16Тема номера

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Лебедь, рак и цифровое телевидение


Теле-Спутник - 10(132) Октябрь 2006 г.


С 22 по 24 августа в Санкт-Петербурге проводилась конференция по цифровому телевидению – темы сегодня не только модной, но и весьма актуальной. Прежде всего, на конференции были высказаны точки зрения различных ведомств. Как выяснилось, далеко не всегда их представители одинаково видят одну и ту же проблему. Мало того, зачастую они совершенно не знакомы с точкой зрения других ведомств.

Основные противоречия связаны с отношениями операторов и вещателей и с концепцией так называемого социального пакета – каналов, прием которых гарантируется государством любому жителю страны, независимо от места проживания и дохода.

Михаил Антонович Сергеев, МиниформсвязиРазумеется, все докладчики не преминули уделить несколько слов преимуществам цифрового ТВ перед аналоговым. В последнее время это стало общим моментом на подобных форумах. Можно заметить, что несколько лет назад, когда начиналась реализация программы перевода российского спутникового вещания на цифровой стандарт, все сообщения на эту тему также стандартно начинались с преимуществ цифрового вещания перед аналоговым. Однако когда программа прошла стадию «бумаг» и вышла на стадию «железок», говорить об этом постепенно перестали.
Но нельзя забывать о том, что переход на цифровые стандарты вещания в эфирном ТВ тянет за собой гораздо больший клубок проблем, чем это было в спутниковом ТВ. Из сопутствующих задач Михаил Сергеев отметил две. Первая – при переходе на «цифру» кардинально должен измениться подход к контенту, в частности к авторским правам. Вторая – цифровое телевидение просто-таки обязывает вводить новые виды сервиса.
Одним из основных и, заметим, самых интересных тезисов, которые выдвинул Михаил Сергеев, было то, что эфир является государственным ресурсом, и именно поэтому эфирное телевидение должно быть государственным. А все коммерческое телевидение он предложил оставить прерогативой кабельных сетей. Тезис, как минимум, спорный, поскольку статус государственных и коммерческих телеканалов весьма расплывчат. К тому же, не оспаривая развитие новых услуг в цифровых сетях, можно заметить, исходя из российского и мирового опыта, что первыми новые услуги вводят именно коммерческие компании, а государственные, как правило, в этом вопросе от них отстают.
Владимир Новиков – начальник управления контроля за излучением и регистрации РЭС Россвязьнадзора – также начал свое сообщение со стандартных заявлений по поводу того, что первейшая задача, которую должна решить цифровизация телевещания, – это сохранение единого российского информационного пространства. Вторая – это устранение цифрового неравенства. Не обошлось и без перечисления преимуществ цифрового ТВ: повышение количества каналов и снижение энергозатрат.
Далее было представлено несколько интересных цифр. Всего сейчас в России работает более 2300 операторов телерадиовещания. Выдано 3543 лицензии на этот вид деятельности. Из них 1262 – на кабельное телевидение, 2121 – на эфирное, из которых, в свою очередь, 38 лицензий являются цифровыми. Всего используется более 32,7 тысяч радиоэлектронных средств связи. Телепередатчиков – более 18,3 тысяч, станций кабельного телевидения – более 6,3 тысяч.
Самый сложный и самый актуальный сейчас вопрос – это лицензирование телевещания.
Вот каковы сегодня этапы получения вещательной лицензии:

  1. Наличие обобщенного решения ГКРЧЦ, выделение полосы частот. Это согласно статье 30 закона «О связи».
  2. Заключение ФГУП ГРЧЦ – согласно распоряжению Минкульта номер 376 от 08.08.05 – это приказ об использовании частоты.
  3. Получение лицензии на вещание. Если количество жителей в населенном пункте превышает 200 тысяч человек, то лицензия выдается на конкурсной основе. Если меньше, то без конкурса. Это различие иногда ведет к тому, что операторы идут на хитрость и получают лицензию на вещание в небольшом городе-спутнике, расположенном рядом с крупным городом. Это позволяет получить лицензию на безконкурсной основе, но распространить свое вещание на крупный город.
  4. Лицензия Минсвязи на телерадиовещание. Ее необходимость обусловлена главой 6 закона «О связи» и постановлением Правительства №87. Сейчас в месяц рассматривается около 500-600 заявок на телематические услуги и около 100 на телерадиовещание.
  5. Присвоение частоты.
  6. Регистрация РЭС. Их проводит Россвязьнадзор. Регистрация должна проводиться за 10 дней, но от операторов есть много претензий, что этот срок не соблюдается. Сейчас существует довольно обширный (по словам представителя Россвязьнадзора) список нерегистрируемых РЭС. Его можно бы и расширить, но при этом требуется активность и инициатива со стороны операторов, которые, опять же, по мнению регуляторных структур, не проявляют ни того, ни другого.
Но самый основной вопрос – это, конечно же, присвоение частоты. Переход на цифровое вещание делает фактически бессмысленным распределение частот на конкурсной основе, поскольку крайне трудно представить, что бы в обозримом будущем нашлось бы столько контента, чтобы переполнить возможности, предоставляемые цифровым вещанием. Конкурс на частоты сильно тормозит развитие цифрового телевидения. В качестве примера было приведено кабельное телевидение. Около двух лет назад было отменено требование на присвоение частоты в кабельных сетях, что послужило фактором их развития.
Сеть цифрового эфирного телевещания, которая была создана в Мордовии, – можно сказать, визитная карточка российской программы цифровизации эфира. Не проходит ни одного мероприятия, посвященного цифровому ТВ, где бы не упоминали этот проект. Недавно его демонстрировали Президенту страны.
На 1 января 2006 году в сети транслировалось десять каналов. Стоимость подключения составляла 3 тысячи рублей, абонентская плата – 100 рублей в месяц. На 10 августа каналов стало 12, стоимость подключения снизилась до 2100 рублей, абонентская плата осталась без изменений.
Надо сказать, что этот проект, упомянутый в докладе г-на Новикова, совсем не однозначно воспринимался участниками конференции. В первую очередь говорилось о том, что 2100 рублей за подключение и 100 рублей в месяц абонентской платы – это достаточно дорого для довольно большого слоя населения. Но этот вопрос – как организовать бесплатное ТВ, должно ли оно быть бесплатным вообще, и какие каналы включить в бесплатный пакет – на сегодня, пожалуй, самый больной вопрос в теме. Например, сегодня каждый субъект Федерации самостоятельно решает, какие телеканалы должны войти в социальный пакет.
Комиссия по развитию телерадиовещания, сформированная в мае этого года, успела провести два заседания. На них была рассмотрена концепция развития и выработаны замечания. Также пристально был рассмотрен еще ряд вопросов, в частности: сегодняшнее состояние сети, план перехода к цифровому вещанию и взаимодействие разных структур в ходе реализации программы. На следующем заседании, которое намечено на декабрь, планируется рассмотреть вопрос лицензирования в цифровом телевидении. Также готовится документ по внедрению MPEG-4.

Сергей Николаевич Трубицын – заместитель генерального директора РТРС Перевод спутниковой распределительной сети на цифровой формат. Эту программу называют федеральной, но по статусу она никогда таковой не была. Межведомственное постановление было выпущено в 2002 году, предполагалось закончить программу в три этапа к 2005 году. Одним из условий являлось отсутствие бюджетных денег, и программа была выполнена без них. Только на привлеченные средства в зоне Г (Урал) сегодня модернизировано для приема цифрового ТВ 426 станций, в зоне М (европейская часть России) – 1091, в зонах А (Дальний Восток) и Б (Восточная Сибирь) – 800. В зоне В (Западная Сибирь) планируется модернизация более 2500 станций, которая окончательно будет завершена в 2007 году.
Самый острый вопрос для российского спутникового распределения – спутник «Экран» – будет решен в ближайшее время. В сентябре запланировано вывести его из эксплуатации. Этот спутник уже выработал более двух гарантийных сроков и несколько раз выходил из строя, в результате чего прерывалась телевизионная трансляция. Оператору удалось восстановить его работоспособность, но все телевещание в зоне держалось, как говорится, «на честном слове». Переходу с «Экрана» на «Экспресс» мешала только неготовность земного сегмента. Сейчас, по словам г-на Трубицына, все РТПЦ практически готовы, и скоро «Экран» можно будет вывести из эксплуатации. Когда вопрос о цифровом вещании только начинал прорабатываться, было много вариантов организации распределения сигнала. Не сразу, но довольно скоро было принято решение, что основным методом будет спутниковая доставка. Основная задача, которую предполагается достичь после модернизации сети, – это создание единого комплекса «студия – потребитель». Сергей Трубицын высказал мнение, что в программе цифровизации сейчас спрятано одно серьезное противоречие. Оно заключается в том, что платит за сеть государство, а потребителем услуги становится население. При этом, как он считает, будет крайне трудно отследить реальные параметры приема. Ответственность оператора перед потребителем закончится на передатчике. Можно только сказать, что, скорее, дело не в том, кто платит, а кто потребляет, а в том, что крупная структура всегда менее дружественна к отдельному потребителю.
Еще одна важная задача, которую должна решить модернизация сети, – это защита национального ресурса. Сейчас в некоторых приграничных областях защита российского частотного ресурса находится под угрозой, потому что Украина и Китай выходят в эфир на российских частотах. Таким образом, они занимают российский ресурс, мешая работать российским вещателям, чьи интересы должны защищаться государством.
Есть ещё одно противоречие, которое существует не в программе, а в организации эфирного вещания вообще. Прежде всего, это перекос в распределении средств. Из тех денег, которые тратятся на телевещание, 97% уходит на контент, и только 7% – на технические средства, чего фактически хватает только на зарплату сотрудникам и оплату электроэнергии. К тому же, тарифы, установленные Федеральной службы по тарифам, обеспечивают только поддержку сети, но никак не модернизацию. В то время как всем известно, что российский вещательный парк устарел и находится в сильно изношенном состоянии. Но, тем не менее, сейчас процесс модернизации идет; только в 2005 году российскими компаниями было заключено 2500 контрактов на поставку телепередатчиков.
Что касается сроков, то ранее РТРС отстаивала более ранние, но сейчас пришла к выводу, что по имеющимся средствам (а стоимость всей программы перехода на цифру – 1,5 млрд евро) они нереальны. 2015 год – это срок, который учитывает существующее положение вещей. Поспешность в этой программе и ошибки могут привести к серьезному социальному взрыву. К тому же, на сроки серьезное влияние оказывает фактор неравенства регионов.

Точка зрения Владимира Григорьевича Лифшица – советника президента НАТ – достаточно сильно отличалась от видения других докладчиков. Видимо, причина этого кроется в том, что он, в отличие от предыдущих выступающих, представлял вещателей. Итак, сейчас происходит не только переход от аналогового телевидения к цифровому, но и переход от вещательного телевидения к интерактивному. Владимир Лифшиц специально акцентировал внимание аудитории на том, что переход осуществляется к настоящей интерактивности, а не к посылке SMS сообщения в телестудию. При этом наблюдается явное несовпадение позиций вещателей и связистов. И парадоксальность ситуации заключается в том, что ни в законе «О связи», ни в законе о СМИ нет определения вещателей. Все вопросы о лицензировании упираются в то, что все не очень хорошо понимают, что нужно лицензировать. И на это, разумеется, накладываются все те препоны, которые будет чинить развитию цифрового телевидения конкурсное распределение частот. Также г-н Лифшиц отметил, что нынешняя программа по развитию телевидения фактически первая. До нее не ни один проект в области телевещания не реализовывался в рамках федеральной программы. Таким образом, только переход на цифру инициировал некоторые практические шаги.
Особое внимание г-н Лифшиц обратил на тот факт, что переход на цифровое вещание – это не только технические, но и социально-этические проблемы. На сегодня не существует общего информационного пространства РФ, есть только попытки его создания методом трансляции общероссийских телеканалов. Можно говорить о нескольких информационных пространствах – эфир, кабель и пр. И переход на «цифру» обязательно должен иметь в качестве своей цели создание такого пространства.
В Российской Федерации сегодня есть два информационных пространства – бесплатное эфирное и платное. И то, как сейчас реализуется цифровизация вещания, ведет к тому, что за то, что вчера было бесплатным, придется платить деньги. Это приведет к очень серьезному социальному взрыву, и поэтому надо очень хорошо просчитать все возможные последствия. Таким образом, г-н Лифшиц уверен, что статус сегодняшних бесплатных телеканалов ни в коем случае не должен измениться с переходом к цифровому ТВ. Мало того, он убежден, что на сегодня в России сформировалось и развивается только коммерческое телевидение, и тот телеканал, который считается государственным, живет за счет рекламных денег. И получается, что переход на цифровое телевидение равнозначно окончательному переходу на платное телевидение. А социальный пакет становится неким утешительным призом для успокоения малоимущих зрителей. И этот подход, фактический переход к платному телевидению, не узаконен никакими указами Президента или постановлениями Правительства. Еще одним недостатком формируемой концепции г-н Лифшиц назвал явный перекос в сторону операторов. Сейчас (а с переходом к «цифре» ситуация усугубляется) в телевещании главной фигурой является оператор – это неправильно. Оператор заключает договор с абонентом, он же определяет характеристики сети, роль вещателя становится малозначимой.
Если попытаться анализировать то, о чём говорилось на конференции, можно прийти к не очень утешительному выводу. Он заключается в том, что заинтересованные организации, которые работают или намерены работать в этой программе, что называется, «тянут одеяло на себя». У всех игроков, участвующих в процессе, существует свое видение проблемы, свое мнение, как лучше делать. И если рассматривать эти мнения и точки зрения по отдельности, то видна их несомненная правота. Но когда эти точки зрения сталкиваются друг с другом, начинает проявляться большое количество противоречий, которые отнюдь не помогают реализации столь важного для страны проекта.



 
Теле-Спутник Октябрь 2006
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт