"Большому кораблю — большое плавание". В то же время у него и сила инерции больше, что создает определенные неудобства. Пока в нашей стране вся телевещательная система медленно разворачивается с аналога на цифру, прямо по курсу обозначилось такое неизбежное явление, как Телевидение Высокой Четкости (HDTV). Уже появились высококачественный контент, съемочная аппаратура нового поколения, оборудование для передачи и приема изображения в новом стандарте. Как скоро High Definition начнет свое активное наступление, каковы перспективы развития в нашей стране телевидения высокой четкости? На эти и другие вопросы ответил генеральный директор компании "ЭРА" Герасим Суренович ГАДИЯН. Т/C.: Насколько, Герасим Суренович, созрела ситуация в нашей стране для развития телевидения высокой четкости? Герасим Гадиян. В первый день открытия выставки CSTB-2005 прошла конференция по HDTV. В сообщении вице-президента Европейского Союза Вещателей (EBU) Дэвида Вуда прозвучали слова относительно своевременности внедрения High Definition в Европе и России. И я сказал бы словами Ленина, что "вчера было рано, а завтра будет поздно". То есть тем компаниям, которые имеют отношение к производству контента, его распространению и, наконец, приему и отображению, важно уже сейчас начинать участвовать в этом процессе. На взгляд ведущих аналитиков, именно 2005 год является переломным в развитии технологии HDTV. Пятый год подряд мы уделяем повышенное внимание технологиям High Definition, которые разделяются на две ветви. Одна — это цифровой кинематограф. Вторая — HDTV, то есть телевидение высокой четкости. Что касается телевидения, то уже сегодня можно успешно принимать европейский телеканал HD1. Мы представили нашим партнерам цифровой комбинированный спутниковый ресивер с возможностью приема его сигнала, уже заключены соглашения с дистрибьюторами на распространение комплектов на территории России до Урала — в зоне приема телеканала HD1. Т/C.: Но пока только богатые люди могут себе это позволить? Г.Г.: Не только. Это могут быть и частные пользователи со средним достатком, которые имеют интерес к качественному изображению и звуку. В их домах, как правило, уже установлен домашний кинотеатр, обеспечивающий звук Dolby Digital. Это еще и те, кто интересуется спортом. Европейский Союз Вещателей уже принял решение снимать и транслировать только в High Definition все крупнейшие спортивные мероприятия в Европе. Среди них и Чемпионат мира по футболу, который пройдет в Германии, и Олимпийские Игры в Турине. Сегодня на рынке есть устойчивая тенденция запечатлевать все значимые события только в формате High Definition. К примеру, есть планы отснять праздничные мероприятия, приуроченные к 60-летию Дня Победы, в формате High Definition. Еще одни потребители спортивного и развлекательного контента — кафе, бары, рестораны, спортивные учреждения, которым интересно показывать на большом экране изображение High Definition со звуком Dolby Digital. Контент, снятый в High Definition, — это товар, который востребован на мировом рынке. Несмотря на то, что многие известные сериалы в дальнейшем у нас транслируются в стандартном разрешении, снимались они в формате High Definition. Это "Няня", "Бедная Настя", "Грехи отцов" и другие. Т/C.: Но, если вещание ведется в стандартном разрешении, то зачем тратить большие деньги на съемки в High Definition? Г.Г.: Безусловно, оборудование для съемок в High Definition стоит дороже. Это новая ступень технологического развития. Причем, все понимают, что пройдет 5-10 лет, и аналогового вещания не будет вообще. Это очевидно. Сейчас в США лицензии дают только тем, кто будет транслировать HDTV. Более того, начиная с 2006 года, в Америке весь телевизионный контент будут принимать в стандарте High Definition. Т/C.: А как у нас? Г.Г.: Нам бы сейчас на цифру перейти... Самый недорогой вариант доставки сигнала HDTV — это, прежде всего, спутниковый. Телеканал уже есть, теперь необходимо организовать его прием на территории России. Для этого мы предлагаем комплекты оборудования, в состав которых входит ресивер для приема изображения High Definition. Систему отображения представляют проекционные системы (проекторы, телевизоры), плазменные и LCD плоскопанельные телевизоры. Это в каком-то смысле конкурирующие направления. Хотя есть приверженцы и одного, и другого, и третьего. HDTV может быть использовано также и в цифровых кинотеатрах. Одно из преимуществ — это возможность их использования в течение всего дня, а не только в вечернее время и выходные из-за проблемы загрузки кинотеатров. Там можно транслировать обучающие программы, крупные политические события, культурные или спортивные мероприятия. Таким образом, кинотеатр, в своем старом понимании, выходит далеко за свои рамки. Он становится частью некой глобальной информационной сети. Ведь его можно без особых проблем интегрировать в Интернет. Наша компания занимается продвижением цифровых кинотеатров с 2000 года. Столько времени прошло, и только сейчас рынок подошел к необходимости внедрения технологий HDTV. Т/C.: Как компания "Эра" продвигает в России High Definition? Г.Г.: Когда мы говорим о телевидении высокой четкости и цифровом кинематографе, то все это можно разделить на три части — производство, распространение и прием/отображение. Так вот, мы как системный интегратор, предлагаем решение комплексное, то есть замыкаем всю цепочку. В то же время "Эра" работает на отдельных рынках, как связанных только с производством, так и только с отображением. Что касается распространения, то мы сотрудничаем с теми операторами спутникового и кабельного телевидения, которые доставляют контент. Мы не единственные, кто поставляет технику High Definition для производства. Но пока только у нас есть соглашение по дистрибьюции HD-ресиверов с компанией Quali-TV, тоже пока единственной компании в Европе, которая распространяет ресиверы для приема HDTV. Я думаю, что до конца текущего года у нее все же появятся конкуренты — ряд компаний готовится выпустить свои ресиверы. Мы эти компании знаем, и их оборудование тоже обязательно будем тестировать. В ближайшие год-два, по самым скромным прогнозам, появится от 6 до 10 европейских каналов HDTV. Понятно, что чем больше контента, тем больше заинтересованность людей в его получении. Т/C.: И все же, какой смысл покупать HDTV-ресивер, если на него можно принять максимум 10 телеканалов? Г.Г.: Во-первых, ресивер является универсальным. То есть приобретая его, пользователь получает доступ не только к каналам телевидения высокой четкости, но и, разумеется, ко всем остальным каналам стандартного разрешения. К тому же, примерно до 2010 года планируется запуск до 300 HDTV-телеканалов, половина из которых будут американские. Во-вторых, ресивер имеет DVI-интерфейс, что позволяет подключать к нему все современные плоскопанельные дисплеи и проекторы с минимальными потерями качества сигнала. В-третьих, два дополнительных слота позволяют, помимо встроенной, иметь еще две независимых системы доступа (например, для НТВ-Плюс и др.). Т/C.: Каковы перспективы развития рынка HDTV в России? Г.Г.: Есть три способа доставки сигнала, отличающиеся, в том числе, и по стоимости. Первый — спутниковая доставка. Второй — кабельный способ. И третий — это эфирный. Самый простой и недорогой — это непосредственная спутниковая трансляция и непосредственный прием. Эту схему мы рассмотрели выше. Для доставки контента по кабелю у нас уже есть кабельный ресивер, и мы уже протестировали его работу в нескольких кабельных сетях. Уже пошли регулярные поставки. Договорились о правах на показ HD1. На сегодняшний день в Европе, как говорил генеральный менеджер телеканала, уже 25 кабельных сетей заключили договора о включении в свои пакеты HD1. Мы считаем, что было бы очень своевременно, чтобы к этому процессу в полной мере подключились и российские кабельные операторы. И, наконец, третий способ доставки сигнала — самый сложный и дорогой, в том числе и в организационном смысле — эфирный. Ведь, прежде чем говорить об HDTV, нужно из аналога перейти на цифру. В России это программа рассчитана до 2015 года. Поэтому мы на сегодняшний день сосредоточили свое внимание на спутниковом и кабельном распространении HDTV. Вместе с тем, надо сказать, что уже в этом году, возможно, будет разработан и эфирный ресивер для приема HDTV. Т/C.: Каковы достижения в области строительства и развития кинотеатров? Г.Г.: Несмотря на то, что в последние два года было довольно много известных проектов организации сетей цифровых кинотеатров, на сегодняшний день их нет. Все связано исключительно с проблемой финансирования. Вопрос в том, что один отдельно взятый кинотеатр — это, конечно, хорошо, но недостаточно. Это имеет экономический смысл только тогда, когда таких кинотеатров больше 20, объединенных в единую информационную сеть, которая позволяет обмениваться или распределять цифровой контент. И только тогда возможно существенно сэкономить на доставке контента и правах на него. Чем больше таких кинотеатров в сети, тем эта система эффективнее. У нас только начинают появляться "гибридные" кинотеатры, где рядом с традиционным кинопроектором ставится цифровой. С него показывается реклама перед фильмом. Оказывается, такой промежуточный подход тоже очень выгоден, потому что на рекламный контент не расходуется дорогостоящая кинопленка. Как правило, реклама та же самая, что и на телевидении, то есть уже существует на цифровом носителе. Но говорить о наличии сети цифровых кинотеатров в России не приходится. В Европе она есть, в Америке есть, в Великобритании принято решение запустить в этом году порядка 300 цифровых кинотеатров. Китай, Корея и Индия — страны, которые можно сравнивать с Россией, но и они делают ставку на High Definition — тоже стараются не отставать. Думаю, что все же в ближайшие два года начнут появляться сети цифровых кинотеатров и у нас. Никаких преград, кроме отсутствия инвестиций, не существует. Тех, кто хочет создавать цифровые кинотеатры, беспокоит вопрос прав на показ контента. И это не случайно, потому что американцы эти права разделили. Они могут дать права на фильм на кинопленке и в то же время не дать на формат High Definition. Таким вот образом они стараются "отбить" расходы "пленочных" кинотеатров, которых в мире пока что большинство. Впрочем, и в Голливуде сдерживать натиск цифры уже не могут. Переход на технологии High Definition каким-то образом изменит финансовые потоки в киноиндустрии. Поэтому те, кто уже интегрирован в отрасль традиционного кинематографа, конечно, не могут об этом не задумываться. В заключение хочу сказать, что компания "ЭРА" является спонсором экспозиции HDTV на будущей выставке CSTB-2006. Эта экспозиция будет организована в отдельном павильоне для того, чтобы участники с большей пользой для себя и посетителей смогли продемонстрировать свои возможности в области HDTV. Во время выставки состоится конференция по HDTV "HDTV — формула реальности". Конференция, которая прошла во время CSTB-2005, показала большой интерес к HDTV. Все эти мероприятия предоставят возможность для встречи отечественных и зарубежных производителей HD-контента и HD-оборудования, представителей центральных и региональных телеканалов, кабельных сетей, спутниковых операторов, дистрибьюторских и продюсерских компаний и покупателей оборудования, контента и услуг. Беседовал Роман МАГРАДЗЕ. Фото Максима МИРОШНИКОВА.
|