38Проекты

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Исследование рынка телерадиовещания и телекоммуникаций Украины


Максим Мирошников Теле-Спутник - 7(141) Июль 2007 г.


Компания «ТехЭкспо», организатор EEBC 2007 Telecom&Broadcasting (Пятая восточноевропейская выставка и конференция по телерадиовещанию и телекоммуникациям, которая состоится 27-29 сентября 2007 года в выставочном центре «КиевЭкспоПлаза» в г. Киеве), презентовала «Исследование бизнес-активности участников операторского сегмента рынка телерадиовещания и телекоммуникаций Украины». Здесь исследовались перспективы и стратегии развития рынка операторов и провайдеров услуг Украины. В исследовании, проведенном «Агентством социальных проектов ГОА» в марте-апреле 2007 года, приняли участие представители 100 компаний рынка телерадиовещания и телекоммуникаций.

К исследованию были привлечены операторы КТВ (61%), провайдеры мультисервисных услуг (39%), представители телерадиокомпаний (32%) и другие субъекты рынка: сервис-провайдеры, производители и агрегаторы телеконтента. Среди участников исследования были как столичные компании, так и компании из других крупных городов, областных центров и компании из небольших населенных пунктов. Непосредственно в исследовании участвовали руководители и представители топ-менеджмента компаний. В качестве экспертов были привлечены ведущие профессионалы в области телерадиовещания и телекоммуникаций.
Целью исследования являлось изучение форм и видов бизнес-активности компаний-операторов и провайдеров рынка телерадиовещания и телекоммуникаций.
Если говорить о внедрении новых услуг, наиболее перспективными и доходными для себя украинские компании, работающие на рынке телерадиовещания и телекоммуникаций, считают, в первую очередь, цифровое телевидение (74% опрошенных), широкополосный доступ в Интернет (57%) и IP телефонию (43%). Довольно перспективными считаются также IPTV (35%), Интернет-ТВ (30%), мобильный доступ в Интернет (28%), HDTV (25%) и библиотеки мультимедиа и видеоинформации (24%). Эксперты в качестве наиболее перспективных называют сервисы, построенные на основе интерактивных технологий, использующих обратный канал связи.
Интерес к развитию цифрового ТВ при этом несколько выше у операторов кабельного ТВ и телерадиокомпаний, в то время как провайдеры мультисервисных услуг в большей степени заинтересованы во внедрении широкополосного доступа в Интернет и IP телефонии. Значительно выше у провайдерского сегмента рынка также интерес к внедрению Triple и Quad play, Web-hosting и электронной коммерции, видео-по-запросу, видеоконференцсвязи.
Принявшие участие в опросе телерадиокомпании проявляют больший интерес к внедрению HDTV, IPTV и Интернет-ТВ и значительно больше заинтересованы во внедрении мобильного ТВ. Интересно, что наибольший интерес к развитию цифрового ТВ отмечается у компаний с небольшим количеством абонентов/зрителей. Также выявлено, что интерес к развитию цифрового ТВ несколько выше у компаний, работающих в относительно небольших городах.
Интерес к развитию широкополосного доступа в Интернет, а также к внедрению различных новых сервисов (в первую очередь, IP телефонии, Интернет-ТВ, IPTV, мобильного доступа в Интернет и др.) в большей степени проявили компании с абонентской базой от 1000 до 10 тысяч человек, работающие в областных центрах и других крупных городах. Услуги Triple и Quad play, а также технологии HDTV получили наибольшее число приверженцев среди столичных компаний.
Наиболее перспективными с точки зрения внедрения украинскими операторами участники опроса назвали технологии на базе DVB (DVB-C, DVB-S/ DVB-T) (54%) и технологии WiMax/WiFi (49%); достаточно перспективными для украинского рынка названы технологии на базе IP (FTTx, xDSL) (37%) и Интернет-ТВ (36%).
В исследовании отмечены отличия в оценке перспективности технологий между компаниями с различным объемом абонентской базы. Оказалось, что чем больше абонентская база, тем перспективнее оценивают компании технологии на базе DVB. У компаний с обширной абонентской аудиторией шире интерес к технологиям Интернет-ТВ, xDSL и CDMA.
На оценку перспективности технологий влияет дислокация компании: в целом, все новые технологии оценивают как более перспективные представители компаний, работающие в крупных городах и столице.
Эксперты в качестве основ перспективности новой технологии выделили, в первую очередь, простоту конвергенции и простоту развертывания: более перспективными являются услуги, которые не требуют строительства большой наземной инфраструктуры и появляются на уже подготовленном рынке потребления (как, скажем, беспроводные и мобильные приложения). Что касается технологий распространения, они, по мнению экспертов, должны иметь высокую ресурсоемкость для передачи контента высокого качества. Инфраструктура должна быть достаточно интеллектуальной для управления разнообразными услугами. Среди вещательных технологий преимущество получат те, которые обеспечат наибольшее покрытие территории и широкую абонентскую базу.
Исследовались каналы получения необходимой для принятия бизнес-решений информации. Ее респонденты получают на выставках, на сайтах производителей профильного телекоммуникационного и телерадиовещательного оборудования и со страниц специализированных изданий. Кроме того, используется (в меньшей степени) информация с семинаров, конференций, форумов, информация из технической документации, от дистрибьюторов оборудования.
Отдельно анализировались факторы, препятствующие внедрению в компаниях новых технологий. Материальные факторы выступают первыми в числе наиболее значимых. Это низкая платежеспособность населения (56%) и недостаточное количество средств для инвестиций в развитие у самих компаний (55%) (более значимыми данные факторы являются для компаний, работающих в небольших городах; там низкую платежеспособность населения назвали наибольшим сдерживающим фактором 77% опрошенных). Следующим по значимости фактором, препятствующим внедрению новых технологий, называют несовершенное законодательство (41%). Кроме того, назывались препятствия внутри самой компании. Проблемой является дефицит качественного контента и неурегулированные отношения в области авторского права. Две данные проблемы затрагивают, в большей степени, компании в небольших городах, нежели в столице. Для небольших компаний, работающих в регионах, более острой является также проблема невостребованности новых сервисов.
Как считают эксперты, кроме материальных проблем, развитие новых технологий в Украине существенно тормозится из-за несостыковок законодательства с требованиями современных технологий и непрозрачности деятельности регуляторных органов в отношении субъектов операторского рынка. Близкая по важности проблема – дефицит квалифицированных кадров и достаточного количества должной информации у них о новых технологиях и возможностях их внедрения, а также консервативность самих операторов. Значительной проблемой эксперты называют дефицит качественного контента.
Внедрение новых технологий в Украине происходит достаточно быстро. По данным опроса, от момента, когда специалисты компании узнают о новой технологии или оборудовании, до момента их внедрения проходит в среднем около года. Решение об обновлении технической базы или развитии нового сервиса в компании инициируется, в основном, по представлению главного инженера или технических специалистов, реже – в результате консолидированного решения топ-менеджмента или лично руководителем компании. Роль маркетинговых служб или привлеченных экспертов в принятии решений об обновлении технической базы крайне мала. В небольших компаниях с малым количеством сотрудников и небольшим охватом абонентской базы отмечается более авторитарный стиль принятия бизнес-решений: они чаще принимаются единолично руководителями.
Исследование прогнозирует значительные изменения в операторском сегменте рынка телерадиовещания и телекоммуникаций. Операторы будут более интенсивно внедрять услуги цифрового ТВ и широкополосного доступа в Интернет. Специалисты прогнозируют опережающие темпы роста в сегменте предоставления услуг на основе IP протокола. Знаковым станет удешевление каналов связи и Интернета, увеличение роли беспроводного доступа. Ожидается дальнейшее снижение доли доходов от традиционных услуг (фиксированная телефония, аналоговое ТВ). Традиционные операторы должны будут начать внедрять дополнительные услуги. Яркой тенденцией ближайших лет станет усиление конкурентной борьбы в сфере передачи данных. Как следствие, последует частичный передел рынка – укрупнение компаний за счет инвестиций и поглощений. Также эксперты прогнозируют большое будущее компаниям, способным предоставлять множество различных услуг через единственный интерфейс.
Таковы основные тенденции операторского сегмента украинского рынка телерадиовещания и телекоммуникаций.

По материалам «Исследования бизнес-активности участников операторского сегмента рынка телерадиовещания и телекоммуникаций Украины» подготовил Максим Мирошников.Редакция благодарит «Агентством социальных проектов ГОА», г.Киев, за предоставленные материалы «Исследования», на основе которых была подготовлена эта публикация.


 
Теле-Спутник Июль 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт