8Встречи с интересными людьми

оглавление | в архив | следующая статья



Александр Орджоникидзе: "Все определяет экономическая целесообразность"


Александр Орджоникидзе Теле-Спутник - 6(104) Июнь 2004 г.


Александр Орджоникидзе

В прошлом году спутниковую телекомпанию "НТВ-Плюс" возглавил Александр Сергеевич ОРДЖОНИКИДЗЕ. В результате его энергичных действий число абонентов российской цифровой платформы выросло почти вдвое. И, как он сам считает, это не предел. Новые подходы к вопросам менеджмента в области продаж телевизионного контента уже приносят свои плоды: об НТВ-Плюс и платном телевидении вновь заговорили на улицах.

"Теле-Спутник": Насколько я знаю, Александр Сергеевич, Ваша специальность не имеет непосредственного отношения к телекоммуникациям.

Александр Орджоникидзе: Совершенно верно. Я закончил в 1991-ом году Институт международных отношений по специальности "международные отношения". При МГИМО же на последнем курсе прошел и бизнес-школу. До 2000-го года работал в иностранных компаниях, в основном, связанных с нефтегазовым сектором. Занимался и развитием бизнеса, и маркетингом, и PR, и продажами и т.д. Успел поработать в различных направлениях. В 2000-ом году мне предложили перейти в российскую компанию "Норильск-Газпром", и я согласился. Проработал 3 года. Пришел туда на должность директора департамента по PR и маркетингу, потом стал первым заместителем, а впоследствии и генеральным директором. В прошлом году получил предложение возглавить телекомпанию "НТВ-Плюс".

Т/С: Это предложение Вас чем-то "зацепило", привлекло? Или Вам сделали "предложение, от которого невозможно отказаться"?

А.О.: Отказаться-то как раз можно было. Вначале я, естественно, настороженно отнесся к этому предложению. Конечно, методы управления в любой компании сходны, законы бизнеса — одни, есть общие подходы. Но в любом виде деятельности, в любой компании есть своя специфика. Поэтому первоначально моя реакция была довольно-таки настороженной. Однако, когда я больше узнал об "НТВ-Плюс", об этом бизнесе, мне, честно говоря, стало интересно, и я согласился на это предложение. Это ведь не классическое эфирное телевидение, а нечто другое. Результат — "картинка" в "ящике" — один, но принципы бизнеса совершенно разные. Мне показалось, что это одно из самых перспективных направлений в сегодняшней России, которое активно развивается. И оно будет развиваться еще более динамично.

Т/С: Считается, что телекоммуникационный сектор экономики по объемам инвестиций сегодня сопоставим с нефтегазовой отраслью.

А.О.: Вполне допускаю. Хотя у них совершенно разная природа и суть, особенно в России. Я бы не хотел сравнивать эти два бизнеса, они диаметрально противоположны. Что касается телекоммуникационного бизнеса в России, да, он активно развивается. Я не могу говорить за Интернет и тому подобное, но что касается платного телевидения, то здесь перспективы огромны. По большому счету, платное телевидение в стране до сих пор на самом первоначальном этапе своего становления. То, что у нас сегодня почти 300 тысяч абонентов, а у наших коллег — кабельных операторов — чуть меньше, это только начало. В такой стране, как Россия, в течение ближайших пяти лет у оператора спутникового телевидения, т.е. у нас, должно быть от миллиона абонентов.

Т/С: Это значит, что миллион семей должны иметь соответствующий доход, чтобы установить "тарелку" в квартире или доме.

А.О.: В Великобритании население 40 миллионов, а количество абонентов платного спутникового телевидения 7 миллионов. И это логично для любого развивающегося государства. По мере этого развития будет востребована и наша услуга. В определенной мере ее можно расценивать как развлекательную, образовательную, познавательную, альтернативную. Допустим, кто-то не хочет смотреть российские новости. В этом случае у него есть возможность смотреть CNN, BBC и т.д. Кто хочет смотреть кино без рекламы, в хорошем цифровом качестве, пожалуйста, два фильмовых канала собственного производства и еще несколько зарубежных. У нас каждой теме посвящено от одного до пяти каналов. Спорта — 5 каналов. Кино — еще 5. Новостям отведено тоже 5 каналов. Наша цель — получить доход за счет того, что предоставляем услуги платного телевидения. Каждый пользователь может получить тот набор каналов, который он хочет смотреть.

Т/С: Почему существует платное телевидение?

А.О.: Потому что оно предоставляет лучшее качество телевизионного продукта, чем бесплатный эфирный канал. И очень важный факт — отсутствие рекламы. Все, что вы смотрите в эфире, перебивается рекламой каждые пять минут. Если вам это не нравится, есть альтернатива — платное телевидение. Если вам не нравится ходить в поликлинику и сидеть в очереди, заплатите, идите в частную клинику и не сидите в очереди. У вас есть выбор. Таким образом, мы одно из тех звеньев, которое дает человеку выбор. Мы отдаем себе отчет, что есть люди, которые не могут себе позволить большого выбора. Но с ростом доходов населения растут и их возможности. Наш основной конкурент — это наше российское эфирное телевидение. Оно лучшее в мире. Такого сильного спортивного и кинопоказа на эфирных бесплатных каналах нигде нет. Естественно, когда появился бесплатный эфирный "Спорт", у людей возник закономерный вопрос, зачем платить за платное телевидение? Отвечаю им заочно: за отсутствие рекламы. Кроме того, я считаю, что наши спортивные каналы лучшие.

Т/С: А если отойти от этого "лучше — хуже", сам принцип конкуренции на рынке спутникового телевидения, достаточно молодом для России и с ограниченными финансовыми возможностями населения имеет ли смысл в новой платной платформе?

А.О.: На сегодняшний день, скорее, нет. Экономического смысла в этом нет. Мы к концу года выйдем на самоокупаемость. Ее порог — 300 тысяч абонентов. В течение 2005-го года мы наберем еще примерно 100 тысяч абонентов. Я считаю и, думаю, со мной согласятся многие, работающие в этом бизнесе, что создавать еще одну спутниковую платформу в России сегодня рановато. Это требует очень больших инвестиций. А откуда появятся еще 300 тысяч абонентов? Допустим, новая компания просто поразит всех хорошим контентом. Абоненту надо купить новый приемник, чтобы перейти к другому оператору, старый при этом выкинуть, вновь заплатить за подключение, карточку...

Т/С: Удобств мало, но приемник можно было бы и оставить.

А.О.: Я полагаю, что нынешний спрос на платное ТВ не дает оснований к тому, чтобы создавать еще одну компанию. Вот и в Западной Европе, где число подписчиков непосредственного приема спутникового телевидения исчисляется миллионами, идет к тому, чтобы объединить спутниковые платформы. Это очень специфический бизнес, и нескольких игроков он не выдерживает экономически. Могут, конечно, существовать 3-4 платформы, но все они будут в убытках. Платное телевидение не является продуктом первой необходимости, без которого человек не может существовать.

Т/С: Хорошо, допустим, с платформами я погорячился. А как быть с такими конкурентами, как те же фильмовые каналы TV XXI, TV 1000, "Мировое кино", ТВ-3?

А.О.: Ни одного из них на нашей платформе нет. Наши фильмовые каналы лучше. У них концепция другая. У каждого свой контент, свой продукт. Зритель выбирает сам. Ну, сколько люди могут "переварить" киноканалов в день? У одних только нас есть такие каналы, как "Премьера", "Киноклуб", Hallmark, Romantica и т.д. Так что фильмами наш абонент обеспечен полностью. Естественно, мы рассматриваем возможности создания узконишевых каналов, типа семейного кино, комедии или боевиков. Но на сегодняшний день мы считаем наше предложение по кино и спорту достаточным.

Т/С: Вы недавно заявили, что готовите пакет предложений кабельным операторам. В этом контексте, существующие в других сетях киноканалы составят Вам конкуренцию?

А.О.: Если оператор решит купить у нас наши каналы, мы готовы к такому сотрудничеству. Мы уже ведем переговоры с несколькими компаниями платного телевидения о том, чтобы в их пакетах появились наши каналы. Но в этом должна быть экономическая целесообразность. Те наши каналы, которые появятся в кабельных сетях, будут стоить столько же, сколько и для наших подписчиков. Ценовая политика — наше условие. Может так оказаться, что у кого-то на платформе будут каналы "Премьера" и "Киноклуб", которые делает "НТВ-Плюс" и одновременно - TV 1000 и ТВ XXI. Нас это нисколько не смущает. Зритель сам сделает свой выбор.

Т/С: Вы не встретили никакого сопротивления Вашим новым стратегиям внутри холдинга? Например, при принятии решения продавать контент кабельным операторам? Ведь в "НТВ-Плюс" всегда была жесткая позиция по этому поводу.

А.О.: На разных этапах развития приемлемы разные направления. Даже год назад те же кабельные операторы не были такими, как сейчас. Они очень динамично и активно развиваются. И, если наши интересы сегодня совпадают, мы договариваемся по всем финансовым условиям. Те абоненты, которые есть в кабельной сети, у нее и останутся. Тонкость платного телевидения заключается в том, что если ты уже "взял" абонента, то на 90 процентов он не перейдет к другому оператору. Он может отключиться, перестать смотреть. Но чтобы перейти к другому оператору...

Т/С: Неизвестное пугает?

А.О.: Для того, чтобы перейти к другому оператору, нужно понести еще раз столько же расходов. Поэтому, кто взял абонента, тот его и держит. Поэтому BskyB в Великобритании для привлечения абонентов бесплатно раздавала оборудование для приема.

Т/С: Раздавать оборудование бесплатно Вы пока не собираетесь?

А.О.: Пока мы для этого не созрели. Но в перспективе такую возможность не исключаю.

Т/С: Как влияют учредители компании на работу менеджмента, на Вас?

А.О.: Акционеры ставят менеджменту задачи, а менеджмент их реализуют.

Т/С: Ставят глобальные задачи или до мелочей?

А.О.: И так и так. Утверждается стратегия развития как краткосрочная, так и долгосрочная. И на год и на три года. Рассматривается и принимается бюджет. И в рамках того, что утверждено, менеджмент работает. Если требуется внести какие-то сильные изменения в новый проект, конечно, совет директоров принимает оперативные решения. Я считаю, что это правильно. Бывают акционеры, которые ничем не интересуются. Но в нашем случае это не так, наш акционер активно интересуется бизнесом и его результатами. В конечном итоге, менеджмент является исполнителем воли акционера и задач, которые он ставит.

Т/С: Пакеты НТВ-Плюс интересны не только в России. Обсуждается ли перспектива распространения прав на трансляцию за пределами страны?

А.О.: Мы об этом думаем. Но на сегодняшний день считаем, что пока экономической целесообразности в этом нет. Планируя предоставлять услуги в странах СНГ, мы должны понести много расходов: платить налоги, организовать там офис, центр абонентского обслуживания. А то количество абонентов, которое потенциально мы можем привлечь в этих странах, пока еще не слишком велико. Как только мы поймем, что число этих абонентов покроет наши расходы, появится экономическая целесообразность выхода на рынки стран СНГ.

Т/С: Какими Вы видите перспективы развития компании?

А.О.: До конца года мы планируем выйти на самоокупаемость и, начиная с 2005-го года, получать прибыль. Исследования показывают, что потенциал для активного развития сегмента спутникового телевидения в настоящий момент сосредоточен именно в регионах. Относительно контента, в перспективе мы планируем расширить собственную платформу за счет появления новых каналов: сначала путем увеличения количества премиальных, а потом возможен вариант покупки готовых каналов или их производства на языках стран СНГ.

Кроме того, рассматривается возможность "специализации", то есть создания "узконишевых" каналов — канал юмора, канал охоты, рыбалки. Ориентировочное время реализации намеченных планов — ближайшие три года.

Т/С: А что с таким очень спорным вопросом, как интерактивное телевидение?

А.О.: Вы справедливо отметили: очень спорный вопрос. Прежде всего, это pay per view. Вы заказываете фильм и смотрите в любое удобное для вас время. Наши технологии позволяют это ввести. Как только проект будет экономически эффективен, мы запустим его.

Т/С: Как Вы, поставщик и производитель телевизионного контента, прокомментируете жалобы операторов на нехватку контента?

А.О.: Российского контента, действительно, мало. Хотя мы за последнее время ввели на нашу платформу четыре канала российского производства. Западных каналов в нашей платформе много. Набирать больше — нет смысла. Мы хотим, чтобы у нас появлялись именно российские каналы, ориентированные на российскую аудиторию. Они более понятны людям и интересны. Вот мы ввели Rambler-ТВ, ТДК, РБК-ТВ и "Из рук в руки". Все каналы разные по содержанию, у них разная целевая аудитория, но каждый интересен по-своему. Мы готовы рассматривать возможности появления новых каналов на нашей платформе. Но пока предложений не очень много. Также на НТВ-Плюс есть пять каналов собственного производства.

Т/С: А что Вы сами смотрите по телевизору, если Вам это удается?

А.О.: В выходные могу посмотреть один-два фильма. А по будням - обязательно новости, может быть, интересные спортивные события. Спорт я люблю.

Т/С: Спрашивать, на каких каналах Вы это смотрите, бессмысленно? Новости — по НТВ, спорт и кино — по НТВ-Плюс.

А.О.: В принципе, да. Это уже входит в привычку. Мое "телесмотрение" заключается в "пролистывании" того, что идет на нашей платформе. Что касается новостей, то для того, чтобы быть в курсе событий, смотрю выпуски тогда, когда находится для этого время. Поэтому если в 8 вечера, то по РТР, в 9 — по "Первому", а в 10 — по НТВ. К сожалению, здесь выбирать не приходится.

Т/С: Успехов Вам и Вашей компании.

Беседовал Роман МАГРАДЗЕ.
Фото Максима МИРОШНИКОВА.



 
Теле-Спутник Июнь 2004
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт