10Тема номера

оглавление | в архив | следующая статья



Основные положения проекта программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 годы)


Н. Орлов Теле-Спутник - 10(132) Октябрь 2006 г.


Первая половина 2006 года ознаменовалась повышенным вниманием различных российских государственных структур к проблеме внедрения цифрового ТВ. В обсуждении, так или иначе, приняли участие представители Минсвязи, Минкультуры, профильного комитета Госдумы, РТРС, вопрос выносился на заседание Правительства РФ. И вот, в результате в конце мая была сформирована Правительственная комиссии по развитию телерадиовещания во главе с первым вице-премьером Д.А. Медведевым. В состав комиссии вошли руководители профильных министерств и ведомств, представители силовых структур и Администрации Президента, руководители крупнейших телекомпаний с государственным участием, представители НАТ.

Судя по информации, поступающей в прессу, с конца мая комиссия провела два заседания. К одному из важных результатов работы Комиссии можно отнести документ – проект федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 годы)». Постараемся познакомить наших читателей с основными положениями этого документа.
Проект программы раскрывает государственную точку зрения на нынешнее состояние телерадиовещания в России и приводит много интересных статистических данных, которые имеет смысл здесь процитировать.
«За прошедшие после распада СССР 20 лет в стране рынок электронных средств массовой информации значительно вырос. Если ранее в стране существовала всего одна организация (Гостелерадио СССР), отвечавшая за производство телерадиопрограмм, то, по данным Росохранкультуры, на 1 октября 2005 года в Российской Федерации зарегистрировано 62 971 средство массовой информации (СМИ), в том числе 12 350 электронных. Более чем в 600 городах России имеется местное телевидение, в десятках городов в эфире работают 5-15 телеканалов, 20-40 радиопрограмм». Заметим, что цифра 12 350 зарегистрированных электронных СМИ не означает вещания у нас в стране аналогичного количества теле- и радиостанций. СМИ должно быть зарегистрировано и в случае только производящей контент, но не вещающей телекомпании. В качестве электронных СМИ часто регистрируются Интернет-сайты. Более точные данные по числу вещающих телекомпаний приводятся в нашей следующей статье «Лебедь, рак и цифровое телевидение».
«26% населения РФ, проживающее в частных домах, получает сигналы от индивидуальных приемных антенн, а 61,8% населения РФ, проживающее в многоквартирных домах, получает сигналы от систем коллективного приема телевидения (СКПТ). Индивидуальные и коллективные антенны СКПТ получают сигналы от наземных ТВ радиопередающих станций.
По состоянию на 01.01.06 в России действовали 7577 радиопередающих ТВ станций, из которых:
7150 ТВ станций (93,4%) составляют государственную сеть телерадиовещания;
427 ТВ станций (6,6%) принадлежат альтернативным операторам связи и обеспечивают эфирное вещание только коммерческих программ.
Около 12% населения РФ, пользующегося платными телевизионными программами в системах кабельного телевидения и спутникового непосредственного телевизионного вещания, самостоятельно оплачивают услуги по созданию и распространению телевизионных программ.
В настоящее время технические средства, задействованные в государственных передающих сетях телерадиовещания, более чем на 80% выработали технический ресурс и остро нуждаются в замене и модернизации. Из-за неравномерного распределения передатчиков по территории страны сложилась ситуация, когда в крупных городах население может смотреть от 10 до 20 программ, а в удаленных сельских населенных пунктах – 1-2 программы. В соответствии с отчётными данными Роспечати России по состоянию на 01.01.05 население России охвачено телевизионным вещанием в следующих объемах:

одной и более программами 98,8 %;
двумя и более программами 96,2%;
тремя и более программами 73,2%;
четырьмя и более программами 56,1 %;
пятью и более программами 33% .

При этом около 1,5 млн человек, проживающих примерно в 10 тысячах населенных пунктов в Российской Федерации, не охвачены телевизионным вещанием, и около 3,7 млн имеют возможность принимать только одну телевизионную программу».
Далее в проекте программы обосновывается необходимость создания собственно самой этой программы и необходимость государственного участия в процессе внедрения цифрового ТВ. По мнению составителей данного документа, процесс «цифровизации» в России все же должен иметь коммерческий характер, но при активном участии государства.
Собственно, ничего удивительного в этих тезисах нет, они подтверждаются мировым опытом. Во всех странах мира, где уже внедряется цифровое ТВ, была принята некая программа, подобная обсуждаемой, и везде государство серьезно влияет на процесс «цифровизаци» как с законодательной, так и с финансовой стороны, путем бюджетирования и дотаций. Нигде в мире не налажены чисто рыночные механизмы внедрения цифрового ТВ.
В документе подчеркивается, что помимо всех технических и экономических преимуществ цифрового ТВ вещания существует еще и международный частотный план, созданный в рамках деятельности Международного союза электросвязи (МСЭ), который координирует частоты эфирного вещания на территории России на глубину до 300 км от границы, а, по мнению некоторых экспертов, до 1000 км. Поэтому, чтобы сохранить за собой возможность телевизионного вещания в приграничных областях, где проживает огромная часть населения, России необходимо начать цифровое вещание согласно упомянутому частотному плану и свернуть аналоговое вещание к 2015 году.
При выполнении программы «цифровизации» должен выполняться ряд непременных условий.
Во-первых, должен быть сформирован так называемый «социальный пакет», который воплощает собой социально-политическую функцию государства и гарантирует населению минимум информации за символическую плату за обслуживание коллективной антенны или вообще без нее при использовании индивидуальной антенны. Все операторы эфирного и кабельного ТВ обязаны предоставлять услугу социального пакета.
Этот тезис, пожалуй, больше всего волнует вещательное сообщество. В проекте не уточняется, какие именно каналы попадут в социальный пакет. Это значит, что вопрос дальнейшего существования не попавших туда каналов весьма туманен. Возможно, произойдет передел вещательного рынка с дальнейшим переделом рынка рекламного, возможно, кому-то придется перейти в платное вещание. Такое положение вызывает серьезные возражения у представителей вещательного сообщества, что видно в следующих наших публикациях по данной теме. Вещатели имеют свое альтернативное предложение – сохранить существующее положение вещей. Кто вещал в открытом виде в «аналоге», тот пусть вещает в открытом виде и в «цифре».
Во-вторых, назван примерный порог отключения аналогового вещания – появление возможности цифрового приема у 90% населения. Это значит, что они приобретут либо цифровой эфирный ресивер, либо цифровой телевизор, в который такой ресивер уже встроен, либо подключатся к цифровому кабельному телевидению, где социальный пакет должен быть включен по определению.
Этот тезис так же вызывает серьезные сомнения. Все же не надо забывать, что 10% населения России – это примерно 14,5 млн человек. Не надо быть крупным социологом, чтобы предсказать социальный взрыв, если вдруг такое количество людей в одночасье будет отключено от аналогового ТВ, а цифрового у него еще не будет.
Если обратиться к зарубежному опыту, то надо отметить, что и там вопрос отключения аналогового вещания один из самых болезненных. Англия – это европейская страна, далее всего продвинувшаяся в цифровизации телевидения. Еще год назад более 60% населения были подключены к цифровому эфирному, кабельному или спутниковому ТВ. У нас нет точных цифр на 2006 год, но, судя по темпам развития цифрового ТВ в этой стране, сейчас можно оценить проникновение «цифры» в 70%. Однако для министра культуры Великобритании Тессы Джоуэл (Tessa Jowell) один из самых неприятных вопросов из задаваемых журналистами – о сроках отключения аналогового вещания в Англии. Официальные сроки отключения, объявленные английским правительством, сдвигаются год от года. Сейчас называется чуть ли не 2012 год. Сравните российские фактические 0% и 2015 год с английскими 70% и 2012 год.
Собственно, разработчики обсуждаемого документа все это прекрасно понимают. Поэтому третьим базовым элементом программы является субсидирование приобретения цифровых приставок к аналоговым телевизорам для населения, доходы которого ниже среднего прожиточного уровня. Маркетинговые исследования, проведенные ОАО «ВолгаТелеком» в 2005 году в шести районах Республике Мордовия (более 3 тысяч человек), показали, что около 70% населения готовы приобретать цифровые приставки к аналоговым телевизионным приемникам и около 30% не имеют такой возможности. Республика Мордовия – это весьма показательный российский регион, не имеющий крупных финансово-промышленных центров, и далеко не самый зажиточный. Можно предположить, что подобная ситуация сложится во многих российских регионах.
Если обратиться в данном вопросе к европейскому опыту, то он весьма разнороден. К примеру, если рассмотреть европейские страны, где эфирная «цифра» сейчас получила наибольшее развитие, то нам ничего не известно о программах субсидирования цифровых эфирных ресиверов для населения в Англии и Финляндии, а в Германии и Италии такие программы в том или ином виде существуют.
Проект предусматривает очень серьезные объемы финансирования программы. Общий объем финансирования составляет 265,7 млрд рублей, то есть почти 10 млрд долларов США. Основной объем финансирования развития инфраструктуры цифрового телерадиовещания и модернизации аналоговой сети в размере 154,3 млрд рублей (58%) планируется осуществить за счет средств участников рынка.
Обязательства федерального бюджета в размере 111,4 млрд рублей (42%), прежде всего, предназначены для субсидий на приобретение приставок к аналоговым телевизорам (32 млрд рублей), а также на оплату распространения сигналов телерадиопрограмм «социального пакета» по аналоговым и цифровым сетям телерадиовещания (52,4 млрд рублей).
Если принять во внимание тот факт, что простейший цифровой ресивер стоит около 50 долларов США, то на сумму в 32 млрд рублей можно будет приобрести примерно 22 млн ресиверов. Это обеспечит почти половину населения России бесплатными ресиверами. У нас есть серьезные сомнения, что такие цифры из данного проекта попадут в реальный российский федеральный бюджет.
Предложения по объемам, направлениям и источникам финансирования в разбивке по годам и статьям расходов, приведены в отдельном приложении. В частности, из него следует, что уже в 2007 году на льготы по цифровым ресиверам будет выделено 1,37 млрд рублей. На эту сумму можно приобрести почти миллион ресиверов.Вот как видят авторы проекта программы динамику внедрения цифрового эфирного ТВ в России:

Целевые индикаторы
и показатели
2007-2009 гг. 2010-2012 гг. 2013- 2015 гг.
Количество ТВ программ
в цифровом формате
на территории РФ
10-12
(1 пакет)
10-24
(1-2 пакета)
48-70
(не менее 4 пакетов)
Процент охвата населения
цифровым ТВ
10 70 99,8
Обеспечения населения
цифровыми приставками
и приемниками
25-30% 30-65% 65-98,8%
Такой незначительный рост проникновения цифрового ТВ в 2007-2009 годах соответствует намеченным в проекте программы мероприятиям. На первом этапе в 2007-2009 годах планируются, в основном, организационные мероприятия: разработка и принятие нормативно-правовой базы, определение состава социального пакета, определение механизма и выделение субсидий на закупку ресиверов для социально незащищенных слоев населения. Вряд ли можно ожидать, что какие-то серьезные изменения ожидают наше телевизионное эфирное вещание до выборов 2007-2008 годов.
Хочется отметить, чего в этом проекте, на наш взгляд, сейчас нет. Утверждается, что имеющаяся система лицензирования должна быть переработана (имеется в виду вещательная лицензия), но не сказано как, даже исходя из каких принципов. Будут ли частоты выставляться на конкурс, кто будет эти конкурсы проводить, или частоты будут распределяться по каким-то другим принципам?
Совсем никак не рассматривается вопрос об операторах, которые, соответственно, должны получить связные лицензии. Сохранится ли ситуация, когда РТРС является фактическим монополистом в телевизионном вещании, или среди операторов эфирного вещания будет некая конкуренция? Ответы на эти вопросы позволят точнее представить состояние телевизионного рынка к 2015 году.
Обсуждаемый текст проекта программы покочевал некоторое время по сайтам различных телевизионных организаций. В данный момент мы не знаем, где его можно скачать в Интернете в полном объеме, поэтому выложили его на своем сайте. Заметим, что Ассоциация кабельного телевидения России (членом которой является наше издательство) приглашает поучаствовать в его обсуждении и прислать в исполнительную дирекцию и свои замечания и предложения.



 
Теле-Спутник Октябрь 2006
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт