46Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Операторам сетей VSAT хотелось бы большего


Всеволод Колюбакин Теле-Спутник - 6(140) Июнь 2007 г.


Компания «Рэйс-Телеком» работает на рынке с 1997 года, с 2005-го она сосредоточила свою активность на оказании услуг связи посредством собственной спутниковой сети. «Рэйс-Телеком» предлагает услуги VSAT сети под торговой маркой Spin.

«Теле-Спутник»: Возникновение рынка VSAT в России. Когда возник этот рынок, какие к этому были предпосылки?
Дмитрий Белокуров: Рынок услуг с использованием продуктов VSAT начал формироваться в России в середине 90-х годов прошлого века. Предпосылки его возникновения, о которых вы спрашиваете, были чисто технологическими, то есть к тому времени стали доступны коммерческие продукты, услуги связи с использованием которых были потенциально интересны пользователям. Рынок услуг с использованием VSAT в середине 90-х годов не был и не мог быть массовым. Его игроки – операторы сетей VSAT – предлагали пользователям услуги посредством абонентских терминалов стоимостью 100 тысяч долларов; говорю это как непосредственный участник процесса. Оператор, на сети которого функционировали два-три десятка таких VSAT, был уже влиятельным игроком рынка. О полноценном российском рынке услуг связи и вещания с использованием технологии VSAT можно говорить, вероятно, только начиная с 2004 года, когда с новыми проектами создания крупномасштабных сетей VSAT на рынок пришли операторы, являющиеся сегодня его лидерами.
Т-С: Когда компания начала работать на российском VSAT рынке?
Д.Б.: ЗАО «Рэйс Телеком» работает на рынке услуг связи с 1997 года, с 2005-го компания концентрирует свою активность исключительно на оказании услуг связи посредством собственной распределенной спутниковой сети информационного обмена SPIN™, построенной по технологии VSAT и являющейся одной из крупнейших в России.
Т-С: Какие изменения претерпел рынок с того времени?
Д.Б.: За последние два года российский рынок услуг связи и вещания с использованием продуктов VSAT рос не менее чем на 100% в год, хотя найти подтвержденные данные о динамике его развития сложно. Таким образом, для большинства действующих операторов сетей VSAT данный период был временем активного наращивания своего географического присутствия и увеличения числа пользователей, то есть благополучным. Реализуемые государственные программы по реализации УУС и предоставлению доступа к интернет-ресурсам для образовательных учреждений также способствовали развитию рынка.
Наконец, можно отметить тот факт, что наземные сегменты практически всех сетей VSAT, введенных в эксплуатацию за последние годы, построены на основе сетевых спутниковых продуктов, использующих, в том числе, технологию многочастотного МДВР, что подтверждает известную общемировую тенденцию.
Т-С: Как вы оцениваете состояние рынка сейчас?
Д.Б.: Рынок по-прежнему находится на стадии активного роста, при этом растет и конкуренция среди операторов сетей VSAT. Сегодня она уже очень острая на корпоративном сегменте рынка, проявляясь в сегменте SOHO-SME (малого и среднего бизнеса); вероятно, в будущем провайдеры услуг с использованием VSAT начнут конкурировать и в сегменте рынка частных пользователей.
Т-С: Что является факторами, способствующими и препятствующими развитию VSAT технологий в России?
Д.Б.: Если говорить о рынке услуг с использованием VSAT, то факторами, способствующими развитию этого рынка, являются благополучная экономическая ситуация в стране, технологическое совершенствование продуктов VSAT, позволяющее предоставлять пользователям конкурентные услуги, и реализация государственных программ, о которых было упомянуто выше.
Факторов, препятствующих развитию российского рынка услуг с использованием VSAT, по большому счету, два: излишне усложненная и дорогостоящая действующая процедура легализации VSAT и отсутствие в необходимом объеме бортовой емкости с техническими характеристиками, позволяющими использовать эту емкость в качестве космического сегмента для построения сетей VSAT.
Т-С: Каким образом изменило ситуацию введение упрощённой процедуры?
Д.Б.: Изменило, но операторам сетей VSAT определенно хотелось бы большего (и они этого большего заслужили). Чтобы понять причину такой «нескромности» операторов, давайте, прежде всего, рассмотрим, что есть сегодня упрощенная
процедура. Строго говоря, ни один документ, регламентирующий процедуру легализации VSAT, таким понятием не оперирует. По факту, под «упрощенной процедурой» легализации малых земных станций типа VSAT понимается процедура оформления разрешения на эксплуатацию или процедура регистрации РЭС, которые проводятся в соответствии со следующими документами:

  • Решением ГКРЧ от 06.12.2004 г. № 04-03-02-001, позволяющим не получать индивидуальное Решение ГКРЧ на каждую малую земную станцию (МЗС) сети при выполнении определенных требований в отношении ее технических параметров и используемых рабочих частот (также существует Решение ГКРЧ от 04.07.2005 г. № 05-07-01-001, дающее аналогичное послабление в отношении земных станций, не относящихся к МЗС).
  • «Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи», утвержденными приказом Мининформсвязи от 09.09.2002 г. № 113 и допускающими использование в качестве проектной документации на сооружение связи (МЗС) типовые проекты или техническую документацию производителя оборудования, и не требующими проведения экспертизы такой проектной документации.
По сути, это и есть все упрощения. Конечно, хорошо, что они есть, но и с ними сегодня процесс легализации малой земной станции типа VSAT занимает в среднем девять месяцев! Согласитесь, что такой показатель в состоянии испортить любой честный бизнес-план по реализации коммерческого проекта создания сети VSAT.

За последние два года дополнительных упрощений в процедуре легализации VSAT не произошло, а вот усложнения, к сожалению, возникали. Так, в форме № ИД/ЗС-VSAT (форма заявочного документа на VSAT) стало необходимым указывать координаты места установки VSAT с точностью до десяти секунд (ранее обходились минутами), что естественным образом привело операторов сетей VSAT к необходимости обращаться за помощью к организациям, имеющим лицензии на проведение измерений координат с требуемой точностью, или самим оформлять на себя такие лицензии.
Еще один пример: недавно Россвязьнадзор стал требовать, чтобы все приборы, которыми производятся измерения на оборудовании сети оператора, в том числе на оборудовании VSAT, имели не свидетельства о калибровке, чего было достаточно раньше, а свидетельства о поверке, что означает в отдельных случаях необходимость использования более дорогостоящих измерительных приборов, входящих в Госреестр измерительных средств.
И, наконец, нельзя не сказать о роли Роспотребнадзора в процессе легализации VSAT (в терминах этой организации – ПРТО – передающего радиотехнического объекта). Сегодня по факту получение санитарно-эпидемиологических заключений, выдаваемых региональными управлениями Роспотребнадзора, является едва ли не самой затратной и продолжительной по времени частью процесса легализации. Роспотребнадзор – государственная структура, но свои заключения в отношении ПРТО готовит на основании экспертных заключений подразделений Федерального центра гигиены и эпидемиологии, выдаваемых на коммерческой основе. Интересно, что цены на услуги этих подразделений, являющихся частью Федерального государственного учреждения, в различных субъектах Федерации разнятся даже не в разы, а на порядки. Скажите, ну, разве это «упрощенная процедура»?
Т-С: Как вы оцениваете существующий сегодня спутниковый ресурс (как российских, так и зарубежных операторов) с точки зрения развития VSAT сетей в России? Как вы оцениваете перспективный спутниковый ресурс?
Д.Б.: Выше я уже говорил, что отсутствие в необходимом объеме бортовой емкости с требуемыми техническими характеристиками является одним из основных негативных факторов, сдерживающих развитие российского рынка услуг с использованием VSAT.
Конкурентному использованию российскими операторами сетей VSAT бортовой емкости зарубежных КА препятствуют:

  • Постановление Правительства РФ от 01.02.2000 г. № 88, в соответствии с которым зарубежный бортовой ресурс может быть использован российскими потребителями для организации международных связей, и в отдельных случаях – для организации сетей спутниковой связи и вещания на территории РФ в период отсутствия возможности использования бортовой емкости российских КА.
  • Уже упомянутые Решения ГКРЧ от 06.12.2004 г. № 04-03-02-001 и от 04.07.2005 г. № 05-07-01-001. Как я оцениваю перспективный бортовой ресурс? Мне очень просто сказать, каким бы его хотели видеть российские операторы сетей VSAT и с точки зрения технических характеристик, и с точки зрения зон покрытия, но по перечисленным выше причинам взяться ему в ближайшем будущем неоткуда.

Т-С: Как вы оцениваете роль государственных программ (например, программы «Интернет для школ») с точки зрения развития российских VSAT сетей?
Д.Б.: Безусловно, программы по реализации УУС и предоставлению доступа к интернет-ресурсам для образовательных учреждений способствуют развитию российского рынка услуг с использованием VSAT. При этом у меня была надежда, что, реализуя упомянутые программы и столкнувшись с проблемой невозможности быстрой легализации установленных VSAT, регулятор, наконец, решится на изменения в действующей процедуре легализации, которая, как мы говорили выше, является основным фактором сдерживания развития рынка услуг с использованием VSAT. К сожалению, к настоящему времени этого не произошло. По факту, регулятор пытается решать проблему ускорения процедуры легализации установленных VSAT разовыми изменениями действующей процедуры, носящими исключительный характер. Жаль.
Т-С: Какие VSAT приложения и услуги сегодня наиболее востребованы на российском рынке? Какие будут, на ваш взгляд, востребованы в ближайшем будущем?
Д.Б.: Корпоративные клиенты, обладающие собственными сетями с множеством действующих узлов, требуют от оператора сети VSAT, прежде всего, предоставления услуги организации VPN.
Пользователи, имеющие меньшее число точек присутствия или единичное присутствие, как правило, заинтересованы в получении услуг доступа к интернет-ресурсам и услугам передачи голосовой информации.
Услуги организации ВКС имеют ограниченную востребованность.
Думаю, что в ближайшем будущем интересы основных групп пользователей услуг, предоставляемых операторами сетей VSAT, существенным образом не изменятся.
T-C.: Послужит ли вступление России в ВТО и ожидаемое в связи с этим открытие российского рынка для иностранных операторов толчком к развитию VSAT сетей?
Д.Б.: Безусловно, послужит, хотя если под толчком понимать переход российского рынка услуг с использованием VSAT в новое качество, определяемое возможностью предоставления пользователям новых услуг и значительным ростом числа установленных VSAT, то здесь я не слишком оптимистичен. Дело в том, что от вхождения на российский рынок иностранных держателей бортового ресурса полноценными игроками российским операторам сетей VSAT не стоит ожидать снижения арендной платы за ресурс, а именно она, как известно, является основной затратной составляющей себестоимости услуги для оператора сети VSAT. Таким образом, реальным преимуществом от использования иностранного бортового ресурса для российского оператора сети VSAT (и опосредованно для пользователя) может быть уменьшение цены за оборудование VSAT по причине его комплектования более дешевыми антенными системами меньшего диаметра. Максимальное уменьшение цены за оборудование может составить 30%, не более, при сохранении цен за предоставляемые услуги. Не уверен, что этого будет достаточно для толчка в развитии рынка услуг с использованием VSAT.
Т-С: В чём вы видите причину активного развития VSAT технологии в Украине? В чём отличие украинской ситуации от российской?
Д.Б.: Украина и Казахстан являются меккой VSAT на территории бывшего СССР. В обоих государствах по факту введена заявочная процедура легализации (регистрации) VSAT, подразумевающая возможность начала эксплуатации VSAT после декларирования эксплуатационно-технических параметров станции и оплаты взносов в соответствующий уполномоченный орган. Чем не пример для подражания?
Т-С: Можно ли ожидать, что в обозримом будущем VSAT технологии появятся в частном владении в сколько-нибудь заметном количестве?
Д.Б.: Думаю, да. Экономическая ситуация в стране достаточно благополучная, растет число частных домовладельцев. Почему бы им не получать требуемые инфокоммуникационные услуги от провайдеров-операторов сетей VSAT?
Более того, если в обозримом будущем появится возможность использовать в качестве космического сегмента сетей VSAT бортовую емкость с лучшими энергетическими характеристиками, что естественным образом позволит комплектовать VSAT антенными системами меньшего (чем 1,8 м) диаметра, то последнее, скорее всего, позитивно скажется на дополнительной популяризации услуг с использованием VSAT среди частных домовладельцев.
Т-С: Какой вопрос, какую проблему в развитии российских VSAT сетей вы считаете сегодня наиболее важной?
Д.Б.: Мы уже говорили об этом выше, когда обсуждали факторы, препятствующие развитию рынка услуг с использованием VSAT. Они – и есть проблема.
Т-С: Как вы оцениваете перспективы реальной расчистки и конверсии диапазона частот для работы VSAT сетей?
Д.Б.: Реальную расчистку, как вы ее назвали, можно было бы провести так, как это было сделано в некоторых странах бывшего соцлагеря. Там уважаемые ведомства, контролировавшие по наследству основные пулы частот в основных диапазонах, обязали оплачивать номиналы наравне с коммерческими пользователями. Очень скоро те сами отказались от избыточных ресурсов в пользу коммерческих операторов. Не уверен, правда, что тот же самый метод «расчистки» может быть применим в наших реалиях.

Беседовал В. Колюбакин.


 
Теле-Спутник Июнь 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт