56Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Экспресс-АМ22


В. Колюбакин Теле-Спутник - 2(100) Февраль 2004 г.


Так получилось, что конец прошлого — 2003-го — года был весьма насыщен событиями, причем событиями, ведущими к серьезному изменению в индустрии российской спутниковой связи. Одно из этих событий пришлось практически на самый конец года — 29-го октября с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон" был успешно запущен спутник "Экспресс-АМ22". Это — первый запуск из серии спутников "Экспресс-АМ", который планируется провести в срок до 2005-го г.

Программа "Экспресс-АМ"

В 1999-ом г. подходила к завершающей стадии программа создания и вывода на орбиту спутников "Экспресс-А". Спутники "Экспресс-А" были предназначены для решения двух важнейших задач, стоявших перед российской спутниковой индустрией в конце 90-х гг. Первая — обеспечить выполнение решений, возложенных на государственного оператора, а именно: трансляция федерального телерадиовещания, предоставление каналов для передачи телефонного трафика, поддержка государственной и правительственной связи. Вторая задача — обеспечить защиту скоординированного орбитально-частотного ресурса, принадлежащего Российской Федерации.

Телеметрическая информация на экране ЦУП ГП КС "Шаболовка"

Тогда же заместителем начальника ГП КС В.Ф. Голиковым был сделан прогноз: К 2003-му году потребность в емкостях для VSAT-сетей будет выше, чем потребность в емкостях для телевизионной передачи. К 2001-му году потребность в транспондерной емкости будет примерно равна емкости, предоставляемой сетью "Экспресс". К 2002-му году образуется дефицит емкости. Генеральным директором ГП КС Б.И. Чирковым тогда было сделано заявление, что, с точки зрения инвесторов, "Экспресс-А" — это невыгодное вложение капитала. При существующих ценах на запуски выгодно использовать спутники с полезной нагрузкой не менее 40 транспондеров и минимальным сроком службы не менее 12 лет.

Таким образом, еще до вывода спутников серии "Экспресс-А", ГП КС встала перед проблемой дальнейшего развития группировки. Развитие группировки планировалось производить в рамках проекта "Тройка". Согласно проекту, в качестве поставщиков спутников были определены НПО прикладной механики, альянс ОАО "Газком" и РКК "Энергия". Финансовые средства для реализации проекта оператор и поставщики должны были изыскивать самостоятельно. Именно финансирование и составляло основную проблему.

В 2000-ом г. стало понятно, что проект "Тройка" неосуществим, но, тем не менее, задачу вывода новых спутников никто не отменял. Планы были скорректированы, но не принципиально: на 2001-ый-2002-ой гг. был запланирован вывод двух спутников "Экспресс-АЯ", созданных на базе платформы "Ямал-100", и двух спутников "Экспресс-АМ", созданных на базе платформы "Сесат". На 2003-ий г. был запланирован запуск еще двух КА "Экспресс-АЯ" и одного "Экспресс-АМ".

Одно из решающих событий произошло в первой половине 2001-го г.: правительством РФ было принято решение о частичном финансировании программы "Экспресс-АМ". Тогда же были определены и генеральный подрядчик — НПО ПМ (от спутников на базе 2Ямала" было решено отказаться) и субподрядчики — Alcatel, NEC и Alenia Spazio.

К началу 2003-го г. был окончательно утвержден график:

"Экспресс-АМ 22", 53°в.д.декабрь 2003-го г.
"Экспресс-АМ 11", 96,5°в.д.апрель 2004-го г.
"Экспресс-АМ 1", 40°в.д.август 2004-го г.
"Экспресс-АМ 2", 80°в.д.декабрь 2004-го г.
"Экспресс-АМ 3", 140°в.д.май 2005-го г.

Запуск

Старт ракеты-носителя прошел без замечаний, согласно циклограмме пуска:

Контакт подъема 02.00
отработка первой ступени02.02.06
отработка второй ступени02.05.34
отработка третьей ступени02.09.44
Первое включение РБ03.13
Выключение РБ03.20.30
Временная метка 408.25.49
второе включение РБ08.30.49
второе выключение РБ08.34.06
Контакт отделения08.34.21
контакт отделения8.34.53
Раскрытие основных пакетов БС08.34.57
Поиск Земли08.40.22

К 10.00 практически окончился режим успокоения КА, спутник занял штатное положение относительно солнца и земли, сориентировал солнечные батареи. После этого специалисты начинают летные испытания. Вначале будет произведена проверка всех обеспечивающих систем, которая продлится до первого февраля. Затем намечена проверка бортового радиотрансляционного комплекса, которая продлится месяц. Ввод спутника в штатную эксплуатацию намечен на 1-ое марта 2004-го г.

Для чего этот спутник?

А.Н. Киселев, первый заместитель министра связи и информатизации;
В.И. Павлов, руководитель департамента радио, телевидения и спутниковой связи Министерства РФ по связи и информатизации (слева направо)

Изначально про использование этого спутника было известно не так уж и много. Например, про "Экспресс-АМ1" 40°в.д. говорилось, что часть его емкости будет использоваться компанией Eutelsat. Все спутники, кроме "Экспресс-АМ22", регулярно упоминались в планах модернизации сети федерального телерадиовещания. К тому же, большой интерес вызывала и несколько необычная зона покрытия спутника и отсутствие на нем транспондеров С-диапазона.

Киселев Александр Николаевич, первый заместитель министра связи и информатизации:

"Запуск спутника "Экспресс-АМ22" — очередной шаг к радикальному обновлению российской спутниковой группировки. Этот КА — первый аппарат из серии пяти спутников "Экспресс-АМ22", запуск которых запланирован на 2003-го — 2005-ый г.г.

Для России этот спутник является если и не уникальным, то достаточно необычным — он оборудован транспондерами только Ku-диапазона. "Экспресс-АМ22" предназначен, в первую очередь, для оказания мультимедийных услуг на базе VSAT-технологии, строительства корпоративных сетей, развития таких современных направлений, как дистанционное обучение, телемедицина, организация высокоскоростного интернет-доступа.

Технические характеристики спутника позволяют предоставлять услуги в России, странах СНГ, в Европе, в Северной и Центральной Африке, в ЮАР, в странах Аравийского полуострова и Южной Азии."

А.В. Механик, заместитель генерального директора ГП КС по развитию

Первый общий комментарий после запуска сделал заместитель генерального директора ГП КС по развитию Андрей Валерьевич Механик.

В первую очередь он отметил, что этот запуск — не только вывод на орбиту нового космического аппарата, но и ввод в эксплуатацию нового центра управления полетом, созданного ГП КС. Во всем мире оператор управляет своими аппаратами самостоятельно. Как правило, контракт на создание (или модернизацию) центра управления заключается одновременно с контрактом на поставку и запуск спутника и входит в общий пакет. В нашей стране изначально сложилось так, что всеми советскими (а позднее российскими) спутниками управляли военные структуры. Эта практика, возможно, была оправдана в первой половине 90-х, но совершенно не подходит для сегодняшнего дня. Разумеется, новые операторы, пришедшие на рынок в 90-х годах, создавали собственные центры управления (к слову, активно привлекая специалистов, уволенных из вооруженных сил). ГП КС, в рамках программы запуска спутников "Экспресс-АМ", было запланировано создание центра управления полетом на территории технического центра "Шаболовка", резервный центр был создан в Железногорске. Также из Железногорского центра осуществляется мониторинг данных со спутников восточной части дуги, недоступных из Москвы.

Итак, какие же преимущества имеет спутник этой серии перед предыдущими?

В первую очередь — это, конечно же, более высокая емкость и срок активного существования. Из других новшеств интересно отметить применение на спутнике контурной антенны. Контурная антенна дает возможность более четко формировать зону покрытия, что позволяет не тратить мощность транспондеров на ненужные территории. В России для гражданских спутников контурная антенна была применена на спутнике "Ямал-100", что, по словам ОАО Газком, принесло много преимуществ в эксплуатации. Начиная с серии "Экспресс-АМ", контурная антенна будет применяться на спутниках ГП КС.

Как будет использоваться спутник?

Сначала об этом сказал Андрей Валерьевич: "На спутнике увеличена, по сравнению со спутниками предыдущей серии, мощность излучения, примерно на 3,6 дБ. Основное применение "Экспресс-АМ22" — телевещание, передача информационных сюжетов для новостных программ. Но самое интересное — этот спутник специально предназначен для построения VSAT-сетей. Сегодня VSAT-технология очень распространена во всем мире (более 500 тысяч станций - прим. ред.) и начинает активно развиваться в России. Технические характеристики спутника позволяют использование станций с малым — около 1,5 м — диаметром антенны и маломощными — 1-2 Вт — передатчиками. Таким образом, стоимость станции для потребителя составляет около 4 тыс. долларов. Такая станция позволяет организовать двустороннюю передачу данных со скоростью до 512 Кбит. Сегодня это очень актуальная для России технология: с ее помощью можно решить большое количество проблем, связанных с информатизацией в отдаленных районах. "Экспресс-АМ22" создавался и модифицировался, в том числе, и для развития VSAT-сетей."

Ксения Дроздова, коммерческий директор ГП КС

Вопрос, который задают всегда при запуске нового спутника: кто будет работать через этот аппарат?

Операторы не любят отвечать на такие вопросы до введения спутника в эксплуатацию и до заключения контрактов. На вопрос о потребителях коммерческий директор ГП КС Ксения Дроздова ответила: "Поступили заявки на более чем половину емкости аппарата, и сейчас мы приступаем к подписанию контрактов. Пока мы не можем называть наших клиентов, но спутник очень востребованный.

Недавно на встрече глав правительств в Женеве была представлена телемедицинская лаборатория (см. спутниковые новости Т/С, N1 2004 г.), которая пользовалась большим успехом. Перенацеливаемый луч спутника сейчас нацелен на Африку, и мы прорабатываем с ITU соглашение по развитию телемедицинских услуг."

Как уже говорилось, зоны покрытия спутника несколько необычны. Энергетический максимум фиксированных зон приходится на Европу. Не значит ли это, что "Экспресс-АМ22" предназначен, в первую очередь, для обслуживания иностранных потребителей?

Ксения Дроздова:

"Нет, это не так. Этот аппарат обладает, по крайней мере, четырьмя интересными зонами. Есть широкая Европейская зона, и большая часть транспондеров подключена к этому лучу, куда входит и Россия. Также есть два перенацеливаемых луча.

Сейчас в России очень большое количество компаний, которые хотят строить корпоративные сети. К тому же, крупнейшие производственные гиганты открывают свои представительства по всему миру. Им нужна корпоративная сеть, корпоративная связь со своими филиалами. Мы будем использовать перенацеливаемые лучи в интересах наших клиентов, направляя их туда, куда это будет необходимо. Для предоставления услуг в России мы будем использовать широкую европейскую зону.

Схема вывода КА "Экспресс-АМ22" на экране ЦУП ГП КС "Шаболовка"

Если "Экспресс-АМ22" предназначен для построения VSAT-сетей, то следующий вопрос: получено ли для спутника "Экспресс-АМ22" разрешение на упрощенную процедуру допуска VSAT-станций? Если да, то на всю емкость или только на часть?

А.В. Механик:

В настоящее время ГП КС под руководством Минсвязи проводит ряд процедур по получению упростительных процедур допуска VSAT-станций не только на этот спутник, но на все спутники "Экспресс-АМ". На этом спутнике у нас заявлено 4 ствола под упрощенную процедуру. Мы ожидаем, что к началу следующего года мы получим разрешение и доступ к борту для VSAT-сетей будет существенно упрощен.

Особенность "Экспресс-АМ22" состоит еще и в том, что на нем установлены транспондеры только Ku-диапазона. В то время, как все РТПЦ, работающие на прием и распространение федерального телевидения, вещают исключительно в С-диапазоне.

В.И. Павлов:

"Этот спутник действительно работает только в Ku-диапазоне. Разумеется, через него можно осуществлять подачу телепрограмм. Но системы "Москва-Глобальная" и "Орбита" работают в С-диапазоне, и непосредственно для этих программ "Экспресс-АМ22" не предусмотрен. Основное его назначение, как было сказано, — оказание всего комплекса мультимедийных услуг. Конечно же, в том числе, и передача в цифровом формате радиотелевизионных программ.

"Экспресс-АМ22"

ОператорФГУП "Космическая связь".
Генеральный подрядчик и разработчикНП Прикладной механики
им. М.Ф. Решетнева.
Поставщик блока полезной нагрузкиAlcatel Space.
Дата запуска29.12.03.
Срок активного существования12 лет.
Орбитальная позиция53°в.д.
Стабилизациятрехосная.
Точность удержания на орбите+-0,05°.
Мощность, потребляемая полезной нагрузкой4200 Вт.
Мощность источников питания КА6000 Вт.
Масса КА2600 кг.
Масса полезной нагрузки590 кг.
Рабочий диапазонKu.
Количество транспондеров24.
Ширина полосы пропускания транспондера54 Мгц.
Выходная мощность103,5 Вт.


 
Теле-Спутник Февраль 2004
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт