52Научно-технические разработки

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Студия звукозаписи для кино и телевидения


М. Мирошников Теле-Спутник - 8(10) Август 1996 г.


В Санкт-Петербурге неподалеку от Александро-Невской Лавры, в здании киностудии "Леннаучфильм", базируется студия звукозаписи "Миди-Синема", оборудованная по последнему слову техники. Студия специализируется на записи фонограмм для кино- и видеопродукции, и здесь работают настоящие мастера своего дела. Сотрудники студии рассказали и показали нашему корреспонденту столько интересного, что хватит на целый роман о волшебном мире звука.





Студия "Миди-Синема" выполняет разнообразные виды работ, в их числе закадровое озвучивание иностранных телефильмов, дубляж (синхронное озвучивание) кино- и видеофильмов, озвучивание рекламных роликов, запись музыкального сопровождения к спектаклям и многое другое. Среди известных работ студии - изготовление мастер-фонограммы для компакт-диска Михаила Боярского "Дорога домой", озвучивание фильма режиссера Алексея Балабанова "Трофим", получившего приз "Кинотавр", запись музыкального номера фигуриста Урманова (в этом случае за основу бралась видеозапись выступления), запись фонограммы для еженедельной передачи ОРТ "Линия кино".

Техническое оснащение студии "Миди-Синема" стандартно, но есть в нем и своя "изюминка". К числу стандартных устройств относятся микшерный пульт звукооператора, синтезатор, сэмплер (устройство, хранящее в памяти натуральные звуки, в частности звуки музыкальных инструментов), эквалайзер, компьютер с музыкальными программами, телевизор и цифровой видеомагнитофон. "Сердцем" студии является цифровая 16-ти канальная звуковая станция AKAI DD 1500. Станция имеет высочайший уровень сервиса и позволяет производить весь комплекс работ по созданию фонограмм с применением многоканальной цифровой технологии. В процессе монтажа звуковые дорожки наглядно отображаются на экране монитора. Фонограммы сохраняются на магнитооптическом диске (в работе может использоваться и диск с шумовой библиотекой) и на жестком диске емкостью 4 Ггбайт (на 12 часов записи). Оперативная память станции - 16 Мбайт с возможностью наращивания до 64 Мбайт.

Известный рекламный ролик о спутнике "Hot Bird" на телеканале НТВ озвучивался на "Миди-Синема". Работа с этим роликом может продемонстрировать некоторые возможности станции AKAI. За основу был взят ролик с английским текстом, затем русский текст синхронно "вкладывался в губы" героев ролика. Здесь придется открыть творческий секрет "Миди-Синема": все мужские роли озвучены одним артистом. При этом благодаря мастерству звукорежиссера каждый из героев ролика заговорил своим голосом. Требуемый эффект был достигнут благодаря многоканальной станции AKAI, поскольку для изменения голоса очень удобен ее цифровой эквалайзер, позволяющий звукорежиссеру проводить манипуляции со звуком, произвольно задавая границы полосы частот. Затем фразу с измененным тембром ускоряли либо замедляли, чтобы "вложить" ее в губы артистов. Обычно при такой операции тембр голоса становится выше (при ускорении), или ниже (при замедлении). Но студия AKAI предлагает и еще один вариант: ускорение либо замедление воспроизводимого материала без изменения тембра(!!!). Очень часто во время синхронного озвучивания фильма артист произносит фразу с нужным выражением и интонациями, но немного не "попадает" в движение губ на экране. Здесь на выручку и приходит описанная функция станции, называющаяся time-stretch и относящаяся к DSP-функциям станции (digital signal processing - цифровая обработка сигнала). Еще одна "волшебная" DSP-функция станции - это функция pitch-shift - изменение тональности без изменения длительности сигнала. Подобные необычные и чрезвычайно полезные функции стали возможными благодаря цифровым технологиям и цифровому представлению аудиосигнала. Точная синхронизация звуковой дорожки с движениями губ наглядно производится на мониторе станции: выделяется фраза или часть фразы, передвигается в нужное место. Затем можно выделить отдельные звуки, растянуть их или укоротить.

Конечно, нельзя преувеличивать роль техники и забывать о звукорежиссерах, сидящих за пультом в студии. Когда артист просит сделать его голос пожестче, или помягче, или "помоложе", только звукорежиссер знает, как нужно "колдовать" с эквалайзером и другими функциями станции для достижения нужного артисту эффекта.

Исторически сложилось так, что кино- и видеофильмы озвучиваются по-разному. Связано это с отличиями в технологии производства и техническом оснащении кино- и видеостудий. В видеофильмах за основу берется кассета Betakamовского формата с оригиналом фильма, на одну из ее двух аналоговых звуковых дорожек и производится запись.

Традиционная технология озвучивания кинофильмов чрезвычайно сложна. Звукозапись ведется на 35-миллиметровую перфорированную магнитную ленту (в сущности, это основа от кинопленки с нанесенным магнитным слоем). Такая лента позволяет точно синхронизировать звук и изображение, поскольку допустимое рассогласование составляет 1-2 кадра. В процессе записи звука позитив фильма проектируется на экран, звук пишется на 35-мм ленту. Магнитофоны для 35-мм лент - "фонографы" - это очень большие устройства, для каждой звуковой дорожки фильма нужна отдельная лента и магнитофон. Для перезаписи эпизода при челночном способе записи кинолента и магнитные ленты возвращаются назад (что занимает очень много времени и требует чрезвычайно громоздкой аппаратуры); при кольцевом же способе записи, когда кино- и аудиопленки склеиваются в кольца определенной длительности, много времени уходит на монтажную работу (разрезание и склеивание позитива изображения и магнитной ленты, а также их перезарядку в кинопроектор и магнитофоны).





На студии "Миди-Синема" при озвучивании кинофильма за основу берется (как и в случае видеофильмов) Betakamовская копия фильма. Звук записывается с помощью цифровой 16-ти канальной станции. После перезаписи (сведения 16-ти записанных каналов в один) окончательный вариант переписывается на 35-мм магнитную ленту и передается в оптическую копировку. Неизбежно возникающие при таком способе записи проблемы синхронизации были успешно решены, и рассогласование звука и изображения не превышает двух перфораций кинопленки. Выигрыш во времени при озвучивании кинофильма с передачей изображения на монитор составляет 2-3 раза по сравнению с челночным или кольцевым способом с проекцией на экран, поскольку монтажной работы не требуется, а перемотать назад видеокассету и повторить запись эпизода не составляет большого труда.

Студия "Миди-Синема" создавалась на базе киностудии "Леннаучфильм" (сейчас, к сожалению, медленно умирающей), использует ее павильоны, представляющие собой "звуковой термос": двойные стены, двойной фундамент для лучшей звукоизоляции, звукопоглощающие экраны для устранения ревербераций. Появление студии, работающей со звуком, именно на киностудии, вовсе не случайно: киношники очень хорошо разбираются во всех нюансах звукозаписи. Существует 2 стандарта звука: киношный и телевизионный, на телевидении обычно меньше звуковых красок, чем в кино, нет многослойных фонограмм, нескольких планов звука. Происхождение разницы в стандартах понятно: для зрителя киноэкран всегда был широким окном в мир, а телеэкран - замочной скважиной. Естественно, из замочной скважины звук доходит до зрителя не так, как из окна. "На телевидении отношение к звуку на порядок ниже, чем в кино или на радио," - говорят на студии. Понять, отчего это происходит, можно: на радио к звуку по определению не может быть претензий, в кино звуком всегда занимаются профессионалы и кинофильмы создаются "на века", на телевидении же больше озабочены проблемами видеомонтажа и качества картинки и о звуке часто забывают, к тому же время обычно поджимает. Оправдать ситуацию, когда требовательность к звуку на телевидении гораздо ниже, чем в кино, нельзя. Звук на телевидении сейчас "делают" видеомонтажеры, они же по совместительству звукорежиссеры, хотя это совсем другая профессия: одновременно настроить глаза и уши на профессиональную работу невозможно. Аудиотехника на телестудиях тоже далека от совершенства. В результате в процессе видеомонтажа происходят огромные потери в качестве звука (если оно вообще было). Причиной этого может быть, например, включенная система Dolby при перегонке изображения: получается так, что звук "долбируется" несколько раз. На "Миди-Синема" нашему корреспонденту рассказали, что Юрий Шевчук не узнал фонограмму концерта "ДДТ" на стадионе "Петровский" летом 1995 года после того, как концерт прошел все этапы видеомонтажа. Любая телепостановка выглядит на экране телевизора немного неестественно, поскольку звук записывается прямо в павильоне, зритель слышит "театральный" звук, а видит на экране, например, скромную квартиру. Условия записи не позволяют получить другой звук, но при последующем использовании техники фонограмму можно существенно улучшить.

В Западных странах существует система мастеринга, когда для каждого создаваемого аудиопродукта сразу делается несколько сведений: для телевидения, лазерных дисков, кассет. При этом всегда учитываются условия последующего воспроизведения аудиозаписи. К примеру, при простом сведении стереозаписи в моновариант возникает проблема нарушения баланса, требующая серьезной студийной работы. Сведение звука, произведенное специально для телевидения, даст возможность любому зрителю вне зависимости от марки его телевизора понять, что он смотрит, например, музыкальный клип с качественным звуком. Ну а мастеринг фонограммы для видеозаписи концерта Юрия Шевчука студия "Миди-Синема" делала заново.



Экран 16-ти канальной звуковой станции AKAI DD 1500.

И в заключение - о проекте "Миди-Синема" большой общественной значимости - создании аудиофильмов для незрячих. Известно, что на немецком телевидении по отдельному аудиоканалу передается информация для слепых о том, что происходит на экране. "Миди-Синема" предлагает создать совершенно новый жанр: аудиофильмы на основе звуковых дорожек существующих фильмов. На аудиокассеты должны быть записаны специально обработанные фонограммы фильмов: фонограммы разрезаются в нужных местах, актерская речь сдвигается и в полученные паузы (которые могут быть заполнены шумами, например, шумом дождя) вставляется дикторский текст. Так создается эмоциональная звуковая картина происходящего. Проект предусматривает коренную переработку фонограмм фильма, он имеет восторженные отзывы из 60 библиотек для незрячих, но пока не получил развития.

Существует большое количество "актерских баек", связанных с процессом звукозаписи, с электронными средствами массовой информации, передающими человеческий голос. Вот что писал Сергей Довлатов:

"Чмутов зашел в рубку. Сел. Придвинул микрофон. Мысленно повторил текст. Подвернул манжеты, чтобы запонки не брякали по столу. Ждал, когда загорится лампочка - "Эфир". На душе после вчерашнего было тоскливо. Лампочка не загоралась.

- Дорогие радиослушатели! - задумчиво произнес Чмутов.



16-ти канальная звуковая станция AKAI DD 1500 для цифрового звукомонтажа.

Тяжело ворочался обожженный портвейном язык. Лампочка не загоралась.

- Дорогие радиослушатели, - снова повторил Чмутов, - о, мерзость... Дорогие радиослушатели... Да, напрасно я вчера завелся...

Лампочка не загоралась. Как выяснилось, она перегорела... Это бывает раз в сто лет...

- В эфире еженедельная программа,- репетировал Чмутов, - ну, ... , все, завязываю...

За стеклом мелькнула перекошенная физиономия редактора. Чмутов обмер. Распахнулась дверь. Упирающегося диктора выбросили на лестницу. Его похмельные заклинания разнеслись на весь мир. Актер был уволен".

На "Миди-Синема" любят рассказывать историю об известном актере, читавшем в 60-е годы стихи Маяковского по телевизору в прямом эфире (тогда это было экзотикой и огромной редкостью): когда актер осознал, что забыл текст, только нестандартный ход мог спасти его карьеру. Он продолжил как ни в чем не бывало жестикулировать, открывать рот, не издавая ни звука. Пока техники судорожно искали мнимую неисправность или обрыв провода, актер вспомнил нужную строчку и, как ни в чем не бывало, продолжил выступление.

В смешных историях прошлых лет есть намек на серьезную истину: хороший профессиональный звук, сделанный специально для конкретного случая, очень важен на радио, в кино, на телевидении, на кассетах и компакт-дисках.



 
Теле-Спутник Август 1996
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт