88Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Переход на цифру – не прихоть вещателей (ЦТРВ 2007)


Всеволод Колюбакин Теле-Спутник - 8(142) Август 2007 г.


По материалам пятой конференции «Развитие цифрового вещания в России». Конференция организована ЗАО «Экспо-Телеком» при поддержке ФГУП РТРС и Национальной ассоциации телерадиовещателей.
Перевод эфирного вещания на цифровой формат сейчас, пожалуй, самая важная тема для всех, кто хоть каким-либо образом связан с телевизионным рынком. Проект глобальный, затрагиваются интересы всех игроков – вещателей, производителей оборудования, операторов, регулирующих организаций и, что наиболее важно, всех без исключения телезрителей. Предполагается задействовать большие средства, коренным образом изменить рынок. Почти все участники, как правило, видят только свой – достаточно ограниченный – участок, а в то же время, переход на новый формат требует согласованности всех, работающих на рынке. Проблему координации усилий как одну из важнейших выделил в своём сообщении Марк Иосифович Кривошеев. Именно этому были посвящены практически все доклады на конференции.

Состояние отрасли
На сегодня трансляция телерадиопрограмм в Российской Федерации осуществляется посредством 15922 телевизионных и 4123 радиовещательных передатчиков. Из телевизионных передатчиков 11021 принадлежит РТРС, что составляет 68,7%. 3457 передатчиков (21,7%) принадлежат другим организациям, но находятся на обслуживании РТРС и размещены на объектах, принадлежащих Предприятию. То есть, в общем и целом, на попечении РТРС находится более 90% всех телепередатчиков. По охвату населения телепрограммами, цифры не очень утешительные. Одну телепрограмму гарантированно принимают 98,8% населения, две – 96,2%, три – 73,2%, Четыре – 56%, пять и более – 33%. С одной стороны – охват хотя бы одной телепрограммой высок, но с другой – более 1,5 млн потенциальных телезрителей не имеют возможности принимать телевидение вообще. 3,7 млн принимают только одну телепрограмму, а значительная часть населения – около 65% – не имеет возможности принимать пять программ.

РТРС: «Основная задача – ликвидировать неравенство»
Генеральный директор ФГУП РТРС Геннадий Иванович Скляр известен своей жесткой позицией относительно перевода российского телевещания на цифровой формат. Основной постулат его позиции можно сформулировать достаточно кратко и емко: перевод на цифру нужно осуществлять как можно скорее, государство должно оказывать максимальную поддержку этому процессу. Сейчас она недостаточна. Об этом Геннадий Иванович говорил в интервью «Теле-Спутнику» два года назад, об этом же он говорил и на этой конференции. По его словам, разговоры о переводе идут уже несколько лет, а реальных действий практически нет.
Но сейчас г-н Скляр вывел на первый план еще одну проблему – координацию и гармонизацию усилий всех участников процесса. Как он сказал, сейчас, как никогда, важно создание духа партнерства при сохранении честной конкуренции. На стадии выработки решений и программ возможны достаточно острые дискуссии, но на стадии реализации «градус накала дискуссии», как выразился Геннадий Иванович, падает.
Перевод на цифру – это наличие, как минимум, двух интересов. В первую очередь, это интерес государства в сохранении единого информационного поля. И участники процесса ни в коем случае не должны им пренебрегать и упускать его из виду. Второй – это интерес российских граждан, который включает в себя два аспекта. Во-первых, в результате реализации программы каждому гражданину РФ должна быть дана максимальная возможность по доступу к информации. И, во-вторых, решить одну из самых острых проблем страны – ликвидировать эфирное неравенство, цифровое неравенство.
Разумеется, было сказано про эфирное цифровое неравенство. Это еще одна тема, которую Геннадий Иванович не забывает ни в одном своем выступлении или интервью. Житель любого, сколь угодно удаленного населенного пункта, должен иметь тот же набор каналов, что и житель города-миллионника. Впрочем, для руководителя предприятия, в задачах которого стоит донести телесигнал до каждого жителя Российской Федерации, эта позиция очевидна.

Командир должен быть один
РТРС с самого начала, с того самого момента, как вообще возник сам вопрос о переводе вещания на цифровой формат, отстаивает позицию, что реализовать этот проект можно только при централизованном управлении, программно-целевым методом. Основная цель Программы – обеспечение населения страны, с максимальной экономической эффективностью, многоканальным телевещанием в цифровом формате с гарантированной доступностью обязательных общедоступных телеканалов. Но при этом создаваемая инфраструктура должна обеспечить и развитие новых видов сервиса. В первую очередь, Программа направлена на решение государственных и социальных задач. Поэтому реализация программы только коммерческими, рыночными методами невозможна. Это приведет к еще большей диспропорции в охвате населения телевещанием и сделает проблемным обеспечение населения гарантированным пакетом.
Задача сложная и многопараметрическая. Сложность реализации, прежде всего, в сложности самой технологии и ограниченности ресурсов. Свою лепту вносит и то, что проблема носит межведомственный и межрегиональный характер. Поэтому необходим программно-целевой подход с максимальным контролем со стороны государственных органов и общественных организаций. Процесс нельзя пускать на самотек.
Задачи перехода на цифровые технологии определены следующим образом:

  1. Определение сроков перехода на цифровое вещание и создание инфраструктуры доставки сигнала потребителю.
  2. Определение программной политики вещания и состава социального пакета.
  3. Обеспечение населения цифровыми приставками.
  4. Обеспечение бесперебойного аналогового вещания в переходный период.
  5. Разработка законодательной базы взаимодействия операторов и вещателей для цифрового вещания.
  6. . Корректировка механизма лицензирования.
  7. Развитие производства отечественного оборудования для цифрового телерадиовещания.

Основным способом доставки сигнала в России является эфир. Мировой опыт стран, схожих с Россией, в первую очередь, размерами – например, США и Канады, – говорит, что наиболее эффективным способом перевода сети эфирного вещания на цифру является размещение цифровых передатчиков на существующих передающих центрах. Как уже говорилось, система эфирного телерадиовещания в России практически целиком находится в ведении одного оператора – РТРС. Поэтому на первом этапе реализации программы самым оптимальным методом будет создание цифрового вещания на основе существующей инфраструктуры. В каждой зоне охвата будет выделен один частотный канал для цифрового вещания.
РТРС считает, что за основу сети цифрового вещания надо принять существующую сеть аналогового вещания «Первого канала», так как она обеспечивает на сегодня максимальный охват населения. При этом примерно 6000 РТПЦ должны быть модернизированы. Средняя стоимость дооснащения одного объекта составляет около 1 млн рублей. Интересно, что в США переоснащение одной станции оценивается в 5-6 млн долларов. Скорее всего, это объясняется спецификой эфирного вещания в США – установка мощных передатчиков с возможностью приема потребителем на комнатную антенну. Российская схема подразумевает наличие внешней антенны, что позволяет использовать менее мощный передатчик.
В некоторых населенных пунктах для сохранения существующих зон вещания может потребоваться создание дополнительных передающих центров. По предварительным оценкам, количество таких зон составит не более нескольких процентов от общего числа модернизируемых центров.
Примерно в 30 субъектах Российской Федерации уже решены проблемы выделения необходимого диапазона для цифрового вещания. С этих регионов и имеет смысл начинать переоснащение РТПЦ. В это время в остальных регионах проводится корректировка частотного плана. Создание сети в регионе будет начинаться с вводом в строй одного мультиплекса, следующие будут вводиться в эксплуатацию по мере освобождения частот аналоговыми вещателями.
Подготовка к переходу на цифровое вещание в регионе включает в себя два основных аспекта. Первый – обеспечение населения цифровыми приставками. Второй – ввод операторами в эксплуатацию цифровой сети с охватом вещания не менее чем зона охвата аналогового вещания «Первого канала». Создание сети одного мультиплекса осуществляется РТРС за счет бюджетных средств.В итоге РТРС видит создание единой транспортной среды для приема и ретрансляции телеканалов с любым требуемым охватом – от области до всей территории страны.
В рамках программы предполагается обеспечить 100% населения цифровыми приставками. Это позволит гарантировать доступ населения к гарантированному пакету телепрограмм, независимо от уровня дохода. Наиболее предпочтительным методом РТРС считает распространение специальных ваучеров, который позволит либо приобрести на него бюджетную модель приставки, либо учесть ее стоимость при приобретении цифрового телевизора или более дорогого абонентского устройства. При этом продавцам или производителям стоимость самого ваучера возмещается из бюджета. По данным статистики, общее количество домохозяйств в стране составляет около 52 млн. Сумму субсидирования на одну приставку предполагается установить в 1000 рублей. Таким образом, общий объем финансирования на этот сектор составляет 52 млрд рублей.
Еще одним ключевым направление программы является поддержание работы аналогового вещания в переходный период. Здесь можно отметить четыре основных направления: модернизация и строительство новых башен, замена и модернизация антенного хозяйства, замена выработавшего свой ресурс аналогового оборудования, модернизация систем энергообеспечения. Предварительные подсчеты показывают, что эксплуатация одного цифрового мультиплекса в масштабах страны будет составлять около 2 млрд рублей в год. При этом стоимость трансляции одной программы на всю территорию страны сокращается примерно в четыре раза по сравнению с аналоговым вещанием. В рамках программы предусмотрено выделение средств на поддержку параллельного аналогового и цифрового вещания в переходный период. Оптимальное временное планирование позволит ограничить период параллельного вещания тремя месяцами. Общий объем бюджетного субсидирования параллельного вещания составит около 500 млн рублей в год.

Комиссия Медведева: «необходим технический документ»
Всех, кто имеет хоть какое-то отношение к телевизионному рынку, очень интересует, как проходит работа комиссии Медведева, поскольку от результатов ее работы напрямую зависит, как будет развиваться отрасль в ближайшие десять лет. Виталий Петрович Стыцко – заместитель начальника управления телерадиовещания и СМИ «Роспечати» – проинформировал участников о том, что происходит в Комиссии.
Изначально казалось, что перевод вещания на цифру – проблема исключительно техническая, но в процессе работы выяснилось, что социальные, организационные и экономические аспекты имеют гораздо больший вес. И в последнее время начала наблюдаться тенденция, что технические проблемы в работе Комиссии отошли на второй план. Поэтому, как только будет принята общая концепция перехода на цифровое вещание, нужно будет в срочном порядке создавать уже техническую концепцию, то есть документ, в котором очень четко, однозначно и подробно были бы прописаны все технические аспекты. Сегодняшний формат Концепции уже не приспособлен под то, чтобы внести в него все технические подробности. В противном случае появится большое количество ведомственных документов, которые наверняка войдут в противоречие друг с другом.
Виталием Петровичем была очень четко обозначена позиция «Роспечати» по одному из самых важных вопросов: агентство «Роспечать» однозначно считает, что в России должен быть один оператор сети распространения телерадиопрограмм.

Невидимые проблемы
Какие проблемы ожидают при переводе эфирного вещания на цифровой стандарт? Что процесс перевода на цифру сложен, понятно даже неспециалисту. И некоторое количество проблем лежат на поверхности. В первую очередь, это, конечно же, денежный вопрос. Во вторую – социальные проблемы, которые неизбежно возникнут. Но есть еще и большое количество проблем, которые не видны на первый взгляд, но могут послужить немалым препятствием, если на их решение не обратить пристального внимания. Эти проблемы были описаны в докладе Марка Германовича Локшина – руководителя консультационного центра по телерадиовещанию Научно-исследовательского института радио.
Первая проблема заключается в том, что сильно изменятся зоны покрытия. Аналоговый сигнал спадает постепенно, и большое количество людей принимают телепрограммы за официальной границей зоны приема, пусть и с худшим качеством. Что касается цифрового телевещания, то его сигнал пропадает сразу. К тому же, за счет улучшения характеристик телеприемников, реальные зоны обслуживания аналоговых телепередатчиков сейчас примерно на 20-30% больше расчетных зон, которые были определены полвека тому назад. Поэтому если оставить зоны покрытия прежними, то большая часть людей лишится телевидения. И будет совершенно бессмысленно пытаться объяснить им, что они раньше принимали телесигнал «не по правилам», и объяснять им физические основы передачи сигналов на расстоянии. Поэтому один из главнейших принципов, который должен соблюдаться при переводе вещания на цифру, заключается в том, что никто из принимавших сигнал до перевода не должен остаться без телевидения после.
Еще одна проблема – довольно низкая культура телеприема. Большинство антенн, которыми пользуется население, имеют очень низкий коэффициент усиления и плохо защищены от помех. Кабели, по которым сигнал идет от антенны к телевизору, тоже, как правило, весьма некачественные и подсоединены довольно небрежно. Все это позволяет принимать аналоговый сигнал, пусть и с низким качеством, но совершенно неприемлемо для приема цифрового сигнала.
В крупных городах для параллельного вещания в цифре сейчас можно выделить только один частотный канал и только в дециметровом диапазоне. В этом случае для сохранения зоны охвата необходимо применять формат цифрового сигнала, при котором возможен прием на большом удалении, но с пониженной битовой скоростью, то есть не с максимально возможным количеством телеканалов в пакете. Впоследствии, при освобождении мощных передатчиков от вещания в аналоговом формате, их можно переводить на вещание пакетов в полном объеме.
Проблема сохранения зоны охвата при переходе к цифровому вещанию требует к себе отдельного внимания. И, прежде всего, необходимо провести исследования для определения реально необходимой мощности передатчиков для сохранения зоны охвата. В некоторых случаях, когда сохранить существующую зону охвата не представляется возможным, нужно рассмотреть варианты строительства новых РТПЦ или использования других технологий – например, спутникового непосредственного вещания.

НАТ: «вещатель не должен потерять зрителей»
В вводном слове Г.И. Скляра был сделан акцент на том, что для реализации программы необходима координация всех участников процесса. Но это осложняется тем, что у разных игроков разные интересы, поэтому очень важен баланс в соблюдении интересов каждого игрока. Об этом говорила вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Елена Арнольдовна Злотникова.Как уже говорилось, переход на цифровое вещание требует разработки новых механизмов взаимодействия операторов и вещателей, а также создания новой нормативно-правовой базы. Такой механизм уже разработан НАТ и действует в рамках аналогового вещания – это механизм взаимодействия между вещателями и РТРС. Его суть заключается в том, что разрабатываются планы развития вещания телеканала, заключается договор между телеканалом и РТРС. Для РТРС этот договор – гарантия получения оплаты, для вещателя – гарантия того, что всю работу по оформлению разрешительных документов, необходимых для выхода в эфир, РТРС берет на себя. Именно таким образом строится работа РТРС с «Культурой», телеканалом «Спорт». Эти механизмы могут быть положены в основу взаимодействия операторов и вещателей и при цифровом вещании.Елена Арнольдовна предложила обратить внимание на соседей – Украину. В статье о лицензировании вещания в Украине сказано, что цифровое вещание с использованием радиочастотного ресурса лицензируется как многоканальное. Виды вещания, на которое выдается лицензия государственным регулирующим органом Украины, – спутниковое, эфирное и многоканальное. Если частота готова к использованию для цифрового вещания, то вещатель дает документы на переоформление и вместо лицензии на вещание на одном канале получает лицензию на многоканальное вещание. Таким образом, сохраняется приоритет вещателя, который владеет этой частотой. Если говорить о сохранении интереса вещателей и их заинтересованности в переходе на цифровое вещание, это, по мнению г-жи Злотниковой, является одним из ключевых моментов. Потому что сегодня основу капитализации вещательных компаний составляет совокупность лицензий. С переходом на цифру капитализация вещателя не претерпевает изменений.
В связи с предстоящим переходом на цифру предполагается прекращение выдачи аналоговых частот. По мнению Елены Арнольдовны, это нецелесообразно, поскольку частотный план не согласован и пройдет много времени, пока телеканалы будут готовы к цифровому вещанию. К тому же, готовность к вещанию подразумевает, что уже практически 100% населения получили приставки. Поэтому ни для вещателей, ни для операторов неразумно на длительный период замораживать аналоговый частотный ресурс, не получая с него никакого дохода. Но нужно обязательно предусмотреть переходный механизм и, по мере готовности частоты к цифровому вещанию, лицензии на аналоговое вещание переоформлять на вещание многоканальное.Еще один ключевой момент – планирование вещателем расходов на оплату услуг по трансляции. Если в концепции федеральной целевой программе развития телевещания для государственных вещателей заложены компенсации расходов, связанные с переходным периодом, то большое количество коммерческих телевещателей должны запланировать эти средства в своих бюджетах. И для них, разумеется, очень важно определить необходимую сумму максимально заранее. РТРС декларирует снижение тарифов при переходе на цифровую трансляцию, поэтому многие вещатели, которые работают на региональных рынках, будут готовы расширить зону охвата. Но для этого им необходимо как можно быстрее предоставить проект частотно-территориального плана и проект тарифов. После этого НАТ готова организовать сбор заявок и составить план развития цифрового вещания коммерческих вещателей.
Есть еще один участник рынка, о котором очень мало говорят. Это – население. В Великобритании заранее были заложены средства для создания у телезрителей адекватного понимания сути процесса перехода на цифровое вещание. Ставится задача, чтобы за год до отключения аналогового вещания население было полностью информировано и правильно воспринимало происходящее. Например, необходимо разъяснить, что приставка требуется ко всем телевизорам, которые есть в семье. Поэтому необходимо, чтобы в Программе были предусмотрены средства на информационно-разъяснительную работу. Необходимо мотивировать население предпринимать какие-то усилия по адаптации своего телевизора и предусмотреть систему установки и подключения этих приставок. Надо, чтобы население понимало, что переход на цифру – это не прихоть вещателей. В случае несоблюдения этих условий вещатели начнут массово терять зрителей.
При этом Елена Арнольдовна предполагает, что гораздо больше проблем будет именно в крупных городах. В небольших населенных пунктах для населения преимущества будут очевидны, но в мегаполисах, где и так с телевидением все неплохо, будет гораздо труднее, поскольку зритель не увидит явных преимуществ цифрового вещания.
Еще один участник, про которого почти ничего не сказано в Концепции и мало говорится в обсуждениях, – кабельные операторы. Это очень серьезный и активно развивающийся сегмент рынка. Во всех обсуждениях фигурируют только эфирные приставки, но, например, в Москве сигнал из эфира принимают примерно 15% домохозяйств.Каждый этап реализации программы перевода вещания на цифровой формат порождает свои проблемы. То, о чем говорилось на конференции, пока не проявляется столь явно, что это оказывает влияние на отрасль. Но все эти факторы начнут играть свою роль в недалеком будущем, и необходимо не упустить момент для решения этих проблем.



 
Теле-Спутник Август 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт