72Проекты

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



StarGate развивает активность


В. Колюбакин Теле-Спутник - 10(132) Октябрь 2006 г.


В июньском номере «Теле-Cпутника» было опубликовано интервью с генеральным директором компании StsrGate TV Алексеем Николаевичем Зигаловым. Он рассказывал о проекте в общих чертах. В сентябре компания StarGate провела конференцию, на которой было более подробно рассказано о схемах работы компании с операторами, о разных телевизионных пакетах, предоставляемых компанией, и о возможных финансовых методах работы.

Как сказал, открывая конференцию, г-н Зигалов, одним из основных преимуществ, которое должно привлечь операторов, стало простое и очевидное на первый взгляд обстоятельство: размер антенны. Сигнал с «Экспресс-АМ», 80° в.д., устойчиво принимается на натенну 90 см, то есть оператору для ретрансляции понадобится антенна 1,2 метра. Это, с одной стороны, очевидно, но ещё до недавнего времени кабельным операторам такой возможности предоставлено не было. К тому же, в настоящий момент резервирование можно осуществить только на спутниковой группировке ГПКС (если говорить о российских операторах).
ФГУП «Космическая Связь» – стратегический партнер «Старгейт ТВ». Заместитель генерального директора ГПКС И.В. Заболотный сказал, что решение по участию в проекте было принято достаточно быстро. Одним из факторов, который привлек российского спутникового оператора, стала возможность привлечения региональных операторов, которые по разным причинам (в основном, финансовым) не могут работать с ГПКС напрямую. Поэтому для ГПКС было очень важно найти партнера, который осуществлял бы регулярный сбор контента, привлекая тем самым региональных операторов.
Сегодня группировка ГПКС загружена на 80%. Это больше, чем планировалось вначале, и произошло это по понятной причине – из-за выхода из строя спутника «Экспресс-АМ11», 96,5° в.д. Но эта авария, по словам Игоря Владимировича, имела и положительный эффект – она заставила ускорить подготовку к запуску спутников «Экспресс-АМ33» и «Экспресс-АМ44». Первый предназначен на замену КА вышедшего из строя, и его запуск запланирован на четвертый квартал 2007 года. Второй спутник будет помещен в точку 14° з.д. или 11° з.д. и запланирован к запуску на первый квартал 2008 года. Эти спутники хотя и сделаны на основе все той же платформы «Экспресс-АМ», но будут немного отличаться от предыдущей серии. Изменения касаются частотного плана и характеристик транспондеров. В С-диапазоне исключены из эксплуатации так называемые «низкие диапазоны», поскольку они сильно подвержены помехам от наземных средств связи. То есть, весь частотный план спутника будет немного сдвинут. На транспондеры Ku-диапазона будут установлены более мощные усилители, что позволит поднять ЭИИМ на 3-6 дБВт. И третье отличие – все антенны этих КА будут перенацеливаемые.
Если говорить о развитии спутникового телевидения в России, то сейчас уже есть некая проблема с ресурсом, поскольку вещательной емкости на спутнике Eutelsat W4 практически не осталось. Из имеющейся в распоряжении российских операторов емкости для непосредственного спутникового вещания свободная есть только на спутнике «Бонум-1». Но уже сейчас идет обсуждение облика спутника для непосредственного спутникового телевещания, предназначенного на замену «Бонум-1» и Eutelsat W4.
Проект StarGate TV возник, разумеется, не на пустом месте. Для того, чтобы определить облик предоставляемой услуги, было проведено исследование мировых и российских тенденций развития телевещания. Надо заметить, что взгляд на развитие индустрии, представленный А.Н. Зигаловым, несколько отличается от традиционного. Основной метод распространения телесигнала в России – эфирный. Г-н Зигалов считает, что роль кабельного телевидения несколько принижена.
Итак, проект родился из нескольких предпосылок и тенденций развития телевещания в кабельных сетях. В рамках конференции в понятие «кабельные сети» включались не только классические телевизионные кабельные сети, но и любые коммуникационные, предоставляющие своему клиенту услугу доставки телевизионного контента. Если посмотреть на развитие индустрии в мире, то можно увидеть, что именно доставка по кабельным сетям занимает ведущее положение. В США 78% населения получают телевизионный сигнал по кабельным сетям, 12% – непосредственно со спутника, 8% – эфир. В Европе, по разным источникам, телевидение по кабелю получает 80-90% населения. Развитие кабельных сетей и охват ими населения страны в России сильно отстает от американских и европейских показателей. Но г-н Зигалов считает, что в ближайшее время эта картина изменится. Первой причиной он назвал недостаток частот для вещания. Однако этот аргумент действует только до того момента, как начнет развиваться цифровое эфирное телевидение. Таким образом, у кабельных операторов есть несколько лет для того, чтобы занять свою нишу. Алексей Николаевич отметил, что сейчас в основном идет разговор о развитии цифрового эфирного телевидения, но он считает, что на самом деле проникновение цифровых технологий произойдет в первую очередь в кабельные сети. И одной из причин этого является то, что, в отличие от остальных операторов, кабельный работает непосредственно с абонентом.
Первый критерий, который рассматривает кабельный оператор, – это, разумеется, стоимость. Некоторые более подробные выкладки будут даны несколько ниже, сейчас же можно отметить общие положения. Сейчас многие кабельные операторы, чтобы сформировать пакет из 30-40 каналов, имеют аналоговую станцию и мощное антенное хозяйство для того, чтобы принимать разные каналы с разных спутников. Приобретение и эксплуатация этого хозяйства стоит достаточно дорого. Однако чтобы организовать цифровое вещание в кабельной сети, тоже понадобятся затраты, поскольку головная станция для цифрового ТВ стоит от 100 до 800 тысяч долларов. Однако есть еще вариант, особенно привлекательный для операторов информационных сетей и сетей связи, которые захотят предоставлять в своих сетях услугу телетрансляции. При этом приемные устройства обойдутся в гораздо меньшую сумму. Г-н Зигалов отметил еще вариант, который широко применяется вот всем мире, – коллективная спутниковая антенна на дом или группу домов. С развитием домовых сетей этот вариант может стать весьма привлекательным. Таким образом, осваивать рынок имеют возможность не только крупные операторы, но и средние и даже мелкие, что и было одной из целей проекта. Что касается контента, то StarGate TV позиционирует себя как оператор для операторов. Компания не намерена предоставлять услугу конкретному абоненту. StarGate TV формирует пакет для операторов, которые, в свою очередь, уже работают с населением.
В существующей схеме развития телевещания в регионах существует один неявный перекос: эфирные вещатели рассматриваются в качестве основного партнера в регионе – тоже эфирного вещателя, тогда как зачастую гораздо более правильным выглядит выбор кабельного оператора. Поэтому переход на цифровое вещание может спровоцировать явный перекос: получится так, что блок каналов, которые представляет StarGate TV, будет состоять только из зарубежных телеканалов. Пока в пакете StarGate TV нет российских эфирных каналов. Это происходит потому, что спутниковый ресурс достаточно ограничен – два транспондера, и они используются, в первую очередь, для трансляции зарубежных нишевых каналов. Федеральные каналы, так или иначе, есть в эфире. Но предполагается развитие проекта, увеличение числа каналов и включение федеральных каналов.
Еще один из пунктов программной политики: StarGate TV считает необходимым включать в пакет каналы стран СНГ, поскольку это позволит продвигать его в ближнем зарубежье. Сейчас формируется блок каналов с очищенным контентом для стран СНГ – 20-30 каналов. Аналогичная точка зрения – и по отношению к национальному телевидению. В пакет планируется включить несколько каналов на языках проживающих в России народностей. Это в целом повысит привлекательность пакета в регионах. Но непосредственно контентом StarGate TV заниматься не будет. На первом этапе развития такие предложения в компанию поступали, но было решено, что производство контента будет сильно отвлекать от основной деятельности. Но, тем не менее, у компании остались партнеры, которые могут производить контент и будут пользоваться поддержкой StarGate TV. Особенно перспективным на данном этапе г-н Зигалов считает нишевые телеканалы.
Одним из наиболее острых для кабельщиков вопросом является договор о трансляции какого-нибудь федерального высокорейтингового канала, особенно там, где у канала есть эфирный партнер. Система кодировки StarGate TV предусматривает возможность выключения одного или нескольких каналов в определенном населенном пункте. Поэтому, в некоем городе, если у канала есть эфирный партнер, у кабельного оператора не будет технической возможности принять этот канал. Но, во всяком случае, Алексей Николаевич считает, что канал, отказавшись участвовать в проекте, в итоге проиграет. Контент для наполнения пакета есть, конкуренция высокая, а скоро будет еще выше.
Итак, сейчас StarGate TV имеет аппаратуру компрессии, рассчитанную на 70 каналов. В данный момент планируется вещание 50. Сейчас оно ведется в тестовом режиме, в незакодированном виде – вещание 24 каналов.
Также на конференции возник и вопрос, которые в последнее время весьма актуален для всех, работающих в телевизионной индустрии: MPEG-2 или MPEG-4? Первый позволяет использовать более дешевую аппаратуру, которой предоставляет больше возможностей. Точка зрения StarGate TV такова: для более быстрого развития услуги нужно снизить порог подключения, что подразумевает применение более распространенных и дешевых решений. То есть DVB MPEG-2 сейчас, и на ближайшие два-три года – наиболее приемлемое решение. Его стоимость не зависит от того, в каком виде нужно получать сигнал: в DVB-C или IP.
Мусаев Мурад Мусатович – программный директор StarGate – представил несколько стандартных схем компании по работе с операторами.
Предлагаются три пакета цифрового вещания.
Условные обозначения: «Паблик» (базовый), «Мидл» (расширенный), «Макс» (полный).
В пакете «Паблик» будет вещаться 15-17 телеканалов, в «Мидл» – 25, в «Макс» – 40-42.
Стоимость прав на ретрансляцию: «Паблик» стоит 600-700 долларов за весь пакет, без учета количества абонентов. «Мидл» – 2,8 долларов с абонента в месяц. «Макс»: 4,5-6 долларов, в зависимости от наполнения пакета. В дополнение к этим трем пакетам будет предложен эротический канал.



Сценарии развития при распространении пакета StarGate TV.

Базовый вариант, самый простой – StarGate TV поставляет оператору контент, оператор поставляет контент абоненту. Заключается договор на контент и поставку оборудования для предоставления услуг. Кабельный оператор оплачивает оборудование.
Оператор может приобретать оборудование у поставщиков, но между StarGate TV и поставщиками существуют соглашения, которые определяют условия поставки и соответствие оборудования техническим требования.
Второй вариант: StarGate TV является оператором цифрового телевидения, а оператор – агентом StarGate TV. Этот вариант не планируется использовать в ближайшее время. Между StarGate TV и оператором существуют договоры на аренду каналов и поставку терминалов. StarGate TV заключает прямой договор с абонентом, устанавливает головное оборудование, оператор при этом перепродает, как агент, это оборудование абоненту. Точно так же и с контентом. Абонент оплачивает услуги StarGate TV, StarGate TV выплачивает вознаграждение оператору. Что касается работы оператора с абонентом, здесь тоже присутствуют две стандартные схемы.
Первая: оператор транслирует абоненту цифровую программу и продает STB, абонент оплачивает стоимость контента и стоимость STB вместе с картой условного доступа. Достоинства этой схемы: низкая капиталоемкость, поскольку подразумевает наличие средств на закупку головной станции и некоторые оборотные средства на STB, которые продаются абоненту, а вырученные деньги реинвестируются в приобретение новых абонентских терминалов. Достаточно быстрая окупаемость. Объем оборотных средств на сеть в 10 тысяч абонентов, по оценкам StarGate TV, должен составить от 7 до 10 тысяч долларов. Окупить можно в течение 3-4 месяцев. Недостатки – высокий порог подключения – около 100 долларов, следовательно – низкий процент охвата.
Другой сценарий – оператор дает STB абоненту в аренду. При этом получается низкий порог доступа к услуге – 20-30 долларов. Процент охвата гораздо больше, в сравнении с первой схемой ,– примерно в 1,5 раза. Недостатки – необходимость привлечения финансирования, большие капитальные вложения. При абонентской базе в 10 тысяч за год работы можно прогнозировать охват базовым пакетом около 20-23%. Объем инвестиций составит около 200 тысяч долларов. Срок окупаемости при этом – до двух лет.
Если рассматривать период 5-6 лет, то совокупный объем денежных поступлений при работе по сценарию аренды превышает доходы от сценария продаж.
Итак, компания StarGate TV активно пытается заинтересовать и привлечь кабельных операторов. Насколько известно, это первая в России компания, которая готова предоставить местным операторам контент в режиме, что называется, plug-and-play. Возможно, что отсутствие в пакете федеральных каналов скажется на его привлекательности (для операторов, не для абонентов, поскольку оператор, так или иначе, эти каналы заводит в свою сеть).



 
Теле-Спутник Октябрь 2006
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт