«Nothing stopping cable from moving ahead» В январском номере нашего журнала был опубликован материал «Cable has tremendous potential, but momentum for change is needed» (Т/C №1, 2007, с.18), в основу которого легла статья мистера Колина Манна (Colin Mann), опубликованная в журнале Euromedia. Статья посвящена угрозам кабельному бизнесу со стороны многочисленных конкурентов и особенно операторов IPTV. Мистер Манн – серьезный автор. И учитывая важность рассматриваемых проблем, он посвятил им обширную статью. Поэтому мы, как и обещали, продолжим ее рассмотрение. А теперь вспомним Овадиа Коэна, вице-президента отдела маркетинга и соучредителя компании Scopus Network Systems. Он полагает, что даже при возрастающей скорости, которую может предложить DSL, она имеет ограничения на количество предлагаемых ею каналов. 20 Мбит/с является тем минимумом, который позволяет DSL конкурировать с кабельными сетями. Для достижения этого минимума телекоммуникационные операторы рассматривают возможности модернизации своих сетей. «Должны ли они выбрать медь или оптоволокно для своей IP сети? – рассуждает Коэн. – При этом им необходимо подумать о той прибыли, которую они могут получить на инвестируемый капитал (Return On Investment). Принятие окончательного решения связано с существенными финансовыми рисками». Однако, по мнению Ника Филиберта, вице-президента отдела разработок компании Scientific Atlanta для стран Европы и Азии, и кабельные компании должны быть в полной мере осведомлены о конкурентных угрозах. Кабельные операторы должны понимать, что для защиты своих доходов и рыночной доли им также необходимо инвестировать. «Мы это понимаем, поэтому в 2006 году и завершили слияние с Cisco, специализирующейся в организации цифровых широкополосных сетей», – поясняет Ник Филиберт. В чем-то он согласен с Коэном. Однако он не совсем уверен в победе кабеля на всех направлениях. По его мнению, не важно, кто победит. При предоставлении различных услуг будут доминировать разные игроки. Главное, чтобы в результате конкуренции выигрывал потребитель. Он не согласен с тем, что исход борьбы за потребителя будет зависеть от минимальной цены услуг triple play: «Лучшая цена не обязательно самая низкая. Вероятнее, что достигнет цели тот игрок, который предложит услугу лучшего качества, пусть и за более высокую цену». Филиберт утверждает, что некоторые телекоммуникационные операторы были бы не прочь полностью списать со счетов кабель как конкурента. Однако и им понятно, что это ни в коей мере не соответствует истине. Услуга voice-over-IP (VoIP), в которую некоторые кабельные операторы уже осуществили инвестирование, представляет собой вполне реальную угрозу для телекоммуникационных операторов. Кроме того, еще и существует вопрос о контенте, где их ожидает еще много неизвестного. Есть и другие барьеры, такие, например, как IP multicast, гораздо более трудные для преодоления, чем обычное телевизионное вещание. Филиберт также указывает на то, что затраты на расширение и модернизацию инфраструктуры у кабельных и телекоммуникационных операторов примерно сопоставимы. Однако преимущество кабеля заключается в том, что он, в своей основе, является широкополосным. Короче говоря, кабель сохраняет свою конкурентоспособность, но это обстоятельство не говорит о том, что кабельные операторы могут пребывать в состоянии самоуспокоенности и бездействия. Вполне возможно, что в самое ближайшее время их ожидает дополнительная конкуренция со стороны провайдеров интернет-услуг и со стороны телефонных компаний. Однако эта конкуренция не остановит продвижения кабеля. После предыдущих укрупнений кабельных компаний для них стали гораздо более доступными новые капиталы от инвесторов. Благодаря этому его компания Liberty Global сумела переместить свои кабельные филиалы в те зоны охвата, где она «может делать большие деньги». В некоторых странах, таких как Британия, операторы «делают» более высокий средний доход от пользователя (average revenue per unit – ARPU). Здесь он составляет 60 евро. Это больше, чем в Германии или странах Бенилюкса, где ARPU кабельного ТВ составляет порядка 20 евро. Пакетирование данных и речевых услуг может идти по более высокой цене. Филиберт отмечает, что качество изображения ТВ также будет важным элементом, различающим провайдеров услуг. Покупатели новых ТВ комплектов будут искать провайдеров, предоставляющих цифровые услуги более высокого качества и надежности... Кабель имеет гораздо больший шанс на достижение успеха, нежели его конкурент IPTV. Особую роль здесь играет контент: «Дайте кабельным операторам лучший контент и даже более «мелкие парни» достигнут наилучших результатов». Кен Райт, менеджер из компании C-COR, предлагающий решения как кабельным, так и телекоммуникационным операторам, отмечает, что кабельным операторам не следует недооценивать финансовые возможности телекоммуникационных операторов. Однако кабельные операторы занимают существенно лучшие конкурентные позиции. Консолидация предприятий в Британии и Испании способствовала достижению ими определенных преимуществ. Они накопили достаточно финансов, чтобы победить в конкуренции. Их инвестиции в сетевые модернизации наглядно показывают, что кабельные операторы не собираются бездельничать. Кристофер Траггио, вице-президент отдела продаж и маркетинга кабельного оператора UPC France/Noos, уверен в конкурентном положении своей компании: «Мы являемся провайдером номер один в области pay TV во Франции, включая и Париж. Мы стремимся к поддержанию и сохранению лидирующего положения на рынке. В прошлом году мы увеличили нашу рыночную долю в сфере high speed Internet». Недавние исследования, выполненные компаниями OECD и IPSOS, назвали этого оператора лучшим провайдером pay TV в Европе. Журнал Le Point назвал его предложение цифровой телефонии лучшим во Франции, а несколько интернет-студий высоко оценили стабильность и устойчивость его соединений.Что касается телевидения, то компания UPC France/Noos вводит в эксплуатацию электронный путеводитель по программам (EPG); персональный видеомагнитофон (PVR), позволяющий записать четыре часа программ; pay per view (PPV) и бесплатные DTT каналы. Однако, как говорит Траггио, «сегодня мы находимся в мире услуг triple play. Поэтому говорить о какой-то единственной услуге не имеет смысла. Наша технология позволяет предоставлять в дом множество услуг. IPTV провайдерам все еще затруднительно предложить нечто аналогичное». Он полагает, что в современном доме члены семьи хотят одновременно осуществлять сёрфинг программ, смотреть ТВ и пользоваться телефонными услугами. Кабель является единственным средством, которое позволяет клиенту осуществлять все это с максимальными удобствами. «Подписчики также могут выходить на наш web site, чтобы получить обозрение художественных и документальных фильмов в режиме VoD. Часть наших новых подписчиков заявляют, что они могли бы купить IPTV, но решили обратиться к нам», – говорит Кристофер Траггио. Жан де Грейв, менеджер отдела внутренних и внешних коммуникаций бельгийского кабельного оператора Telenet, также отмечает рост конкурентных возможностей и перспектив своей компании. «Наличие старого и авторитетного конкурента не помешало нам захватить более 50% рынка широкополосных услуг во Фландрии. Telenet представляет собой сильный бренд. Наши маркетинговые компании оказались успешными и принесли нам ощутимые дивиденды. Наше кабельное проникновение превышает 97%. Это позволяет нам бросить вызов любому телекоммуникационному оператору». Он особо подчеркивает те области, где, по его мнению, кабельная технология имеет бесспорное преимущество. Большая полоса для таких услуг, как HDTV. Речь идет не о совместно используемой среде, как в случае IPTV и Интернета. Здесь ее одновременное использование для ПК и ТВ приводит к перегрузке, с вытекающими последствиями. Кроме того, необходимо отметить, что сеть компании подверглась 10-процентной цифровой модернизации за девять месяцев со времени ее запуска. У бельгийских операторов мобильных и интернет-услуг аналогичный процесс занял около семи лет. По сообщению де Грейва, цифровое ТВ компании включено в предложение Community Antenna TeleVision абонентского телевидения страны: «У нас есть контакты с многочисленными студиями и вещателями, как в самой Бельгии, так и за рубежом. Наша библиотека video-on-demand и broadcasting-on-demand содержит более 1400 часов контента». Не у всех кабельных операторов судьба сложилась столь благоприятно. Жил Катц, директор отдела маркетинга кабельных решений компании Harmonic, рассказывает, что в некоторых странах, таких как Франция и Италия, отдельные кабельные операторы не выдержали конкуренции с цифровым спутниковым вещанием (Digital Broadcast Satellite – DBS) в сфере видеопоставки и DSL в области передачи данных. Поэтому они и были вытеснены другими провайдерами услуг. Но в своем подавляющем большинстве европейские кабельные операторы выдержали напор конкурентов и добились успеха. Им это удалось за счет того, что они сумели установить прочные отношения со своими клиентами, предоставили ряд новейших услуг и развернули действенную и экономически эффективную инфраструктуру. Катц считает, что добавление услуг VoIP и передачи данных к «репертуару» кабеля помогли операторам в повышении рентабельности бизнеса. По его мнению, и в области предоставления видеоуслуг преимущества кабеля перед другими средами поставки неоспоримы. К ним относятся обширные подписные базы кабельных операторов. При покупке контента кабельный оператор распределяет его стоимость на большее число подписчиков. Что же касается телекоммуникационных операторов, то пройдет еще немало времени, прежде чем они увидят реальный доход на свои инвестиции в IPTV услуги. В прошлом году в США проходила конференция по вопросам развития и перспектив кабельной индустрии. Ее организаторы обратились к аудитории с просьбой определить наибольшую угрозу для кабельной технологии в обозримом будущем. Участники, кабельные профессионалы в подавляющем большинстве, заявили, что не воспринимают IPTV в качестве сколько-нибудь реальной угрозы для своего бизнеса и готовы конкурировать с этим типом обслуживания.
Исландия – страна льда Удивительная зима выпала в этом году на нашу долю. Обычно к марту месяцу питерский человек уже устает от мороза, льда, снега, вьюг и начинает с нетерпением ожидать весеннего солнца. Но в нынешнем январе… На дворе не зима, не осень, а черт знает что. Мы соскучились по настоящей зиме. Поэтому нам особенно приятно совершить путешествие вместе с мистером Хрисом Дзиадулем (Chris Dziadul) в страну настоящих зим, в Исландию – страну льда.Это маленькая страна, относительно изолированная от прочей Европы. Но это не мешает ей обладать одним из самых высоких мировых показателей по уровню благосостояния. Хотя ее экономика и зависит, в значительной степени, от рыболовства, в 2005 году валовой продукт на душу населения (GDP) составил 35 600 долларов. Но и коэффициент инфляции также достаточно высок. В середине 2006 года он равнялся 7,6%. Одним из самых динамичных рынков страны является рынок рекламы. По данным Society of Icelandic Advertising Agencies (SIA), его оборот в 2004 году составил 95 млн долларов. На этом рынке работают три национальные ежедневные газеты, а также 15-20 журналов. Вся эта печатная продукция издается в Рейкьявике, и на нее приходится свыше половины рынка (54%). Второе место занимает телевидение (31,4%). В стране запрещена реклама алкогольной и табачной продукции. Оборот телекоммуникационного рынка Исландии составил в 2004 году порядка 320 млн долларов. На нем доминируют два оператора – Icelandic Telecom (Siminn) и Vodafone Iceland. В июле 2005 года компания Siminn была приватизирована. Правительство продало свою часть пакета (98,8%) за один миллиард долларов. Сейчас главными держателями акций Siminn являются компания Exista B.V. (43,6%) и банк Kaupthing Bank (29,1%). Siminn предоставляет своим клиентам широкополосные, мобильные, VoIP и IPTV услуги. Vodafone Iceland была создана в апреле 2003 года после объединения телекоммуникационных операторов Islandssimi, Hallo и Tal. Она предлагает услуги fixed line, mobile и ADSL.Также упоминания заслуживают компании Hive и Novator. Hive предоставляет присоединения ADSL и FTTH, а также программное обеспечение VoIP. Novator имеет несколько филиалов в Центральной и Восточной Европе, планирует развернуть первую в Исландии сеть 3G, а также уже подала заявление на лицензию WiMax для стационарного широкополосного доступа. Исландская телевизионная индустрия относительно многообразна. Первоначально здесь доминировал государственный вещатель RUV, запущенный в 1966 году. Он был монополистом рынка до появления станции 365, принадлежащей инвестиционной и холдинговой компании Dagsbrun, крупнейшей медиакорпорации в Исландии. Позднее Dagsbrun запустила Stod 2 (Канал 2), который является подписным премиальным каналом. Он поставляется на УВЧ и по цифровому эфирному вещанию (DTT). Его принимают более чем в 50% домов, охваченных телевизионными услугами. Абонентская плата составляет 76 долларов в месяц. Станция 365 предоставляет подписчикам два платных канала – спортивный Syn и 24-часовой Channel 2 Movies. За первый подписчик платит 67 долларов в месяц, а второй предлагается в качестве дополнительной услуги подписчикам Stod 2. Два free-to-air канала, музыкальный PoppTV и развлекательный Sirkus, предназначены преимущественно для молодежной аудитории. Кроме того, 365 управляет MMDS платформой Digital Island, транслирующей около 80 локальных и международных каналов. На севере Исландии телевизионная станция N4 осуществляет вещание на город Акурери и прилегающие к нему районы. Программы клерикальной стации Omega традиционно пользуются популярностью как в самой Исландии, так и за ее пределами. Ее вещание осуществляется через спутник по каналу Gospel Channel Europe. Телекоммуникационный оператор Siminn также является важным ТВ игроком. Он управляет кабельным ТВ, которое предлагает 60 ТВ каналов и продукцию PVR порядка 8 тысячам подписчиков в Рейкьявике и северной части Исландии. IPTV платформа этой компании предоставляет 60 ТВ каналов и VoD на юго-западе страны, включая Рейкьявик, и двум городам на севере страны. Определенной популярностью пользуется и Q3 2006. Этот оператор насчитывает около 23 тысяч подписчиков, при этом 70% из них предпочитают VoD. Своим успехом в сфере IPTV компания Siminn обязана удачному приобретению, компании Skjarinn. Во-первых, это третья по популярности ТВ станция Исландии, а во-вторых, она разрабатывает контент для IPTV платформы Siminn. Ожидают, что в недалеком будущем IPTV услуги также начнут предлагать компании Hive и Opkuveita Reykjavikur. В большинстве сфер исландского вещания точно воспроизводится европейское законодательство. Единственным заметным отличием является приобретение исключительных прав на контент, которое, после долгих дебатов, было отменено законодателями в сентябре 2006 года. В результате Siminn и 365, да и другие станции, могут приобретать право на демонстрацию отдельных футбольных матчей, а не все выступления тех или иных команд. Особый энтузиазм у исландцев вызывает Интернет. В 90% домов уже есть ПК, 80% которых присоединены к Интернету. Быстро растет распространение ADSL. Суммарно его услугами уже пользуются в 90 тысяч домов. 60% ADSL присоединений приходится на Siminn. Ее ближайший конкурент Hive насчитывает от 8 до 10 тысяч подписчиков. Компания Simmin запустила IPTV в 2005 году, используя технологию ADSL2+. Прием осуществляется сет-топ боксами, которые берутся подписчиками в аренду за 60 долларов в месяц, включая установку и стоимость программных пакетов. В отличие от Simmin, оператор 365 предпочитает УВЧ и цифровое эфирное телевидение. Он полагает, что эти технологии, учитывая топографию страны, более пригодны для Исландии, чем IPTV. В будущем правление 365 предполагает предоставить подписчикам on-demand через Интернет. Таким образом, если у кого-либо из наших читателей возникнет желание и появится возможность побывать в Исландии, то его ждет увлекательное путешествие отнюдь не по задворкам Европы.
«Test and measurement is the touchstone» Мы, естественно, понимаем важность испытаний и измерений в любом серьезном деле. Недаром русская народная поговорка говорит: «Семь раз отметь – один раз отрежь». А сегодня, при постоянном росте ширины полосы, необходимой для предоставления triple-play и quadruple-play услуг, испытания и измерения (test and measurement – T&M) параметров сети являются решающими для поддержания амбиций операторов. Роджер Лингл, вице-президент отдела решений компании JDSU’s communications test and measurement group, рассказывает, что на заре своего существования индустрия вещания использовала испытания и измерения (T&M) для гарантии целостности аналоговых видеосигналов и подтверждения правильности соответствующих операций оборудования. Цель заключалась в том, чтобы убедиться в высоком качестве программного контента. Ранее вещание было преимущественно эфирным. Поэтому сети поставки были минимальными. С появлением кабельных сетей появилась масса контента. Кабельные операторы сами его не создавали. Их забота заключалась в том, чтобы кабельная сеть поставляла подписчикам контент в сохранном, неискаженном виде. Родился отдельный комплект требований к тестированию и измерению в сети. Фокус тестовых операций был сосредоточен на подтверждении правильного функционирования всех элементов сети. Только оно гарантировало, что сетевая поставка точно соответствует тому контенту, который подавался на вход сети провайдером. Текущий контроль состояния сети был популярным средством достижения этой цели. Лингл полагает, что T&M играют важнейшую роль в монтаже и эксплуатации сети. Они позволяют сервисному провайдеру довести до максимума те возможности, которые он получает от сетевых элементов и добиться ощутимых выгод. Провайдер становится способным быстро идентифицировать проблему и послать техников для ее устранения до того, как она воздействует на услугу, на качество ее восприятия клиентом. Майк Ходсон, управляющий компании OmniTek, сообщает: «Существуют два основных метода оценки качества видео, используемых вещателями. Субъективные T&M являются результатом наблюдений человека, предоставляющего свое мнение о качестве видео. Объективные измерения выполняются с помощью аппаратуры, как под управлением техника, так и в автоматическом режиме, с использованием математических алгоритмов». По его мнению, субъективное тестирование страдает несколькими основными недостатками, включая выбор, фильтрацию и оплату наблюдателей. А результаты субъективного тестирования, как правило, непостоянны. Да и время на него затрачивается немалое. Методики субъективного тестирования неприменимы для оперативной локализации неисправностей в системе передачи. Вполне очевидна необходимость объективного тестирования качества изображения. При использовании любой методики оператор требует хорошей корреляции ее результатов с результатами субъективных T&M для случая той же самой видеосистемы и тестируемых сцен. Ходсон утверждает, что для непосредственного измерения качества картинки не нужно большого числа методов объективного тестирования. Любой из них предоставляет индикацию того, как деградировало изображение на выходе сети по сравнению с эталонной картинкой. Такие сравнения с эталоном помогают устранять дефекты или искажения изображения, присутствующие в материале первоначального источника. Стив Уиндл, менеджер производственного отдела компании Trilithic, отмечает: «T&M помогают оператору удостовериться в том, что данная система работает в соответствии с проектными стандартами. Соответствующая эксплуатация гибридной волоконно-коаксиальной (hybrid fibre coax – HFC) сети требует измерений радиочастоты и качества цифрового сигнала, характеристики передачи, чистоты спектра и просачивания паразитного сигнала. Кроме того, специальные испытания и измерения могут выполняться для выявления качества услуг HSD (high speed data) и VoIP (Voice over IP). Эти тестирования полезны как для проверки надлежащей работы сети, так и для выявления в ней неисправностей. Система контроля, содержащая в своем составе SNMP (Simple Network Management Protocol), моментально уведомляет оператора о том, где и когда возникают проблемы». Для Стива Нунни, управляющего компанией Hamlet, «T&M являются главным элементом, гарантирующим нормальную работу данного канала». Пол Вос, менеджер компании elQuip BV, поставляющей контент для вещания компании Leader Electronics Corporation в Европе, убежден, что T&M играют главную роль в защите вещательных и телекоммуникационных систем от неожиданной аварии. И, конечно, они имеют большое значение при идентификации и проверке неожиданно отказавшего элемента сети. Дэнни Уилсон, президент и генеральный директор компании Pixelmetrix, считает, что T&M играют очень важную роль во многих областях, таких, например, как широкополосная цифровая передача данных по сети, организация широкополосных сетей (broadband networking) и вещания. Начиная с самого раннего этапа исследований и разработок (research and development – R&D), T&M оборудование необходимо для проверки соответствия характеристик систем проектным спецификациям. После ввода системы в эксплуатацию системы Operational Monitoring and Management необходимы для предоставления непрерывной информации о качестве услуги (quality of service – QoS). Когда речь идет о масштабном расширении сетей и предоставляемых услуг, техники не могут наблюдать и искать неисправности в системах, обслуживающих многие тысячи клиентов. Необходима автоматизация этого процесса. Дипиш Арора, директор отдела тестирования IPTV в компании Ixia Communications, отмечает изменения в роли T&M при движении к цифровой технологии: «Клиенты уже привыкли к отсутствию задержки при смене каналов и безупречной «картинке в картинке (pic-in-pic)». Им не приходилось беспокоиться относительно скорости ТВ присоединения. Все эти моменты являются реальными проблемами для TV/Video через IP. Подписчики ожидают, что при использовании новых технологий качество услуг будет не худшим, или даже лучшим, чем для традиционного ТВ. Достижение высокого качества является решающим фактором для успешного развертывания услуг Triple Play. Оно требует всеобъемлющего T&M в достаточно крупном масштабе». Уиндл полагает, что добавление цифровых услуг расширяет требуемый диапазон измерений, включая тесты испытания IP передачи и качества цифрового сигнала. Пропускная способность сети, неустойчивая синхронизация и потеря блоков информации – это некоторые из выполняемых тестов IP передачи, наряду с комплексными тестами VoIP вызова и качества соединения. Он отмечает, что в настоящее время такие цифровые тесты, как MER (Modulation Error Ratio) и BER (Bit Error Rate), стали обычными в кабельной индустрии. По мнению Лингла, это перемещение к цифровой технологии создает для T&M совершенно новую систему понятий, особенно когда речь идет о сетевых операторах. Для вещателей или провайдеров контента цель измерений и тестов(test objective), по существу дела, та же самая, за исключением того, что теперь они должны прогонять свои аналоговые программы через цифровые кодирующие устройства. Процесс кодирования достаточно сложен, но большинство проблем возникало при объединении многочисленных программ в единой мультиплексной передаче. Традиционное испытательное и измерительное оборудование не могло проверить достоверность выходного сигнала кодировщика. Однако проверка достоверности выходного сигнала была важна только при первоначальном выборе оборудования сети и достигалась путем физического просмотра воспроизведения цифровых программ. На этом мы пока и закончим, чтобы продолжить рассмотрение материала статьи в следующем номере нашего журнала.
Lazy Town is unprecedented in terms of integrating film craft with television Поверьте, это чисто случайное совпадение. В этом номере мы поместили наш первый материал по Исландии «Исландия – страна льда». А в ходе дальнейшей работы нам попалась статья мистера Адрина Пенингтона (Adrian Pennington) об уникальном детском телевизионном шоу, которое также создано в Исландии. Детское телевидение является одной из наших любимых тем. Мы уже писали о таких детских телевизионных шоу, как Sesame Street, Teletubbies и Cbeebies, которые покорили не только детскую аудиторию, но и полюбились взрослым зрителям во многих странах мира. А Lazy Town (Ленивый город), шоу, созданное в маленькой Исландии, уже признано феноменом дошкольного ТВ. Оно завоевало глобальную популярность и притягательность. Источником этого феномена стала книга, изданная в Исландии в 1991 году. Ее авторы пропагандировали здоровый образ жизни и питания детей. Далее эта книга послужила основой многогранной концепции детского ТВ шоу. После августа 2004 года его демонстрировали уже в 99 странах мира, и оно стало самой популярной детской программой за все историю детского ТВ. Продолжительность каждой серии этого шоу составляет от 24 до 34 минут. Его транслируют по телевидению такие гиганты, как Nickelodeon в США; BBC2, CBBC и Cbeebies в Британии; Super RTL в Германии. Элементы этого шоу широко используются в рекламных передачах. Автором этого удивительного по успеху проекта является 42-летний исландец Магнус Шевинг, в прошлом олимпийский чемпион. Комментаторы отмечают, что поначалу телевизионного опыта у него не было никакого. Но он знал, чего хочет: полного творческого контроля и никакого компромисса в отношении качества материала. Идея Шевинга могла быть реализована в крупнейших студиях Америки и Европы. Однако он, с самого начала, решил начать производство только у себя на родине. Он утверждал, что 300-тысячное население Исландии образует самый совершенный испытательный рынок в мире, несмотря на крайне ограниченную производственную инфраструктуру. В Исландии создаются, в среднем, четыре художественных фильма в год. В стране работают три ТВ канала, которые преимущественно используют приобретенные программы. Ближайшая серьезная фильмовая библиотека и лаборатория находится в Лондоне. «Мы долго обдумывали процесс создания шоу. И, в конце концов, пришли к логическому выводу, что материал должен быть отснят в HD», – рассказывает исполнительный продюсер Раймонд Ле Гю. Сам Шевинг, по его собственному признанию, был «совершенно некомпетентен во всех технических вопросах, связанных с HD». Он нанял американскую фирму Hypercube для того, чтобы построить, по техническим условиям заказчика, киностудию площадью 5067 квадратных футов и производственный комплекс в индустриальном парке, в пригороде Рейкьявика, в Гарбадаэре. В основу комплекса была положена идея модели производства Viper, одного из первых производственных кинокомплексов в Grass Valley. Успех шоу, в значительной степени, определяется оригинальной технологией. Отснятый материал включает HD кадры, участниками которых являются как артисты, так и куклы. Материал обильно иллюстрируется элементами компьютерной графики. Для съемки каждой серии предусматривается крайне жесткий срок завершения, определяемый графиком выхода шоу на телеэкран. Полное разрешение производственной съемки 10 bit RGB 4:4:4 на 24p (1920x1080, 23,976 кадров/с) в сочетании с непосредственной манипуляцией (live keying) от Ultimate HD процессора. За исключением непосредственной манипуляции производство было обычным. Клипы записывались на диск, перед завершением редактировались автономно (offline), согласовывались и выводились на ленту. Съемки, в соответствии с графиком, предусматривали пять дней в неделю съемочного времени и полного изменения эпизодов шоу каждый восемь недель. Все это создавало определенные проблемы. «При наличии от 400 до 600 несжатых HD VFX кадров на каждую серию согласование списка редакторских правок требовало от нас чуть ли не 24 часов. Если Магнус хотел изменить даже один кадр из данного выпуска, то нам было необходимо повторно согласовывать весь выпуск. Организация конвейерной обработки отснятого материала была крайне ненадежной. Мы, конечно, обеспечивали качество материала, но страдали от недостатка маневренности в процессе его обработки», – рассказывает Ле Гю. Хотя первый сериал нового шоу вышел в заданный срок, его положение оставалось довольно шатким. К работе над шоу были привлечены 130 технических специалистов, многие из которых были исландцами. Они приобретали опыт непосредственно в процессе работы над сериалом, что не могло не приводить к ошибкам. По данным Гуннара Кристиана Стейнарсона, технического менеджера проекта, «когда редактор перемещается с локальной станции к безленточному редактированию на SAN (storage area network – архитектура «сервер-хранилище данных»), то возникают существенные проблемы в технологическом процессе, связанные с тем, что подготовка персонала, его образ мышления, не соответствуют возможностям этой технологии, ее более гибкому использованию». Ле Гю, один из первопроходцев виртуального комплекта, который помогал созданию комплекта Scenario-XR и создал 2000 часов программ для компании Endemol, присоединился к работе над Lazy Town в то время, когда создатели сериала были обременены разрешением узких мест в последовательности из 18 эпизодов во втором сезоне демонстрации шоу. «Одна из важнейших проблем заключалась в том, чтобы дать возможность Магнусу принимать творческие решения на ходу, а затем управлять пропускной способностью DPX файлов и при этом придерживаться плана. То, что мы сделали, является беспрецедентным с точки зрения интеграции технологических процессов кино и телевидения», – рассказывает Ле Гю. Пол Бутс, контролер отдела обработки после завершения производства, утверждает: «Предварительное редактирование является одним из методов ограничения количества материала, который мы обрабатываем в данный момент. Мы приводим в порядок каждый кадр 10 Мбит. Полное сохранение материала не является важным. В конце каждой съемочной недели весьма полезно провести отсечение избыточного материала». При съемках этого шоу творческий коллектив, во главе с Магнусом Шевингом, удачно использует как старые приемы анимационного кино, так и достижения новейших технологий в области кино и телевидения. Это и позволило шоу Lazy Town добиться признания, как у маленьких телезрителей, так и у взрослой зрительской аудитории во многих странах мира. Надеемся, что оно в самом ближайшем будущем окажется и на наших телеэкранах.
|