34Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Универсальная услуга


В.Колюбакин Теле-Спутник - 3(101) Март 2004 г.


Если говорить банальные вещи, то любой оператор стремится извлечь из своей сети максимум прибыли. При этом понятно, что любой сервис в первую очередь развивается в тех регионах, где максимально плотно проживает самая платежеспособная часть населения. Программа "универсальная услуга" ставит своей целью обеспечить необходимый минимум коммуникационных услуг "малоплатежеспособному" населению, проживающему в регионах с неразвитой инфокоммуникационной структурой. Не так давно программу универсальной услуги начали реализовывать в России. Пока механизмы реализации — в основном правовые и финансовые — и облик этой услуги не отработаны. В мире, в разных странах, эта программа реализуется уже достаточно давно. При этом и механизмы реализации и облик услуги прописаны в основополагающих документах. В новом законе РФ "О связи" есть упоминание универсальной услуги, но достаточно неконкретное. Всю конкретику предполагается вносить на уровне подзаконных актов и дополнений к закону.

Итак, универсальная услуга требует новых методов финансирования, методов, которые являются конкурентно нейтральными, прозрачными, не дискриминационными и эффективными по затратам.

В США это общепринятое понятие универсальной услуги таково: все домашние хозяйства нации должны иметь доступ к телефонной сети. Определение ITU аналогично: телефонный аппарат в каждом доме. До недавнего времени универсальная услуга определялась как телефон в пределах некоторого приемлемого расстояния для всех и каждого.

В 1997-ом году "Соглашение..." Всемирной торговой организации (WTO) определило минимальный комплект принципов, которому должны следовать стороны, подписавшие этот документ при разработке методик универсального обслуживания:

  • прозрачность,
  • отсутствие дискриминации,
  • конкурентоспособный нейтралитет,
  • необременительная заявка.

В "Законе о телекоммуникациях" от 1996-го года Конгресс США обязал FCC реформировать методики универсального обслуживания, которые должны быть совместимыми с законом ВТО о коммуникациях. К тому же методики универсальной услуги не должны нарушать принципов свободной конкуренции и должны гарантировать качество услуги по обоснованным, умеренным и допустимым тарифам.

Прозрачность

Все протоколы, положения, документы и информация, управляющие сбором и распределением вспомогательных финансовых фондов универсального обслуживания, делаются доступными для широкой публики. Участие общественности в принятии решений разрешается и поощряется.

Предоставление универсальной услуги должно поддерживаться достаточно большим классом провайдеров телекоммуникационных услуг и не накладывать чрезмерного бремени на провайдера отдельной услуги или на класс провайдеров услуг. Административные затраты в механизмах универсального обслуживания являются умеренными.

Обоснованные и умеренные тарифы

Обычно считается, что тарифы являются обоснованными и умеренными, если они базируются на стоимости.

Допустимые (по средствам) тарифы

Тарифы не налагают чрезмерное бремя на бюджет клиента. Факторы, используемые для определения допустимости, включают данное число подписчиков в конкретном местоположении, доход на душу населения на локальном или региональном уровне (диспропорции на национальном уровне могут представить национальные средние величины непригодными для использования) и границы зоны локального телефонного вызова.

Финансирование универсального обслуживания

Многие страны обеспечивали допустимые тарифы и поддерживали универсальное обслуживание методом перекрестного субсидирования. Суть перекрестного субсидирования состоит в том, что локальный звонок субсидируется за счет междугороднего или международного. Это означает, что тарифы на междугородние и международные звонки оценивались значительно выше их себестоимости, чтобы получить некоторую дотацию, используемую для поддержания на низком уровне локальных тарифов. Однако в конкурентной среде перекрестное субсидирование является неэффективным, так как рынок заставляет понижать давление на тарифы, которые оцениваются значительно выше себестоимости.

Некоторые правительства ассигнуют часть своих общих годовых доходов в фонд универсального обслуживания. Обычно эти доходы повышались за счет налогов, тарифов или других подобных механизмов. Хотя этот метод предоставления финансирования является прозрачным, ясным и сокращает экономические искажения, он не всегда собирает достаточные денежные средства или получает соответствующую политическую поддержку.

Доходы от приватизации, лицензирования и аукционов

Если сумма собранных доходов является достаточно большой, то регулирующие органы могут ассигновать средства, полученные от приватизации, лицензирования, сборов с конкурсов на использование частотного диапазон в кредитный фонд универсального обслуживания и использовать это капиталовложение для поддержки программ универсального обслуживания. Эта форма финансирования может сделать возможной реализацию достаточно прозрачного, ясного, нацеленного и необременительного механизма финансирования универсального обслуживания. Одно из главных затруднений этого метода заключается в том, что подобные средства бывает трудно направить именно на решение задачи универсального обслуживания, а не для других правительственных задач, пусть и достойных, но не имеющих отношения к телекоммуникациям.

Взносы от телекоммуникационных компаний

В некоторых странах регулирующие органы облагают специальным налогом доходы телекоммуникационных компаний. Этот налог зажат с двух сторон: с одной стороны, он не должен сильно мутить рынок и быть непосильным для операторов, с другой — обеспечивать предоставление универсальной услуги. Хорошо разработанный налоговый механизм может повысить доходы в том случае, если он является не дискриминационным, необременительным, технологически и конкурентно нейтральным. Плохо разработанный налоговый механизм может создать существенные рыночные искажения, барьеры на входе новых компаний и /или оказывать предпочтение какой-то конкретной компании, технологии или услуге.

Уплата международных расчетов

Регулирующие органы и носители в некоторых странах используют часть сумм, полученных по международным расчетам, для финансирования универсального обслуживания и универсального доступа. Во многих случаях не разработаны механизмы, которые гарантируют, что эти суммы действительно используются для того, чтобы финансировать универсальное обслуживание. Финансирование универсального обслуживания на основе международных расчетов создает некоторый стимул для поддержания высоких финансирующих тарифов. В конечном счете, эта форма субсидирования будет поощрять концентрацию потока связи (трафика) через страны, с которыми данная страна назначения имеет низкие финансирующие тарифы. По этим причинам зависимость от международных расчетов для поддержания универсального обслуживания будет становиться все более рискованной.

Опыт США

Все телекоммуникационные операторы должны жертвовать деньги на финансирование универсального обслуживания. Интернет-провайдеры, провайдеры любых мультимедийных услуг и кабельные компании не делают вклада в механизмы поддержки универсального обслуживания, если они не предоставляют телекоммуникационные услуги, связывающие отдельные штаты.

От операторов, которые предоставляют только услуги международных телекоммуникаций, не требуют способствовать универсальному обслуживанию. Только в том случае, если международный оператор также предоставляет домашние, связывающие штаты услуги, от него должны потребовать внести вклад в универсальное обслуживание.

Обычно фонды универсального обслуживания распределяются специально выбранной (или назначенной) организацией — администратором универсального обслуживания. Распределяются фонды на конкурсной основе. То есть, как обычно: операторы подают заявки, комиссия их рассматривает и выбирает проект, предлагающий наиболее дешевый вариант, которому и достается финансирование. Кроме того, администратор универсального обслуживания может распределять денежные средства для проектов через дотации и ссуды. То есть, если администратор универсальной услуги принимает решение о том, что какой-нибудь оператор наиболее оптимально предоставляет (или может предоставлять) универсальную услугу, то в его компетенции принять единоличное решение об ассигновании средств определенному оператору.

Другой метод распределения средств заключается в том, чтобы отдавать фонды универсального обслуживания непосредственно конечным пользователям. Администратор средств универсального обслуживания должен решить, отдать ли фонды всем конечным пользователям или какой-то особой группе. Например, некоторые программы универсального обслуживания предоставляют фонды только тем пользователям, которые проживают в областях с высоким уровнем расходов, или только пользователям с низким уровнем доходов.

Администраторы также должны решить, как фонды будут распределяться целевым получателям. Например, фонды могут предоставляться получателям косвенно, через операторов (в виде скидок), налоговых скидок, специальных тарифов или просто телефонных карт, распределяемых государственной службой.

В США администратором универсального обслуживания является Независимая, неправительственная организация Административная корпорация универсального обслуживания (USAC). Она координирует создание сетей в районах с высокой стоимостью проживания и низким уровнем доходов. Также в ведении USAC находится обеспечение школ, библиотек и медицинских учреждений коммуникационными услугами в минимально требуемом объеме.

С тем, чтобы получить поддержку USAC, оператор, определенный специальной комиссией как претендент на оказание универсальной услуги, должен предложить по всему региону, предназначенному для обслуживания, все услуги, перечисленные в определении "Закона об универсальном обслуживании". Предложение услуги должно осуществляться на базе тех емкостей и аппаратуры, которые находятся в распоряжении оператора. Также в США принято, что оператор обязательно должен оповестить всех жителей региона о том, что он предоставляет услуги по программе универсального обслуживания. И информация об универсальной услуге должна быть доступна.

Поддержка для сельских, островных районов и районов с высокой стоимостью проживания в США

Сельский оператор определяется как оператор, район действия которого не включает города с населением в 10000 человек и более или любой урбанизированный район, такой оператор предоставляет обслуживание менее чем 50000 линиям доступа; а тот оператор, который предоставляет обслуживание в любом исследуемом районе с числом линий доступа менее 100000; или тот, у которого менее 15% линий доступа находится в городах, насчитывающих более 50000 жителей. Деревенские носители продолжают получать универсальное обслуживание на основе своих вложенных затрат. FCC приступила к новому рассмотрению (оно должно быть закончено в ближайшем будущем), сосредоточив внимание на стоимостных проблемах деревенских операторов.

Поддержка для клиентов с низким уровнем доходов в США

В США принята программа Lifeline (Спасательный трос) для того, чтобы категория людей, определенная как малоимущие, могла пользоваться коммуникационными услугами. Таким образом, операторы, предоставляющие универсальную услугу, обязаны поддерживать программу Lifeline. Также существует программа, в рамках которой пользователи с низким уровнем дохода могут единовременно получить средства на подключение к тому или иному сервису.

Поддержка для школ и библиотек в США

Богатые школы и библиотеки могут покупать любые коммерчески доступные телекоммуникационные услуги, внутренние соединения между классными помещениями и доступ в интернет с некоторой скидкой. Более высокие скидки доступны для бедных школ, библиотек и тех организаций, которые расположены в деревенских районах. Интернет-доступ означает базовый канальный доступ школы или библиотеки в магистральную сеть. Он включает линию связи от школы или библиотеки к провайдеру Интренет-услуг, так же как и услуги электронной почты.

Суммарные расходы для поддержки универсального обслуживания в школах и библиотеках превысили 1,925 млрд долларов 30-го июня 1998-го года, хотя все фонды не оплачивались из государственных средств, в некотором данном году они могут быть перенесены в другую графу и оплачены в последующие годы.

Поддержка провайдерами медицинских услуг в США

Приблизительно 9600 провайдеров медицинских услуг в сельских районах США являются подходящими для получения телекоммуникационных услуг, поддерживаемых фондами универсального обслуживания. В число подходящих провайдеров медицинских услуг включаются клиники при медицинских высших учебных заведениях, медицинские школы, общественные медицинские центры, медицинские центры переселенцев, психиатрические лечебницы, бездоходные госпитали, локальные департаменты здравоохранения, сельские медицинские клиники и консорциумы или ассоциации всех этих перечисленных (внесенных в список) провайдеров. Поддержка предоставляется для дистанционных расходов между данным сельским провайдером медицинских услуг и ближайшим большим городом, имеющим население от 50000 человек или более.

Операторы, предоставляющие обслуживание подходящим провайдерам медицинских услуг, получают разницу между сельским и городским тарифами. Поэтому сельский провайдер медицинских услуг платит не более стоимости наивысшего облагаемого пошлиной или публично доступного тарифа в ближайшем большом городе. Поддержка предоставляется сельским провайдерам медицинских услуг для пользования телекоммуникационными услугами, имеющими скорости передачи выше уровня T-1 (1,544 Мбит/с).

В свое время, лет двадцать назад, в Советском Союзе пытались раскрутить программу, которую иногда еще называли "телефон в каждый чум". Были созданы намеки проекта сверхтяжелой коммуникационной платформы, выводить которую намеревались ракетой "Энергия". По ряду разных причин проект толком не дошел даже до стадии эскизного проектирвоания. И всеобщая телефонизация отошла даже не на второй, а на пятый-десятый план.

Сейчас мы пытаемся строить цивилизованное общество (по крайней мере, мне лично хочется на это надеяться), а в современном мире цивилизация — это информация. И сложно претендовать на звание цивилизованной страны, имея 54 тысячи нетелефонизированных населенных пунктов.

К сегодняшнему дню можно сказать, что возникли условия для решения этой проблемы. Во-первых, готовится к запуску серия коммуникационных спутников нового поколения, позволяющих строить коммуникационные сети со сравнительно низкой стоимостью земного сегмента. Во-вторых, упрощается процедура регистрации и допуска к работе малых спутниковых станций типа VSAT, что тоже является неплохой предпосылкой к решению проблемы. Например, не так давно именно при помощи VSAT-технологии была решена аналогичная проблема в Перу. И в-третьих, как руководящие и регулирующие организации, так и операторы всерьез обратили внимание на эту проблему. И в итоге, возник термин "универсальная услуга". Что это такое, никто пока толком не знает: четкого определения нет. (К слову, уже никто не говорит об одной телефонизации: современные тенденции показывают, что гораздо рентабельнее организовывать сразу предоставление целого пакета услуг.) Это понятие пока не прописано ни в одном из нормативных документов. Предполагается, что к моменту выдачи операторам заказов это понятие будет описано в подзаконных актах. Пока же "универсальная услуга" описывается примерно как "два телефонных канала и канал интернет-доступа в удаленном населенном пункте с низкой платежеспособностью населения". Не очень понятно, как и кто будет оплачивать эту явно нерентабельную услугу. Пока все склоняются к тому, что необходимо создать фонд, который будет пополняться за счет налога на операторов. У этого пути финансирования есть достаточно много противников, и, как не трудно догадаться, большинство из них — операторы, которые не хотят платить дополнительный налог.

Тем не менее, разработка концепции развития спутниковой связи на 2006 — 2015 г.г. идет явно с учетом удовлетворения минимальных потребностей населения в услугах связи.

В России предстоящее десятилетие обещает быть периодом интенсивного развития спутниковой связи. Для этого имеются объективные предпосылки: мировые тенденции, заключающиеся в росте числа спутников на ГСО, росте числа транспондеров на одном космическом аппарате (КА), улучшении удельных массогабаритных и технико-экономических показателей; наличие достаточного орбитально-частотного ресурса: на восемнадцати орбитальных позициях общий ресурс составляет около 33 тысяч мегагерц как в С, так и в Ku-диапазоне. То есть, ресурс для осуществления программы универсальной услуги в России есть, дело за отработкой правовых и финансовых механизмов.



 
Теле-Спутник Март 2004
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт