19 октября 2006 года Ассоциация кабельного телевидения России и компания "Мидекспо" проводят ставший уже традиционным осенний форум "Инвестиции в цифру". За прошедший год в кабельную подотрасль пришли крупные инвестиции и произошли серьезные изменения в сторону развития и консолидации рынка. Об особенностях тематики кабельного форума этого года мы беседуем с одним из его организаторов, вице-президентом АКТР Владимиром Григорьевичем Маковеевым Теле-Спутник: Как вы оцениваете происходящую сейчас консолидацию российских кабельных сетей? В. Маковеев: Как естественный процесс, но консолидация – здесь слишком учтивое слово. Консолидация, конечно же, имеет место, но в небольшом объеме, поскольку она связана в нашем правовом поле с непозволительно долгими процедурами. Купить проще и надежнее, поэтому сегодня главные процессы – слияние и поглощение. История повторяется, нечто очень похожее происходило у нас лет десять назад в эфирном телерадиовещании. Теперь в стране, я полагаю, уже не осталось независимых эфирных телерадиокомпаний-одиночек: все они или куплены или, извините, консолидированы. К слову, до кабельных компаний в те времена ни у кого (я тогда работал в ФСТР) ни руки, ни мозги не доходили. Теперь уже дошли!
В последнее время телевизионное сообщество вслед за Президентом России озаботилось проблемой детского вещания. Время от времени делаются заявления о запуске нового федерального тематического канала. Однако мало кто вспоминает, что сегодня уже девять телеканалов, адресованных детям и подросткам, доступны абонентам кабельных сетей. Конечно, их не под три десятка, как фильмовых или спортивных. Но они есть. В чем же проблема? Во-первых, в ограниченности масштаба их аудитории. Далеко не каждая семья готова подписаться хотя бы на базовый пакет кабельного телевидения. Не говоря уже о том, что не везде есть сама кабельная сеть. А во-вторых, пусть даже ограниченно доступные, детские каналы не решают задач воспитания и образования юных зрителей. Исключение, возможно, составляют недавно ставший доступным канал "Эрудит" да французский TiJi. Сами участники рынка объясняют такое положение вещей высокой стоимостью производства телевизионного продукта и медленной окупаемостью. Стоимость производства, собственно, не дороже, чем у других телеканалов. А вот с окупаемостью действительно плохо. Реклама на детских каналах вообще исключена. Для получения доходов от абонентской платы необходимо дать юным зрителям привлекательный контент. Ну, не воспитательную же программу? Вот и стало детское телевидение развлекательным. А подростки, вообще, MTV смотрят. Однако пока ситуация с детским телевещанием не изменится, подписчики базовых пакетов платного телевидения могут предложить своим детям выбор из девяти тематических каналов.
Стремительное развитие сетей платного телевидения стимулирует производство разнообразного отечественного телевизионного контента. Бывшие телепрограммы на центральных каналах разрастаются до размеров тематических телеканалов, вещатели ищут и находят новые способы доставки своей "картинки" до зрителей. Телекомпания MTN не нуждается ни в эфирных, ни спутниковых частотах. Сигнал в российские кабельные сети попадает из Интернета. Получить сигнал телеканала MTN для распространения в кабельной сети можно пока только по Интернету. Для этого компания предоставляет оператору специальный вещательный сервер. Таким образом, исчезает потребность в спутниковой "тарелке" и оборудовании для преобразования сигнала. Программы канала можно без дополнительной обработки запускать в сеть. В дополнение к качественному телевизионному контенту для молодежи телекомпания делает операторам кабельного телевидения не самое распространенное в нашей стране предложение. А именно – 200 спотов (по 28 секунд каждый) рекламного времени на канале. Это делает оператора фактическим партнером телекомпании.
Компания "МТУ-Интел" начала производство нового круглосуточного тематического телеканала "Усадьба" для сети "Стрим ТВ". С сентября начинается его полноценное коммерческое вещание. Он стал пятым круглосуточным каналом собственного производства. В настоящее время компания уже транслирует четыре телеканала: "Охота и рыбалка", "Здоровое ТВ", "Драйв", "РетроТВ". Учредитель телеканала "Усадьба" – ЗАО "МТУ-Интел". Он же и производит его на собственной студийной базе. От принятия решения о производстве этого канала до его запуска прошло всего полгода. "Усадьба" органично дополняет группу каналов, которые уже находятся в производстве компании. Человек всегда существует в каком-то пространстве – офис, городская квартира, загородный дом, небольшая дача на шести сотках или коттедж на лесной поляне. Сегодня мы стали обращать внимание на архитектурные решения строящихся зданий и на дизайн интерьеров. Мы строим дома и обустраиваем свои огороды и сады по последним модным тенденциям. Мы заводим не только декоративных домашних зверюшек, но и животных для хозяйства. Телеканал "Усадьба" предполагает объединить все эти тематические направления, чтобы дать зрителю не просто эстетическое удовольствие и аналитическую информацию, а, прежде всего, практические навыки для повседневного использования.
Специалисты отмечают стремительное развитие отечественного телевидения. В большом количестве начали появляться новые тематические каналы. Некоторые из них "рождаются" из программ центральных эфирных телеканалов. Например, недавно начавший спутниковое вещание "Русский экстрим". Теперь вот запущен Moda non stop. В цифровом пакете StarGate со спутника "Экспресс AM2" (80°в.д.) появился новый телеканал Moda non stop. Его название говорит само за себя – это второй российский канал, посвященный моде. Как известно, на протяжении ряда лет вещает Style TV, который с некоторыми оговорками тоже можно назвать модным. Учредителем нового женского канала Moda non stop TV Channel является одноименная телекомпания. Она в течение шести лет выпускала еженедельную вечернюю и ежедневную утреннюю программы на телеканале ТВЦ. Программы, как нетрудно догадаться, так и назывались – "Мода нон стоп". Канал полностью российский, иностранный капитал в нем не участвует. Руководит им бессменная ведущая соответствующей программы на ТВЦ Светлана Шурыгина.
Уже около 15 лет на европейском рынке спутникового телевидения ведущую роль играют два оператора: Eutelsat и SES Astra. С самого начала оба оператора выбрали для себя по орбитальной позиции, в которой сосредотачивали наиболее мощную группировку европейских телевизионных спутников. Для SES Astra – это 19° в.д., в которой расположены спутники Astra, для Eutelsat – это позиция 13° в.д., в которой находятся спутники Hot Bird. По мере развития обе компании активно усиливают свое присутствие в других позициях и регионах. Но для европейского телевидения самыми важными остаются именно эти две точки. Для российского потребителя группировка Hot Bird играет гораздо более важную роль, поскольку спутники Hot Bird принимаются на территории России вплоть до Урала, тогда как Astra – только в западных регионах. Именно Hot Bird 1, запущенный в 1995 году, стал первым иностранным (а на самом деле и первым вообще) спутником, сигнал с которого массово начали принимать российские любители спутникового ТВ. В 1977 году на конференции Управления почтовой связи и телекоммуникаций (Postal and Telecommunications Administrations) было принято решение о создании европейского спутникового оператора Eutelsat (European Telecommunications Satellite Organization). Областью деятельности нового оператора были определены телефонная связь, передача данных и телевидение, реализуемые посредством коммуникационных спутников. На момент создания в международную организацию Eutelsat входило 17 членов.
С самого начала периода исследования космоса европейские страны не собирались находиться от этого дела в стороне. Но в отличие от СССР и США у них практически не было возможности вести самостоятельные разработки, поэтому еще в начале 1960-х гг. были образованы две европейские организации: European Launcher Development Organisation и European Space Research Organisation. В задачу обеих входили координация и направление европейских исследований в области космоса. В 1973 году на совещании министров 10 европейских стран было принято решение об основании единой европейской организации, координирующей космическую деятельность. В 1975 году было образовано Европейское космическое агентство (European Space Agency – ESA). В задачу ЕSА входит организация и проведение разработок по основным направлениям в области использования и исследования космического пространства, координация деятельности национальных космических агентств и компаний. Все международные космические проекты, в которых участвуют европейские фирмы, координируются ЕSА. Деятельность ЕSА охватывает все основные области исследования космоса: пилотируемые полеты, разработку и эксплуатацию ракет-носителей, исследования планет солнечной системы, дистанционное зондирование Земли, спутниковую навигацию и спутниковую связь. Всеми исследованиями в области спутниковых коммуникаций занимается отделение ЕSА – ESA Telecom.
Одна из основных задач современного информационного телевидения – донести материал до зрителя максимально быстро. Бывший генеральный директор НТВ Евгений Киселёв в одном из интервью говорил, что телеканал сумел занять ведущие позиции в новостном телевещании благодаря адекватному техническому оснащению, и не в последнюю очередь – репортажными Fly Away станциями. По его словам, прямые включения резко подняли рейтинг новостных программ НТВ. Сейчас многие крупные телеканалы имеют собственные станции, но в некоторых случаях оказывается удобнее и выгоднее брать станции в аренду. Стандартная Fly Away станция весит около 70 кг, в разобранном виде помещается в трех упаковках. На развертывание станции и приведение ее в рабочее состояние тратится, как правило, около часа, обслуживают станцию два специалиста. Нельзя сказать, чтобы аренда станции была дешева, поэтому пока это по карману только более-менее крупным телекомпаниям. Средняя стоимость суточной аренды превышает 30 тысяч рублей. Также необходимо оплатить аренду спутниковой емкости, работу специалистов и транспорт. Такие высокие тарифы на использование станции обусловлены не только достаточно высокой стоимостью непосредственно аппаратуры – от 150 тысяч долларов, но и многими попутными расходами. В частности, как это характерно и для многих других видов спутникового сервиса, для Fly Away станций необходима достаточно сложная регистрация и получение разрешений.
Приемники цифрового телевидения Nextorm NSC120 и NBS240 относятся к хорошо известному типу устройств, за которыми закрепилось название DVB карты. Аппаратные возможности и программное обеспечение этих приемников позволяет использовать их как периферийное оборудование персонального компьютера для выполнения различных задач: - прием сигналов цифрового спутникового телевидения DVB-S /MPEG-2 и просмотр программ на экране монитора компьютера, - прием сигналов цифрового спутникового телевидения высокой четкости (HDTV) в стандарте DVB-S /MPEG-2 / MPEG-4 и просмотр программ на экране монитора компьютера, - прием сигналов цифрового спутникового IP телевидения (IPTV), - прием Интернет-данных со спутника, - вещание спутникового ТВ и потоков данных в компьютерную сеть.
Мультисвичеры фирмы Alcad отличаются некоторыми конструктивными особенностями по сравнению с аналогичными изделиями других компаний. Они имеют небольшой размер, литый корпус и отдельный блок питания. В производственной линейке имеются как оконечные мультисвичеры в конфигурации 5х4, 5х8, 5х16, 9х4, 9х8, 9х16, так и каскадные в конфигурации: 5х8, 5х16, 9х8, 9х16. Также выпускаются специальные каскадные усилители спутникового диапазона на 4 и 8 полярностей для усиления сигнала между мультисвичерами или для выравнивания уровней спутниковых сигналов перед подачей их в каскад. Такой усилитель имеет высокий выходной уровень и регулировку наклона частотной характеристики. На правах рекламы
ASI (Asyncronous Serial Interface) специфицированный EN 50083-9 – известный интерфейс для передачи и приема потоков DVB/MPEG, позволяющий передавать потоки со скоростью до 270 Мбит/с. ASI интерфейсы находят широкое применение в DVB аппаратуре – модуляторах, демодуляторах, мультиплексорах, VOD серверах, а также анализаторах транспортного потока MPEG2 TS. Универсальный интерфейс ASI позволяет стыковать между собой устройства разного типа и от разных производителей. Различные комбинации этих устройств позволяют создавать решения для обработки и передачи DVB сигналов, адаптированные к требованиям конкретного оператора. На правах рекламы
Вещатели, операторы сетей непосредственного спутникового вещания и другие провайдеры цифровых видеосервисов стремятся увеличить количество услуг, передаваемых в фиксированной полосе канала, сохранив при этом высокое качество видео. Сегодня для этой цели используются системы статистического мультиплексирования с обратной связью между мультиплексором и кодерами В этом материале рассмотрено статистическое мультиплексирование видео-по-IP, сочетающее преимущества IP коммутации с эффективным использование транспортной полосы, присущей статистическому мультиплексированию с обратной связью. С помощью этой технологии операторы могут создавать "виртуальные головные станции", то есть мультиплексировать потоки, формируемые кодерами, расположенными в произвольной точке сети. Это расширяет возможности конфигурации сети, снижает ее стоимость и допускает более эффективное использование транспортного ресурса.
Комбинационные (интермодуляционные) искажения обусловлены нелинейностью вольтамперных характеристик транзисторов и характеристик намагничивания магнитопроводов трансформаторов. Нелинейность тракта усилителя создает гармоники частоты входного сигнала, а также комбинационные частоты, если на входе действуют два и более сигналов. Величина нелинейности однозначно определяется видом амплитудной характеристики усилителя: зависимостью амплитуды выходного напряжения от входного. Для создания метода расчета CTB/CSO необходимо определить вид функциональной зависимости амплитудной характеристики.
Похоже, что внедрение цифрового наземного телевидения в России после некоторой паузы получило очередной мощный толчок. Эксперимент 2000-2002 годов с опытными зонами в Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге закончился, по большому счету, ничем: операторы так и не смогли набрать сколько-нибудь существенную абонентскую базу. Совсем иначе выглядит сеть цифрового вещания в Республике Мордовия, запущенная в этом году, – первый опыт эксплуатации показывает, что система эффективно решает реальные проблемы населения, услуга пользуется спросом. Цифровым телевидением всерьез заинтересовались на высшем уровне: в мае была создана правительственная комиссия во главе с вице-премьером Д. Медведевым, задача которой – форсировать переход российского телевидения на цифровой формат; в конце июня состоялось ее очередное заседание. Это означает, что цифровое телевидение может перейти из области экспериментов в нашу с вами повседневную жизнь намного раньше, чем мы ожидали. Внедрение цифрового наземного вещания связано с целым рядом социальных, экономических, политических и правовых проблем. Переход на "цифру" ощутит на себе практически каждый российский телезритель. И, конечно, такой переход серьезнейшим образом отразится на деятельности операторов телевидения, в том числе кабельных. Злые языки вообще предсказывают скорый конец кабельных сетей после внедрения цифрового эфирного вещания. В условиях сложной современной застройки и устаревшего антенного хозяйства сигналы аналоговых эфирных передатчиков могут быть доставлены абонентам с хорошим качеством только кабельными сетями. А цифровой сигнал можно принимать с отличным качеством на комнатную антенну, поэтому с появлением в городе цифровых программ необходимость в кабельных сетях отпадет и кабельщикам придется сворачивать свой бизнес. На самом деле, скорее всего, будет происходить обратный процесс – с началом вещания в городах цифровых программ спрос на услуги кабельных операторов увеличится.