Эти или подобные вопросы не без основания посещают владельцев и менеджеров систем платного ТВ при упоминании авторских обществ и иных подобных организаций по коллективному управлению правами. Чтобы подробнее разобраться в текущем положении вещей в этом вопросе, мы обратились к юристу Ирине Никифоровой, вице-президенту АКТР В.Г. Маковееву, И.В. Якушевой – начальнику лицензионного управления РАО, а также к нашим украинским и белорусским коллегам. Предваряя их заметки по данной теме и ответы на вопросы журнала «Теле-Спутник», хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые нестыковки в позиции авторских обществ и наших основных вещателей – федеральных телеканалов.
Как видно из ответов РАО, эта организация предполагает взимать в пользу представляемых ей авторов 5% от дохода сетей КТВ, не уточняя его источников (а это могут быть виды деятельности, далекие и от телевидения, и от объектов авторского права.) Между тем, нам кажется, что музыкальные произведения, прозвучавшие на том или ином канале, уже привели к выплатам либо авторам непосредственно, либо через организацию коллективного управления. Рассмотрим простой пример: композитор К написал музыку к фильму. За это он получил соответствующее вознаграждение от киностудии или продюсерской компании, к которой перешли все права на фильм, как при показе его в кинотеатре, так и по ТВ. Если музыка к фильму стала популярной и производитель рекламы создал с ее использованием свой рекламный ролик, то телеканал через отчисления некоторого процента от дохода за рекламу уже перечислил в авторское общество деньги на вознаграждение композитора или продюсера, или иного правообладателя. При трансляции телеканала в сети КТВ вещатель обычно настаивает на обязательном использовании эфирного сигнала местного партнера, в составе которого уже содержится местная реклама и препятствует непосредственному приему сигнала со спутника. Таким образом, канал в случае эфирной и кабельной трансляции увидит то же количество зрителей, никакой новой аудитории здесь не возникнет. Нам представляется вполне логичной точка зрения украинских коллег – если оператор КТВ выходит на рынок со своим каналом, сам становится вещателем, сам подбирает программы и исполнителей, то в этом случае он же должен урегулировать отношения в области авторских прав. В случае же простой ретрансляции очень непросто понять и принять положения о том, что кабельная ретрансляция является чем-то отдельным от эфирной, особенно если она идет синхронно с последней. Предоставляем нашим читателям ознакомиться со всем спектром мнений по этому вопросу и решить, какой подход им кажется более правильным. Мы также понимаем, что одним номером эта дискуссия может не ограничиться, и готовы предоставить трибуну для выступления всем участникам этого непростого процесса: авторам, их представителям, вещателям и кабельщикам.
Белоруссия К сожалению, письменного ответа от белорусских коллег мы до выхода этого номера не получили. В устных же ответах сложилась такая картина: Операторы не оспаривают законные интересы авторов и их представителей и в принципе готовы платить, но не готовы производить платежи в адрес существующего авторского общества. Это связано с его государственным, а не общественным статусом, отсутствием гарантий, что вслед за первым не придут еще несколько с тем же требованием 5% прибыли (а если их найдется 20, то весь доход уйдет на них) и другими проблемами. Таким образом, можно констатировать, что на белорусском рынке в этой ситуации наблюдается клинч, и разрешения ее в ближайшем будущем ожидать не стоит.
|