регулятором развития телерадиорынка, который продуктивно и конструктивно сотрудничает с международными организациями, что улучшает имидж государства в мире.
Т-С: Большое спасибо за детальное изложение вашей позиции по всем вопросам. Не хочется ставить точку в как в этой беседе, так и в разговоре о динамично меняющемся пейзаже украинского платного ТВ. Поэтому поставим многоточие и пригласим всех заинтересованных в этом читателей стать нашими авторами и участниками дискуссий как на форуме журнала www.telesputnik.ru/forum/, так и на его страницах.

Беседовал Е. Шляхтер.


 
Теле-Спутник Октябрь 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт