12Новости

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



В мире спутникового и кабельного телевидения


Составил В.И. Ройтман Теле-Спутник - 5(127) Май 2006 г.


The age of behemoth satellite operators has truly begun

В прошлом мы неоднократно писали о формированиях чудовищных (behemoth) по своим размерам и капиталам компаний. Формировались они, как правило, в результате захвата одной, более мощной компанией другой, также крупной, но менее могущественной компании. В данном случае мы будем говорить о поглощении компанией SES GLOBAL, вторым в мире после Intelsat спутниковым оператором, компании New Sky Satellites Holding Ltd. (NSS). Этот спутниковый оператор занимает пятое место в списке крупнейших спутниковых операторов мира.
Сообщение об этой операции, стоимость которой составляет 1,16 млрд долларов, поступило всего через три месяца после того, как Intelsat приобрела PanAmSat. Мировые СМИ восприняли его как уведомление о рождении еще одного "бегемота" из числа крупнейших мировых спутниковых операторов.
Правления компаний SES GLOBAL S.A. и New Skies Satellites Holding Ltd. объявили о том, что они "заключили обязывающее соглашение, в соответствии с которым SES GLOBAL приобретает акции New Skies по цене 22,52 доллара за штуку".За ценные бумаги New Skies покупатель выплатит 760 млн долларов наличностью. Кроме того, он берет на себя обязательства, связанные с банковской задолженностью New Skies. Суммарно это и составляет стоимость поглощаемой компании в 1,16 млрд долларов.
Формально New Skies зарегистрирована на Бермудах. Ее правление размещено в Гааге, в Нидерландах. Емкость транспондеров, установленных на пяти спутниках, принадлежащих компании, и определяет ее пятое место в табеле о рангах мировых операторов. Кроме того, еще один спутник должен быть запущен во втором полугодии этого года. За двенадцать месяцев очередного финансового года, закончившегося 30 сентября 2005 года, New Skies принесла своим акционерам прибыль в размере 232,9 млн долларов.
Спутниковый флот New Skies и принадлежащие ей наземные аппаратные комплексы уже давно разжигали аппетиты Ромэна Бауша, президента и генерального директора SES GLOBAL, и его ближайших сотрудников. Вхождение спутниковых активов New Skies в инфраструктуру SES GLOBAL существенно усилит возможности предоставления услуг в Европе и Северной Америке, а также расширит присутствие SES в Индии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Аналитики отмечают, что и "клиенты New Skies также выигрывают в результате расширения транспондерной емкости и предложений услуг, предоставляемых укрупненным SES флотом и всей инфраструктурой этого мощного оператора".
Совокупность предприятий New Skies при их вступлении в состав SES существенно усиливает ее бизнес таких его сегментов, как передача видео, данных и обслуживание правительственных нужд. Провайдер спутниковой емкости целому ряду правительственных ведомств, New Skies существенно дополнит возможности SES AMERICOM на важном и быстро растущем рынке правительственных услуг (Government Services). Заключение этой сделки позволит SES сократить свою зависимость от использования емкости второстепенных операторов в некоторых районах мира. Кроме того, она позволит SES существенно сократить операционные затраты, связанные с организацией глобального бизнеса.
Ромэн Бауш не скрывает своего удовлетворения. Он считает, что "New Skies вполне может стать, наряду с ASTRA в Европе и AMERICOM в Северной Америке, третьим столпом инфраструктуры SES. Она дополнит наши партнерства в Азии и Латинской Америке. Флот New Skies существенно усилит нашу способность предоставлять спутниковую инфраструктуру и услуги в самых разных географических регионах в тех сегментах бизнеса, которые характеризуются высокими показателями роста. Это приобретение будет способствовать увеличению нашего присутствия на рынке правительственных услуг. Мы рады приветствовать New Skies с ее современным спутниковым флотом, доходной клиентской базой, опытной командой управленцев и квалифицированными служащими в составе SES. Этот союз будет способствовать росту наших прибылей и увеличит биржевую стоимость наших акций".
Чувства Бауша вполне понятны. Он получил то, чего уже давно хотел. Ну а что думает по этому поводу Дэн Голдберг, генеральный директор New Skies? В заявлении для прессы он сказал: "Мы рады этому соглашению с SES, которое наилучшим образом послужит интересам наших акционеров, клиентов, служащих и поставщиков. Как лидер коммерческого сектора, компания SES обладает глобальным спутниковым флотом. В ее распоряжении финансовые, материальные и стратегические ресурсы, которые будут использованы на благо разнообразной и постоянно растущей клиентской базы New Skies".Вот уж действительно "карась любит, когда его жарят в сметане". Потеря самостоятельности вряд ли радует Голдберга. Однако ему пришлось вспомнить о той банковской задолженности, которая повисла на New Skies. Поэтому обязательство, взятое на себя SES по ее оплате, явилось одним из решающих факторов, перевесившим в пользу объединения или, точнее говоря, поглощения.
К таким же факторам следует отнести и увеличение стоимости акции New Skies на 10% по сравнению с ее ценой на 18 августа 2005 года. Цена акции повысилась после того, как на бирже пошли слухи о предстоящей продаже New Skies. Естественно, что в этих условиях правление New Skies единодушно выступило за эту сделку и рекомендовало собранию акционеров утвердить ее.Флот New Skies составляют следующие спутники:
· NSS-7 на 22° з.д. Полезную нагрузку спутника составляют 97 транспондеров. Одиннадцать лучей C– и Ku-диапазонов связывают оба американских континента, Европу, Африку и Ближний Восток. Спутник был запущен в апреле 2002 года. Конец эксплуатации (EOL) ожидается в 2015 году.
· NSS-6 на 95° з.д. Это еще один спутник высокой емкости (60 транспондеров) с шестью лучами Ku-диапазона, соединяющими Европу, Африку и Ближний Восток, субконтинент Индии, Азию и Австралию. Спутник был запущен в декабре 2002 года. Конец эксплуатации запланирован на 2019 год.
· NSS-806 на 40,5° з.д. На спутнике установлены 36 транспондеров C-диапазона и шесть транспондеров Ku-диапазона. Спутник запущен в 1998 году. Преимущественно используется для Direct-To-Cable услуг в Северной и Южной Америке. Конец эксплуатации ожидается в 2016 году.
· NSS-5 на 177° з.д. Спутник обслуживает акваторию Тихого океана. Его полезную нагрузку составляют 55 транспондеров C-диапазона и 12 Ku-диапазона. Был запущен в сентябре 1997 года. Конец эксплуатации ожидается в 2015 году. · NSS-703 на 57° з.д. Нагрузка состоит из 38 транспондеров C-диапазона и 20 транспондеров Ku-диапазона. Был запущен в октябре 1994 года. Конец эксплуатации ожидается в 2009 году.
· Его заменит NSS-8. Запуск спутника запланирован на второе полугодие этого года. Разработка спутника осуществляется конструкторами компании Boeing Satellite Systems International, Inc. Предполагается, что спутник будет обладать повышенной производительностью и расширенной зоной охвата. Полезную нагрузку спутника составят 92 транспондера. Девять лучей C- и Ku-диапазонов свяжут Европу, Африку, Ближний Восток, Индию и Азию. Конец эксплуатации предполагается в 2020 году.Окончательное заключение этого соглашения обусловлено одобрением собрания акционеров New Skies Satellites Holdings Ltd. и разрешениями со стороны важных органов государственной власти, включая Федеральную комиссию по вопросам связи США (US FCC). При благоприятных обстоятельствах все эти процедуры займут не менее шести месяцев. Акционеры, которым принадлежит около 55% акций New Skies, высказались в пользу одобрения сделки.
В качестве повитух планируемого "бегемота" выступают компания Goldman, Sachs & Co., финансовый консультант, а также компании Simpson Thacher & Bartlett LLP, NautaDutilh N.V., Willkie Farr & Gallagher LLP, Gibson Dunn & Crutcher LLP, Hogan & Hartson LLP и Appleby Spurling Hunter, обеспечивающие юридическую сторону сделки. Никто из наблюдателей не высказывает сомнений в ее конечном успехе.

What hope is there for emerging channels?

В нашем апрельском номере мы предложили вам материал "It’s a dramatic shift from the old concept" (T/C №4, 2006). В его основу легла статья мистера Симона Спансуика (Simon Spanswick), опубликованная в журнале "The Channel". Автор сообщил нам о том, что "дни гегемонии мировых агентств новостей приближаются к завершению. Кажется, что доминирующие позиции CNN International и BBC World в подаче глобальных ТВ новостей оспариваются новыми каналами, которые запускаются в разных странах мира". Мы внимательно ознакомились с его аргументацией, богато иллюстрированной примерами и ссылками на современное состояние глобального рынка ТВ новостей, и решили, что так оно и есть – время старых "информационных мамонтов" если еще и не миновало, то близится к закату.
