82Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Спутниковая индустрия в 2006 году


В. Колюбакин Теле-Спутник - 2(136) Февраль 2007 г.


От 2006 года эксперты космической индустрии не От 2006 года эксперты космической индустрии не ожидали ни бурных подъемов, ни больших спадов. Так оно и получилось. За прошедший год на геостационарную орбиту было выведено 15 космических аппаратов. И два запуска закончились неудачей.

Успешные запуски на ГСО в 2006 году

Таким образом, 16 космических аппаратов были выведены 12 пусками. Из них 4 совершены РН «Протон» (плюс один неудачный пуск, плюс запуск трех навигационных КА «Глонасс», 1 – РН Atlas V, 1 – «Зенит-3/SL», 1 – РН «Великий поход». Рекордсменом стал Ariane 5 – 4 пуска, 8 космических аппаратов.


Если говорить о каких-либо значимых пусках, то, в первую очередь, это запуск «Казсата», поскольку он характеризует начало нового направления в российской космической индустрии. Два запуска спутников Hot Bird позволили оператору перегруппировать группировку в 13° в.д. и использовать освободившиеся спутники в других орбитальных позициях. Эти два аппарата, как и EchoStar X, и Astra 1KR, будут использоваться операторами для активизации HDTV вещания. Достаточно важен был и запуск Sinosat 2, поскольку это первый китайский аппарат нового поколения, созданный без участия иностранных предприятий. К тому же КА Sinosat-2 будет играть важную роль в реализации проекта «Телевидение в каждой деревне». Цель проекта – доставить телесигнал в любую точку страны. Основную роль в доставке сигнала в отдаленные и труднодоступные провинции возлагают на Sinosat. Направление малых спутников уже довольно давно развивается в нашей стране. Около 10 лет назад была выдвинута концепция малых космических аппаратов. Основное преимущество их использования заключается в меньших, по сравнению с традиционными КА, начальных затратах на производство и запуск. Это позволяет начать операторскую деятельность компаниям и государствам, у которых недостаточно средств на традиционные коммуникационные спутники. Второй козырь – возможность для крупных операторов организовывать резервирование основных спутников меньшими средствами, а также гибко менять емкость на орбите в зависимости от требований рынка.
Основным преимуществом является экономия на запуске. Малый космический аппарат можно запускать тремя способами. Первый – вывод КА на опорную орбиту (высота – 200 км) ракетой-носителем легкого класса; геостационарной орбиты спутник достигает при помощи собственной двигательной установки. Преимущества этого метода в дешевизне ракеты-носителя. К тому же, в качестве такой РН можно использовать модернизированную военную баллистическую ракету. Этот метод очень привлекал разработчиков на начальном этапе. Однако впоследствии явные минусы этой схемы заставили если не совсем прекратить разработку таких схем, то, по крайней мере, отложить ее. Минусы заключаются в том, что окончательный вывод на орбиту занимает 4-6 месяцев. К тому же двигательная установка, требуемая для вывода на ГСО, впоследствии не используется, фактически вися мертвым грузом. Оказалось, что переделать МБР в ракету-носитель – не самое простое дело. Вторая схема – групповой запуск. За один пуск тяжелой ракеты-носителя выводится несколько космических аппаратов. И третий вариант – попутная нагрузка, малый космический аппарат выводится вместе с большим.
ГКНПЦ им. М. В. Хруничева остановился на третьем варианте. Причиной тому стал резерв по грузоподъемности, который появился после модернизации «Протона». Исходя из появившихся «лишних» килограмм и габаритов переходного модуля между третьей ступенью и разгонным блоком, конструировался малый космический аппарат.
В январе 2004 года ГКНПЦ удалось получить контракт на малый спутник, который был подписан в ходе встречи Президента РФ В.В. Путина с Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым и являлся частью довольно обширной программы российско-казахстанского сотрудничества в области освоения космоса. Также контракт предусматривал создание центра управление и всей сопутствующей инфраструктуры. В проекте принимало участие ГПКС, отвечая за формирование полезной нагрузки, наземного центра и обучение персонала. В мае 2004 года была проведена защита проекта, и вскоре началось изготовление спутника. Запуск предполагалось провести в 2005 году. В качестве точки стояния ГПКС предоставило Казахстану свою позицию 103° в.д.
К концу 2005 года выяснилось, что запуск провести не удастся, ГКНПЦ понадобились добавочные испытания. Необходимость была связана с замечаниями в начальный период летных испытаний космического аппарата «Монитор-Э», базовые решения которого использовались при разработке КА «Казсат».
К весне 2006 года все необходимые испытания были закончены, «Казсат» был отправлен на Байконур. 18 июня он был успешно выведен на орбиту. Около двух месяцев длились летно-конструкторские испытания, после чего аппарат был сдан в эксплуатацию и принят заказчиком. До запуска всех интересовал вопрос: с каким же спутником будет запущен «Казсат»? Довольно жесткие сроки по производству были связаны с тем, чтобы успеть к запуску одного из аппаратов «Экспресс-АМ». Тем не менее, ради обеспечения надежности сроками пришлось пожертвовать, как и самой возможностью попутного запуска. Руководство ГКНПЦ, учитывая перспективы, которые открывает перед предприятием успешный запуск и испытания нового спутника, приняло решение запустить «Казсат» отдельно.
Успех или неуспех «Казсата», по сути, мог решить судьбу малых космических аппаратов на ближайшее время. Операторы, признавая перспективность этой схемы, не торопились заказывать эти спутники. Еще несколько лет назад руководство ГПКС говорило, что не может позволить себе рисковать с неизвестными аппаратами. После успешного запуска и ввода в эксплуатацию КА «Казсат» ГКНПЦ в кооперации с ГПКС был получен контракт на изготовление спутника «Казсат-2». Запуск намечен на 2009 год.
И уже в самом конце ноября между ФГУП «Космическая связь» и Alcatel Alenia Space Italia был подписан контракт на поставку телекоммуникационной полезной нагрузки для спутников «Экспресс МД1» и «Экспресс МД2». Разработчиком спутниковой платформы двух космических аппаратов серии «Экспресс-МД» выступает ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Таким образом, малые космические аппараты получили право на существование в российской спутниковой группировке. «Подписанное соглашение является очередным шагом ГПКС на пути развития государственной спутниковой группировки в интересах российских и зарубежных пользователей. Новые спутники «Экспресс МД1» и «Экспресс МД2» на орбите позволят ГПКС проводить более гибкую маркетинговую политику по развитию спутникового бизнеса, включая вопросы резервирования действующих сетей, предоставлению современных услуг связи и вещания в России и за ее пределами», – подчеркнул и.о. генерального директора ГПКС Ю.Д. Измайлов.

Неудачные пуски

Для российской космической индустрии 2006 год начался не самым удачным образом. После двух успешных предновогодних запусков (21 декабря 2005 – КА «Гонец», 29 декабря – КА AMC-23) РН «Протон» (точнее, разгонный блок «Бриз-М») доставил неприятности как пусковикам, так и оператору. 28 февраля 2006 года был произведён запуск КА Arabsat 4A РН «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». Он проводился в рамках совместного предприятия International Launch Services. Работа трех ступеней РН «Протон-М» и первое включение РБ «Бриз-М» прошло в штатном режиме, в результате чего КА был успешно выведен на опорную орбиту. В дальнейшем из-за нештатной работы разгонного блока космический аппарат был выведен на нерасчетную орбиту. Как обычно происходит в таких случаях, были сформированы две аварийные комиссии: государственная и комиссия ILS. Причину требовалось выяснить и устранить довольно оперативно, поскольку на май был запланирован запуск Hot Bird 8. Было очевидно, что в мае, скорее всего, запуск произведен не будет, но требовалось максимально минимизировать задержку.
К 25 апреля, после проведения ряда экспериментов на стендах и исследования данных телеметрии, комиссия сделала однозначный вывод о том, что причиной преждевременной остановки двигателя является нарушение в системе подачи окислителя. В свою очередь, причиной преждевременного останова двигателя являлось нарушение в системе подачи окислителя при втором включении вследствие перекрытия сопла гидротурбины бустерного агрегата окислителя посторонней частицей. Отказ был проявлен впервые и классифицирован как единичный производственный дефект. Были разработаны мероприятия по дополнительному контролю изготовленных в настоящее время двигателей на РБ «Бриз-М» и РБ «Бриз-КМ», использующих однотипные маршевые двигатели, для исключения повторения подобной аномалии.
В конце апреля в Москву прибыла комиссия ILS для ознакомления с отчетом Государственной комиссии. 6 июля она закончила свою работу, согласившись с основными выводами отчета. Запуск Hot Bird 8 был назначен на 5 августа, и в тот же день – 6 июля – космический аппарат был доставлен на космодром.
При всем при том, что авария была достаточно обыденной, как и ее причина, она оказала свое влияние на ситуацию на рынке. Во всяком случае, страховщики обратили на нее пристальное внимание. После серии аварий с российскими и иностранными носителями 1998-1999 гг. страховщики подняли ставки. И только-только ситуация начала несколько выравниваться. Эта авария, к сожалению, не внесла стабильности в рынок космического страхования.
Напимер, Индия уже довольно давно производит собственные спутники и ракеты-носители. И также давно имеет намерение избавиться от иностранной зависимости в запуске на ГСО. Поэтому ISRO разрабатывает ракету-носитель GSLV (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle). 10 июля GSLV должна была вывести КА Insat 4C РН. Сразу после запуска ракета начала сбиваться с запланированной траектории. Ситуация была признана опасной, по команде с земли объект был уничтожен над ненаселённой местностью. Как потом выяснилось, причиной стала несимметричная тяга боковых ускорителей.

Авария «Экспресса» и цифровое телевидение

Одним из значимых событий, произошедших в прошлом году, стала авария одного из спутников «Экспресс-АМ», одного из пяти спутников, запущенных по программе обновления российской спутниковой группировки. Авария произошла 29 марта. В результате неизвестного внешнего воздействия произошла мгновенная разгерметизация системы терморегулирования и выброс большого количества теплоносителя. Это привело, в свою очередь, к закрутке аппарата и полной потере ориентации, которую восстановить удалось, но система терморегулирования полностью вышла из строя. Возник риск полной потери управляемости, и было принято решение о выводе спутника на так называемую орбиту захоронения. «Экспресс АМ11» находился в орбитальной позиции 96,5° в.д., через него транслировался федеральный телевизионный пакет на вещательные зоны А и Б (Дальний Восток и Восточная Сибирь). Это помимо коммерческого вещания и связи. Задействовав резервные каналы, связь и вещание удалось восстановить через несколько часов. Однако эта авария имела тяжелые последствия помимо того, что главный российский оператор и пользователи лишились ресурса в важной орбитальной позиции. Она дала толчок к новому витку противостояния двух организаций, имеющих разные точки зрения на одну проблему.
Фактически с первого дня своего существования ФГУП РТРС имела свою точку зрения на развитие телевизионного вещания в России. В конце 2005 года руководство РТРС подвергло резкой критике существующую систему спутникового распределения федерального телерадиовещания и выдвинуло свой проект. В свою очередь, ФГУП «Космическая связь» требовало от РТРС ускорения процесса модернизации земной части системы распределения, чтобы вывести из эксплуатации устаревший и неоднократно выработавший свой ресурс спутник «Экран». Авария с «Экспресс АМ11» дала новый толчок к развитию конфликта.
Сразу же после аварии ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в двух своих пресс-релизах выступило с резкой критикой позиции Минсвязи по вопросам внедрения цифрового эфирного ТВ в России и по вопросам концепции построения сети телерадиовещания в России. По утверждениям РТРС, Минсвязи «демонстрирует эгоистический, узковедомственный, а в результате – безответственный подход». Досталось и подведомственному Минсвязи ФГУП «Космическая связь» в связи с аварией космического аппарата. По утверждению РТРС, хотя последствия этой аварии в основном (хотя и далеко не полностью) удалось ликвидировать, но ГПКС и Минсвязи обвиняются в отсутствии наземной резервной системы доставки телерадиосигнала и в информационной безопасности России.
ФГУП «Космическая связь», разумеется, отстаивало свою позицию. В ответном заявлении было сказано, что «нынешняя истерия, которую ФГУП РТРС развязало по отношению к ФГУП «Космическая связь», есть следствие неспособности этой компании обеспечить элементарные с технической точки зрения действия по довороту приемных антенн, принадлежащих ФГУП РТРС на 6,5°, что позволило бы принимать телерадиосигнал во всех населенных пунктах Сибири и Дальнего Востока». Позднее было распространено заявление ФГУП «Космическая связь» «Об использовании и развитии российской спутниковой группировки для целей телерадиовещания». В нем делался особый упор на использование спутниковой группировки из нескольких спутников как на более надежный вариант (как известно, система распространения РТРС предполагает два космических аппарата). Критически рассматривалась двухспутниковая система РТРС, в основном с точки зрения надежности, указывалось на недостаточно подробное просчитывание рисков и стоимости проекта вообще. Также там в очередной раз указывалось на то, что земной сегмент по приему сигнала со спутника «Экран» до сих пор не переведен на прием с «Экспресса-АМ».
Помимо вопросов распространения сигнала и надежности спутниковой группировки, этот конфликт затронул более глобальный вопрос – перевода российского эфирного вещания на цифровой формат. К 2006 году был фактически закончен перевод спутникового федерального вещания в цифру. Этот процесс был достаточно долгим (он еще до конца не закончен), требовалось создать соответствующий космический сегмент, центр компрессии и (самая, как выяснилось, сложная часть) заменить приемные устройства в десятке тысяч приемно-ретрансляционных центрах по всей стране. Но, так или иначе, этот процесс находится в завершающей стадии. Перевод спутникового вещания на цифровой формат позволил более экономно расходовать недешевый спутниковый ресурс и повысить качество сигнала. Но сейчас уже стоит вопрос о переводе на цифру эфирного вещания. Резоны аналогичные – более эффективное использование частотного ресурса (во многих крупных городах уже фактически не осталось частот для вещания при наличии довольно большого количества каналов, желающих выйти в эфир). К тому же, это позволит улучшить качество самого вещания и – в перспективе – предоставить потребителям набор дополнительных услуг.
По этому вопросу не утихают ожесточенные дискуссии. И на этом поле тоже разгорелся конфликт Минсвязи и РТРС. Министерство предложило свою программу, в которой перевод должен был осуществляться до 2015 года. РТРС, в свою очередь, заявило, что такие сроки неприемлемы, и предложило осуществить переход гораздо быстрее. С этим и пришли участники к 2006 году, в течение которого каждый последовательно отстаивал свою точку зрения. Конфликт начал угасать, стороны занялись поиском компромисса и более аргументированным отстаиванием своих позиций. РТРС отказалось от декларируемых ранее сроков реализации проекта. Вместо заявленных в конце 2005 года 3-4 лет теперь Г.И. Скляр называет 2012 год: «Мы сейчас называем 2012 год. Корректировка позиции произошла потому, что, к сожалению, Правительство потеряло уже два года на то, чтобы сделать сам проект. То есть надо установить правила игры, принять все необходимые законодательные акты, подготовить проект, создать регулирующие органы – на сегодня этого нет. Если сейчас мы без должной подготовки вдруг объявим всеобщую цифровизацию страны, то это будет по объему социального недовольства больше, чем монетизация льгот. Потому что это затрагивает каждую семью, а не только льготников. Поэтому мы скорректировали позицию, и я сейчас говорю: надо активно заниматься подготовкой к старту этого проекта».
Однако от планов развития собственной спутниковой группировки РТРС не отказывается: «Наша задача – доставить необходимый набор программ в любой населенный пункт. Мы будем доставлять все виды программ – и социальные, и платные. Я это называю «медийная труба», которая в каждый населенный пункт доставляет и бесплатные и платные каналы. А с населением работают компании-провайдеры.
Для того чтобы у РТРС был свой транспортный сегмент, который обеспечит доставку в любую точку страны, мы подготовили проект запуска двух телевизионных спутников. Почти все приемные телевизионные спутниковые станции находятся в ведении РТРС. Спутники находятся в ведении ГПКС, и этот разрыв – и организационный, и технологический – сегодня мешает развитию телевещания. И я думаю, что в перспективе, нарастив собственный космический сегмент и магистральный оптоволоконный сегмент, мы создадим эту медийную трубу, способную доставлять информацию любого объема в любой населенный пункт».
ГПКС же продолжает отстаивать свою позицию, которую четко озвучивает и.о. генерального директора Ю.Д. Измайлов: «Я не вижу смысла создавать вторую государственную группировку, потребующую таких же вложений. Группировка уже существует, зачем нужна вторая – непонятно. Кроме того, искусственно будет создана конкуренция двух государственных компаний, которые отвечают перед государством за выполнение разных этапов одной задачи. Осталась и прежняя претензия по модернизации земного сегмента и выводу из эксплуатации «Экрана». Таким образом, разрешение конфликта фактически было возложено на Межведомственную комиссию. «ГПКС представило свою позицию в правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, которую возглавляет первый заместитель председателя Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев. Мы привели сравнительные характеристики спутниковых проектов. Формат обсуждения свидетельствует о том, что к этому вопросу очень серьезно относятся и в Минкультуры, и в Мининформсвязи», – заявил Ю.Д. Измайлов в ноябре прошлого года. Уже в конце декабря была обнародована информация о заседании Комиссии. В частности, было заявлено, что переход на цифровой формат займет довольно много времени, а качество вещания необходимо улучшать уже сейчас, поэтому наравне с развитием цифрового телерадиовещания Мининформсвязи Россия будет проводить работу по модернизации аналоговой сети. РТРС в конце декабря открыло Центральную аппаратную коммутацию распределения и управления.

Бизнес

Если говорить о тенденциях в развитии бизнеса, то 2006 год продолжил начатое ранее. Во-первых, операторы (особенно крупные) начали активно внедряться в область оказания конечных услуг. То есть тех услуг, которые нужны конечному пользователю. 1 февраля 2006 года Международная организация космической связи (МОКС) «Интерспутник» объявила о начале коммерческой деятельности своей дочерней структуры – международной группы операторов спутниковой связи «Интерспутник Холдинг». Деятельность компании направлена на оказание комплексных услуг спутниковой связи, включающих предоставление спутникового и наземного сегментов, а также создание и обслуживание региональных и международных сетей связи для государственных и частных клиентов.
Второй пример: компания Intelsat начала свою деятельность как контент-интегратор, создав в Северной Америке хаб для этих целей. Оба эти события подтверждают тенденцию, которая началась уже около пяти лет назад и которую можно выразить словами: «клиенту не нужен спутниковый канал, ему нужна конкретная услуга».
Еще одна особенность – продолжающееся укрупнение игроков. Самое значимое событие – приобретение компанией Intelsat спутниковых активов PanAmSat. «Интелсат» приобрел все свободные акции PanAmSat приметно за 3,2 млрд долларов. Общая стоимость сделки, включая долговые обязательства компании PanAmSat, составляет около 6,4 млрд долларов.
14 декабря 2005 года SES Global и New Skies Satellites объявили о заключении соглашения, в рамках которого SES приобретает 100% активов NSS. Сумма сделки – 760 млн долларов. Также SES Global увеличила свою долю акций в компании-разработчике спутниковых решений ND Satcom с 74,9 до 100%.
Не обошла эта тенденция и российские предприятия. 6 июля 2006 года прошло заседание Правительства Российской Федерации, на котором обсуждалась и была принята за основу стратегия развития ракетно-космической промышленности на период до 2015 года. Программным документом предусматривается реструктуризация ракетно-космической промышленности путем создания укрупненных – интегрированных – предприятий. Суть предлагаемой стратегии следующая: к 2010 году в российской ракетно-космической промышленности будут созданы 10 интегрированных структур, а уже к 2015 году – 3-4 крупные корпорации, которые охватят большинство основных предприятий отрасли. На базе ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева предусмотрено создание крупной интегрированной структуры в области разработки и создания ракет-носителей тяжелого класса.
Кроме уже имеющихся, в состав интегрированного предприятия планируется вхождение ФГУП ПО «Полет», ФГУП «Воронежский механический завод», ФГУП КБХМ и ФГУП «Длина».
Еще одно событие, случившееся в 2006-м, может в перспективе изменить рынок пусковых услуг. 11 октября корпорация Lockheed Martin продала свою долю собственности в совместных предприятиях International Launch Services (ILS) и Lockheed-Khrunichev-Energia (LKE) компании Space Transpotr Inc. При этом все обязательства, данные ILS до совершения этой операции своим клиентам, сохраняют свою силу. 11 коммерческих запусков ракет-носителей «Протон», согласно подписанным контрактам, предстоит осуществить ГКНПЦ им. М.В. Хруничева до конца 2008 года. После продажи своей доли собственности в ILS и LKE компания Lockheed Martin сохранит за собой все права по предоставлению пусковых услуг ракеты-носителя «Атлас». Деятельность по маркетингу на международном рынке ракет-носителей «Протон» и «Ангара» производства ГКНПЦ имени М.В. Хруничева будет продолжена. Обязательства по дальнейшему развитию этого бизнеса возьмет на себя российская сторона. Основатель и владелец Space Transport – Марио Лемме, гражданин Германии, проработавший в ILS более 12 лет. Последние три года он состоял в совете директоров компании.
Если пытаться подводить некоторые итоги, то для российской спутниковой индустрии год, с одной стороны, ознаменовался чувствительными потерями – спутник «Экспресс АМ11», но, с другой стороны, успешный запуск «Казсата» открывает неплохие перспективы на развитие группировки.



 
Теле-Спутник Февраль 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт