Познавательные телеканалы как-то сразу, наряду с фильмовыми, стали основой платного телевидения. Долгое время монополия на российском телерынке принадлежала группе каналов Discovery. Но постепенно телезрители, в основном подписчики пакетов кабельных сетей, получили возможность выбора. И, надо сказать, немаленького.
В начале осени "НТВ-Плюс" пополнил свой базовый пакет еще одним нишевым телеканалом. На этот раз он адресован автомобилистам. Да и называется при этом незамысловато - "Авто-Плюс". Производит его давний партнер российского спутникового оператора платного телевидения - компания Red Media Group. Несмотря на не совсем по-русски звучащее название, творческое производственное объединение Red Media Group - полностью российский производитель нишевых телеканалов. Операторам и подписчикам кабельных сетей, а уж тем более абонентам "НТВ-Плюс", уже хорошо знакомы такие телеканалы как "365 дней ТВ", "Боец", "Индия ТВ", "Комедия ТВ", "Ля-минор ТВ", "Много ТВ", "Русская ночь". Теперь вот "Авто-Плюс".
1 октября состоялась премьера нового развлекательного телеканала "Настоящее Страшное Телевидение" - НСТ. Его учредитель - компания "АртМедиа Групп". Эта же компания производит другой канал с точно такой же аббревиатурой - НСТ -"Настоящее Смешное Телевидение", который стал популярным среди операторов и подписчиков сетей платного телевидения. Перефразируя известное высказывание, "от смешного до страшного - один шаг". Так, видимо, решил творческий коллектив "АртМедиа Групп", породив идею нового телеканала. Правда, анализ рынка и маркетинговые исследования все же провели. В результате, оказалось, что формат задуманного канала уникальный, аналогов которому нет ни в России, ни на мировом рынке. Ну, может быть, рядом можно с натяжкой поставить The Horror TV. Но там - действительно, только "ужасы" и "ужастики". А вот российские телевизионщики больше тяготеют к юмору. Благо, есть опыт с "Настоящим Смешным Телевидением". В общем, от смешного сделали тот самый шаг к страшному, и получился телеканал "черного юмора". От замысла до запуска прошло… два месяца. "АртМедиа Групп" - автор, учредитель, производитель и распространитель канала "Настоящее Страшное Телевидение".
Начав вещать лишь 1 июля нынешнего года, информационный канал "Вести" стал уже заметным явлением на этом рынке и приобрел свою постоянную аудиторию. А совсем недавно его программы стали транслироваться в системе бесплатного цифрового спутникового вещания "Триколор ТВ", рассчитанного на жителей отдаленных уголков страны, что привлекло к нему еще большее внимание. Однако первый вопрос корреспондента "Теле-Спутника" к генеральному директору канала Дмитрию Медникову в какой-то степени возвращал нас в прошлое. Теле-Спутник: Вещание вашего канала началось летом текущего года, а как, расскажите, родилась идея его создания? Дмитрий Медников: Она родилась не у меня, а у генерального директора ВГТРК, причем достаточно давно. И ВГТРК работала над созданием этого канала далеко не один год. В разных концепциях несколько раз в телекомпании рассматривалась эта идея, пока весной прошлого года окончательно не была сформулирована мысль о необходимости появления такого канала. По нашим собственным ощущениям, это возникло в первую очередь потому, что производственные возможности ВГТРК именно в тот момент стали находиться в оптимальных условиях для реализации столь масштабного проекта.
В 2005 году началось вещание телевизионного пакета "Триколор ТВ". За прошедший год сервис приобрел своих зрителей, решились многие вопросы, стали более понятны некоторые решения, которые тогда казались спорными. О том, как развивается проект и чего можно ожидать от "Триколор ТВ" в будущем, рассказывает генеральный директор Дмитрий Волобуев.
Теле-Спутник: Сколько абонентов у "Триколора" после года вещания? Д. Волобуев: Начнём по порядку: абонентов у нас нет ни одного, потому что абоненты - это те, кто платит за услуги. Наши пользователи за услугу не платят, поэтому они не абоненты, а зрители. Количество, на тот момент, когда это интервью пишется, именно зрителей, а не семей, превысило миллион человек. Т-С: Как проводился подсчет? Д.В.: Известна статистика по стране: сколько семей и количество населения. Средняя численность семьи считается три человека. Мы знаем количество ресиверов. Не знаю, сколько их на сегодня реально продано, но мне известно, сколько этих ресиверов внесено в нашу базу данных. Сигнал нашего пакета кодирован, каждый ресивер имеет свой индивидуальный номер, и каждому ресиверу мы отправляем индивидуальный ключ для просмотра. Т-С: То есть у вас в базе 350 тысяч ресиверов? Д.В.: Да. На самом деле, немного больше, но я делаю поправку на то, что они продаются не сразу, всегда есть какой-то складской запас. Беседовал В.Колюбакин
Сэр Артур Кларк, представляя идею геостационарных спутников связи в конце сороковых, упоминал, что одним из применений таких систем может стать организация процесса обучения. Нельзя сказать, чтобы обучающее телевидение занимает ведущие позиции, но, тем не менее, это совершенно определенная и достаточно устоявшаяся ниша. В большинстве стран оно идет как государственная программа, но есть и коммерческое обучающее телевидение. В 1997 году Министерство образования РФ поставило эксперимент по организации дистанционного обучения. Целью эксперимента было выяснение и анализ различных аспектов дистанционного обучения и подготовка соответствующих нормативных документов. В эксперименте приняли участие шесть вузов, одним из которых было негосударственное образовательное учреждение "Современный гуманитарный университет" (НОУ СГУ). В документах, выпущенных по результатам эксперимента Министерством образования, отмечалось, что СГУ удалось создать эффективную схему. Одним из факторов повысивших эффективность стало использование передачи сигнала через спутник. Надо сказать, что у СГУ на тот момент уже был опыт работы с сетью филиалов. Университет начал образовательную деятельность в 1993 г. Отделения университета расположены по всей территории России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Минимальное количество обучаемых, необходимое для создания филиала - 15-25 человек.
Обсуждение стратегии перевода России на цифровое эфирное вещание обнаруживает множество разногласий между основными организациями вовлеченными в этот процесс - Мининформсвязи, ВГТРК, РТРС и Росохранкультуры. Но есть один пункт, по которому разногласий не возникает - переход на цифру, по общему мнению, более актуален для периферии, чем для мегаполисов. В крупных городах уже давно налажено многопрограммное аналоговое вещание, и, более того, имеются альтернативные каналы доставки ТВ и прочих информационных услуг. А то же время в небольших населенных пунктах жителям нередко доступны лишь 1-2 эфирных канала. Внедрение цифры в регионах позволит решить социальную задачу сокращения этой диспропорции. Кроме того, внедрение ЦТВ в крупных городах, во всяком случае, в его платном варианте, требует создания пакета услуг, способного конкурировать с уже имеющимися предложениями. В то время, как в регионах можно создавать платные модели, предлагая один-два десятка ТВ каналов приличного качества. Пример тому - платное вещания в Мордовии, организованное "Волга-Телеком"
Обсуждения общеевропейской платформы для эфирного цифрового телевещания начались в 1991 году. Тогда же с этой целью было организовано сообщество, в которое вошли крупные заинтересованные игроки - телевещатели, операторы и разработчики аппаратуры. Сообщество поначалу не имело официального статуса и называлось European Launching Group (ELG). К 1993 году был разработан Меморандум о развитии цифрового телевидения, и в сентябре того же года ELG было переименовано в Digital Video Broadcasting Project (DVB). Рабочие группы сообщества начали разработку стандартов для цифрового телевещания. Первым был разработан стандарт для спутникового телевещания - DVB-S. Он получил одобрение в 1994-м, и уже в 1995 году первый оператор - Canal Plus - начал вещание в этом стандарте. В 1997 году получил одобрение эфирный стандарт DVB-T. А первое вещание началось годом позже - в 1998 году в Швеции и Великобритании. В Германии начали цифровое эфирное вещание несколько позже - в 2002 году, но уже в 2003-м в Берлине - впервые в Европе - было отключено аналоговое телевидение.
Как известно, цыплят считают по осени. Разные страны и народы празднуют окончание полевых работ и сбор урожая: Ртвели, Дажинки, Суккот и другие. Мы решили попробовать оценить итоги года на украинском рынке КТВ и обратились к Елене Рожок, директору по продажам компании Zone Media. Также некоторые вопросы согласилась прокомментировать Татьяна Бобровникова, председатель правления объединения кабельных операторов "Донбасстелесеть". Т-С: Какие общие процессы характеризуют нынешнее состояние украинского рынка КТВ? Е.Р.: В общем и целом ситуацию на рынке кабельного ТВ Украины я охарактеризовала бы как стабильную, даже несмотря на значительные изменения законодательства - в частности, необходимость перелицензирования в Национальном Совете. Но не могу сказать, что украинский рынок следует мировым законам и тенденциям. В частности, не заметен процесс укрупнения кабельных систем, а если он и происходит - то это просто выкуп сетей бывших конкурентов, и после покупки услуга не продается под одним общим брендом и одним юридическим лицом. Наоборот - небольшие операторы продолжают делить бизнес, вместо того, чтобы укрупнятся. Также нет глобальных иностранных инвестиций, в основном рынок развивается за счет украинских денег, а если процесс выкупа иностранными компаниями и присутствует - это стараются не афишировать. Что же касается рынка контента - к нам приходит все больше и больше легального продукта (в основном из России), и это радует. Потому что конкуренция с легальными игроками - это не борьба с ветряными мельницами - нелегальными каналами, не предназначенными для распространения на территории Украины.
Ещё не так давно все основные решения, согласно которым должна была развиваться та или иная отрасль, обязательно озвучивались на "Съездах Партии". Так, на 25-м съезде КПСС, который проходил в 1975 году, перед работниками связи была поставлена задача "дальнейшего развития передающей сети цветного телевидения с широким использованием искусственных спутников Земли, в первую очередь, для обеспечения телевизионным вещанием районов Западной и Восточной Сибири". "Экран" в начале 1970-х годов. Тогда на предприятии уже был накоплен опыт разработки первого геостационарного КА "Радуга". Основная проблема заключалась в обеспечении сигнала нужной мощности. Необходимая мощность системы электропитания составляла 2000 Вт, что потребовало панелей соответствующего размера, с весьма непростой кинематикой раскрытия. Вторая проблема - большая передающая антенна, площадью более 10 квадратных метров. Также необходимо было обеспечить ориентацию КА в пространстве с точностью до нескольких угловых минут, создать систему терморегулирования и командно-измерительный комплекс для точного измерения параметров орбиты и управления спутником и передачи на Землю данных о работе бортовых систем. При создании "Экрана" пришлось более скрупулезно подойти к вопросам надежности работы систем и живучести аппарата. Для обеспечения долговременной работы систем были введены ужесточенные испытания. Более подробно и тщательно производилось исследование электромагнитной совместимости агрегатов и их помехоустойчивости. Рабочий диапазон (0,62-0,79 ГГц, совмещенный с диапазоном наземного вещания) был выбран исходя из задачи удешевления земных станций. 26 октября 1976 года первый "Экран" был выведен на орбиту.
Это новый продукт на российском рынке - ReelBox Lite PVR 1100. Энтузиаст мультимедиа получает DVB-S ресивер с двумя тюнерами, персональный цифровой видеомагнитофон (опционально, в этом экземпляре винчестер не установлен, однако ПО поддерживает, его и место для установки, и разъем, и питание предусмотрено), мультимедийный плеер, а также мультимедиа-сервер и клиент. Черный цвет корпуса, строгий классический дизайн, только необходимый набор кнопок управления, спрятанных под открывающейся крышкой, дополнительные разъемы для подключения, картоприемник и слоты для модулей CI - все это дает возможность, не стесняясь солидных размеров, установить этот центр на видном месте без опасений за интерьер комнаты. Большой жидкокристаллический дисплей с подсветкой, возможность выбора цвета и яркости подсветки кнопок управления на передней панели, большие часы на дисплее в дежурном режиме, информация о принимаемом канале с логотипом канала в рабочем режиме - все эти "мелочи" придают строгим формам центра некоторые специфические особенности. На первый взгляд, этот мультимедийный центр больше похож на настольный персональный компьютер. В нем, как и в компьютере, есть мощный процессор AMD Geode Processor: SC2200 300 МГц, Equator BSP-15 Co-Processor 350 МГц, память 128 Мб SD-RAM PC133, с возможностью расширения до 256 Мб, чипсет для работы с периферийными устройствами, блок питания. Как и компьютер, он работает под управлением операционной системы с открытым кодом Linux, что позволяет программистам и энтузиастам всего мира участвовать в доработке базового программного обеспечения, увеличивая и так немалые возможности этого центра. Правда, на предусмотренном для установки месте накопителя на жестком диске не оказалось, поэтому PVR - это потенциальные возможности представленного для тестирования экземпляра. Обновление программного обеспечения возможно с CD диска или дистанционно по локальной сети или через Интернет.
Вот та информация, которую удалось почерпнуть в Интернете на сайте компании АО "Телеком", которая является заказчиком данной системы (http://www.aotelecom.ru/telecom/russian.htm). Считаем необходимым привести этот документ полностью, так как он характеризует ее возможности. Отечественная система условного доступа "РОСКРИПТ" для каналов DVB: - Имеет повышенную криптостойкость. - Обеспечивает шифрование в цифровых потоках со скоростями до 108 Мбит/с. - Используется в системах вещания DVB-T, DVB-S, DVB-C. - Имеет два уровня: для профессионального и коммерческого применения. - Имеет меньшую стоимость по сравнению с зарубежными аналогами.
Фирма Ankaro (Германия), производящая компоненты для построения приемных и распределительных систем эфирного, кабельного и спутникового телевидения, представляет полный модельный ряд мультисвитчеров, незаменимых при построении широкополосных распределительных сетей. Высокий технический уровень исполнения и стабильные эксплуатационные характеристики мультисвитчеров Ankaro позволяют создавать на их основе сети, рассчитанные на несколько сотен абонентов. Отличительными особенностями мультисвитчеров Ankaro являются: - возможность увеличения числа транслируемых спутниковых каналов за счет применения нескольких приемных антенных систем, коммутируемых в соответствии с DiSEqC протоколом; - наличие обратного канала, позволяющего дополнить функциональность распределительной сети интерактивными сервисами; - расширенная полоса пропускания тракта спутниковой ПЧ (до 2400 МГц); - достаточный запас по уровню выходного сигнала во всем диапазоне частот при малых перекрестных искажениях; - хорошая развязка входов и абонентских выходов по трактам эфирного ТВ и спутниковой ПЧ, а также по поляризациям в спутниковых трактах. На правах рекламы
В здании генеральной дирекции Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", что находится в самом центре Москвы на улице Никольской, прошла пресс-конференция, посвященная знаменательной дате - семидесятипятилетию с начала телевизионного вещания в России. Причем многочисленные журналисты, перед которыми выступил генеральный директор ФГУП РТРС Геннадий Иванович Скляр, были собраны в том самом помещении на последнем этаже, где и были установлено первое оборудование для трансляции передач механического телевидения. Как было рассказано в ходе демонстрации специально созданного к юбилею фильма, предшествовавшей началу мероприятия, работы по созданию полноценного телевизионного вещания начались в нашей стране в начале 1930-х годов. А уже 1 октября 1931 года началось регулярное телевизионное вещание. Причем передачи оптико-механического телевидения принимались во многих городах, в том числе в Ленинграде, Нижнем Новгороде и даже Томске. Если говорить о строительстве телевизионных центров с применением электронных систем, то оно в нашей стране началось в 1937 году. В сентябре 1938 года начал телевизионное вещание Ленинградский телецентр, а с октября того же года началась регулярная эксплуатация Московского телевизионного центра.
Г-н Мартин Солтер является председателем конференции IBC, проходящей в рамках одноименной выставки. IBC - это крупнейшая в Европе телевизионная выставка. Первый репортаж оттуда мы опубликовали в предыдущем номере журнала, продолжаем эту публикацию в данном номере и продолжим в последующих. В интервью г-н Солтер делится с нами своим мнением об основных темах и событиях выставки и конференции IBC и о сотрудничестве IBC с известной российской выставкой CSTB.
ТелеСпутник: Господин Солтер, каковы, на ваш взгляд, наиболее интересные темы конференции IBC 06? Какие темы докладчики предпочитают для выступлений? М.С.: Я бы выделил три основные темы, доминирующие на конференции. Это, прежде всего, контент, доставляемый на мобильные телефоны и КПК. Вторая быстро развивающаяся тематика - это IPTV. И мы посвятили ей столько же времени, сколько и мобильному контенту. Третья по порядку, но не по значимости, тема - это HDTV (ТВЧ). Телевидение высокой четкости получило несколько замедленный старт в Европе. Но сейчас мы чувствуем большой энтузиазм как со стороны производителей оборудования и производителей контента, так и со стороны вещательный компаний. Эти три направления и определили фокус всей конференции IBC 06. Беседовал Н.Орлов
Понятие Middleware (MW) непосредственно связано с понятием интерактивного телевидения. Очень условно можно сказать, что под MW понимается комплекс программных средств, связывающих различные компоненты системы интерактивного телевидения, в первую очередь headend (головную станцию) и STB (ресивер) абонента. На выставке IBC 06 было представлено довольно много компаний, выставлявших свои решения MW. Многих из них, например известных своими решениями по системам условного доступа NDS и Nagravision, не удалось расспросить об их системах MW. Однако несколько компаний, которых можно отнести к разряду основных игроков на рынке решений MW, удалось посетить и выяснить некоторые подробности их решений. Часть из этих компаний узко специализируется именно на разработке MW, например израильская компания Orca или российская - Netris. Эти компании позиционируют свои решения как максимально универсальные, способные интегрироваться через программные интерфейсы с любыми компонентами системы IPTV практически любых производителей. Как сообщил заместитель исполнительного директора компании Netris Алексей Бугай, их система MW построена именно по такому по такому принципу. Часть компаний, например Siemens и американские компании Kasenna и SeaChange, позиционируют свое MW как составляющую часть комплексного решения IPTV. Так, например, вице-президент Siemens AG Communications г-н Джовани Бенини (Giovanni Benini) утверждает, что Siemens является поставщиком полного решения для IPTV. На самом деле практически не существует компании, которая могла бы полностью поставить все компоненты IPTV сети собственной разработки - и головное оборудование, и видеосервер, и STB, и MW, и биллинг, и систему условного доступа (CAS). Часто различные компании объединяются в альянсы и предлагают комплексные решения для операторов. А разработчики систем MW выступают как представители этих альянсов, предлагая свое MW и некоторые другие части системы в комплексе с разработками партнеров.
Одной из основных тем выставки и конференции IBC в этой году стало мобильное телевидение и передача мультимедиа по мобильным сетям. На территории выставки постоянно велась живая трансляция пяти ТВ каналов в формате DVB-H. Для формирования сигнала использовалась головная станция испанской компании Sidsa совместно с модуляторами передатчиками антенной от National Grid Wirrless. К слову сказать, станция Sidsa выбрана и для организации вещания DVB-Н в Екатеринбурге. Решения для мобильного телевидения в этом году можно было увидеть на десятках стендов. Причем, если в прошлом году на выставке, в основном, демонстрировались макеты головной транспортной системы DVB-H, то сейчас, наряду с головным и каналообразующим оборудованием, были представлены комплексные решения для предоставления платных услуг мобильного ТВ. Но в обзоре хотелось бы остановиться не на конкретной аппаратуре, а на более общих соображениях о развитии мобильного вещания, которые нам удалось услышать на конференции IBC 06, а также при общении с разработчиками различных систем для мобильного ТВ и представителями DVB.