Однако далее мы познакомились со второй частью статьи уважаемого автора. И нам стало ясно, что, как и во многих других случаях, мы несколько поспешили с выводами и заключениями. Поэтому нам кажется оправданным познакомить вас с изложением второй части статьи мистера Спансуика.
Прежде всего, речь пойдет о языках общения каналов ТВ новостей со своими аудиториями. В недавно прошедшие времена лидером среди языков считался английский. Сегодня, по некоторым оценкам, его понимают свыше 700 млн жителей нашей планеты. Из них около половины, по результатам проведенных опросов и исследований, на нем говорят. Однако многие новые игроки на рынке международного ТВ пришли к выводу, что "в мире растет число людей, которые хотят получать новости и другую информационную продукцию на своих родных языках". В связи с этим растут и соответствующие сегменты глобального рынка. Английский язык в качестве гегемона международного общения утрачивает свои позиции.
В предыдущем материале мы писали о канале CFII, новой французской службе ТВ новостей, которой предстоит выйти в эфир в ближайшие полтора года. Его организаторы особо подчеркивают многоязычный аспект деятельности канала как один из основополагающих. Он будет осуществлять круглосуточное вещание на арабском, английском, испанском и французском языках. Об этом сообщил Рено Донедью де Фабра, министр культуры и коммуникаций Франции.
Вещание канала Russia Today также осуществляется на нескольких языках. Многоязычный подход к вещанию помогает каналу играть роль витрины, отражающей события, деловую и политическую жизнь Российской Федерации. Маргарита Симонян, главный редактор Russia, полагает, что "именно этого не хватает многим ТВ каналам мира. Мы пытаемся предоставить более объективную картину России так, как мы ее видим изнутри. Мы пытаемся сделать Россию более понятной, особенно для людей с Запада. Зачастую приезжих оттуда очень удивляет то, что они у нас видят. Дело в том, что те материалы, которые им предлагали дома, далеко не всегда отражают российскую действительность такой, какой она является на самом деле". Зарубежные аналитики отмечают, что "этот канал действительно отражает трудности повседневной жизни россиян". У наблюдателей есть основания говорить о "независимости редакционной политики канала от правительства РФ".По мнению наблюдателей, "ключом к успеху новых ТВ каналов новостей будет служить маркетинг". Международные радиовещатели, за немногими исключениями, имели крайне ограниченные маркетинговые бюджеты". Это, естественно, не способствовало росту их аудиторий. На этом фоне интересно рассмотреть пример BSkyB. Этот британский оператор цифрового спутникового ТВ в прошлом году израсходовал на маркетинг 379 млн фунтов. 47% этой суммы ушло на рекламу его программ, что способствовало привлечению новых подписчиков и формированию привлекательного имиджа этого, и без того популярного, бренда.
По мнению некоторых аналитиков, "такие затраты на маркетинг являются совершенно необходимыми для создания предприятия, приносящего доход". Маркетинговые затраты BSkyB обеспечивают рост численности клиентской базы канала и увеличение такого показателя, как средней доход на пользователя (average revenue per user – ARPU). Каждый квартал BSkyB дает своим пайщикам порядка 1 млрд фунтов. Интересны данные о маркетинговых затратах канала Tourism Australia. За последние четыре года они составили 360 млн австралийских долларов (264 млн долларов США). На этом фоне затраты на рекламирование интернациональных каналов ТВ новостей кажутся, мягко говоря, недостаточными. Что такое 10 млн долларов станции Radio Australia, истраченные на маркетинг в прошлом году? Это значит, что вещатели, финансируемые правительствами, не могут позволить себе трат, сопоставимых по масштабу с расходами коммерческих ТВ вещателей. В силу острейшей конкуренции за аудитории на большинстве медиарынков мира необходимы огромные усилия и финансовые вложения для привлечения внимания публики. Поэтому канал EuroNews развернул компанию в Лондоне и Брюсселе для того, чтобы напомнить аудитории о наличии своих программ на многих платформах. Масштаб его финансовых вложений на маркетинг такой, который не могут себе позволить операторы международного ТВ вещания, финансируемые своими правительствами. Такое вещание "не способно генерировать наличность и, судя по всему, никогда не сможет".Правда, нужно отметить, что далеко не все авторитетные бренды, распространяемые по Европе кабельными и спутниковыми сетями, имеют возможность тратить на свою рекламу достаточные суммы. На что же тогда надеяться вновь возникающим ТВ каналам? Как могут они рассчитывать на то, чтобы обзавестись собственными, пусть и не особенно большими, аудиториями? Многие из новых игроков не в состоянии ответить на эти вопросы.
Любой новый канал должен получить доступ на те платформы, передачи которых поступают в максимально большое число домов. В Британии любой интернациональной услуге необходимо получить доступ в режиме free-to-air на платформу Sky Digital, обслуживающую порядка 8 млн домохозяйств. Во Франции такой платформой является комбинированная цифровая платформа, образованная слиянием Canal Plus и TPS. В Германии незашифрованные программы ТВ канала новостей должны быть представлены на Astra. В США интернациональным каналам необходимо представительство на Dish Network или Echostar, а в Латинской Америке – на Dish TV.
Для того, чтобы новые ТВ каналы новостей пробились на все эти платформы, им опять-таки необходимо затратить много времени, усилий и финансовых средств. Причем поддерживать весь многообразный диапазон контрактов для распространения своего контента им необходимо ежегодно. В противном случае, без распространения популярными, легко доступными платформами, канал просто "затеряется среди шума, создаваемого его конкурентами".
Все изложенное говорит о том, что "жизнь новых игроков на глобальном рынке ТВ новостей отнюдь не сахар". Однако возросший объем предложений новостей является положительным фактором, как для аудиторий, так и для всей интернациональной индустрии ТВ вещания. Возрастает вероятность получения самой качественной, самой надежной и объективной информации о событиях, волнующих как весь мир, так и его отдельные регионы. Ни одному из новых каналов новостей не удастся завладеть своей аудиторией и почить на лаврах. Ему придется постоянно прилагать усилия к созданию неотразимых для публики программ, а не надеяться на какую-то гарантированную рыночную нишу. Только этот путь позволит некоторым, но далеко не всем, новичкам остаться на плаву в обстановке беспощадной рыночной конкуренции.
Некоторые аналитики предлагают следующую формулу успеха новых международных каналов ТВ новостей: "Распространение многими, наиболее популярными платформами. Новые, оригинальные формы маркетинга. Популярные программы, вынуждающие публику вновь и вновь возвращаться к передачам канала. Дни пропагандистских или политически мотивированных каналов миновали. Широкий выбор тематик, предоставление разнообразных сведений и фактов, широкое привлечение публики к обсуждению и анализу происходящего – вехи на пути к успеху". Эта формула продемонстрировала свою эффективность на Интернет десять лет назад. Она сможет работать и в предстоящее десятилетие.

Project Galileo as a way of restoring Europe’s prestige in the world

Прошли годы с тех пор, как мы писали о коммерческих "спутниковых созвездиях". Увы! С ними было связано много надежд, в них вкладывались большие деньги. Но, судя по всему, время их тогда еще не пришло. Они гасли одно за другим, так и не успев разгореться на земном небосводе. И вот теперь мы снова возвращаемся к той давней тематике больших спутниковых систем.28 декабря 2005 года с космодрома Байконур был успешно запущен спутник Galileo In-Orbit Validation Element-A (Giove-A) весом в 600 кг. Запуск выполнен на борту носителя "Союз", под управлением компании Starsem. С запуском этого "пробного шара" европейская спутниковая система Galileo перешла от стадии проектирования к этапу реального развертывания. Об этой системе и связанных с ней дебатах нам рассказывает синьор Джованни Верлини (Giovanni Verlini), редактор раздела Satellite Evolution журнала EMEA.
Итак, осуществлен первый шаг в развертывании системы, стоимость которой, по расчетам, должна составить 4 млрд долларов. Специалисты называют ее "крупнейшим из всех космических проектов Европы". В ходе выполнения своего полетного задания спутник Giove-A должен провести испытания нескольких ключевых технологий для системы Galileo. На его борту установлены атомные часы, необходимые для функционирования спутниковой навигационной системы, а также ряд других компонентов, которые позднее будут установлены на 30 спутниках системы. Система должны быть полностью сдана в эксплуатацию в 2010 году.
Кроме того, Giove-A поручено сыграть ответственную роль в защите спектра, выделенного для Galileo международным телекоммуникационным союзом (ITU). Для выполнения этой задачи спутниковый навигационный сигнал соответствующей структуры должен быть принят на поверхности Земли в июне 2006 года. Компания Surrey Satellite Technology Ltd (SSTL), изготовитель этого спутника, полагает, что это задание может быть реализовано в первые недели его полета.Европейские СМИ усмотрели в этом запуске переход к заключительному этапу развертывания Galileo в космосе. Это вдохновило многих на "Старом континенте" (Old Continent) вновь развернуть дискуссию о целесообразности реализации этого гигантского проекта. Его противники утверждают, что "нет никакой реальной необходимости в дублировании системы Global Positioning System (GPS), управляемой американскими военными. Тем более что ее услуги предлагаются бесплатно в любом районе мира". Другой их аргумент гласит, что "подобные проекты имеют тенденцию выходить далеко за пределы расчетных стоимостей. А когда спутники этой системы окажутся на своих орбитальных позициях, то European Union (EU) будет обязан поддерживать ее функционирование при любых затратах".
Но, как всегда в таких случаях, звучат и другие голоса. Они возносят "осанну" проекту, который "придаст новую, крайне необходимую энергию дальнейшему развитию европейской космической индустрии". Он, по их мнению, "обеспечит технологический скачок, гарантирующий прогресс европейской экономики и независимость от американской системы позиционирования GPS". Кроме того, по утверждению европейских апологетов Galileo, "сигнал европейской спутниковой системы позиционирования, обладающей сантиметровым разрешением, может иметь несколько дополнительных приложений, которые явятся источниками больших прибылей".
В качестве примеров они предлагают к рассмотрению ряд подобных приложений. Прежде всего, они указывают на рациональную организацию дорожного трафика. Пользователям мобильных телефонов система позволит быстро найти ближайший ресторан или банкомат. Аварийно-спасательные службы смогут быстрее и легче осуществлять спасение людей, терпящих бедствие. Тяжелобольные смогут носить на себе маяки, которые облегчат их поиск. Пилоты авиалиний будут самостоятельно прокладывать маршруты своих полетов и обеспечивать надежное эшелонирование, не полагаясь на диспетчеров наземных служб управления авиационным трафиком.
Адепты Galileo рассматривают этот проект как "путь к восстановлению престижа Европы в современном мире". Крах предложенной ЕК конституции Евросоюза после референдумов во Франции и Нидерландах тяжело ударил по самолюбию и амбициям многих европейских политиков. Они склонны рассматривать Galileo и, наверное, вполне справедливо, как "большой шаг вперед в развитии панъевропейских экономических и технологических усилий". Многие экономисты надеются, что "Galileo будет создавать дополнительные рабочие места и существенный экономический рост по мере того, как европейская индустрия разработает новые услуги, связанные с этой спутниковой системой".
"Оправдаются ли надежды, связанные с Galileo? Получит ли Европа рабочие места и доходы? Или энтузиастов ожидает жестокое разочарование?" – ответы на эти вопросы может дать только время. Но что не вызывает никакого сомнения, так это то, что ближайшие четыре года будут "хлебными" для европейских строителей спутников и провайдеров пусковых услуг. 30 орбитальных спутников нового созвездия помогут оправиться компаниям после предыдущего периода "тощих коров".Системы Galileo пока еще нет. Но уже сформирована концессия Galileo Concessionaire, центры управления которой будут размещены в Тулузе. В Лондоне откроются офисы компании Operations Company. Два Центра контроля (Constellation and Mission) предполагается разместить в Германии и Италии, так же как и Пункты оценки эксплуатационных характеристик системы. Испания претендует на аппаратные комплексы обслуживания и обеспечения надежности Galileo.СМИ сообщают, что "вскоре к Galileo Concessionaire присоединится новый консорциум германских компаний, который добавит Concessionaire свои фундаментальные знания и опыт". Кроме того, они же поведали о "бюджетных противоречиях правительств, участвующих в финансировании проекта". Однако эти противоречия были улажены и достигнут консенсус, которому способствовал неоднократно упоминавшийся нами в прошлом Ван Миерт. Европейская комиссия (EC) назначила его посредником. И Ван Миерт сумел "открыть путь для эффективной реализации Galileo Programme, обеспечив сотрудничество государств и частного капитала".
Да, много надежд связано с этой европейской программой. Возможно, что она прокладывает дорогу к получению огромных выгод, ожидаемых от реализации этой европейской инициативы. Однако, не боясь повториться, напомним, что мы писали и о более масштабных, воистину глобальных инициативах, которые не оправдали возлагавшихся на них надежд. Поэтому будем надеяться на успех Galileo, но не забудем и о старой русской пословице: "Не говори гоп, пока не перепрыгнешь!" Al Jazeera – "Bush was not joking about the bombing strategy"
Как ни грустно, но мы уже писали о чем-то подобном. В одной из наших давних публикаций мы рассказывали о том, как авиация НАТО бомбила телевизионные центры в Белграде. Это происходило во время Косовского конфликта. В результате бомбардировок погибли 16 тележурналистов. Конечно, на войне бывает всякое. Но в данном случае говорить о случайности не приходится, так как Клер Шорт, бывший тогда министром иностранных дел Британии, прямо заявил о том, что "удары были нанесены по источникам пропаганды, продлевающим эту войну и умножающим страдания населения Косово".В том случае, о котором нам поведал журнал "Channel", до непосредственной бомбардировки "источника пропаганды" дело, к счастью, пока еще не дошло. Но, учитывая югославский прецедент, нельзя равнодушно пройти мимо сообщения, появившегося в газете Daily Mirror. Газета утверждает, что "президент Джордж Буш в апреле 2004 года обсуждал с премьер-министром Британии Тони Блэром возможность бомбардировки центров управления Al Jazeera в Дохе, столице Катара, а также и некоторых ее зарубежных представительств". Газета также сообщила, что "Тони Блэр уговорил президента воздержаться от этого шага".
По сообщению газеты, "эта информация основана на меморандуме с грифом "совершенно секретно", который содержит отчет о встрече на высшем уровне глав двух правительств. В мае 2004 года этот документ появился в офисе Тони Кларка, члена парламента от лейбористской партии".
Это дело приняло скандальный характер после того, как лорд Голдсмит, генеральный прокурор Британии, предупредил британские СМИ о том, что "они могут подвергнуться судебному преследованию, если опубликуют содержание этого, в высшей степени секретного, документа". При этом он сослался на закон о государственных секретах (Official Secrets Act). Британская газета Guardian заявила, что, как она полагает, "это было впервые, когда правительство Блэра угрожало газетам и другим СМИ подобным образом". Британским СМИ уже доводилось сталкиваться с судебными предписаниями и запретами. Однако правительство пока еще никого не преследовало судебным порядком за публикацию документов, включая даже и в высшей степени щепетильные документы, касающиеся подготовительного периода к вторжению в Ирак. Дело дошло до обсуждения в палате общин. Парламентарии потребовали, чтобы "содержание меморандума было открыто для широкой общественности", и осудили министров "за попытку использования Official Secrets Act". По их мнению, "такая попытка только усугубляет политическое замешательство в обществе и подрывает национальную безопасность".
Естественно, что вся эта история более всего задела катарский канал Al Jazeera. 24 ноября прошлого года он обратился к мировым СМИ с просьбой расследовать факты, стоящие за сообщением Daily Mirror. Руководство канала заявило, что "если факты, изложенные британской газетой, окажутся истинными, то они подтвердят предыдущие американские угрозы в адрес Al Jazeera". В этом случае, по мнению канала, "бомбардировки представительств Al Jazeera в Кабуле и Багдаде и гибель репортеров Al Jazeera в их результате были предумышленными, заранее спланированными акциями, направленными против канала новостей. В этом случае можно считать, что эти акты войны были направлены не только против катарского канала, но и против свободы слова, и демократии в целом".
Вадах Кантар управляющий директор Al-Jazeera, прилетел в Лондон, чтобы добиться встречи с Тони Блэром и получить разъяснения по ставшим достоянием гласности фактам. В лондонском клубе журналистов Frontline Club он встретился с администраторами каналов новостей, редакторами и журналистами. На этой встрече председательствовали Мартин Бел, ветеран BBC, и бывший член палаты общин Кевин Макуайр, заместитель редактора газеты Mirror. Макуаир, ссылаясь на имеющиеся в его распоряжении данные, выразил уверенность в том, что "Буш не шутил относительно стратегии бомбардировки". По его мнению, "текст меморандума не выражал идею только одного человека". Он предполагает, что "эта стратегическая идея родилась в кругах правительственных чиновников Белого Дома на самом высоком уровне до того, как президент предложил ее на обсуждение Тони Блэру".
После встречи в Frontline Club Канфар опубликовал письмо в газете Guardian. Обращаясь к британцам, он заявил: "Я уже потерял счет обвинениям, выдвинутым против Al Jazeera, и преследованиям, которым канал подвергался с момента его основания в 1996 году. Начну со слухов о том, что Al Jazeera был создан израильской разведкой Mossad с целью улучшения репутации Израиля в арабском мире. Канал также обвиняли в том, что он является рупором ЦРУ, основанным для того, чтобы распространять западную культуру среди арабов. Слышали мы и утверждения о том, что "канал является частью международного заговора, направленного на развал арабского мира, посредством возбуждения раздоров и создания проблем для арабских режимов". Также нас обвиняли в том, что мы предоставляем трибуну Усаме Бен Ладену и Талибану, и что нас финансирует Садам Хусейн. Нас резко критиковал Дональд Рамсфельд, министр обороны США".
Далее он заявил: "Ирак стал критическим пунктом не только для Al Jazeera, но и для мировых средств массовой информации в целом. Семьдесят четыре журналиста потеряли жизни с начала этой войны. Двое из них работали в Al Jazeera. Что касается притеснений СМИ, то на Al Jazeera уже приходится их крупнейшая доля. США обвиняли канал в "провоцировании насилия путем вещания записей выступлений деятелей Аль Каиды, а также видеоматериалов, воспроизводящих казни заложников с отсечением головы". Наши зрители знают, что никаких отсечений головы мы не показывали на экранах. Канал следует строгим профессиональным правилам при трактовке пленок Бен Ладена и других лидеров Аль Каиды. Мы проигрываем короткие, тщательно отобранные и, несомненно, достойные освещения на ТВ, клипы. Они сопровождаются аналитическим обсуждением демонстрируемых событий, зачастую включающим и мнения американских комментаторов".
По информации Канфара, "офисы Al Jazeera в Кабуле и Багдаде подверглись бомбардировкам. В то время нам сообщили, что обе бомбардировки были результатами ошибок военных. Мы потребовали официального расследования этих чрезвычайных происшествий, но до сих пор не получили никакой информации по результатам следствия. Нам не принесли никаких официальных извинений. В Афганистане был арестован Сами Аль-Хаджи, телеоператор Al Jazeera. Четыре года он провел в заключении на базе Гуантанамо. Мы неоднократно требовали объяснений по этому поводу, но нам их не дали. Документ, опубликованный в газете Daly Mirror, указывает на степень угрозы самому нашему существованию. Прежде об этом не думали ни мы, ни наши зрители".
Закончил автор свое письмо следующим образом: "В Лондон я прилетел с большим числом вопросов. В Дохе я вернусь с еще большим числом опасений. От британских официальных лиц я не получил никаких разъяснений. Их молчание, вполне естественно, еще более усиливает наши подозрения и недоверие. Но на этом дело не кончится. В настоящее время мы консультируемся с юристами и не успокоимся до тех пор, пока не узнаем всю правду. И все же я возвращаюсь в Доху со значительной надеждой. Поддержка и симпатия, которую мне выразили коллеги из британских СМИ, представляют собой наилучшее утешение для меня и моих сотрудников из Al Jazeera. Наши зрители услышали мнение британских и других западных журналистов – "правда должна быть раскрыта полностью". Эта история затрагивает не только Al-Jazeera. Речь идет о той правде, ради которой мы вот уже девять лет противостоим давлению и преследованиям, и за которую журналисты в разных частях мира подвергаются самым разным формам запугивания".
В свое время один из великих мыслителей сказал другому: "Я не согласен ни с одним сказанным вами словом, но я готов умереть за то, чтобы вы могли их высказать". Мы, естественно, ничего не можем сказать о подлинности документа, появление которого вызвало столько страстей в мировых СМИ. Если он подлинный, то цель президента Буша, по мнению журнала "Channel", "заключается в том, чтобы ограничить деятельность СМИ в районах действующих и будущих конфликтов". Чего уж там! Не только администрация Буша, но и другие, не менее известные нам деятели, не любят появления представителей СМИ в жарких районах мира. В этом отношении случай с Al Jazeera не является чем-то исключительным. А мы полагаем, что если кому-то, сколь бы высокое положение он ни занимал, не нравится тот или иной информационный канал – это еще не повод для того, чтобы подвергать его бомбовым и ракетным ударам. Даже сама мысль о подобной возможности отбрасывает нас во времена первобытной дикости и варварства.



 
Теле-Спутник Май 2006
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт