72Проекты

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



"ЭР-Телеком" строит Городские универсальные телекоммуникационные сети


Теле-Спутник - 2(136) Февраль 2007 г.


Компания «ЭР-Телеком» является одним из крупнейших российских коммерческих операторов в области КТВ («Теле-Спутник» №12, 2006, с. 91) и широко известна своими техническими и организационными особенностями.
На наши вопросы отвечает первый заместитель генерального директора холдинга «ЭР-Телеком» С.А.Гусев.
«Теле-Спутник»: Какова география проекта «ЭР-Телеком»? В каких городах работают ваши сети и почему?
С.Гусев: Мы работаем в четырех федеральных округах – Приволжском, Южном, Уральском и Сибирском – в 15 городах: Пермь, Самара, Волгоград, Волжский, Пенза, Оренбург, Киров, Тюмень, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Омск, Челябинск. Основные принципы выбора городов таковы – это крупный региональный центр и относительно низкий уровень услуг кабельного телевидения и широкополосного доступа. Понятно, что низкий или высокий уровень конкуренции – величина достаточно относительная, поэтому в первую очередь определяется уровень сервиса, который предоставляется населению в городе, качество услуги. Свободных от конкурентов рынков в России, пожалуй, уже не осталось, но качество услуг и сервиса многих операторов недалеко ушло от советских времен. На таких рынках нет необходимости ни в демпинге, ни в дорогих рекламных акциях – клиент готов платить за доступный качественный продукт и отличное сервисное обслуживание и можно говорить о значительной доле рынка телеком-услуг в первый же год.
Т-С: Каковы результаты деятельности компании?
С.Г.: На 1 декабря 2006 года основные маркетинговые и финансовые показатели составили:
Емкость сети (количество квартир) — 1,238 млн
Количество абонентов КТВ (по всем пакетам) — 248
Количество абонентов Интернета — 63 тысячи
Выручка — $9,2 млн
Т-С: Как компания идеологически подходит к строительству городской сети? Какие услуги и каким образом предоставляются? Чем этот подход отличается от подхода других операторов?
С.Г.: Мы назвали нашу сеть ГУТС – Городская универсальная телекоммуникационная сеть. Отчасти потому, что это звучит в переводе с английского как «хорошо» (good – прим. ред.), но в основном потому, что это название четко отражает идеологию сети. В каждом городе сеть проектируется и строится сразу на весь город с возможностью в дальнейшем охватить пригород, города-спутники; сеть строится так, чтобы в любой момент времени в любой точке сети была возможность предоставить клиенту весь спектр телеком-услуг – от телевидения до доступа в Интернет, потоки Е1, сессии видеосвязи, видеонаблюдения, телеметрии и т.п. услуги. Качественно и по доступным ценам. Поэтому почти все услуги, о которых говорится и пишется в журналах о связи, в том или ином проекте «ЭР-Телеком» реализованы – есть проекты «Безопасный город» на базе системы видеонаблюдения для МВД города, есть выделенные сети образовательных учреждений и порталов, есть системы сбора данных для телеметрии ЖКХ, видеонаблюдение для ТСЖ и т.д.
Этим мы отличаемся от конкурентов: качеством, доступностью, отличным сервисом и полным спектром услуг.
Т-С: На каких технических решениях основывается городская сеть? По какому стандарту предоставляется Интернет?
С.Г.: Основное техническое решение – «оптика-до- дома», вернее, до каждых 100-120 квартир. Внутри дома сеть делится на телевизионную – по коаксиальному кабелю предоставляются услуги кабельного телевидения, и вторая сеть – Интернет – по витой паре осуществляется доступ в Интернет/Интранет сеть на скорости 100 Мбит/с на клиента. В доме устанавливается, в зависимости от количества клиентов, либо Гигабитный, либо 100-Мбитный медиаконвертер.
Т-С: По нашим наблюдениям, компания «ЭР-Телеком», приходя в город, не скупает существующие сети КТВ, а строит собственные параллельные сети со своей идеологией. Чем вызван такой подход, в чем его сильные и слабые стороны?
С.Г.: Покупка телеком-сетей на существующем рынке России чревата двумя негативными последствиями: как правило, это сети устаревшие и после покупки необходимо вкладывать еще такую же, а зачастую большую сумму в модернизацию сети, чтобы приблизить сеть к идеологии ГУТС. Во-вторых, менеджмент покупаемой компании в большинстве случаев формировался исходя из поступательного процесса развития бизнеса – медленно и не спеша «окучивать» рынок, предоставляя очень средний сервис, так как вокруг никого не было. В нашей компании четко прописаны бизнес-процессы, «заточенные» на получение результата в короткие сроки, очень высокая динамика и самоотдача. Без этого невозможно быстро занимать рынки.
Поэтому возникает вопрос – а что покупать? «ЭР-Телеком» – компания, заточенная на развитие, всю жизнь работающая в конкурентной среде, и я не верю, что в каком-то городе можно получить монопольное положение даже на 1 год. Мы сделали за 2006 год 12 старт-апов, с нуля создав компании в городах-проектах, и многие города уже полностью охватили сетью, так никого и не купив. В некоторых городах мы присоединяли купленные компании к нашим филиалам, и в этом есть смысл, так как персонал купленной компании приходит в готовую бизнес-среду и либо вписывается в нее, либо сразу выпадает, и динамика развития проекта от этого не страдает. Был случай, когда в одном городе инженер из приобретенной компании подошел ко мне и признался, что он уже работает в три раза больше и быстрее, чем работал в приобретенной компании, и все равно не успевает за ритмом.
Т-С: За счет чего «ЭР-Телекому» удается выигрывать конкурентную борьбу?
С.Г.: Я уже упоминал – качество услуг, высокий сервис, доступные цены и многообразие услуг. Банально, но никто на рынках, где мы работаем, не предлагает этот джентльменский набор. Можно добавить, что и сами сети у наших конкурентов значительно уступают ГУТС по надежности и качеству. Поэтому у конкурентов часто остается только один способ – демпинг.
К этому мы, естественно, также готовы.
Т-С: Всегда ли существуют сети, параллельные «ЭР-Телекому»?
С.Г.: Везде, даже если кого-то покупаешь, тут же появляются новые.
Т-С: Кем финансируются проекты «ЭР-Телеком», это собственные или заемные средства?
С.Г.: Финансирование проекта идет на деньги акционеров, естественно, есть и заемные средства.
Т-С: Расскажите о связи холдинга «ЭР-Телеком» с «Пермской финансово-промышленной группой».
С.Г.: ПФПГ является стратегическим инвестором холдинга «ЭР-Телеком» на протяжении последних двух лет. Это основной акционер.
Т-С: Как окупаются существующие сети, какова перспектива окупаемости новых сетей? Какова точка возврата инвестиций?
С.Г.: По утвержденному полтора года назад бизнес-плану, окупаемость проекта составляет 4 года. Мы идем с небольшим перевыполнением плана.
Т-С: Сколько стоит абонентский отвод в сети?
С.Г.: Стоимость строительства колеблется от города к городу – в разных регионах разная стоимость квалифицированной рабочей силы. В среднем стоимость строительства – около 42 долларов на квартиру.

Т-С: Что можно сказать об изменении показателя ARPU при внедрении разных услуг (ТВ, Интернет, телефония, цифровое ТВ)?
С.Г.: Естественно, при запуске дополнительных услуг растет и доход от клиентов. Причем очень быстро. Аппетит во время приема качественного продукта приходит очень быстро.
Т-С: В каких городах предоставляется цифровое ТВ, как идет внедрение этой услуги?
С.Г.: Пока цифровое ТВ предоставляется только в Перми. IP телефония реализована еще в пяти городах проекта. В планах 2007 года запустить продукт цифрового телевидения и телефонии во всех городах проекта.
Т-С: Довольны ли вы качеством и объемом ТВ контента, который вам доступен и который вы можете предложить абонентам?
С.Г.: Можно много и долго говорить о контенте для кабельных операторов, но надо признать, что этим каналам на данный момент нереально конкурировать с федеральными телеканалами, такими как «1-й канал», «Россия», «Россия-Спорт», НТВ, СТС. Рынок контента для кабельных операторов в России только формируется, и абонентам есть, что предложить, но не так много и среднего качества. Премиум-контента нет вообще, за исключением пакета «НТВ-Плюс» – но это прямой конкурент кабельным сетям.
Т-С: Какие дополнительные услуги предлагаются в сетях и почему?
С.Г.: Цифровое телевидение, телефония – понятные и востребованные услуги. Становятся все более популярными услуги видеоконференций, видеонаблюдения, как для корпоративных клиентов, так и для ТСЖ, простых жильцов.
Т-С: Какова тарифная политика в разных городах?
С.Г.: Тарифная политика зависит от конкретной рыночной ситуации в городе. Основным принципом ценовой политики компании является агрессивная стратегия проникновения на рынок КТВ и Интернет. Уровни абонплаты различаются в зависимости от конкурентной ситуации, но, как правило, мы стремимся установить цены на уровне наших конкурентов и переключать абонентов, предоставляя более широкий спектр услуг, качественное обслуживание. В ряде городов проекта, где компания добилась существенного присутствия на рынке, мы можем себе позволить установить цены на 10-15% выше конкурентов.
Т-С: Каковы дальнейшие планы развития компании? Развитие пойдет в новые города, будут строиться новые сети в имеющихся городах, или будут преимущественно развиваться услуги на имеющихся сетях?
С.Г.: В 2007 году мы полностью заканчиваем строительство сетей в 15 городах проекта. В этих городах в этом же году запускаем весь спектр наших услуг, включая цифровое телевидение и телефонию, видеотелефонию. Есть планы расширения проекта, но я пока не готов обсуждать это вопрос.
Т-С: Спасибо за интервью.

Беседовал М. Мирошников.


 
Теле-Спутник Февраль 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт