1 апреля 2005 года АКТР была организована встреча главных редакторов телекоммуникационных изданий с заместителем Министра информационных технологий и связи РФ Б.Д. Антонюком. Министерство ведет интенсивную деятельность в качестве главного регулятора отрасли связи в стране, и на встрече обсуждались вопросы регулирования отрасли, основные тенденции и проблемы в развитии широкополосных сетей КТВ. Журнал «Теле-Спутник» подготовился к встрече. Б.Д. Антонюку заранее были высланы вопросы из бесед с кабельными операторами; присланные в интернет-форум “Теле-Спутника”, собранные корреспондентами Т/С. Предлагаем Вашему вниманию запись встречи Б.Д. Антонюка в обработанном и сокращенном виде. Б.Д. Антонюк: Вопросы распространения контента в РФ подпадают в сферу действия Закона о связи, и для того, чтобы сигнал был доведен до потребителя, необходимо иметь лицензию связи. Недавно Правительство приняло постановление, в котором утвердило перечень наименований услуг связи, подлежащих лицензированию. Одна из лицензий касается вопросов телерадиовещания. В первоначальном проекте, который был подготовлен Министерством, предполагалось наличие нескольких лицензий телерадиовещания: одноканального, многоканального, цифрового, аналогового. Потом было принято такое решение: достаточно одной лицензии, а уже в обязательных условиях лицензии следует прописывать, для каких целей она будет выдана соискателю: для предоставления определенного вида и набора услуг связи. В перечне постановлений Правительства, которые надо разработать и принять, есть и документ о правилах телерадиовещания. Его предстоит подготовить к концу этого года. Работа началась, здесь мы работаем как с самими телерадиовещателями, так и с компаниями, которые занимаются распределением теле- и радиопрограмм, а также с саморегулируемыми организациями, в том числе с АКТР, с другими объединениями (например, НАТ). Данная общеизвестная проблема исторически очень сложна и запутана, поскольку сегодня взаимоотношения пользователя, оператора связи и производителя контента или программного продукта в информационном плане подпадают под действие двух законов: Закона о связи и Закона о СМИ. Поэтому сегодня мы начали работу вместе с Минпечати над тем, чтобы: а) определить терминологически, кто такой вещатель, что такое вещание и где должна быть грань между двумя видами операторов; б) определить, кто же все-таки отвечает перед конечным потребителем за качество доставляемого сигнала. Вот что получается при традиционной системе телевещания: Первый канал отдает свой сигнал оператору связи, тот доводит сигнал до вышек, откуда сигнал уходит в эфир с передатчиков. Пользователь принимает сигнал с индивидуальной, либо с коллективной антенны, а платит деньги за коллективную антенну ЖЭКам. То есть ни оператор связи, ни вещатель этих денег не видит, что (на наш взгляд) неправильно. Потому что владелец коллективной антенны на самом деле услугу не оказывает (у него лицензии на это нет). А это должен быть либо сам оператор связи, который доставляет сигнал до ретранслятора, либо владелец коллективной антенны, который должен получить лицензию на оказание услуг. Потому что у нас в стране оказание услуг связи платное (возмездное), то есть необходима лицензия. Вторая глобальная проблема, связанная с первой, заключается в том, что сегодня для того, чтобы получить связную лицензию на телерадиовещание, необходимо предъявить лицензию на вещание, которую выдает Росохранкультура (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия – прим. ред.), структура Министерства печати. Наша позиция заключается в том, что на самом деле существует лицензия, которую выдает Росохранкультура, и она выдается компаниям, которые занимаются производством контента. И существует лицензия, которая выдается операторам связи, на доставку этого сигнала до потребителя. Компании, участвующие в этих двух процессах, составляют определенный сегмент рынка. Если говорить о рынке, то и отношения между операторами должны строиться на условиях рынка. Чем больше в стране будет операторов связи, тем больше будет выбор у вещателей, чтобы доставлять сигнал до конечного потребителя. Происходит либерализация рынка дальней связи в России, и в этом году мы, наверное, выдадим еще несколько лицензий на междугороднюю, международную связь, тем самым либерализируя этот рынок. В полной мере это относится и к распространению теле- и радиосигнала на территории страны. Таков существующий клубок вопросов, над которыми работает Министерство. Одним из частных вопросов в этой юридическо-технической ситуации является вопрос КТВ и вопрос операторов КТВ, которые сегодня сами не знают, кто они. Проблема понятна: если есть потребность, рынок на это отвечает. Потребность есть, и сегодня количество операторов уже подходит к 1000, уже сложился определенный рынок. Это естественно, когда рынок складывается стихийно, но, в конце концов, для того, чтобы развиваться нормально и чтобы рынок принимал цивилизованные формы, необходима та или иная степень определения правил игры на этом рынке. Это нужно, чтобы операторы могли развивать бизнес в рамках правового поля. Но с другой стороны это надо для того, чтобы защитить потребителя. Вот что, наверное, самое главное в любом законотворческом процессе. Чтобы не возникало ситуаций, когда в эфир вышло «Радио Джаз», и в целом микрорайоне на севере Москвы в домах возникли наводки в кабеле, и в телеканале НТВ народ слышал не звуковое сопровождение, а «Радио Джаз». При этом очень известные люди из научной и культурной среды выступали со словами: «Дорогой товарищ Рейман, не выключайте нашу любимую станцию». Министр связи, естественно, к этому никакого отношения не имел. Оказалось, что оператор КТВ, который проводил разводку в доме, использовал кабель, который не был для этого сертифицирован, и в результате появились наводки. Причина этого в том, что сегодня нет никаких требований к сетям КТВ или к сдаче их в эксплуатацию. А значит, каждый старается сделать подешевле для себя, что получается дорого для народа. Поэтому мы начали разрабатывать целый набор документов, в том числе и в рамках технического регламента. Сегодня разработано 23 стандарта под цифровое ТВ, часть из которых уже принята Госстандартом, часть из них находится сейчас на апробации. То есть работа ведется. Но в целом, сегодня есть решение правительства (принятое в прошлом году) о том, что Россия, находящаяся в первой зоне по градации МСЭ, при переходе на цифровое ТВ будет использовать стандарт DVB. Но это решение политическое. Для того, чтобы воплотить его в жизнь, необходимо еще провести огромную работу, например, по разработке нормативных документов, которые будут регулировать развитие цифрового ТВ в стране. И для начала надо разработать хотя бы концепцию развития цифрового ТВ в стране. Потому что существующая концепция была разработана и принята на научно-техническом совете министерства и была одобрена на Государственной комиссии по электросвязи в 1999 году, но с тех пор прошло много времени, технологии не стоят на месте. Сегодня в Министерстве создана Рабочая группа по подготовке новой программы перехода на цифровое ТВ в РФ, где должны быть учтены как вопросы перевода на цифровое вещание общероссийских ТВ каналов, так и развитие частных ТВ сетей, куда попадают локальные кабельные сети, создаваемые отдельными операторами. Обратимся к вопросам наших гостей. Вопрос: Каковы перспективы утверждения Правительством правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия? Б.Д. Антонюк: Постановление принято 28 марта. Вопрос: Как вы относитесь к саморегулируемым организациям? Б.А.: Позитивно, потому что это – объединения операторов, и лучше них, наверное, никто не знает проблему в комплексе. Вопрос: С учетом перспектив вступления России в ВТО, что можно сказать о возможных изменениях в процессе сертификации оборудования в плане сближения и согласования процесса с европейскими и международными требованиями? Б.А.: У нас есть два документа. Это Закон о связи, где говорится, что обязательной сертификации должно подвергаться оборудование, которое влияет на устойчивость, безопасность и живучесть сетей связи общего пользования (куда относятся сети телерадиовещания). Поэтому оборудование, которое используется на этих сетях, критически важное для функционирования этих сетей, подлежит обязательной сертификации. И недавно вышло распоряжение Правительства, в котором отдельные категории оборудования отнесены к оборудованию, которое подлежит обязательной сертификации. Таких видов оборудования совсем немного, буквально единицы. Все остальное подпадает под второй документ, регулирующий использование оборудования в сетях, – Закон о техническом регулировании. Предполагается, что должна быть добровольная сертификация оборудования, тогда производитель (либо иной участник рынка – прим. ред.) сертифицирует его в независимых сертификационных центрах, которые создаются в соответствии с этим Законом. На днях было подписано постановление Правительства о порядке сертификации сертификационных центров. Создается рынок сертификационных центров, причем любой гражданин или любое юридическое лицо может создать такой центр, а требования к нему предъявляются минимальные: наличие помещения, компьютера, мебели. После этого можно начинать работу. Придут клиенты или нет – это второй вопрос. Понятно, что на начальном этапе количество таких сертификационных центров будет расти, а через какое-то время недобросовестные центры прекратят свое существование. «Теле-Спутник»: Для чего надо было бы проводить «добровольную сертификацию», каковы ее цели? Б.А.: Хотя бы для того, что у нас с вами есть Закон о защите прав потребителя. Добровольная сертификация касается, главным образом, оконечного оборудования и использования его на сети. | Встреча главных редакторов телекоммуникационных изданий с заместителем Министра информационных технологий и связи РФ Б.Д. Антонюком |
Т/С: Как выявить «недобросовестные сертификационные центры»? Что с ними произойдет и каким образом? Б.А.: Думаю, будет так: если после сертификации Россвязьнадзор (или потребитель) предъявил к производителю оборудования претензии, то схема раскручивается назад. Смотрится, кто сертифицировал, смотрится сертификационный лист, методика испытаний, протоколы. Если испытания проведены поверхностно, то центр как бы получает «черную метку», туда больше никто не пойдет. На сайте Россвязьнадзора будет публиковаться информация: такое-то оборудование таким-то центром не было протестировано достаточно тщательно. Думаю, такие центры умрут сами. Таким образом, вопрос подтверждения соответствия или добровольной сертификации прописан, правила игры определены, поэтому больших сомнений у производителей оборудования сегодня не возникает. Т/С: Правила сертификации оборудования требуют новой сертификации даже при незначительных изменениях в аппаратуре, например, при появлении каждой новой версии ПО. Между тем, новое ПО может появляться раз в несколько месяцев, как быть? Нет ли планов смягчения процедур сертификации? Б.А.: Ответ: в зависимости от того, где это оборудование используется. Если оно используется на магистральных сетях, на общей сети распространения телерадиопрограмм, то сертификация обязательна, поскольку от этого зависит устойчивость и безопасность самой сети. Если ПО уже было сертифицировано один раз, она занимает мало времени. Вопрос: Как Вы оцениваете роль сетей КТВ в развитии регионов России? Б.А.: Моя оценка роли развития кабельных сетей проста. Если есть рынок и услуга востребована, то такие сети должны развиваться. Поскольку тарифы на услуги не регулируются государством, то все определяет рынок. Единственное, как я уже говорил, к таким сетям должны предъявляться минимальные требования по качеству, по обеспечению гарантий прав потребителя. У оператора должны быть соответствующие лицензии, разрешения. Мое отношение здесь очень позитивное. Вопрос: Существенным преимуществом операторов КТВ является возможность предоставления услуг triple play. Насколько распространено предоставление этой услуги в коммерческих сетях, насколько коммерчески выгодно? Б.А.: Речь идет о трех разных видах услуг. Пока существует лицензирование отдельных видов деятельности, оператор должен получить лицензии. Если услуги подлежат лицензированию, значит, оператор должен получить лицензию на каждый вид услуги, которая им будет предоставляться населению. Допустим, «местная телефонная сеть», – для голосовой информации, «передача данных» – если это доступ в Интернет. И лицензия на телерадиовещание для того, чтобы доставить теле- и радиосигнал. Наличие трех лицензий позволяет работать. Сегодня по новому Закону о связи – это упрощенная процедура. Если не требуется использование РЧ спектра, лицензия выдается заявителю в течении максимум 75 дней, он оплачивает за нее минимальный сбор, после чего может начинать оказывать услуги. При этом соблюден принцип одного окна. Буквально на днях было выдано около 400 самых разных новых лицензий. Вне сомнения, цифровые технологии, особенно на основе пакетной коммутации, сегодня позволяют предоставлять подобные услуги. Наша позиция всегда была направлена на то, чтобы максимально содействовать развитию таких сетей. Естественно, экономически выгоднее положить один кабель, чем три. Вопрос: Можно ли будет через какое-то время получить лицензию на передачу данных, но осуществлять в то же самое время цифровое телевизионное и радиовещание? Ведь технически – это передача данных? Б.А.: Определимся в терминах. Что такое интернет-вещание? Процесс вещания – это односторонняя направленная функция по доставке информации, контента потребителю, без обратной связи. Если мы говорим об интерактивном взаимодействии абонента с оператором, это уже обычная связь, и здесь идет деление по технологиям, у нас лицензия подразделяется на два типа: лицензия по оказанию услуг, например, телефонной связи, и технологии доставки. По технологии доставки мы разделяем три вида услуг – передача данных, телеграфное сообщение и телерадиовещание. Т/С: Какие лицензии требуются для предоставления в локальной сети услуги VoD? Б.А.: Мы исходим из того, что у нас одна связная лицензия на телерадиовещание. Если технология, например, позволяет обеспечить доставку VoD, то здесь вопрос больше не связной. Это вопрос лицензионной чистоты использования того продукта или ПО, которое в этой сети КТВ распространяется. Разделим проблему на две части: есть проблема контента и лицензии на распространения этого контента. Лицензия на распространение контента, по нашему мнению, это лицензия Министерства печати или Росохранкультуры. Связная лицензия не имеет к ней отношения. Поэтому если Вы, как владелец сети КТВ, подали туда нелицензионную программу, это Ваша ответственность до первой проверки Связьнадзора или Охранкультуры. А если мы говорим о лицензионно чистом поле работы, то у Вас, прежде чем вы подали любую программу в сеть, должен быть договор с обладателем такой лицензии на вещание или на контент. Если Вы хотите оказывать в этой же кабельной сети услуги телефонии, вам необходима «лицензия на местную связь», по услугам Интернет берется «лицензия на услуги по передаче данных». Но если Вы предоставляете доступ к каким-то платным ресурсам, а у вас они вдруг оказались бесплатными, опять это уже Ваши риски, связанные с предпринимательской деятельностью. С точки зрения чистоты работы я специально разделяю две вещи: говорится о доставке контента до потребителя, который платит. Он, условно говоря, платит абонплату за доступ к Вашей сети, плюс он платит за контент. В этом случае, Вы как оператор, взяв деньги с потребителя, должны рассчитаться с каждым из операторов, которые предоставляют Вам ту или другую услугу. Т/С: Нужно ли кабельным операторам получать разрешение на использование радиочастот? Б.А.: Не нужно, потому что излучение в эфир в кабеле, конечно же, есть, но оно идет «в пределах этого кабеля» и на электромагнитную обстановку не влияет. Сегодня КТВ развивается по общему решению ГКРЧ, и здесь никаких особенных требований не появляется. Т/С: Перестанет ли для кабельного ТВ взиматься плата за частотный ресурс? Б.А.: Частотный ресурс не используется, поэтому и плата не взимается. Б.А.: Есть группа вопросов, связанных с развитием телерадиовещания телевидения в малых населенных пунктах (порядка 500-600 абонентов). Действительно, если не говорить о КТВ, вопрос идет об использовании частотного ресурса, поэтому на сегодня лицензирование осуществляется по населенным пунктам. Но если они небольшие, существует упрощенная процедура выдачи лицензий, скажем, на одноваттные передатчики. Хочу привести пример: на юге России существует проект «Телевизионная деревня», фактически вещание идет уже в цифровом формате, работы по ЭМС проводятся очень быстро, удовлетворяется заявка, и оператор может начинать работу в одной деревне. А если рядом находятся 2-3 деревни? Когда электромагнитная обстановка позволяет, можно увеличить мощность передатчика, например, дать разрешение не на 1 ватт, а на 5 ватт. Или поставить в этих населенных пунктах 3 одноваттных или 0,5-ваттных передатчика. В Ростовской области решено развиваться через дотации из бюджета области в этих деревнях. Зато народ принимает качественную картинку в «цифре». Т/С: У нас есть вопрос кабельного оператора, который хотел бы взять под своё строительство стоящие рядом два посёлка и спрашивал о лицензии КТВ на несколько поселков. Как решить проблему лицензии на несколько поселков? Б.А.: Конечно, если он подает на связную лицензию на несколько поселков, он ее может получить. Вопрос в том, что лицензия на вещание тоже дается на населенный пункт. Поэтому если оператор хочет использовать, условно говоря, какую-то программу для доставки в деревню, то у вещателя на эту деревню должна быть лицензия, он там может вещать свою программу. Т/С: Но он лицензию может взять только одну? Б.А.: Да, конечно. Т/С: Требуется ли сертификация бытовых ресиверов, использующихся на головных станциях для приема спутниковых сигналов? Б.А.: Бытовые ресиверы по новому Положению не подлежат сертификации. Поэтому вроде бы на них сертификация не распространяется. Т/С: Как быть с проблемой высокой стоимости сертификации антенного поста (спутниковые, эфирные антенны), головной станции? По нашему мнению, именно это сдерживает развитие телевидения в малых населенных пунктах. Б.А.: По антенному посту надо посмотреть, что это за антенный пост. Если это чисто приемная станция, она вообще не подлежит сертификации. Теперь рассмотрим приемно-передающую станцию. Раньше было так, что если там меняется кабель или модем, то Вам надо сертифицировать всю станцию. Сегодня подход простой: если оборудование, которое используется в составе антенного поста, или этой станции, сертифицировано по отдельности, то отдельного сертификата на саму станцию получать не надо. Но поскольку это оборудование используется в сети связи общего пользования (речь идет о приемо-передающем оборудовании – о VSAT-станции, например), то, естественно, это оборудование подлежит сертификации отдельными блоками. Т/С: Существует проблема. Если приобретается профессиональная спутниковая антенна, она сертифицирована. Но на малый населенный пункт покупают бытовую спутниковую антенну, она выпускается без сертификата. Раньше ее нужно было сертифицировать за большие деньги, сразу экономика становится дороже. Б.А.: Естественно. Т/С: Есть ли сейчас какие-то изменения? Б.А.: Я только что говорил об этом. Прием сигнала не регламентируется законом непосредственно, регламентируются взаимоотношения оператора и вещателя. Если гражданин приобретает бытовую антенну, декодер, он вступает в отношения с оператором связи, который доставляет ему тот или иной контент. Другое дело, когда мы говорим о центральной приемно-передающей станции. Она действительно сегодня сертифицируется (см. выше – прим. ред.). Т/C: Планируются ли какие-то меры по ужесточению борьбы с нелегальными операторами? Б.А.: За борьбу с нелегальными операторами в России отвечает Россвязьнадзор. Борьба с нелегальными операторами, у которых нет лицензии, проводится только по заявлениям граждан. Россвязьнадзор может и не знать, где какой оператор работает. У нас сейчас в Москве многие используют радиодоступ к высокоскоростному Интернету, и борьба с нарушениями ведется уже «разведметодами», когда Радиочастотный центр, сканируя использование частот, выявляет нарушения, конфискует оборудование – антенну, сервер, но через неделю на соседнем доме появляется аналогичное оборудование. К сожалению, в России продолжает вестись пиратский бизнес. Это не уникальная ситуация. Я помню, как 10 лет назад приезжала делегация Microsoft и громко заявляла о том, что в России 90% ворованного программного продукта. Да, действительно, это было, потому что стоимость легального продукта была выше, чем стоимость самого компьютера. Однако сравните цифры с Западом: в Германии в то время воровали 64%. Сейчас у нас показатель снизился, если не ошибаюсь, до 83%, а в Германии – нет. Давайте скажем так: «уровень шума» в мире около 50-60%. Наша страна чуть-чуть выше этого уровня. Когда-нибудь и мы придем к показателю 50-60%. Вопрос: Прокомментируйте существование Закона о КТВ Москвы и МО, разработку такого Закона в Нижнем Новгороде. Б.А.: Мы исходим из того, что КТВ, эфирное ТВ, это связь. А она является федеральной по Закону о связи. Поэтому работать должны только федеральные законы. Принятый несколько лет в Москве Закон о КТВ, как известно, не работает. Кроме того, мы писали Ю.М. Лужкову о том, что он был неправомерен принимать Закон, регулирующий отношения в области связи. На сегодняшний день федеральный Закон о связи регламентирует отношения операторов связи. Сегодня отсутствует подзаконный акт, скажем, Постановление правительства о правилах построения таких сетей и правилах взаимодействия операторов и пропуска трафика. Сегодня в Министерстве есть три проекта, представленных саморегулируемыми организациями в этой области, в том числе АКТР. Сейчас создана рабочая группа по рассмотрению этих проектов, идет работа. Я считаю, что на сегодняшний день необходимости в принятии отдельного Закона о кабельном телевидении пока нет. Если рынок убедит нас, что Закон нужен, будем работать. Но мы исходим из того, что услуга КТВ для населения – это услуга связи. И тогда она должна развиваться и регулироваться в рамках Закона и в рамках нормативных подзаконных актов, принимаемых в рамках этого Закона. Записал и обработал М. Мирошников
|