82Научно-технические разработки

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Телевидение будущего (футуристический прогноз)


Вячеслав Ансимов Теле-Спутник - 7(141) Июль 2007 г.


Сделанный в свое время прогноз о том, что «лет через двадцать не будет ничего: ни книг, ни кино, ни театра, ни газет – одно сплошное телевидение», как мы видим, не сбылся – пора делать новый. Сейчас самое время для этого, когда телевидение во всем мире оказалось на пороге принципиальных трансформаций, как по части технологий, так и в плане моделей оказания услуг. На фоне современных боев за размеры экрана (разрешение, мобильность и т.д…), способы доставки сигнала и дополнительные услуги уже сейчас просматриваются предвестники совершенно иных форм и технологий подачи материала, таких как 3D IMAX.
«Настоящие интеллектуалы» очень любят напоминать: «я телевизор не смотрю», «у меня нет телевизора», или (как высший пилотаж) – «а кто такой Малахов?». Имидж «отупляющего ящика» зародился на Западе, но в сознание советских граждан он лег, во многом, благодаря собственным социалистическим реалиям – цензуре и бесплатности.
Цензура, как официально принято считать, у нас побеждена, а бесплатность трансформировалась в непрерывную трансляцию рекламы с паузами для фильмов и ток-шоу. Тем не менее, сейчас, когда бравировать неприятием телевидения становится модно, число тех, кто действительно не смотрит телевизор, в России ничтожно мало – «страшно далеки они от народа». Телевидение уже давно стало мощным социальным явлением. Есть все основания предполагать, что все то, во что современное телевидение постепенно превращается, станет социальным явлением в еще большей степени. По этой причине все, что касается будущего телевидения, вызывает у граждан живейший интерес.

То, что не за горами

Главная общемировая тенденция телеиндустрии – это, как известно, полный переход на цифровое вещание. По странам разница наблюдается только в форме финансирования и стимулирования – ультимативной или поощрительной. Плюсы такого перехода, как и всего «цифрового», хорошо известны, и сомнений ни у кого не вызывают.
Некоторые разногласия начинаются на уровне конкретных технологий и протоколов. Значительные средства вкладываются в цифровизацию сетей кабельного телевидения, но уже сейчас видно, что дело явно склоняется в пользу IPTV. Это происходит в русле общей тенденции перевода всего и вся в единые потоки передачи данных.
Эфирное телевещание переходит на цифру не так резво, но и задача эта масштабнее. Есть даже подозрение, что в некоторых странах «эфир» в классическом понимании вымрет быстрее, чем будет оцифрован. То, что непосредственное эфирное телевещание в метровом диапазоне обречено, сомнений тоже не вызывает. Среди таких стран вполне может оказаться и Россия, учитывая темпы развития альтернативных коммерческих систем – кабельного, спутникового и IP телевидения, а также ощутимую «задумчивость» государственных программ цифровизации эфирного телевещания.
Если отбросить патетику относительно великой силы печатного слова и энергетического контакта с театральным залом, интересно посмотреть, почему же не сбылся прогноз относительно «одного сплошного»? По поводу «книги» ответ технически прост – не хватило мобильности. Сейчас уже нет каких-либо принципиальных возражений против электронных книг на всевозможных карманных устройствах. Конечно, книгу и литературу это не убьет, но телевидение сделает действительно «сплошным». По тем же самым устройствам чтения электронных книг можно смотреть и телепередачи.

Сверхвысокая четкость – дальше некуда

В конце мая инженеры научно-технической лаборатории японской телекомпании Nippon Hoso Kyokai (NHK) представили матрицу для видеокамеры, способной снимать в формате следующего после HDTV поколения – Super-Hi-Vision. SHV в четыре раза четче полного HDTV (1080p) – 4320 горизонтальных и 7680 вертикальных сторок. Соответственно, количество пикселов этой матрицы в 16 раз больше – 33 млн.
Разработчики продемонстрировали снятую прототипом SHV-камеры с расстояния трех метров картинку с газетным текстом, который читался без малейшего напряжения. Внедрить камеру в существующие системы телевещания пока не представляется возможным. Битрейт несжатого сигнала получается 24 Гбит/с. После компрессии 16-ю параллельными кодерами в стандарте MPEG-4 его удается сжать в 200 раз до 128 Мбит/с, но все равно это в шесть раз больше, чем в современных HDTV системах вещания в Японии.
Кроме того, безудержное увеличение разрешения телевизионной картинки имеет свой разумный предел. Разрешение человеческого глаза определяется расстоянием между светочувствительными рецепторами и сетчаткой. В среднем угловое разрешение глаза человека составляет 1,5 угловых минуты. Тогда, например, на расстоянии 10 метров до экрана линейное разрешение глаза (минимальный размер пиксела) составит 8 мм. При формате картинки 4320х7680 экран должен иметь размер 37х67 м. Это чересчур сильно даже для кинотеатра, не говоря уже про маленькие японские жилища.

Гиперинтерактивность

Хотя и не прямым, но в некоторой степени первым «ответом» театру, по всей видимости, будет интерактивность нового телевидения. Технически главное, что дает IPTV, ? это переход от широкого вещания к индивидуальной трансляции. Современный уровень интерактивности IPTV подразумевает появление дополнительных услуг и частичное управление ими посредством обратной связи. В целом это те же самые интернет-сервисы плюс возможности компьютера, интегрированные в ТВ трансляцию. Все это доступно уже сейчас.Следующим этапом развития будет создание интерактивного контента телепередач. Например, фильмы, сюжет которых зритель сможет менять, на манер ролевых игр; познавательные программы с возможностью уточнения и углубления в необходимом направлении. Про всевозможные реалити-шоу и нечего говорить – там просто бездна возможностей. Не исключено, что в дальнейшем посредством аватаров зритель сможет «лично» поучаствовать не только в шоу, но и в фильмах!

Полное погружение

Идея, что объемное или стереоизображение является неизбежным будущем телевидения, появилась еще на заре телевещания. Эксперименты в этом направлении идут уже десятки лет, но основными заказчиками пока являются кинотеатры. Среди способов разделения стереопары (изображений для левого и правого глаза) наибольшую популярность получил метод поляризационного разделения – когда каждый зритель надевает очки с поляризованными стеклами. На этом методе базируется и самая продвинутая на сегодняшний день технология стереокино IMAX 3D.
В мае Санкт-Петербург стал третьим российским городом, в котором открылся стереокинозал IMAX. На открытие как всегда приехал Ричард Гелфонд, сопредседатель и управляющий директор корпорации IMAX. В числе прочих ему был задан вопрос о том, когда их технология шагнет с широких киноэкранов на домашние телевизоры. Несмотря на естественную конкуренцию «киношников» и «телевизионщиков», г-н Гелфонд подробно на него ответил. Выяснилось, зачем IMAX «городит» такие огромные экраны (с восьмиэтажный дом) по всему миру. Фирменная технология подразумевает создание объема преимущественно «перед» экраном. Фактически, когда вы смотрите фильм с стереоочках, ощущение гигантского экрана пропадает – изображение представляется как на большом телевизоре. Если же подобный метод использовать для телевизора, то угол картинки будет совсем крошечный. Г-н Гелфонд предположил, что для домашнего телевизора единственной альтернативой будет формирование объема «за экраном», но это уже иная технология съемки. Вероятно, телевидению в этом вопросе придется позаимствовать многое из компьютерных стереотехнологий.
Надо заметить, что IMAX 3D – это целый комплекс технологий, включающий не только процесс формирования объемного изображения, но и создание принципиально иного качества картинки. В частности, используется самый широкий в мире формат пленки 15/70 мм. Процесс смены бобины (рулона) с пленкой в проекционном аппарате занимает несколько часов. Например, 2,5-часовой «Человек-паук 3» весит 250 кг. (!) На вопрос корреспондента «Теле-Спутника», почему на фильмы в формате широкой пленки IMAX наложено ограничение в 2,5 часа, специалист корпорации ответил, что именно из-за веса и размеров пленки. Формат пленки 15/70 в десять раз превышает формат обычной 35-миллиметровой пленки. По одной только этой причине эффект в кинотеатрах IMAX не сравним с тем, что десятки лет назад демонстрировалось в стереозале московского кинотеатра «Октябрь», хотя там использовалось то же поляризационное разделение стереопары.
Как отметил на пресс-конференции в Петербурге Ричард Гелфонд, у IMAX нет какого-то одного «большого секрета». Технология IMAX ? это совокупность с синергетическим эффектом многих патентованных достижений. Одна из самых замечательных вещей, которой сейчас занимается корпорация, – ремастеринг обычных фильмов в формат 3D. Технология IMAX DMR (Digital Re-Mastering) – серьезная заявка на продвижение объемного видео, в том числе и на телевещание. Если база «объемных» фильмов будет нарастать, всем захочется их смотреть именно в таком формате. Будет преодолен барьер контента, такой же какой сейчас существует на пути продвижения HDTV.Работа эта нелегкая и небыстрая – фактически надо создавать парный кадр для каждого кинокадра фильма и анимации. Но это делается и производит сильное впечатление даже на создателей оригинальных лент. Сейчас в список таких лент входят порядка 20 фильмов: от «Аполлона-13» до серии фильмов о Гарри Потере, Человеке-пауке и Бэтмэне. В 2004 году кинокомпания Warner Bros. Pictures выпустила полнометражный фильм «Полярный экспресс», переведенный цифровым способом в формат IMAX 3D.

Четкость, объем…, что дальше?

Конечно, по всем правилам следовало бы сказать также и про объемный звук в телевещании. Но в контексте футуристического прогноза это можно уже считать свершившимся фактом, который уже никого не удивляет. Какие чудеса нас ждут еще? Запах, вкус (что почти одно и то же) и тактильные ощущения. Как человека, останавливающего у вас перед носом поезд, Ричарда Гелфонда спросили и об этом. Однако руководитель самой технологичной кинокомпании ответил, что так далеко они пока не зашли.
Тем не менее, отталкиваясь уже от современного уровня научных и практических наработок, вполне можно предположить, что все это на телевидении будет. В первую очередь, следует вспомнить о том, что уже придумано опять-таки для компьютеров и Интернета. Эксперименты с запахом пока еще ведутся на уровне общих изысканий, а вот передача тактильных воздействий успешно реализуется в джойстиках, мышах, шлемах и даже креслах. Дальше всех здесь продвинулись приложения «для взрослых» из области так называемой «теледильдоники» – дистанционного управления всевозможными «игрушками» из секс-шопов. Вещи эти изготавливаются серийно и вполне успешно продаются в Интернете, но подробности данной темы несколько выходят за рамки формата нашего журнала.
В заключение хотелось бы назвать сроки, когда в нашу жизнь войдет телевидение нового поколения. Однако, скорее всего, процесс этот будет плавным. Более того, он может здорово отклониться от нашего прогноза, поскольку не известно, какие изобретения, способные перевернуть жизнь, нас ждут уже завтра.



 
Теле-Спутник Июль 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт