34Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Мы не должны остаться немыми


В. Колюбакин Теле-Спутник - 7(105) Июль 2004 г.


(Перспективы DRM-формата для средне- и коротковолнового радиовещания. Беседа с заместителем председателя "Голоса России" Рашель Моисеевной Стависской.)

Тема цифрового радиовещания регулярно всплывает на многочисленных форумах и конференциях по спутниковому телевидению. Это неудивительно, поскольку проблемы распространения теле- и радиосигнала одинаковы, и методы их решения, в общем и целом, тоже. Проблемы у радиовещания... Ну, собственно говоря, можно взять все статьи "Теле-Спутника" по телевещанию и вместо приставки "теле" поставить приставку "радио", а именно: изношенный парк оборудования, качество сигнала, не отвечающее современным требованиям, проблемы с распространением. Телевидению в этом отношении повезло несколько больше, поскольку оно стало предметом федеральной программы. Для радиовещания пока такой программы нет. Однако, так или иначе, разные люди периодически обращают внимание заинтересованной общественности на проблемы радиовещания, пытаясь доказать, что эта отрасль не менее важна, чем телевидение.

Преимущества внедрения цифрового радио такие же, как и внедрения цифрового ТВ: более эффективное использование частотного ресурса и возможность предоставлять более широкий спектр услуг, более высокое качество сигнала. На секции конференции CSTB 2004, посвященной вопросам цифрового радио, обсуждались преимущества и недостатки различных стандартов. Также немалая часть докладов была посвящена доказательству того факта, что цифровая передача лучше аналоговой. Это не так банально, как кажется на первый взгляд, потому что кто-то должен платить за переход на цифру, и этого кого-то надо убедить расстаться с деньгами.

На этой секции столкнулись два стандарта — DAB и DRM. Формат DAB предназначен для цифрового вещания в УКВ диапазоне, DRM — на длинных, средних и коротких волнах. Сторонники каждого из них усиленно напирали на новые возможности, которые откроются перед потребителем. Но самое интересное было не это. Самым интересным было коротко брошенное замечание, что радиовещательная компания "Голос России" уже вещает в DRM-формате. Я признаюсь, для меня было открытием, что какая-то российская радиокомпания уже вещает в цифровом формате. Об этом проекте и состоялась беседа с Рашель Моисеевной Стависской.

Т/С: Расскажите, пожалуйста, какие задачи выполняет радиостанция "Голос России", как идет распространение?

Р. Стависская: Голос России — радиостанция, вещающая за пределами страны. На нас возложена задача создания образа России за рубежом. Мы не коммерческая станция. Ввиду того, что эта задача считается государственной, мы работаем на бюджетные средства.

У нас есть центры распространения программы, и мы определяем, какие из них мы задействуем для распространения; стараемся очень гибко реагировать на общую обстановку, отслеживаем все кризисные регионы и горячие точки. В таких регионах мы буквально за несколько дней переориентируем свое вещание: так было и с Балканским кризисом, и с Афганским, и с конфликтом в Ираке.

Т/С: Чем ограничено ваше вещание?

Р. Стависская: Качество коротковолнового сигнала не всегда бывает очень хорошим. Это связано с физикой распространения сигнала: сигнал идет в отражении от ионосферного слоя, а высота ионосферного слоя и отражение от него зависят от множества условий — времени года, погоды. Например, для того, чтобы осуществить вещание на какой-либо тот же регион, в темное время суток приходится вещать на одной несущей частоте, в светлое время — на другой. Нам регулярно приходится менять частоту, и для нас обычное дело, когда на один и тот же регион до 18 часов — одна частота вещания, а вечером и ночью — другая.

Сегодня мы работаем 13 часов в сутки на 33 языках, включая русский. У нас существуют три программы на русском языке, которые направлены на разные категории русскоязычной аудитории. Для наших слушателей в странах дальнего зарубежья предназначена так называемая всемирная служба на русском языке. Программа "Содружество" специально готовится для слушателей в странах СНГ и Балтии.

Т/С: Вы в каждом регионе получаете отдельную лицензию на вещание?

Р. Стависская: Это зависит от страны вещания. Например, мы единственная российская радиостанция, получившая лицензию на вещание в Германии. В Берлине есть средневолновый передатчик, который 24 часа в сутки вещает программы "Голоса России" на разных языках — на немецком, на английском и на русском. Оттуда же, из Берлина, мы 18 часов в сутки вещаем на другие европейские страны.

Т/С: Каким образом вы перебрасываете сигнал к передающим центрам?

Р. Стависская: Через спутники. Этот способ не является непосредственным спутниковым радиовещанием, спутник — канал доставки. Естественно, мы используем и другие каналы. У нас есть коммутационно-распределительная аппаратная, куда поступают сигналы из центральной студии, там они по нашему программному расписанию распределяются на конкретные линии подачи. Например, для передачи в Хабаровск сигнал из этой аппаратной по оптоволокну поступает на центр космической связи. Далее сигнал поступает в приемный центр, и из этого центра — уже на конкретную передающую станцию. В Вильнюс и Крым мы тоже передаем сигнал через спутник. Они принимают наш сигнал прямо со спутника в DVB-формате на обычный приемник НТВ-Плюс и маленькую тарелочку.

Т/С: А если на каком-либо РТПЦ захотят выделить вашу программу и вещать ее на свой регион?

Р. Стависская: Пожалуйста, надо только нас уведомить об этом. Мы не коммерческая станция, наша цель — получить как можно больше слушателей. Но здесь есть свои тонкости. Мы (такова повсеместная практика) получаем свою лицензию на вещание не как оператор связи, а как вещатель. В нашей лицензии написано: "Вещание в России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья на русском и иностранных языках 24 часа в сутки". То есть, этой лицензией нам разрешен любой вид радиовещания. Но существует приложение к лицензии, где расписаны все параметры передатчиков, с которых мы вещаем. У нас, как я уже говорила, постоянно меняются частоты, время вещания, параметры антенн и прочее. Учесть все эти изменения в приложении нереально. Поэтому мы указываем в лицензии только пункт, из которого происходит вещание, позывной передатчика, номер передатчика и мощность. Больше ничего не указано, потому что это невозможно. Разумеется, мы по требованию лицензионного управления каждые полгода посылаем им изменения расписания.

Мы регулярно продлеваем нашу лицензию, то есть не участвуем в конкурсах на частоты. Возвращаясь к возможности РТПЦ ретранслировать наш канал: да, они могут это делать, но только получив лицензию как операторскую, так и вещательную.

Т/С: Расскажите, как возникла идея цифрового вещания "Голоса России"?

Р. Стависская: Некоторое время назад, в 95-96-ом г.г., был создан DRM-консорциум, и "Голос России" буквально с первого дня стал членом этого консорциума, принимает активное участие в его работе. DRM (Digital Radio Mondiale — Цифровое всемирное радио) — это цифровое вещание в АМ-формате, то есть в диапазоне коротких, средних и длинных волн. 16-го июня 2003-го г. в Женеве, во время ВАКРа (Всемирная Радиоконференция), был дан официальный старт DRM-вещания. То есть, за очень короткий срок — за 7 лет — DRM прошел путь с нуля до реализации. Сейчас в Европе в DRM-формате идет порядка 400 часов вещания за сутки. Потребительских приемников пока нет. Те приемники, которые есть в наличии, раскупаются вещателями, чтобы проводить контроль слышимости.

Т/С: По каким причинам "Голос России" с самого начала принял активное участие в работе DRM-консорциума?

Р. Стависская: Потому что этот стандарт как будто создан специально для нас, для иновещателей. Это новая жизнь для всех, кто вещает на длинных и средних волнах. DRM дает возможность принимать дальние сигналы (как мы вещаем на зарубежье) в FM-качестве, дает возможность стереофонического вещания, то есть — качественный скачок. Именно поэтому DRM и развивается так быстро.

Если сравнить с DAB, что дает DAB, по сравнению с FM? Может, какие-то новые возможности (которые первоначально в формате DAB даже не были заложены), какую-то дополнительную информацию вроде текстовых сообщений. Но если говорить о качестве звука, то FM-вещание и сейчас предоставляет отличное качество. А что вам еще нужно, когда вы сидите за рулем автомобиля?

А что дает DRM? Во-первых, не нужно выделения нового диапазона частот. Переход с аналогового вещания на цифровое — на той же частоте. Да, конечно, нам нужно менять частотный план, потому что при переходе меняется либо дальность либо мощность передатчика. Средняя мощность передатчика уменьшается примерно в восемь раз. Например, мы сейчас вещаем для Европы на старом передатчике, переделали его в формат DRM: мощность около 40 кВт, а была 150кВт на ту же дальность.

Т/С: В телевидении при переходе на цифровой формат можно уплотнить спектр в 6-8 раз. Какие возможности в радиовещании?

Р. Стависская: Никакого уплотнения не происходит, полосы остаются те же. В этом году в Женеве пройдет региональная радиоконференция, на которой будет рассматриваться переход к цифровому телевещанию. Сейчас практически во всех странах Европы начался переход эфирного телевидения на цифровой формат. Во многих странах правительства оказывают вещателям поддержку. Но для того, чтобы этот переход осуществить, нужно поменять частотный план, а это — огромная работа. И из-за того, что не все вещатели перейдут одновременно (кто-то останется в аналоге, а кто-то — уже в цифре) разрабатываются специальные частотные планы переходного периода. Для DRM ничего этого не нужно: частота остается та же.

Т/С: Как в России идет развитие DRM-стандарта?

Р. Стависская: "Голос России" — первая радиостанция, которая получила разрешение ГКРЧ на вещание в формате DRM на коротких волнах, в четырех экспериментальных зонах вещания: Московский регион, Самара, Иркутск и Дальний Восток. Это разрешение действительно до конца 2005-го г. Мы за этот срок должны накопить опыт работы, окончательно прояснить вопросы помехозащищенности и получить российский стандарт. То, что стандарт DRM принят всеми международными организациями, еще не значит, что мы можем просто так в нем вещать. У нас есть свои контролирующие органы, а цифровое радиовещание пока нигде не прописано. Сейчас подписываем соглашения с региональными вещательными центрами и исследовательскими организациями на проведение работ.

Т/С: То есть, по результатам должен быть составлен документ, с которым можно выходить на Госсвязьнадзор и прочие организации, чтобы прописать DRM в России?

Р. Стависская: Он уже прописан этим разрешением ГКРЧ, для Госсвязьнадзора это разрешение — документ. Он действителен до 2005-го г, дальше он будет продлеваться, пока не оформится российский стандарт.

Т/С: Мне не очень понятно, как такое разрешение вышло без предварительных работ. А как проводилось, например, согласование с военными структурами?

Р. Стависская: Мы не залезаем в чужие диапазоны, помехи могут быть только для нас же — для международных вещателей. В этом и есть преимущество DRM.

Наш вопрос рассматривался полгода на комиссии по радиочастотам, он прошел все стадии рассмотрения: предварительное рассмотрение, экспертную оценку. Никаких возражений не поступило.

Конечно, у нас много и собственных проблем: цифра может мешать аналоговому сигналу. Это тяжелый вопрос, потому что некоторые хотят вещать в цифре уже в стерео, следовательно, нужно расширять полосу: какое же стерео будет в полосе 4,5 Кгц? Сейчас мы, сообщество иновещателей, рассматриваем как вариант выделение для DRM отдельного участка диапазона. Для этого нам тоже нужно будет менять свои частотные планы, но овчинка стоит выделки. Если все-таки появятся дешевые потребительские приемники, на что нас ориентируют, и если Китай нас закидает этими приемниками, будет большой прорыв.

Т/С: Для перехода российского федерального спутникового телевещания на цифровой формат в ОАО Телеком разрабатывали цифровые телепередатчики и приемники для РТПЦ. Есть ли аналогичная организация по разработке радиопередатчиков и приемников?

Р. Стависская: К нам обращается большое количество организаций, которые хотят войти в этот пул. Мы организовали так называемую российскую платформу DRM. В нее входят и некоторые внутренние вещатели, хотя пока нет у них понимания необходимости DRM для внутреннего вещания. Я с ними не согласна и считаю, что Россия — очень лакомый кусок для иновещателей, а следовательно, с появлением приемников государственному вещанию необходимо переходить на этот стандарт, чтобы не потерять аудиторию. Но это уже вопрос второй, и мы не будем инициаторами производства приемников — это не наша задача. Нам, как иновещателю, важно, чтобы они были за границей и чтобы нас там, за границей, слушали.

Т/С: А за границей дешевые приемники могут появиться довольно скоро?

Р. Стависская: Да. И если другие иновещатели начнут много вещать в DRM, то будут слушать их, а не нас. Мы должны быть конкурентоспособными, не остаться немыми. Задача, конечно, не простая, потому что на первом этапе мы должны работать и в аналоговом формате.

Т/С: Какие есть варианты "мягкого" перехода?

Р. Стависская: В Берлине у нас есть передатчик. Этот передатчик уже переделан для вещания в формате DRM, и мы в нем вещаем одновременно в аналоге и в цифре. Это средневолновый передатчик, для аналогового вещания предназначена полоса в 9 Кгц. Мы же отвели половину полосы для аналогового вещания, половину — для цифрового. При этом мы теряем в качестве аналогового вещания, а в цифре все нормально. Но это — компромисс, мы не теряем своего слушателя, который есть сегодня, и даем возможность развивать DRM-формат.

В коротких волнах такой вариант невозможен: там вся полоса — 4,5 Кгц. Но мы можем арендовать дополнительные передатчики и вещать на одной и той же частоте, с разных передатчиков в разных форматах одну и ту же программу. Конечно, это стоит денег, но нужно, чтобы нас могли слушать и те, кто уже получил цифровые приемники, и те, кто их не имеет.

Т/С: Когда вы начали эксперименты по цифровому вещанию?

Р. Стависская: Первые эксперименты мы провели в 1999-ом г.: взяли старый-старый передатчик и провели первое DRM-вещание на Европу. Наш сигнал был прекрасно принят на контрольный приемник. После этого намечался первый конгресс по DRM в Японии, и встал вопрос: а кто же будет на Японию вещать во время конгресса? Мы со всем оборудованием поехали в Иркутск, неделю проводили подготовительную работу и наладили вещание. Стали вещать не тестовую программу, а просто ту же программу "Голоса России" для Японии. После этого конгресса японцы вошли в DRM-консорциум. Россию даже считают инициатором привлечения японской промышленности в DRM, что было крайне важно.

Т/С: Как предполагается осуществлять финансирование проекта?

Р. Стависская: Мы сами не имеем денег на развитие. Тут должен быть совместный проект с РТРСом: они находят деньги на реконструкцию, а мы уже загружаем передатчики.

Т/С: Как переход с аналогового вещания на цифровое может изменить контент?

Р. Стависская: Мы в какой-то момент рассматривали возможность использования DAB-формата. Тогда мы в первую очередь искали ответ на вопрос: чем новый формат может привлечь потребителя? И мы поняли, что в этом случае для привлечения потребителя новым форматом нужен новый контент.

Что касается DRM, тот здесь потребителя привлечет изменившееся качество старого контента, а не новый контент. Новое качество дает новые возможности иновещателям. Иновещание — это в основном информационное вещание, и мы в своих программах не так много предлагаем качественной музыки или каких-либо художественных программ. Но DRM дает нам возможность, в частности, кроме интересного информационного продукта, подать еще и интересные культурно-развлекательные программы.

С 15-го июля прошлого года мы начали вещать так называемое "Русское международное радио". Это информационно-музыкальная программа. Она ориентирована на новую волну слушателей — на более молодую аудиторию. Это наш обычный информационный продукт, но с большим уклоном в развлекательную область.

Сейчас мы эту программу запускаем только на средневолновые и FM-передатчики, потому что нет смысла запускать ее в КВ, разве что в Америку, ведь у нас там нет других возможностей.

Передача идет в стерео режиме, потому что у нас аналоговый сигнал, а качество должно быть на уровне. По этой же причине мы сейчас работаем и над своими студиями, которые потом подойдут и для цифрового вещания. Если у нас студии останутся старые, аналоговые, со старыми пультами, мы ничего не добьемся. Одна студия уже есть, и мы готовим и следующие, которые постепенно будем вводить в строй.

Итак, первыми серьезное внимание на цифровое радиовещание обратила станция, которая вещает за рубеж. Это понятно, поскольку она испытывает гораздо более серьезное конкурентное давление со стороны других радиостанций. Наверное, хотелось бы, чтобы положительный опыт "Голоса России" привлек других вещателей, работающих уже на внутреннем рынке. Автор на личном опыте убедился, что не хватает чего-то радиоговорящего, как только выезжаешь за пределы FM-вещания. А хрипы и свисты средневолновых станций не радуют избалованного слушателя.



 
Теле-Спутник Июль 2004
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт