68Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



М.М. Симонов: вопросы частотного регулирования и внедрения VSAT технологии в России.


Теле-Спутник - 5(127) Май 2006 г.


Один из основных вопросов, в который упирается развитие VSAT технологии в России, — это вопрос частотного регулирования и ввода в эксплуатацию сетей VSAT. Процедура допуска VSAT сетей к работе все еще чрезмерно усложнена, занимает много времени и требует больших затрат. Во второй половине 1990-х гг. заинтересованные игроки российского рынка спутниковой связи инициировали введение упрощенной процедуры для ввода VSAT станций в работу. Весь ход событий отражался на страницах "Теле-Cпутника".
Научно-исследовательский институт радио — один из главных участников этого проекта. НИИР участвует во всех межведомственных комиссиях по этому вопросу, он все время является участником выработки соответствующих предложений и документов. НИИР — также один из главных исполнителей по проведению необходимых исследований.
Для того, чтобы выяснить, как сегодня обстоят дела с гармонизацией частотного спектра и чего можно ждать в будущем, мы встретились с первым заместителем генерального директора НИИР Михаилом Михайловичем Симоновым.

Теле-Cпутник: Когда внедрение VSAT стало актуальным для России?
М. Симонов: Использование технологии VSAT в мире стало носить массовый характер и попало в категорию высокодоходного бизнеса в 90-х годах прошлого века, когда терминалы и сети VSAT вышли на этап третьего поколения. Значительно расширились их потребительские и эксплуатационные возможности. К середине 90-х годов, с внедрением новейших цифровых технологий в оборудование VSAT, заметно уменьшились его мировые цены во всех технологически освоенных диапазонах частот Фиксированной спутниковой службы, используемых для применения VSAT.Для России внедрение технологии VSAT стало актуальным, когда Решением ГКРЧ № 8/5 от 27.07.1998 г. "О применении на территории Российской Федерации малых земных станций спутниковой связи с диаметром антенн 3,8 м и менее" был впервые выделен класс малых станций (в том числе работающих по технологии VSAT), для которых был введен немного упрощенный режим регулирования.
Т/C: Когда НИИР начал активно участвовать в процессе внедрения VSAT технологий в России?
М.С.: НИИР начал активно участвовать в процессе внедрения VSAT технологий в России после выхода Постановления коллегии Минсвязи России от 21.03.1997 г. № 6/1 "О перспективе развития спутниковых систем связи и вещания в России". На его основе по приказу Госкомсвязи России № 95 от 22.07.1997 была создана Межведомственная рабочая группа по разработке предложений и рекомендаций, которые должны были упростить и удешевить процедуры регулирования МЗС СС (ЗС с диаметром антенн до 3,8 м). В ее состав вошли представители Администрации связи России, ГКРЧ, Госсвязьнадзора России, НИИ радио, ГПКС, МО и других заинтересованных организаций и ведомств. Председателем МРГ был назначен директор НИИР Ю.Б. Зубарев.
Т/C: Насколько Вы считаете реальным введение в ближайшие год-два в России действительно упрощенной процедуры, аналогичной европейской?
М.С.: В ближайшие год-два введение в России упрощенной процедуры регулирования VSAT, аналогичной европейской, — "уведомительной", считаю нереальным по причине отсутствия в России полос радиочастотного спектра, распределенных на приоритетной основе для технологии VSAT. Установленный действующими нормативными документами упрощенный "разрешительный" принцип регулирования не может конкурировать с европейскими процедурами.
Т/C: Считаете ли Вы, что введение в России уведомительной процедуры окажет такое же влияние на развитие VSAT технологии, как и в Европе?
М.С.: Если в России будет введена "уведомительная" процедура (что в ближайшей перспективе представляется совершенно нереальным), то она способна оказать такое же сильное влияние на развитие в России VSAT технологий, как и в Европе (которая перешла с предпоследнего места в мире на второе в 2004 году).
Т/C: Почему все заинтересованные игроки стремятся приблизиться именно к европейским нормам?
М.С.: Во-первых, мы имеем общую границу со странами, в том числе странами–членами СЕРТ, которые придерживаются европейских правил и процедур, мы должны считаться с таким окружением. Во-вторых, есть ряд правительственных постановлений, которые указывают, что приоритетом внедрения в России обладают радиотехнологии общеевропейских стандартов. На дальнем Востоке есть свои трудности в регулировании — та часть территории России, которая граничит со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, обязана считаться с установленными там правилами. Но если говорить о нашей системе приоритетов, то преимущество во внедрении в Российской Федерации отдается общеевропейским технологиям. Решения CEPT Россией приняты не в жесткой форме, Россия следует этим решениям с учетом собственной нормативно-правовой базы, частотной таблицы и пр. На сегодня Россия не приняла на себя обязательства соблюдать все решения СЕРТ. Но надо отметить, что не только Россия, но также далеко не все страны Европы, являющиеся членами CEPT, принимают обязательства выполнять все без исключения решения.
Т/C: То есть, решения имеют, скорее, рекомендательную форму, нежели чем указательную?
М.С.: Да. В основе движения стран к выполнению решений является все-таки принцип целесообразности, в том числе технической и рыночной. Потому что решения CEPT базируются на том, чтобы обеспечить оптимальные условия и для производителей аппаратуры, и для операторов, и для организаций-регуляторов. Идея взаимной гармонизации направлена на стремление к общей выгоде: то есть, работа по упрощенным процедурам, возможность выхода на рынок без каких-либо ограничений — это, в конечном итоге, приносит пользу всем.
Т/С: В Европе тоже была проблема расчистки нужного диапазона?
М.С.: В Европе, разумеется, стараются удовлетворить потребности и гражданских, и военных потребителей. Но результат деятельности в области распределения спектра получается у них несколько более привлекательным для открытого рынка, для гражданских служб. Процент спектра, который в Европе оставляют для работы в интересах специальных служб, существенно меньше, чем в России, у нас очень большая часть спектра распределена для совместного использования. Но процедура получения необходимых разрешений и согласований делает этот участок спектра сложным для гражданских операторов. Сейчас формируется предложение по конверсии радиочастотного спектра, с которым Мининформсвязи России в конце этого года намерено выйти в Правительство РФ. В этом расчищенном участке спектра можно будет более легко внедрять радиотехнологии для гражданского применения, которые будут давать дополнительный доход операторам и государству.
Т/C: Насколько Вы считаете реальным (и разумным) введение упрощенной процедуры для всех операторов, работающих на территории РФ, а не только для сетей "Экспресс"?
М.С.: Введение упрощенной процедуры для всех операторов, работающих на территории РФ, считаю разумным, но нереальным (имеются в виду Постановления Правительства РФ о приоритетном развитии отечественных спутников связи №180 от 16.02.1999 г. и №88 от 01.02.2000 г.).
Т/С: Осенью вы озвучили прогноз: 2006-2010 годы — 15 тысяч VSAT в России, 2011-2015 годы — 75 тысяч. При каких условиях этот прогноз можно считать реальным? Например, является ли обязательным условием для достижения этих цифр введение упрощенной процедуры для всех операторов?
М.С.: Обязательным условием достижения прогнозных показателей развития VSAT сетей в России является дальнейшее упрощение процедуры регулирования VSAT (даже хотя бы для российских операторов). Решение этой задачи позволит сделать рынок услуг спутниковой связи в России высокорентабельным и ускорить его развитие, что соответствует нынешним тенденциям развития мирового спутникового рынка, на котором составляющая услуг связи и вещания доминирует по объему (около 60% от общего объема в 2004 году) и темпам развития (10-12% ежегодно), опережая такие компоненты рынка, как производство спутников, продажу наземного оборудования, средств выведения и услуг по запуску спутников на орбиту.
Т/С: Повлияет ли (и если повлияет, то как) на развитие VSAT вступление России в ВТО?
М.С.: Вступление России в ВТО повлияет на развитие VSAT незначительно. Появится дополнительный рычаг у операторов связи для воздействия на Администрацию связи России в части присоединения к общеевропейским решениям СЕПТ в области телекоммуникаций, в том числе и в области использования оборудования связи и процедур регулирования.
Т/C: Есть ли возможность у российских производителей VSAT аппаратуры (пусть и в сотрудничестве с иностранными компаниями) занять ощутимый сектор рынка?
М.C.: Возможность у российских производителей VSAT аппаратуры занять ощутимый сектор рынка имеется (существует положительный опыт разработки и использования отечественных VSAT терминалов при создании спутниковых сетей на территории РФ, например, сети Центробанка РФ). Однако конкурировать с ведущими мировыми производителями (Hughes, Gilat, ViaSat) отечественным производителям сложно. Возможный выход — создание и поставка на рынок конкурентоспособной, по потребительским качествам, аппаратуры, например, с меньшей стоимостью, хотя бы за счет ухудшения массогабаритных характеристик.
Т/C: Являются ли сверхмалые спутниковые станции (LEST) альтернативой VSAT, или это отдельная технология со своей областью применения?
М.С.: Сверхмалые спутниковые станции (LEST) — это отдельный класс станций, построенных полностью по VSAT технологии. Они могут занять свою отдельную нишу в области телекоммуникаций (например, в технологических сетях связи для передачи данных с малыми скоростями, а также на массовом рынке интерактивных услуг с применением цифровых технологий обработки и передачи информации).
Т/C: Считаете ли Вы, что появление спутников с обработкой сигнала на борту может дать ощутимый толчок к развитию VSAT сетей?
М.С.: Появление спутников с обработкой сигнала на борту не даст ощутимого толчка к развитию VSAT сетей. В настоящее время выгоды для VSAT сетей в системах с бортовой обработкой на спутнике не оправдывают затрат на создание таких спутников. Перспективные цифровые мультимедийные платформы на существующих спутниках связи и вещания (например, SkyPlex, Amerhis и др.) пока еще выполняют роль пилотных проектов для проверки и отработки новейших технологий и оценки рыночной конъюнктуры? предлагаемых на их основе услуг, чем высокоприбыльных статей спутникового бизнеса.
Т/C: Считаете ли Вы, что появление спутников или аппаратуры с какими-либо определенными характеристиками сможет обеспечить скачкообразное развитие VSAT сетей в России?
М.C.: Появление спутников с частотно-энергетическими характеристиками стволов (по полосе пропускания, ЭИИМ, G/T), оптимальными для создания VSAT сетей, будет способствовать повышению экономической эффективности работы спутниковых и сетевых операторов, но не приведет к скачкообразному развитию VSAT ctтей в России.Только введение максимально упрощенной уведомительной процедуры регулирования для станций и сетей VSAT станет самым сильным стимулом скачкообразного и ускоренного развития этого сектора в России.Беседовал В.Колюбакин.

В статье использованы материалы справочника: Симонов М.М., Ермилов В.Т. Гармонизация нормативного регулирования земных станций спутниковой связи. М., 2004.


 
Теле-Спутник Май 2006
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт