22Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Круглый стол РТРС: планы создания российской телевизионной мегасети


В. Колюбакин Теле-Спутник - 4(102) Апрель 2004 г.


pi\Любая компания, самая успешная, хочет побыть монополией. brПока мы немножечко монополия, надо быстро что-то сделать\.brГ.И. Скляр/ipfont size=\+1\emФедеральное унитарное предприятие Российская телевизионная и радиовещательная сеть было образовано в августе 2001-го г. указом президента Российской Федерации. Задачей нового предприятия стало обеспечение теле- и радиосигналом каждого жителя страны. Предприятию были переданы все региональные РТПЦ и вручены довольно большие полномочия. /em/fontpПоявление новой государственной структуры внесло довольно серьезные изменения в российский коммуникационный рынок. И государственные предприятия и коммерческие операторы были вынуждены считаться с РТРС. pВсех интересовало, какие пути решения действительно очень сложной задачи видит РТРС, какие шаги предприятие намерено предпринять? Все ждали обнародования какой-то программы действия. pПервый раз планы РТРС были обнародованы на конференции в Дубне в 2002-ом г. Генеральный директор ФГУП РТРС Геннадий Иванович Скляр тогда достаточно недвусмысленно обозначил свою позицию: \РТРС является монополией, без ее участия ничего в сфере телерадиовещания происходить не будет. Не только потому, что практически все телевизионные передатчики находятся у нас, не только потому, что сети доставки находятся у нас, но и потому, что мы четко знаем главное поручение, которое нам дал президент: создание единого производственно-технологического комплекса трансляции телерадиосигнала. Поэтому я хотел бы сказать авторам всех тех интересных проектов, которые делали сегодня доклады: чем быстрее они поймут, что надо очень тесно взаимодействовать с нами, тем успешней будут эти проекты\. ptable border=0 cellpadding=5 cellspacing=5 width=370 align=\left\trtdimg src=\../../../images/n102/rtrs01.gif\ width=350 height=221 border=1 alt=\ \/td/trtrtdfont size=1Открытие круглого стола РТРС. В.Г. Маковеев, Г.И. Скляр, С.И. Буняев/font/td/tr/tablepИменно тогда были обозначены основные направления деятельности на ближайшее будущее: перевод телевещания на цифровой формат и доведение теле- и радиосигнала до каждого жителя страны. Надо сказать, что в технической части на тот момент ясности не было. Например, Геннадий Иванович много говорил о программе цифровизации релейных линий передач, что было воспринято несколько недоуменно. pПо прошествии двух с небольшим лет на конференции CSTB 2004 РТРС проводило свой круглый стол. На нем была обнародована уже довольно четкая программа работы предприятия. pИтак, прежде всего, РТРС считает, что на данный момент телерадиовещание в стране развивается экстенсивным путем на основе системных решений двадцатилетней давности, что приводит индустрию в тупик и ставит под сомнение возможность дальнейшего развития. pБыли приведены следующие цифры: охват населения Российской Федерации телевизионными каналами составляет: 1 программой — 98,3 %, 2 программами — 96,2 %, 3 программами — 73,2 %, 4 программами — 56,1 % и 5 программами — 33,0 %. И это притом, что в России в настоящее время уже успешно действуют около 900 телевизионных вещательных компаний (20% государственных, 80% негосударственных) и более 500 радиовещательных станций (27% государственных 73% коммерческих). При этом 81% населения получает программы посредством эфирного телевещания, 18,5% — через кабельные сети, 0,5% — непосредственно через спутник. Особое внимание было обращено на то, что около 80% эфирных передатчиков уже выработали свой ресурс. Один из выходов — модернизация РТПЦ с переходом на цифровое эфирное телевещание. Но позиция РТРС в этом вопросе такова: \Это всего лишь облегчит существующее положение дел, но не изменит его принципиальным образом\. pИ здесь РТРС предлагает обратить внимание на региональные кабельные сети, утверждая, что главным тормозом на пути их дальнейшего развития является отсутствие в стране развитой системы доступа с мест к качественному многопрограммному контенту. pПрограмма технической реконструкции, предложенная РТРС, предполагает создание единого производственно-технического комплекса для решения следующих задач: pi- получение программ по наземным и спутниковым каналам связи от вещателей и производителей контента; p- коммутация и технический контроль качества телерадиопрограмм; p- архивирование, выдача телерадиопрограмм из архива по запросам; p- распределение телерадиопрограмм по наземным и спутниковым каналам связи до региональных операторов. p/iНо самым интересным было заявление о том, что основной упор в реализации этой программы будет сделан на волоконно-оптические магистральные линии связи, а спутниковому сегменту отводится вспомогательная роль. В качестве основной магистральной сети предполагается использовать наземную сеть МПС, которая тянется на 45 тыс. километров и охватывает около 70-80% населения. На основе этой сети планируется создать телерадиовещательную магистраль \Единая Россия\и транслировать через нее программы всех зарегистрированных телерадиокомпаний Российской Федерации. Таким образом, на долю спутникового сегмента отводятся оставшиеся 20-30% и задачи резервирования. pСоздание подобной сети позволит, по мнению РТРС, серьезно удешевить доставку сигнала потребителю, создать в России новый рынок мультимедийного контента, вывести телерадиовещательную индустрию на качественно новый уровень. pВ качестве первого этапа реализуемого проекта РТРС создает опытную зону цифрового телевизионного вещания, в которую планируется включить следующие города: Санкт-Петербург, Краснодар, Самару, Калугу, Новосибирск, Хабаровск, Волгоград, Воронеж, Нижний Новгород и Челябинск. Вещание будет осуществляться на базе IP-сети, в рамках выделенной частной волоконно-оптической сети ТрансТелеКома. pНе остались без внимания РТРС и российские коммуникационные спутники. pВо-первых, было сказано, что спутники, эксплуатируемые ГП КС, \мало отвечают нуждам современного российского телерадиовещания\и \создавались без учета конкретных требований ФГУП РТРС и конечного телезрителя, характеризуются высокой себестоимостью предоставляемых на их основе спутниковых каналов связи\. Также было сказано, что модернизация спутниковой группировки проводится в отрыве от реальных задач. В качестве главного недостатка \Концепции развития спутниковой группировки до 2015 г.\указан тот факт, что Концепция не учитывает те самые 45 тысяч километров оптоволокна, на которые рассчитывает РТРС в реализации своих планов. Поэтому РТРС разработала свою концепцию создания спутниковой группировки \Единая Россия\, которая должна состоять из двух небольших (и, как было отмечено, дешевых) спутников, дополняющих наземную сеть, оптимизированных под задачи РТРС, с общей пропускной способностью не более 400 Мбит/с. Для охвата двумя спутниками всей территории России их предполагается разместить в орбитальных позициях, равноудаленных на восток и запад от точки 90°в.д. Требования к спутнику выдвигаются следующие: масса — не более 900 кг, количество транспондеров — не более 10 (36 МГц эквивалент), срок службы — 15 лет, рабочий диапазон — С, наличие системы бортовой обработки сигнала аналогичное SkyPlex. pПодобным комбинированием предполагается снизить стоимость спутниковой трансляции в 3-4 раза, а общую — в 2. SkyPlex предполагается использовать для замешивания в цифровой поток региональных телепрограмм. pПро спутниковый сегмент в дальнейшем последовало уточнение: модернизация космического сегмента не всегда согласовывается с модернизацией земного сегмента. То есть, отрасль видится РТРС разобщенной: спутниковые операторы работают по своему сценарию, магистральные — по своему. И свою задачу предприятие РТРС видит, прежде всего, в общей координации и создании единого производственно-технологического комплекса. Создание единого комплекса также должно решить и проблему устранения цифрового неравенства и всеобщего внедрения универсальной услуги. pbiКабельные операторы РТРС поддерживают /ipЮ.И.Припачкин,/bпредседатель АКТР: \РТРС занялась ключевой проблемой интеграции регионов. Нам нужно увязать все сети на местах в единую инфраструктуру в российских масштабах. Это и есть ключевая роль РТРС. pМы считаем, что кабельные операторы только выиграют от этого, и ждем, когда РТРС решит эту задачу, для чего у них есть все возможности\. pНо у некоторых операторов выступление РТРС вызвало опасения, которые Геннадий Иванович постарался развеять: \Что сегодня есть у РТРС? Эфирные телераспределительные сети. Мы говорим, что будущее за кабельными сетями, но эти сети не наши. Мы не собираемся захватывать кабельные сети. Мы должны построить свою такую сеть, чтобы она была востребована кабельными операторами и конечными потребителями. Тогда она будет эффективно работающей. pМы открыто объявляем о своих планах в этой сфере. Если кто-то будет делать то же самое лучше нас — посмотрим. Это не будет монополия. Более того, с нашим вступлением в ВТО на рынок придут и другие игроки, и мы считаем, что должны встретить этих новых игроков во всеоружии\. pbС.И. Буняев/b (директор Федерального центра распределения телерадиопрограмм): \Мы считаем, что чем больше будет конкурентов, тем лучше. Но у РТРС есть одно преимущество: у РТРС есть сеть филиалов. В каждом городе есть наши филиалы. Мы собираемся их использовать для мультикастовой раздачи контента. Другим компаниям это технически тяжело сделать\. pКонцепция развития сети, излагаемая РТРС на круглом столе в рамках CSTB 2004, приобрела более или менее ясные очертания. Однако остался ряд вопросов по конкретным воплощениям концепции. Ответы на вопросы несколько уточнили, как же видит РТРС свою гиперсеть. pbС.И. Буняев:/b \Мы считаем, что в телевизионный приемник ничего не надо подавать. Как сегодня идет подача программ в кабельные сети? Все 15-20 или даже 70 каналов одновременно идут в телевизионный приемник. А я считаю, что должно быть иначе: должен быть какой-нибудь управляющий сервер, районный, охватывающий несколько домов. На этот сервер приходит 1000 каналов, и пользователь, используя пульт телевизора, выбирает то, что ему нужно. Дайте возможность выбора пользователю, не навязывайте ему свой выбор. Я считаю, что в ближайшие годы мы построим новую систему продаж телеканалов. Уйдет из лексикона \основной пакет\, \элитный пакет\ - не будет этого. Будущее наше заключается в следующем: пользователю будет предоставлена 1000 каналов, он будет галочкой выбирать то, что хочет увидеть. Как это организовать, мы как раз думаем\. pПримерные потребительские цены тоже были рассчитаны. pbС.И. Буняев:/b \Наши предварительные экономические расчеты показывали от 100 до 150 рублей в месяц для абонента. Это 50 каналов ТВ, круглосуточный Интернет, это Видео-по-запросу, IP-телефония и многое другое\. pНа вопрос, что же происходит с цифровизацией релейных линий, Геннадий Иванович ответил: \Мы стоим перед очень непростой задачей — избавиться от аналоговых релеек, об этом все в стране мечтают. Но если говорить об их цифровизации, то надо все просчитать. Я думаю, что в каких-то сегментах мы релейки будем использовать еще достаточно долго. Поэтому их надо переводить на цифровой стандарт\. pНа круглом столе РТРС сотрудником ЮнескоbЗигмундом Генриховичем Юшкявичусом/bбыла затронута и весьма важная тема: как использовать возможности той системы, которую создает РТРС. Надо сказать, что затронутые г-ном Юшкявичусом проблемы были скорее гуманитарного, нежели технического плана, что в выгодном свете оттенило некоторую однобокость чисто технической дискуссии. p\Что нужно для российского государства и российского общества? Например, у Китая есть несколько образовательных программ. Они знают, что эти образовательные программы им нужны. Нужно ли нам это, или мы хотим только зарабатывать деньги? pЧто касается проекта, о котором говорилось, я считаю, что уже давно назрела необходимость в проекте, который позволил бы предоставить российским жителям телевизионные и радиопрограммы. Но, конечно же, надо помнить, что техника — это только средство. Оно, если говорить об информационном обществе, та энергия, которая сейчас в мире существует, ее можно сравнить с атомной энергией. И так же, как атомная энергия, она может быть использована на добро или на зло. pВы создадите систему, и это очень хорошо. И вы правильно говорили, что очень важна проблема содержания. Телевизионные и радиопрограммы будут отвечать за образовательный и культурный потенциал нации, за состояние общества. Поэтому я полагаю, что о том проекте, о котором вы рассказали, обязательно должны знать социологи и политологи, которые сейчас будут готовить программу и делать наказ новому президенту. У общества появляется новая возможность влиять на все пласты и слои населения. pКогда появился Интернет, все говорили о том, что исчезнут все языки, кроме английского, потому что 90% Интернета было на английском. Сегодня доля англоязычного Интернета — только 35%. Так же, как печатный станок покончил с монополией греческого и латинского языка в искусстве и науке, способствовал развитию национальных языков и культур, телевидение, радио и Интернет способствуют развитию каждой национальной культуры. Но существует опасность появления национальных и религиозных гетто. Появляется опасность развития самодостаточных обществ. Поэтому проект имеет чрезвычайную важность. Но я хочу, чтобы ажиотаж вокруг вопроса \как заработать\ (хотя этот вопрос обязательно нужно задавать) не похоронил важную истину: не все можно коммерциализировать. Мы же не коммерциализируем милицию, а когда она коммерциализируется, мы все оказываемся в накладе. Необходимо, чтобы создание всей этой системы обязательно учитывало интересы многонационального народа России. pИтак, РТРС обнародовала свои планы. Скажу честно, во многом они оказались удивительными и даже шокирующими, например, упрек операторам связи и Минсвязи в том, что современные российские коммуникационные спутники не отвечают реальным требованиям индустрии. Я уверен, что это заявление сейчас серьезно осмысливают и в ГП КС, Газкоме и НИИ Радио. Выделение отдельных малых спутников только для телевещания — тоже вариант, требующий тщательной проработки, особенно в области надежности и организации зонового вещания. Применение системы аналогичной SkyPlex на малых спутниках — тоже пока не опробованная технология, поскольку подобный блок требует ресурсов (по весу и электропотреблению), примерно, как два стандартных (36 Мгц) транспондера. pНо возможно, что именно гармоничное сочетание возможностей спутниковой передачи и емкости оптиковолоконных линий МПС действительно позволит серьезно снизить стоимость теле- и радиотрансляции и решить проблему доведения федерального пакета (как минимум) до каждого жителя, независимо от места проживания и дохода.


 
Теле-Спутник Апрель 2004
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт