32Встречи с интересными людьми

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Юрий Лебедев: "Эстония - страна маленьких хуторов"


Теле-Спутник - 2(112) Февраль 2005 г.


Многим "ветеранам" спутникового телевидения нет необходимости представлять Юрия ЛЕБЕДЕВА из Таллинна. Именно у него "отоваривались" первые монтажники спутниковых антенн Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Прошло 15 лет. И сегодня тогдашние покупатели сами стали лидерами в области поставок и производства оборудования для приема спутникового TV, причем не только на российском рынке. А что изменилось у самого Лебедева и в возглавляемой им компании "LL Merge Grupp"?

"Телеспутник": О Вас, Юрий, говорят, как о легенде спутникового телевидения. А с чего все начиналось?

Юрий Лебедев: 15 лет назад на этом рынке присутствовали компании Crosna, Delysat и Teleset. Больше серьезных игроков не было. Впрочем, мои воспоминания о тех временах вряд ли будут приятны руководителям сегодняшних всемогущих корпораций. Кто из них захочет прочесть о себе, что он покупал два комплекта MTI за наличные доллары и считал, что это очень выгодная сделка? Как приезжали на "Жигулях" партнеры одной из питерских компаний и получали в виде товарного кредита "намного больше" - три ресивера и один актюатор?

Т.С.: Действительно, деликатные подробности. А как Вы вообще вышли на эту тему?

Ю.Л.: Все началось с того, что в 1989 году случайно под рукой оказался журнал "World Satellite". Там была реклама оборудования компании Echostar.

Т.С.: Вы связист по профессии?

Ю.Л.: Нет. Математик. А мой партнер - юрист. Мы ничего не понимали в технике для приема спутникового телевидения. Нам просто стало интересно. В Эстонии было уже несколько энтузиастов, которые собирали микросхемы, чипы. В Латвии были самые продвинутые самодельные тюнера "Балтсат". Но мы подошли к этому вопросу по-другому. Для начала написали письмо в Echostar и получили ответ. Нашли варианты финансирования, открыли в банке в Финляндии расчетный счет, купили финский мобильный ММТ-телефон, поставили факс для осуществления банковских перечислений и сделали первый заказ в Echostar на 30 тюнеров и 50 конверторов. Это была пробная партия, мы еще сами не знали, что это такое. Деньги были заплачены просто жуткие - тюнер стоил под 200 долларов, а конвертор вообще...

Т.С.: Вы предварительно просчитали, сколько этого оборудования нужно, каков спрос, ожидаемая прибыль?

Ю.Л.: Нет. Мы все сделали на свой страх и риск. Считать-то было нечего. Ведь никто еще не продавал подобное оборудование. Спутниковыми антеннами обеспечили себя на месте - в Таллинне. В это время образовалась фирма "Merge", открывшая на судоремонтном заводе линию штамповки спутниковых "тарелок". Мы начали чисто коммерческое предприятие. Конечно, занимались и монтажом тоже, но про реализацию не забывали. Кстати, тогда весь товар можно было продавать только через комиссионные магазины.

Сразу после нашего заказа приехал представитель компании познакомиться с нами, посмотреть, что это за фирма, которая на территории Советского Союза смогла купить перечислением такое количество оборудования. До этого у Echostar было только две сделки с представителями нашей страны. В обоих случаях кто-то приехал на машине, выложил наличные доллары на стол, взял оборудование и уехал. Для фирмы из развитой западной страны это было дико - покупателям, как правило, требовались документы на провоз такого товара через границу, отчет для налоговых органов.

Т.С.: За какое время разошлось такое количество оборудования?

Ю.Л.: Месяца за два, не больше. В основном, в розницу. Оптом некому было продавать.

Т.С.: Если нашлись покупатели на ваш товар, значит, кто-то уже работал на рынке спутникового телевидения. Почему они предпочитали покупать у вас, а не, скажем, непосредственно у производителей, как вы?

Ю.Л.: Мы сами удивлялись этому. Все ведь было довольно-таки просто. Но, вероятно, факторов для этого было много. Мы общались с производителями по-английски по телефону и факсу, сумели организовать нормальный банковский перевод платежей, а не расплачивались наличными. К тому же мы устанавливали личные контакты со всеми поставщиками оборудования. Важную роль играло еще и геополитическое положение стран Балтии. До Финляндии - 2-2.5 часа на пароме, а Хельсинки - это уже цивилизованный мир.

Т.С.: До сих пор занимаетесь этим бизнесом? Что-то изменилось?

Ю.Л.: Структура нашего предприятия немного выросла. Но не до размеров некоторых российских фирм, разросшихся до корпораций с президентами. В компании работает всего 8 человек. Оборот понемногу растет. Но из-за конкуренции пришлось изменить систему продаж, сделать более короткой цепочку от нас до потребителя. К нам на склад два раза в день заезжает курьерская почта, которая развозит заказы по всей стране. Наши дилеры заходят на наш Интернет-сайт, где в Интернет-магазине делают заказы на то или иное оборудование. Все маршрутные автобусы Эстонии берут с собой попутные грузы. Там, где есть автовокзалы, сдается груз, заполняются необходимые данные, совершается оплата, и в тот же день получатель может забрать посылку на своей автостанции. Наши дилеры имеют возможность получить товарный кредит на срок от двух до четырех недель.

Т.С.: Куда сейчас продаете оборудование?

Ю.Л.: В основном, по Эстонии. За пределами страны меняемся партнерами. Есть кооперация с Латвией и Литвой.

Т.С.: Вы специализируетесь только на комплектах оборудования для спутникового телевидения или поддерживаете бурное развитие кабельного телевидения?

Ю.Л.: Мы поддерживаем "бурное развитие кабельного телевидения", которое у нас уже, кажется, развилось. Уже заканчивается перераспределение рынка. Первый этап прошел, сейчас заканчивается второй, когда поглощаются или покупаются маленькие сети, а большие перепродаются. Из мелких операторов остались только те, которые построили сети в самых непривлекательных, с коммерческой точки зрения, районах.

Т.С.: Действительно ли, как рассказывают, несколько кабельных сетей так жестко конкурировали, что телевизионные пакеты предлагались абонентам почти бесплатно?

Ю.Л.: Этот этап уже закончился. Пярну - город маленький. Типичные дома - четырехподъездные пятиэтажки. Вот там "война" шла, там два кабельщика между собой конкурировали именно так, как рассказывают. Собственно, в Эстонии всего четыре сравнительно больших города - Таллинн, Нарва, Тарту и Пярну, так что развернуться большому количеству кабельных сетей просто негде.

Т.С.: Прибалтика славится, кстати, развитой хуторской жизнью. Как решается вопрос с телевидением и мультимедийными услугами в отдаленных хуторах?

Ю.Л.: Спутниковым телевидением. Деревня осенью приходит и покупает оборудование с установкой. Но мы только в Таллинне держим бригаду монтажников. В маленьких городах невозможно конкурировать с кустарными местными установщиками. В Таллинне установка стандартной антенны на Sirius с одним конвертором стоит 1500 крон, у нас в Пярну рекомендуемая цена - 600 крон, и на острове Сааремаа установка стоит 250 крон.

Т.С.: Что смотрит со спутников Эстония?

Ю.Л.: В основном, скандинавскую группировку. Это больной вопрос. По официальной версии мы смотрим только Sirius. Открытые каналы составляют 10-15%. "НТВ-Плюс" смотрит русскоязычная публика и не владеющие иностранными языками эстонцы. Для нас пакеты "НТВ-Плюс" несколько дороговаты. Viasat - дешевле. Российский холдинг мог бы предложить, во всяком случае, для Балтийских стран свой экономический пакет.

Т.С.: А что предлагает Viasat?

Ю.Л.: Это TV 1000 и Explorer на русском языке и с субтитрами на балтийских языках. Еще TV3 Latvia - это русскоязычный канал. А также балтийская версия "Первого канала", "НТВ-Мир", Nature, Reality TV. Пакеты "НТВ-Плюс" лучше, конечно, но дороже. Если бы "НТВ-Плюс" могло присылать счет каждому абоненту для перечисления денег в эстонский банк, его цифровые спутниковые пакеты пользовались бы популярностью. "НТВ-Плюс" для нас - деликатный вопрос.

Т.С.: Насколько доступен пакет Viasat в Эстонии?

Ю.Л.: Viasat ведет активную политику на территории Балтийских стран. За 1 крону абоненту дается тюнер, если он подписывается на 2 года на "Золотой пакет". А он обходится примерно 18 долларов в месяц за 22 канала. Примерно, "как НТВ-Плюс". За четыре месяца продано 8 тысяч договоров в одной маленькой Эстонии. Больше, чем в Латвии и Литве вместе. Мы подписали договор и теперь представляем интересы Viasat в Эстонии, поставляем все "железо", импортируем тюнера, конверторы, "тарелки", все крепление, весь кабель. Вплоть до изоляционной ленты. Упаковываем и рассылаем заказчикам.

Т.С.: Российские каналы не запрещали ретранслировать в кабельных сетях?

Ю.Л.: Не запрещали. Просто проверяли, насколько кабельщики платят налоги и имеют легальные права на трансляцию этих каналов в своих сетях. Это проходило в рамках борьбы с "пиратством". У меня самого дома - кабельная сеть, ни один российский открытый канал не выключали.

Т.С.: Какое оборудование наиболее популярно в Эстонии?

Ю.Л.: Это можно проследить по истории нашей фирмы. Начали мы с оборудования Echostar в 1990-е годы. Линейка оборудования этой компании вроде бы не стала обновляться. Мы перешли на Pace, которая оказалась перспективной компанией, и мы стали поставлять ее оборудование в Латвию, Литву, Эстонию. На смену Pace пришла Nokia. У нас установились прямые связи с этой компанией. Но она была сравнительно кратковременным лидером. Так же быстро потерял свою позицию и 3Х. Ну, и, наконец, Humax стал лидером на несколько лет. А после спада популярности этой марки мы стали эксклюзивными дистрибьюторами в Эстонии компании Samsung. В то же время ресиверы с кодировкой NDS у нас - от Pace, которые берем у Viasat в Швеции. Так что у нас прошли практически все торговые знаки. И со всеми, кроме Humax, был прямой контакт.

Т.С.: Сколько национальных каналов в Эстонии?

Ю.Л.: Сейчас три. Был еще один, но быстро прекратил вещание. Были попытки создания новых телеканалов, но они так и остались на уровне проектов. Так что на этом фоне спутниковое телевидение не умирает. Мы очень ждали, что все российские телеканалы соберутся в позиции 53? в.д. К сожалению, этого не случилось. Поэтому для приема спутниковых каналов у нас стоят по две "тарелки" и четыре конвертора. Но далеко не все это могут себе позволить. Средний вкус эстонского телезрителя таков: TV 1000, "ОРТ", Eurosport, Discovery, Animal Planet, для детей - пару каналов, музыка, MTV и еще что-нибудь. Что бы такой комплект получить, нужно купить, как минимум, две оригинальные карточки и поставить четыре конвертора на две "тарелки". Это типичные потребности очень скромного эстонского потребителя, который ничего особенного не хочет.

Т.С.: Наверное, для абонентов кабельных сетей таких проблем не возникает?

Ю.Л.: Конечно. Я привел пример потребностей жителей хуторов, где кроме спутникового телевидения других возможностей нет. Эстония - страна маленьких хуторов. В больших населенных пунктах уже построены кабельные сети. Может, даст всплеск появление цифрового наземного вещания.

Т.С.: Как в Эстонии готовятся к этому?

Ю.Л.: Сейчас эта тема популярна только там, где есть это самое эфирное вещание - Таллинн и все северное побережье, где можно принимать финское телевидение. А оно дает в открытом виде 9 каналов, что для наших телезрителей очень интересно.

Т.С.: Успехов Вам.

Беседовал Р. Маградзе,
фото М. Мирошникова.



 
Теле-Спутник Февраль 2005
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт