24Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Новости телекомпаний


Теле-Спутник - 9(107) Сентябрь 2004 г.


 * Национальная ассоциация телевещателей: "Повышение тарифов не обосновано."


(обращение Президента НАТ Э.М.Сагалаева)

Э.М. Сагалаев

29 июля 2004 г. вышло распоряжение Федеральной Службы по тарифам (ФСТ) о повышении на 20% тарифов за использование телерадиопередатчиков и приемных спутниковых станций для распространения общероссийских телерадиопрограмм. Решение вступит в силу 1 сентября 2004 г.

Данное решение может поставить под угрозу стабильность российского телевизионного рынка, хотя бы потому, что решение вступает в силу в середине года. Андрей Сафронов, генеральный директор НАТ: "Все — и государственные, и коммерческие вещатели уже давно сверстали свои планы и сбалансировали доходы и расходы — это стало неприятной неожиданностью, ведь расходы на передачу сигнала являются одной из основных статей их бюджетов". Есть еще один факт, который может поставить коммерческие компании, тратящие до 70% бюджета на передачу сигнала, на грань выживания: тарифы ФСТ обязательны для использования в расчетах операторов с государственными и общероссийскими телерадиовещателями. В расчетах с другими компаниями операторы, как правило, устанавливают тарифы, значительно превышающие тарифы ФСТ.

Предыдущее повышение тарифов на 15% было произведено 1 июля 2003 г. Это повышение было введено решением Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Перед этим проводились рабочие консультации между МПТР, МАП, РТРС и НАТ. По мнению НАТ, такой образ действия помог достичь компромисса между заинтересованными сторонами и минимизировать последствия для российских вещателей.

Настоящее повышение тарифов готовилось МАП весной этого года, но было отложено в связи с выборами и административной реформой. Указом Президента от 9 марта 2004 г. МАП было упразднено, и все функции этого Министерства передавались ФСТ.

Как утверждает бюллютень НАТ, решение ФСТ о повышении тарифов было принято по инициативе РТРС. При этом вопрос не обсуждался ни с представителями вещателей, ни с Федеральным агентством по делам печати и массовых коммуникаций (ФАПМК). Специалисты НАТ считают, что нынешняя цифра — 20% — взята, что называется, с потолка, поскольку ни платежи операторов связи, ни инфляция с 2003 г. не выросли на 20%. Помимо того, НАТ обращает внимание, что, согласно отчету ФГУП РТРС за 2003 г., объем выручки предприятия вырос на 18% по сравнению с 2002 г., выработка на одного работника увеличилась на 17%, показатель чистой прибыли увеличился на 228%.

В своем обращении Президент НАТ Э.М.Сагалаев указывает на то, что повышение тарифов напрямую ущемляет конституционные права граждан по доступу к источникам информации. Также в обращении говорится, что причина повышения тарифов — необоснованные затраты РТРС, не имеющие отношения к основной задаче компании. Г-н САгалаев считает недопустимой работу компании-монополиста, каким является РТРС, без соответствующих механизмов контроля. Таким механизмом мог бы стать Наблюдательный совет РТРС, создание которого предусмотрено уставом ФГУП РТРС.

Таким образом, НАТ считает необходимым приостановить вступление в силу решение ФСТ от 29 июля 2004 г. до подтверждения финансово-экономического обоснования повышения тарифов.

 * РТРС: повышение тарифов — обоснованная мера

Г.И. Скляр

По заявлению генерального директора ФГУР РТРС Геннадия Скляра и других представителей компании, повышение тарифов обосновано и является продуманной и необходимой мерой. Это решение согласовано с Госдумой и Правительством.

7 июля на заседании комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи г-н Скляр представил плачевное состояние компании. Он отметил недостаточное бюджетное финансирование, повышение тарифов на электроэнергию, устаревшее оборудование.

В докладе Г.И.Скляра в Думе были представлены следующие данные:

Охват населения телерадиовещанием составляет почти 100%. Всего услугами РТРС пользуются около 900 телевещательных (20%— государственные) и более 500 радиовещательных компаний (27% — государственные).

На балансе компании в настоящее время находится 80% (10.5 тыс.) общего числа телевизионных и 95% (2.18 тыс.) радиопередатчиков страны. РТРС обслуживает 8251 приемную спутниковую станцию и более 5.1 тысяч антенно-мачтовых сооружений. Имущественный комплекс РТРС включает 9197 тыс. объектов недвижимости. Стоимость основных фондов — 3.4 млрд руб. На транспортной сети РТРС заняты 21.1 тыс. сотрудников.

По итогам 2003 г. выручка компании достигла 4.64 млрд руб., из которых около 73% составили доходы от распространения телерадиопрограмм. В 2003 г РТРС вложило в основные фонды собственных средств 270 млн руб., больше, чем в 2002 г. В плане на 2004 г предусмотрены инвестиции в 368 млн руб. Геннадий Скляр заявил, что этих средств хватает на только поддержание сети в рабочем состоянии.

Из 8500 передатчиков 5000 имеют износ более 80%. Из 1716 комплектов радиовещательных метровых станций 31% изношен полностью.

По словам Г.И. Скляра, повышение тарифов на электроэнергию существенно опережает пересмотр размера платежей за распространение и трансляцию сигнала. Но с другой стороны — повышение тарифов побуждает ТРВ-компании снижать объемы вещания, что сказывается на доходах РТРС. В 2003-2004 гг. ожидаемые потери от сокращения объемов ТРВ составят более 260 млн руб. В некоторых регионах затраты на услуги государственных радиочастотных центров, услугами которых пользуется РТРС, составляют 15% от тарифных доходов и превышают затраты на электроэнергию.

В своем докладе 7 июля 2004 г. Геннадий Иванович предложил следующую схему изменения тарифной политики РТРС:

В области тарифного регулирования необходимо сформировать эффективную тарифную политику в отношении государственной сети распространения телерадиопрограмм, учитывающую:

- различия в себестоимости одинаковых услуг, оказываемых филиалами ФГУП "РТРС" в регионах России;
- связь размера тарифа с проводимой в регионе технической политикой
- вопросы модернизации технологической базы (более высокие тарифы целесообразно применять там, где проводится широкая модернизация сети, и снижать их там, где таких работ не ведется);
- состояние рынка услуг ТРВ в регионе, ценовую и маркетинговую политику, проводимую альтернативными операторами;
- содержание транслируемого контента (применение повышенных тарифов к времени трансляции рекламных врезок);
- изменение расчета тарифов на распространение телерадиопрограмм при использовании цифровых методов передачи сигнала.

 * "Рекламный пирог" стал больше

Объем российского рекламного рынка в первом полугодии 2004 г. вырос более чем на треть по сравнению с первым полугодием 2003 г. и превысил $1.5 млрд. Эти цифры сообщила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР).

Рынок рекламы в России за первые полгода вырос на 31% и уже достиг объема в $1510-1560 млн. Если учесть, что первое полугодие традиционно считается менее удачным и прибыльным, есть все основания полагать, что к концу 2004 г. объем рынка превысит $3 млрд. В 2003 г. было "всего" 2.6 млрд, а прирост составил 50%.

Эксперты ассоциации, проводившие исследование, считают такие темпы роста чрезвычайно высокими. Более того, темпы эти превзошли ожидания аналитиков, рассчитывавших на 20-25%.

Как ожидалось, наиболее высокие темпы роста продемонстрировал телевизионный сегмент рынка — 36% ($720-730 млн). Большая часть ($580-590 млн) здесь приходится на общенациональные каналы.

Следующий интенсивно развивающийся сегмент рынка — печатная пресса: $420-440 млн (28%). На газеты пришлось $170-180 млн, на журналы — $250-260 млн.

Все эти показатели могут значительно улучшиться к концу года.

Объем рекламы в прессе растет, но медленнее, чем на телевидении. Объясняется это тем, что тиражи изданий по-прежнему невелики. Но неизбежный рост цен на телевизионную рекламу заставляет рекламодателей обращаться к более дешевым СМИ. Именно поэтому доля рекламы на радио также продолжит расти, но медленнее.

Согласно прогнозам, объем рекламного рынка в 2005-м г. увеличится на $1 млрд и достигнет $4 млрд, что равняется суммарному объему рекламных рынков всех государств Восточной Европы, а цены на размещение рекламы вырастут на 20-30%.

Сейчас, по мнению экспертов, рекламная отрасль растет все еще за счет наверстывания упущенного, но уже через 4-5 лет она будет наращивать свой объем "в ногу" с экономикой страны, как это происходит в цивилизованных странах.

Скажем, в развитых странах рост рекламного рынка значительно ниже и равен росту показателя — аналога российского ВВП с задержкой на год. То есть, если в 2003-м г. прирост российского ВВП составил около 7%, то нормальный рост рекламного рынка России в 2004 г. должен составлять тоже 7%".

Сейчас в России средний рекламный контакт дешевле рекламного контакта во Франции в семь раз; в США в год на человека приходится $1000 рекламных денег, в то время как в России — лишь $18.

Это обстоятельство позволяет экспертам прогнозировать, что в ближайшие несколько лет цены на рекламу на телевидении, радио, в прессе и других СМИ в России продолжат повышаться.

 * Кадры на НТВ

Главным продюсером и заместителем генерального директора НТВ вновь назначен Александр Левин. Кирилл Набутов, должность которого он занял, остается "творческим лицом компании". Предполагается, что теперь он займется реализацией собственных проектов.

Александр Левин уже работал на НТВ в этой должности с 1998 по 2000 г. В 2001 г. он занял аналогичный пост на канале ТВ-6, а год спустя возглавил ЗАО "Шестой телеканал". До возвращения на НТВ он являлся генеральным продюсером компании "Телеформат".

В качестве режиссера он поставил несколько документальных фильмов и сериалов, в том числе из цикла "Новейшая история", а также такие телевизионные программы, как "Куклы", "Глас народа", "Розыгрыш" и другие. Его наиболее известные продюсерские проекты:— "Куклы", "Новейшая история", "Глас народа", "О, счастливчик!", "Независимое расследование", "Путешествие натуралиста", "В нашу гавань заходили корабли", "Тушите свет", "Квартирный вопрос", "Бесплатный сыр", "За стеклом".

После прихода на НТВ Владимира Кулистикова уже был сделан ряд заметных кадровых перестановок. Евгений Кучеренко сменил Олега Точилина на посту программного директора канала. Татьяна Миткова была назначена заместителем генерального директора НТВ по информационному вещанию вместо Александра Герасимова. Первым заместителем генерального директора стала бывший начальник Управления по развитию и внешнеэкономическим связям ОАО "Газпром-Медиа" Тамара Гаврилова.

Новым руководителем дирекции кинопоказа и кинопроизводства НТВ назначен президент кинокомпании "Феникс-Фильм" Сергей Скворцов, помимо прочего известный еще и тем, что он первый признал потенциал сериала "Улицы разбитых фонарей". Другие специалисты признавать его сначала отказывались.

Сейчас Скворцов как продюсер "Феникс-Фильма" работает над сериалом "Опера. Хроники убойного отдела". Не исключено, что "Опера" могут выйти именно на НТВ. Кроме того, компания Скворцова располагает пакетом таких сериалов как "По имени Барон", "Линия защиты", "Пейзаж с убийством", "Нож в облаках", "Всегда говори всегда", "Жизнь продолжается", "Агентство НЛС" и другие.

Проблемы с сериалами начались у НТВ в мае 2003 г. Тогда компания "Гамма-Фильм" выкупила и перепродала пакет сериалов, произведенных в разное время "Медиа-Мостом". Новыми хозяевами "Агента национальной безопасности", "Бандитского Петербурга", "Гражданина начальника", "Дня рождения Буржуя", "Досье детектива Дубровского", "Улицы разбитых фонарей" и других оказались, в основном, "Первый канал", "Россия" и СТС.

В это время кинопоказом и кинопроизводством руководил Аркадий Цимблер, уволенный новым гендиректором канала Владимиром Кулистиковым.

 * Водка в конфетках

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела социологическое исследование в отношении рекламных роликов конфет под торговой маркой "Флагман", демонстрировавшихся на телеканале НТВ. В результате выяснилось, что при общей неинформативности рекламы, она ассоциируется у потребителей с водкой, а ассоциации с конфетами незначительны. В связи с этим ФАС обвинило телекомпанию НТВ в нарушении закона о рекламе и введении потребителей в заблуждение.

 * Голые ведущие в "Голых новостях"

С 16 августа жители Великобритании любуются обнаженными женскими телами и одновременно узнают о происходящих в мире событиях. В этот день стартовала местная версия известной во многих странах мира программы "Голые новости".

По информации сайта телекомпании Sky News, суть телехита остается прежней. Симпатичные девушки читают обычные новости о важных событиях в мире политики, спорта и светской жизни и при этом постепенно раздеваются.

Корреспондентки программы берут интервью в обнаженном виде, и снимают с себя одежду, рассказывая о прогнозе погоды. Смотреть новости со стриптизом британские зрители могут каждый вечер.

До них подобные программы уже появлялись в России, США, Канаде, Австралии и других странах и везде собирали огромную аудиторию. Одним из первых подобную идею опробовал московский канал М1.

Однако в российском варианте ведущая всегда оставалась чем-нибудь прикрытой, в Великобритании же зрителям покажут буквально все.



 
Теле-Спутник Сентябрь 2004
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт