46Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Петербургская сеть КТВ "Аврора" строится и предлагает доступ в Интернет


Теле-Спутник - 2(100) Февраль 2004 г.


Большинство российских сетей КТВ создавались стихийно, развивались в большой зависимости от внешних обстоятельств. Петербургская сеть "Аврора" с самого начала подходила к развитию системно, детально рассчитывала и прогнозировала свою деятельность, пользуясь современными экономическими инструментами. За прошедший год "Аврора" достигла значительных успехов в области строительства и сдачи услуг надзорным органам.

В настоящее время работает сеть КТВ "Аврора", вводятся услуги скоростного доступа в Интернет. О процедуре ввода сети "Аврора" в эксплуатацию мы рассказывали год назад (Т/С, февраль 2003). Интересно, что за последние 2 месяца в наших изданиях ("Теле-Спутник", "ТелеМультиМедиа") рассказывается уже о третьей петербургской сети КТВ, где началось предоставление услуги доступа в Интернет. С нами беседует генеральный директор кабельной сети "Аврора" Юрий Сергеевич Осипов.

Т/С: Что представляет из себя сеть "Аврора"?

Ю.С.Осипов

Ю.Осипов: Это современное, уникальное сооружение связи в северной части Приморского района Петербурга. Там находятся районы нового строительства с плотной застройкой: муниципальные дома (30% от общего числа квартир), дома ТСЖ (55%), а также компактно расположенный элитный коттеджный поселок из малоэтажных домов и таун-хаузов. Большинство объектов уже подключено к нашей сети, часть достраивается и проходит опытную эксплуатацию.

Сетью КТВ уже охвачено порядка 6 тыс. квартир из 7500. Широкополосная гибридная сеть строится сразу с обратным каналом, действуют 4 оптических узла (один кластер на 1,5 тыс. квартир).

Т/С: Как строится сеть в домах?

Ю.О.: Используются 2 вида сети. Древовидная топология применяется, в основном, в домах ТСЖ, где абоненты есть на каждой лестничной площадке. В муниципальных домах строительство идет по схеме "звезда", это экономически оправданно. В 9-этажном доме ставится один бокс на подъезд. Такой способ строительства выбран, потому что в муниципальных домах процент подключений будет ниже.

Т/С: Как осуществляется пакетирование каналов?

Ю.О.: Всем, у кого есть цифровой приемник, доступны 5 цифровых каналов (стандарт DVB-T, "ТелеМедиум"). Система адресного кодирования "Криптон" делит 35 каналов аналогового ТВ на 3 пакета: "Эфирный" (17 эфирных каналов + кабельный канал "Аврора", 36 руб./мес., доступен всем абонентам, подключенным к сети), "Базовый" (65 руб./мес., 18 эфирных и 6 спутниковых тематических каналов), "Расширенный" (160 руб./мес., еще плюс 11 спутниковых каналов.). Декодер продается, его цена (530 руб.) входит в стоимость подключения (580 руб.). Если у абонента больше одного телевизора, он приобретает декодеры со скидкой.

Узел телематических услуг и оптоволоконное оборудование (вверху)

Т/С: Почему было выбрано кодирование, а не фильтрация?

Ю.О.: При фильтрации мы теряем до 3-х частотных каналов на каждый пакет. Фильтры надо обслуживать, доступ на этажах бывает затруднен из-за железных дверей. Возможно пиратство, злоупотребления со стороны обслуживающего персонала.

При адресном кодировании формирование пакетов программ происходит централизованно на головной станции, что позволяет гибко менять объем пакетов, дистанционно переключать абонентов. Для жителей таун-хаузов мы заказали групповые декодеры "Криптон", тогда хозяин большой квартиры не будет оплачивать расширенный пакет для каждого телевизора. По решению жителей дома или микрорайона установим групповой декодер и оговорим специальные тарифы.

Т/С: А почему вообще было принято решение о пакетировании?

Ю.О.: Создание бизнес-модели перед строительством сети начиналось с маркетинговых исследований. Расчеты показали, что предложение только одного пакета недостаточно выгодно: рентабельность инвестиций получалась на уровне или даже ниже среднерыночной, строить такую сеть нет смысла. Следует диверсифицировать бизнес по пакетам, вводить разные категории обслуживания и тарифицировать их по-разному, чтобы получить от пакетов дополнительный доход. Низшая категория обслуживания будет иметь наибольший охват и так далее.

Все расчеты соотносились с существующим спросом. Оценивалась стоимость пакетов, проводилась взаимная корреляция в несколько приемов, последовательными приближениями спрос сопоставлялся с тем, как ведет себя график бизнес-модели. Выяснилось, что 3 пакета — это оптимально в смысле наибольшей скорости возвращения вложенных инвестиций, были рассчитаны их цены.

Т/С: А что можно сказать о финансировании сети?

Ю.О.: "Аврора" создавалась как АО со своим начальным капиталом. Открыта кредитная линия в одном из банков, такие формы финансирования, как лизинг оборудования, не практикуются.

Проект характеризуется сроками осуществления, основные характеристики — это break-even point (точка равенства текущих доходов и расходов проекта) и pay-off (точка возврата инвестиций, когда получено назад все, что было вложено в проект, у "Авроры" это 3 года). Реальность любого проекта отражает количество подписчиков к этим моментам, соотнесенное с целевой аудиторией.

Головная станция

Т/С: Одним из поводов для нашей встречи послужил ввод услуги Интернет. Как технически предоставляется услуга?

Ю.О.: Узел телематики сдан Госсвязьнадзору, после получения разрешения приступим к коммерческой эксплуатации. Все телематические услуги предоставляются по кабельной сети в стандарте DOCSYS 1.1. Абонентские кабельные модемы Motorola оттестированы для нескольких скоростей, от 64 кбит/с до 1 Мбит/с. Головной модем - это Motorola BSR-1000.

Т/С: Как осуществляется тарификация?

Ю.О.: Предлагаем 2 модели тарифов со скоростями 64 и 128 кбит/с, для домашнего Интернета это вполне нормально. Более скоростная услуга стоит дороже. Для каждой из скоростей предлагается 100 Мбайт предоплаченного трафика, сверх лимита трафик поставляется по отдельному тарифу ($0,12 за Мбайт). Мы рекомендуем клиентам найти свой стиль работы и определиться, с каким тарифом им будет выгоднее работать. В договоре предусмотрена возможность оплаты трафика в кредит для дисциплинированных клиентов (не более $15).

В дальнейшем цены будут зависеть от размера предоплаты, но пока такие тарифы не введены. Вводить скорости быстрее, чем 128 кбит/c, не планируется, это не для домашнего Интернета, клиент быстро разорится.

Модем продается клиенту (около $80). Предполагаем также сдавать модем в аренду. Если клиент разрывает договор, он имеет право вернуть модем по остаточной стоимости.

Внутренний трафик тарифицируется ($0,005, более чем в 20 раз дешевле внешнего), это оговаривается в договоре. Если не ввести тарификацию, через несколько лет внутренний трафик в сети может быть очень высок.

Абонентский модем Motorola SURFboard

Т/С: Каковы взаимоотношения "Авроры" с внешним Интернет-провайдером?

Ю.О.: В отличие от многих провайдеров, которые сейчас успешно работают на рынке КТВ (Выборгский район — "ПАКТ", Васильевский остров — "Катрина" и "Каравелла"), мы производим биллинг и оказание услуг собственными силами, а у внешнего провайдера лишь покупаем трафик.

Т/С: Действительно, существуют 2 модели взаимоотношений с провайдером. Первая — когда кабельный оператор получает только трафик. В соответствии со второй моделью работает, например, сеть "Катрина" (см. "ТелеМультиМедиа", №6, 2003 г. — прим. ред.): трафик берется у фирмы "Петерстар", кроме того, "Петерстар" обеспечивает биллинг, предоставляет доступ к своим ресурсам, возможность оплаты за услуги своими картами. Каковы преимущества, недостатки двух моделей?

Ю.О.: Сравнивать модели сложно: у нас разные сети. Это очень хорошо, когда кабельный оператор работает в тесном альянсе с Интернет-провайдером. Оператору не нужно иметь технически грамотного системного администратора, не нужно покупать сертифицированную биллинговую систему. Сдавать в эксплуатацию такой объект значительно проще. Фактически, кабельный оператор предоставляет в аренду каналы, по которым внешний провайдер доходит до пользователя. Так работать легче, но все деньги, собираемые с сети, поступают к провайдеру, и львиную долю доходов провайдер возьмет себе.

В нашем случае мы зарабатываем все деньги сами, покупая трафик оптом и продавая его в розницу. Все заработанные деньги наши, это составная часть нашей бизнес-модели.

Т/С: Каковы особенности получения разрешений на предоставление телематических услуг?

Ю.О.: Прошедший год показал, что нет ничего сложнее, чем сдать в эксплуатацию сеть КТВ. Это на порядок сложнее, чем сдать в эксплуатацию узел телематики. В кабельной сети больше ТВ каналов, больше частот распределения, за каждой частотой нужно следить, уходить от помех. ТВ каналы больше подвержены помехам, чем цифровые. Узел телематики - это цифровая передача данных, с цифрой работать интереснее и проще, даже в плане биллинга. Ввести телематические услуги оказалось не сложнее, чем сдать Госсвязьнадзору услуги КТВ.

Рынок оборудования для услуг телематики не очень велик, то, что есть в продаже, уже сертифицировано. Так, продавцы компьютерного оборудования всегда сертифицируют серверы телематических услуг, потому что они рассчитаны только на провайдеров.

Т/С: Насколько оправданно сразу производить большие финансовые вложения в узел телематических услуг? Почему нельзя заработать деньги на сети КТВ и потом вложить их в узел?

Ю.О.: Таков наш бизнес-план. Сеть сразу строится с обратным каналом и сдается готовой для оказания телематических услуг. Мы идем по пути внедрения всех услуг сразу, иначе нет смысла делать сеть интерактивной. Кроме того, мы получаем опыт.

Т/С: Чем доставка Интернета абоненту по сети КТВ лучше, чем по сети Ethernet в домах?

Ю.О.: Интернет в сети КТВ в стандарте DOCSYS работает надежнее в смысле безопасности. В случае использования групповых кабельных модемов возможна кража mac-адресов, есть печальный опыт наших коллег из других городов. В Петербурге очень много технически подготовленных людей, которые хорошо разбираются в этих услугах.

Т/С: Как вписывается услуга Интернет в бизнес-модель?

Ю.О.: Поскольку вводить больше 3 пакетов не имеет смысла, естественным образом, возникают другие услуги. То есть услуга Интернет, как и пакетирование ТВ каналов, вводится с целью диверсификации услуг. Интернет необходимым образом присутствует в бизнес-модели, чтобы получить основной результат: около 3 лет возврата инвестиций. По маркетинговым исследованиям, уже сейчас около 40 человек готовы внести деньги и подключиться. По бизнес-модели, через 3 года у нас будет около 4% Интернет-абонентов от общего количества квартир, т.е. около 300 человек.

Т/С: А как складывается распределение абонентов по ТВ пакетам?

Ю.О.: Уникальность нашего объекта в том, что большинство домов здесь — это ТСЖ, отдельные строения, в которых есть домовая распределительная сеть. В первую очередь к сети "Аврора" были подключены именно эти дома, домовые сети мы модернизируем. В течение 2003-го года каждый житель получал все наши 35 каналов по цене эфирного ТВ. 1-го октября началась коммерческая эксплуатация услуг платного ТВ, была включена система кодирования, платные спутниковые каналы закрылись, открытыми остались только 18 эфирных каналов. Начались подключения с заключением договоров.

Интересно, что развитие клиентской среды идет немного не так, как представлялось ранее. В соответствии со стандартными представлениями, чем дороже услуга, тем меньше количество абонентов. Естественно, у "Эфирного" пакета сейчас максимальное число абонентов. Однако оказалось, что на "Расширенный" пакет подключения идут более активно, чем на "Базовый". Эта тенденция заметна и в ТСЖ, и в муниципальных домах. Конечно, окончательные выводы делать рано.

Т/С: Каковы критерии правильности подходов "Авроры" к строительству сети?

Ю.О.: Сеть проектировала подрядная организация "Дженерал Сателайт-Инжиниринг", проект отличается системным подходом. Реализуемая техническая и экономическая модели — это многомерное, многовариантное решение. Рассчитанная экономистами модель в процессе развития сети сравнивается с бизнес-показателями. Если что-то не сходится, мы будем думать, что надо менять. Решений возможно много: или слишком завышены ожидания, а возможно, следует предложить более демократичную или, наоборот, элитную услугу.

Сейчас, когда сеть построена, уже можно сделать первые выводы: модель и реальность более-менее совпадают. Можно говорить об успехе проекта. Мы пока единственные работаем по такой модели, считаем, что это правильно и охотно делимся опытом с коллегами из любых регионов.

Беседовал М.Мирошников



 
Теле-Спутник Февраль 2004
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт