46Юридический отдел

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Заложники системы


Р. Маградзе Теле-Спутник - 11(121) Ноябрь 2005 г.


Операторы кабельного телевидения Санкт-Петербурга пожаловались в антимонопольную службу на владельца систем кабельного телевидения, расположенных в разных районах города — компанию ТКТ. По утверждению операторов, она заставляет их абонентов оплачивать коллективную антенну, которой они уже не пользуются.

Сообщение об этом облетело практически все средства массовой информации не только северной столицы, но и московских изданий. Наиболее распространено заявление генерального директора сети кабельного телевидения "Онега" Михаила Иоффе, одного из подписавших жалобу. "Около 90% наших абонентов оплачивают не только наши услуги, но и услуги ТКТ, — пояснял он. — плата за антенну включена в коммунальные платежи, и зачастую абонентам просто невдомек, что от нее можно отказаться, а монополист рассылает письма с требованием продолжить оплату". "От услуг монополистов не так просто отказаться, — сочувствовал коллеге гендиректор московского кабельного оператора "Комкор-ТВ" Михаил Силин, — и наши абоненты платили нам и "Мостелекому", услуги которого также оплачиваются внутри единой квитанции". Что же произошло? Почему система, позволившая многим кабельным операторам решить проблему сбора абонентской платы, дала такой сбой? И разве только этой осенью ТКТ начала взимать с петербуржцев деньги в такой форме?
Абонентная плата за услуги ОАО "ТКТ" включена в платежные квитанции на основании распоряжения мэра Санкт-Петербурга, а также на основании договора, заключенного между ТКТ и ГУП ВЦКП. Аналогичный способ оплаты своих услуг использует целый ряд операторов кабельного телевидения Санкт-Петербурга, таких как "Лентелеприем", "Рема", "ТКС-Нева", "ПАКТ" и другие. Подобный конфликт может возникнуть и в других городах, где также была использована схема включения абоненетской платы за "антенну" в квитанции коммунальных платежей.
ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (ТКТ) — крупнейший оператор кабельного телевидения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Он доставляет телесигнал в 1,15 млн квартир. С ноября 2004 года ТКТ также оказывает услуги цифрового телевидения под торговой маркой "ТвоеТВ", обслуживая около 5 тыс. абонентов. Крупнейший акционер — ОАО "Национальные кабельные сети". Оборот ТКТ за 2003 год составил 384,4 млн рублей, чистая прибыль — 39,2 млн рублей.
Но не всегда было так. До начала модернизации сети абоненты "уходили" из ТКТ, расторгали с ней договор и получали в соответствующей графе квитанции коммунальных платежей сумму 00 рублей 00 копеек. Петербуржцы, каждый по мере своих возможностей, решали проблему приема телеканалов — становились абонентами других кабельных сетей, устанавливали индивидуальные спутниковые антенны, крепили на балконы свои эфирные антенны.

Руководитель отдела контроля естественных монополий и ЖКХ Управления ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Котелкина дала разъяснения по поводу перспектив жалобы кабельных операторов города на ТКТ."В течение трех месяцев со дня подачи жалобы мы собираем информацию, делаем необходимые запросы, — сказала она, — и только потом на основании полученных данных принимается решение о возбуждении дела по факту недобросовестной конкуренции, если оно имело место.Что касается заявлений граждан, то они, согласно законодательству о недобросовестной конкуренции, нами не рассматриваются. Но они — часть той информации, которая послужит основой для вынесения решения по основной жалобе".
В ходе работ по реконструкции устаревших коллективных антенн, которые ОАО "ТКТ" проводит в соответствии с "Концепцией создания интегральной сети комплексного предоставления услуг населению на базе систем кабельного телевидения Санкт-Петербурга", одобренной решением экспертного совета Санкт-Петербурга в области связи и телекоммуникаций, значительно возросло количество телевизионных каналов, доступных абонентам. В ряде районов, помимо всех российских эфирных телеканалов, ТКТ предложило своим абонентам еще шесть спутниковых за ту же цену. В расширенный социальный пакет вошли Eurosport, EuroNews, Discovery Channel, Animal Planet, Jetix и Romantica. Ну, и какого эффекта можно было ожидать? Конечно, абоненты потянулись обратно. Причем настолько энергично, что "забывали" об этом уведомить самого оператора — ОАО "ТКТ". Ведь для того, чтобы сегодня подключиться к услугам этой сети, необходимо, как и везде, заключить индивидуальный договор в офисе компании. В результате были проведены плановые ревизии абонентных отводов с целью выявления фактов несанкционированного подключения и устранения допущенного, намеренно или по незнанию со стороны жильцов, нарушения прав компании.
С другой стороны, при подключении к кабельной сети домовладелец подводит кабель, как правило, только к одному телевизору. На другие телевизионные приемники абонент по привычке продолжает принимать "бесплатные" эфирные каналы. Причины могут быть любые — лень тащиться в офис ТКТ и писать заявление на отключение, параллельное подключение вызывает ощущение надежности, не приходит в голову...Из 12 случаев, представленных операторами кабельного телевидения в ФАС, 9 абонентов, как сообщили в ТКТ, не отключаются по своей воле. Трое оставшихся просто не дошли до офиса компании для расторжения договора. Но сегодня проблема с ними уже решена.
Проблема решена. А вопросы остались. Например, почему для того, чтобы быть абонентом ТКТ, достаточно было публичного договора, напечатанного в газете, а для его расторжения необходимо ехать через весь город в офис компании? То есть для включения человека в список абонентов его согласие не требовалось, а для выражения своего несогласия ему необходимо предпринять определенные усилия. С каких пор кабельные операторы берут на себя адвокатские функции в заботе о кошельках своих абонентов? Никто ведь не лишал граждан возможности обращаться в суд и требовать возмещения убытков в случае нарушения их прав. В том числе и в части принуждения к оплате не предоставленных услуг.
Есть еще, о чем спросить конфликтующие стороны. Но это лишнее. Ситуация больше напоминает ту, когда разведенные супруги используют общих детей в качестве средства для выяснения отношений между собой. Думается, что если бы каждая из сторон действительно заботилась об абонентах, как "своих" так и "чужих", подобных споров можно было бы избежать. А так, простые телезрители стали заложниками системы, сложившейся в области платного телевидения.



 
Теле-Спутник Ноябрь 2005
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт