84Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



ТВЧ – новая технология и стиль жизни (по материалам «ТВЧ Россия 2007»)


Всеволод Колюбакин Теле-Спутник - 8(142) Август 2007 г.


Телевидение высокой чёткости – одна из самых популярных на сегодня тем в телевизионной среде. Пожалуй, даже перевод телевещания на цифровой формат не вызывает столь активного обсуждения.
Самая распространённая параллель, которую проводят в связи с внедрением широкоформатного вещания, – начало цветного вещания. Сторонники немедленного внедрения HDTV говорят, что надо немедленно начинать вещание, создавать контент, увеличивать количество программ, а уже зрители, увидев преимущества нового стандарта, начнут тратить деньги на новые телевизоры, которые позволят им насладиться новым качеством телесигнала.
Уже несколько лет тема ТВЧ обсуждается на всех профильных выставках и конференциях. В этом году в рамках «Связь-Экспокомм 2007» была проведена проведена выставка «ТВЧ Россия 2007» и конференция «ТВЧ как перспектива развития цифрового телевизионного вещания в России». Организатором конференции выступила компания «Эра» – известная своей активностью во внедрении нового стандарта. Конференция была организована при участии ЗАО «МНИТИ», при содействии ЗАО «Экспоцентр» и при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Ассоциации телевидения высокой четкости и цифрового кино – HD Union.
Факт того, что обсуждение проблем ТВЧ выходит за рамки круглых столов и секций на конференциях, показателен не только с точки зрения масштабности явления, но и как иллюстрация стремления участников рынка объединить свои усилия в продвижении новой технологии.
Участниками «ТВЧ Россия-2007» стали около 30 фирм – Pioneer, Universal Communications, Vestel, Wela electronic Handels, «Арсенал», «Интеркросс», «Иртыш», завод им. Козицкого, Корпорация АПЦ, «Промсвязь», ставропольский радиозавод «Сигнал», «Эра» и др.
На стендах была выставлена аппаратура для полного цикла производства и трансляции HD программ. А для неспециалистов на большом экране транслировалось цифровое кино, чтобы простой посетитель ощутил, что же он в итоге получит от этого таинственного ТВЧ.
На конференции обсуждались основные проблемы внедрения нового стандарта. Хотя для «Эры» и ее генерального директора Г.С. Гадияна ТВЧ не только новый сервис, но и новое качество жизни. Может ли изменить новый стандарт вещания общий взгляд на мир – пока вопрос спорный. Хотя примеров из истории можно привести немало. С другой стороны, практически нет сомнений в том, что человек, который начнет смотреть кино и спортивные передачи в HD, вряд ли от этого откажется.
Несмотря на такое, казалось бы, несколько романтическое увлечение широкоформатным телевещанием, в продвижении нового стандарта господин Гадиян остается сугубым практиком. В своем докладе он четко представляет предпосылки к развитию и распространению ТВЧ, факторы, способствующие и препятствующие этому процессу.
Итак, какие предпосылки? Пока мы можем только смотреть на опыт иностранных (прежде всего, американских) компаний.Согласно прогнозу, в США к концу 2007 года 27% домохозяйств будут способны принимать программы в HD формате, в 2010-м – 68%. Это по сумме параметров, то есть и по возможности принять сигнал, и по возможности его посмотреть.
Также одной из основных предпосылок является удешевление телевизионных приемников, способных к приему сигнала. По данным, приводимым в докладе г-на Гадияна, в США уже 31% домохозяйств имеет соответствующие телевизоры, а в 2010 году этот показатель возрастет до 83%. Но надо отметить, что в США довольно жестко проводится перевод на цифровое вещание. Известный факт, что в 2009 году там будет полностью прекращено аналоговое вещание. А именно переход на цифру является одним из толчков к развитию HDTV. Американские телекомпании связывают эти два процесса. Модернизация телецентров и передающих станций зачастую проводится сразу по двум параметрам – для перевода на цифровое вещание и начала полномасштабного вещания ТВЧ. И если первое – это необходимость, диктуемая законом, то второе – исключительно инициатива вещателей.
Еще одной активной страной, внедряющей широкоформатное ТВ, является Китай. В первую очередь, это связано с проведением Олимпийских игр, трансляция с которых предполагается только в HD формате.
На постсоветском пространстве первой начала широкоформатное вещание Эстония. В России пионером этого сервиса стал оператор спутникового платного телевидения «НТВ-Плюс». Редакция «Теле-Спутника» посвятила этому событию публикации в двух предыдущих выпусках журнала и продолжила в этом. Надо сказать, что операторы непосредственного телевещания во всем мире стали пионерами ТВЧ. Видимо, это объясняется тем, что в случае спутникового вещания в цепочке «вещатель-абонент» гораздо меньше звеньев.
Предпосылкой открытия HD вещания на «НТВ-Плюс» стало, в первую очередь, увеличившееся количество съемок спортивных мероприятий в HD стандартах. Многие производители контента, специализирующиеся на спортивных съемках, сейчас снимают спортивные мероприятия сразу в HD формате; делается это, так сказать, про запас. То же, хотя и в меньшей степени, относится к театральным постановкам и музыкальным событиям. К тому же, мировой опыт говорит, что рано или поздно (а, скорее, именно что рано) HD вещание будет повсеместным, и лидер спутникового непосредственного вещания в России не хочет упускать в этом направлении лидирующих событий.
Сегодня все DTH вещатели имеют набор каналов в широкоформатном стандарте. BSkyB (Великобритания) – восемь каналов, Euro 1080 – пять каналов, «НТВ-Плюс» – три канала, Premiere (Германия) – три канала, TPS (Франция) – три канала, N (Польша) – один канал. То есть, так или иначе, все спутниковые вещатели застолбили этот рынок.
Сейчас существует большое количество факторов, способствующих развитию HDTV. В первую очередь, это, как уже говорилось, снижение цен на соответствующие телевизоры. Уже несколько лет на рынке представлены и телеприемники HD Ready и Full HD. Правда, как говорят эксперты, далеко не вся аппаратура, которая продавалась под этими лейблами, может адекватно отражать широкоформатный сигнал. Тем не менее, панели Full HD получают все большее распространение, несмотря на отсутствие регулярного вещания и достаточного количества контента.
Среди факторов, мешающих развитию HDTV, самым главным считается (и, видимо, таковым и является) отсутствие HD контента. Разумеется, сейчас уже многие производители начинают делать контент для широкоформатного вещания. Но пока объемы не столь велики, чтобы можно было говорить о полноценном вещании. Ведь проблема не просто в наполнении контентом, а наполнении именно тем контентом, за который потребитель готов платить деньги. При этом необходимо отметить, что производство HD контента сильно отличается от производства материала для SD вещания. И дело не только в техническом обеспечении, хотя и это серьезная проблема – оборудование стоит гораздо дороже. Дело еще в различии технологий съемки и даже актерской игры.
Второй фактор – неготовность существующих вещательных сетей. С одной стороны, спутниковые вещатели готовы и развивают широкоформатное вещание. С другой – большая часть домохозяйств, особенно в крупных городах (то есть в местах с максимально платежеспособным населением), получает телесигнал по кабельным сетям. Последние в России на данный момент, в основном, аналоговые, то есть не приспособленные к передаче HDTV. То же относится и к эфирному вещанию. Спутниковое же, несмотря на то, что, с одной стороны, оно больше всех приспособлено к широкоформатной трансляции, испытывает трудности с наличием спутниковой емкости, особенно для непосредственного вещания.
И третья причина – отсутствие координации между заинтересованными игроками, участниками рынка. Эта проблема одинакова для всех областей коммуникационной отрасли. Заметим, что, так или иначе, добиться какого-либо серьезного продвижения (в первую очередь, в области государственной поддержки и создания адекватной нормативно-правовой базы) удавалось только в случае объединения усилий заинтересованных организаций. HDTV не исключение, поэтому в Испании образован HD форум, в Китае – HD альянс.
Последний фактор приобретает особенную важность вследствие того, что телевидение перестает быть просто телевидением. Внедрение любого нового сервиса связано с большим количеством смежных проблем, поэтому развитие HDTV – задача межотраслевая. В первую очередь, это потребует от операторов модернизации своих сетей. Притом, что универсальных решений для разных сетей не существует, эта задача превращается в довольно сложный процесс.
Поэтому в декабре прошлого года, после проведения круглого стола по проблемам внедрения широкоформатного телевидения, была образована Ассоциация телевидения высокой четкости и цифрового кинематографа HD Union. Сейчас в это объединение входят все ведущие игроки рынка ТВЧ в России.
Компания «Центральный телеграф» довольно подробно рассмотрела ТВЧ как бизнес. То есть, что ждет кабельного оператора в том случае, если он надумает внедрять этот сервис.
ТВЧ предлагает абонентам тот же набор услуг – трансляция телеканалов, персональный телеканал и видео-по-требованию. То есть, ТВЧ – это улучшение качества существующей услуги, но никак не принципиально новая услуга. Притом, что на сегодня не существует принципиально новых форм продажи ТВЧ. В то же время, для ТВЧ необходима модернизация всей технологической цепочки, всей инфраструктуры.
Если говорить о кабельном операторе, то с внедрением ТВЧ схема организации головной станции не изменяется. Необходимо дополнительное оборудование для трансляции в формате MPEG-4. Кстати, это тоже интересный момент – пока до конца не решен вопрос, какой же стандарт будет принят для российского цифрового вещания – MPEG-2 или MPEG-4 – игроки нарождающегося ТВЧ рынка склоняются ко второму. Об этом говорилось и на секции CSTB 07, посвященной ТВЧ, отмечалось и на этой конференции.
Цифровой кинематограф – это направление очень тесно связано с ТВЧ. И, хотя, когда говорят ТВЧ, имеют в виду, в первую очередь, вещание в квартиру индивидуальному абоненту, а цифровой кинематограф предполагает публичный показ, проблемы, и технические решения в обоих направления очень схожи. Компания «Кино Медиа» представила свое видение на рынок цифрового кинематографа. Эта тема возникла в России еще до того, как стала реальной перспектива широкоформатного телевещания. Еще пять лет назад был предложен проект, предполагающий трансляцию кинофильмов для показа в кинотеатрах посредством спутниковых каналов. Преимущества были очевидны – экономия (и довольно серьезная) на копировании фильмов и на доставке их в регионы. Второе преимущество – новинки могли попадать в отдаленные населенные пункты довольно быстро. Этот проект мог стать шансом для возрождения кинопроката в городах с населением менее 50 тысяч жителей (так называемые «50000-»), где в постсоветское время он практически умер. С этими же аргументами сегодня отстаивает цифровое кино компания «Кино Медиа». А, впрочем, что бы могло измениться за прошедшее время? Стоимость копии одной пленки как была около 1000 евро, так она и осталась. Как были не охвачены кинопрокатом города населением 10-50 тысяч человек, так они и остались в стороне от кинотеатров с хорошим звуком и своевременными премьерами. Изменения произошли только в том, что новые стандарты позволяют несколько более экономично использовать спутниковый ресурс, а также несколько подешевела аппаратура. Еще один момент, который сдерживает развитие проката в регионах, – отсутствие учета количества посещаемости. Таким образом, прокатчикам невыгодно заниматься мелкими городами. Цифровой кинематограф снимает эти проблемы. Заметим, что около пяти лет назад этот проект не нашел поддержки у российских деятелей кинематографа. Один из наиболее известных деятелей даже заявил, что кино должно быть только и только аналоговым, а цифровое кино – это профанация искусства. Тем временем, западный кинематографический рынок обратил внимание на преимущества цифрового кинематографа и начал развивать это направление. В 1999 году был проведен первый показ кинофильма (это был первый эпизод «Звездных войн») с помощью прототипа цифрового кинопроектора. В 2002 году ряд голливудских производителей образовали альянс – Digital Cinema Iniociatives – для разработки стандарта цифрового кинематографа. С 2006 года кинофильмы категории А начинают выпускаться в цифровом формате, к тому времени уже выпускается линейка необходимой аппаратуры. К началу 2007-го в США насчитывается около 1500 цифровых кинозалов. В этом году началась реализация проекта Digital Cinema Implementation Partners – передача контента в цифровые кинотеатры посредством спутниковых каналов. Всего планируется охватить около 14 тысяч кинотеатров. Этот проект очень похож на тот, что пытались реализовать в России. Интересно, что американские компании находят его привлекательным при гораздо более развитой системе классического кинопроката – копирования и доставки пленок. В России компания «Кино Медиа» развивает проект распространения рекламных материалов посредством цифрового показа. Видимо, этот рынок более подвижен. Проблема доставки рекламного контента в регионы существует. Сейчас некоторые VSAT операторы всерьез занялись этим направлением. Контент передается по спутниковым каналам. На 2006 год компанией «Кино Медиа» было оборудовано 40 залов, в 2007-м планируется оборудовать 200 залов, в 2008-м – 600. Возможно, что этот бизнес станет той ступенькой, с которой удастся шагнуть и к цифровому кинематографу.
На всем протяжении развития телевидения в России в последние 15 лет контент и ресурс почти всегда шли в противофазе. Когда телевещатели начали активно начинать свое спутниковое вещание, катастрофически не хватало ресурса. Потом, с появлением новых спутников, новых стандартов и новой аппаратуры, в частности, компрессии сигнала, операторам приходилось решать проблему заполнения ресурса контентом, который позволил бы получать прибыль. Так появились региональные телеканалы. Сегодня ресурса опять не хватает, но российские спутниковые операторы готовят новые запуски, кабельные операторы намечают модернизацию сетей, вышли на рынок телевещания интернет-провайдеры, готовится программа перевода эфирного вещания на цифровой стандарт. Все это – предпосылки к возникновению недостатка оплачиваемого контента в сетях. И именно телевидение высокой четкости может стать тем сервисом, который эффективно заполнит появившийся ресурс. И то, что оно активно начинает внедряться именно сейчас, перед очередным этапом модернизации телевещательных сетей, возможно, ликвидирует дисбаланс между наличием ресурса и контента.



 
Теле-Спутник Август 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт