logo

4К: как будущее становится настоящим

Автор: Лариса Сидорина

4К: как будущее становится настоящим

Начиная с 2015 года в российской телеотрасли идут жаркие дискуссии на тему: когда формат сверхвысокой четкости станет для российского телезрителя таким же привычным и повседневным как, скажем, SD? И станет ли он вообще массовым в России?

Вопрос «Когда же 4К станет массовым явлением в нашей стране?» мы задали Николаю Орлову, генеральному директору телекомпании «Первый ТВЧ», телекомпании, которая одной из первых в мире (уже в ноябре 2015 года) запустила в эфир телеканал Insight в формате 4К (Ultra HD, UHD).

«Не возьмусь сейчас определять с точностью до года, когда 4К станет массовым. Ясно одно: чтобы этот самосогласованный процесс пошел, как минимум абоненты должны иметь телевизоры, позволяющие воспроизводить контент в формате UHD. То есть в первую очередь на скорость проникновения 4К в повседневную жизнь телезрителя влияет цена на 4К-телеви- зоры. Радует, что в последнее время 4К-телевизоры с диагональю 40-42 дюйма подешевели, самые доступные из них стоят уже 35-40 тыс. рублей. Конечно, это не безумно дорого, но пока (применительно ко всей России) это еще и не mass market.

Второе — и это уже задача участников рынка — надо объяснить абонентам, что если они купили 4К-телевизор, это еще не означает, что соответствующий сигнал там сам по себе появится, его надо найти и на него подписаться. Вообще, формирование спроса — это отдельная история. Разделяю в целом точку зрения коллег, что формат Ultra HD станет популярным естественным образом, как только количество контента в предыдущем формате (HD), предлагаемого телезрителю и потребляемого им, достигнет в общем объеме 80%. А чтобы приблизить эру 4К, надо прививать телепотребителю привычку смотреть ТВ в хорошем техническом качестве. Ведь для того, чтобы абоненты стали обращать внимание на качество, они должны об этом хотя бы задуматься, хотя бы начать хотеть HD (если мы говорим
о сегодняшнем дне). Я подозреваю, что сейчас это далеко не так, — очень большое количество людей покупают HD- телевизор, а смотрят непонятно какой сигнал, тот, который «приходит в дом».

Как воспитать эту культуру смотрения? Продвигать. Заинтересованные стороны — от производителя контента до кабельных операторов и производителей телевизоров — должны эту идею продвигать. Собственно, и все. Нет никакой хитрости.

Следующая составляющая, которая способствует реальному превращению всей технологии 4К из будущего в настоящее, — это достаточное предложение контента в формате 4К. Сегодня на российском рынке два телеканала в формате UHD: Insight от «Первого ТВЧ» и Tricolor Ultra HD от «Триколор ТВ».

Нет ограничивающих или сдерживающих факторов и со стороны оборудования: существующая на сегодня техника позволяет производить, передавать и принимать контент в формате 4К».

В этом ответе Николая Орлова, пожалуй, сформулировано главное: чтобы формат UHD стал повседневной реальностью, участники отрасли всеми силами должны способствовать созданию экосистемы телевидения сверхвысокой четкости. А формируют эту экосистему: подготовленный и продвинутый потребитель, оборудование (позволяющее производить, передавать и получать UHD-контент, — от видеокамер до телевизоров и приставок), производитель 4К-контента, телеоператоры (обеспечивающие доставку контента от производителя до потребителя посредством разных сред), дистрибьютеры контента и собственно контент.

О продвинутом потребителе и его обеспеченности UHD- приемниками

Есть информация о российском рынке телевизоров: по результатам 2015 года он сократился на 47%, с него ушли японские компании Toshiba, Sharp, а доля компании Panasonic снизилась практически до нуля. По оценкам экспертов отрасли, в этом году рынок телевизоров либо ждет стагнация, либо его «сжатие» продолжится (объем такого падения оценивают даже в 10%). Причина все в том же снизившемся спросе со стороны потребителей (все закупились в декабре 2014 года).

Однако у этой нерадостной для производителей техники тенденции есть и положительная сторона, и именно с точки зрения развития сегмента UHD. В такой рыночной ситуации цены на телевизоры падают, а компании-производители, пытаясь сохранить хоть какие-то объемы продаж, в большей пропорции снижают цены именно на современные, относительно дорогие приемники. Именно поэтому наиболее видно снижение цен на 4К-телевизоры. И Ultra HD в скором времени может действительно стать общедоступной технологией в России.

С этим согласен и директор по контенту НАО «Национальная спутниковая компания» («Триколор ТВ») Михаил Горячев, который, выступая на одной из конференций, сослался на данные Samsung и LG и сообщил, что в России уже продано довольно много Ultra-HD-приемников, «на сегодняшний момент это сотни тысяч устройств». Нам не удалось получить цифр, опровергающих эти данные, — ни одна из основных ритейл-сетей не предоставила информации о продажах у них 4К-телевизоров.

Между тем, у нас есть статистика по росту спроса и объема продаж UHD- телевизоров за рубежом.

Согласно обзору Strategy Analytics (цитируем по www.forbes.com), к концу 2016 года как минимум в одном из каждых восьми домов Северной Америки будет телевизор с поддержкой Ultra HD/4K. Впечатляющие цифры — до 11 млн американских домохозяйств — являются следствием резкого падения цен на телевизоры и растущей доступности 4К-вещания в данном регионе, которая за последний год увеличилась на 70%.

Тяга американцев к широкоэкранным телевизорам (чем они заметно выделяются на фоне остальных телезрителей мира) сыграла роль в успехе Ultra-HD-телевидения в североамериканских странах. Более 80% Ultra-HD-телевизоров, приобретенных в Америке в 2015 году, имели диагональ от 50 дюймов и выше. В то же время широкоэкранные телевизоры без поддержки Ultra HD становятся все более и более редкими в продаже, поскольку производители переключаются на модели с высоким разрешением.

Strategy Analytics прогнозирует: к 2020 году все телевизоры с диагональю 40 дюймов и более будут поддерживать Ultra HD, и к этому же времени, сообщается в докладе, почти в половине американских домов будет как минимум один телевизор с Ultra HD.

Если говорить о производстве, то Китай оставил всех конкурентов далеко позади себя, поскольку 25% UHD-телевизоров по всему миру производятся под китайскими брендами, такими как TCL, Skyworth и Hisense.

Западноевропейский рынок UHD-телевизоров в 2015 году также показал рост: всего было продано более 5 млн устройств. Их большую часть приобрели жители Великобритании и Германии — двух стран, которые первыми после США и Китая купили более 1 млн UHD-телевизоров за один год.

Продажи 4К-телевизоров в мире подтверждают: формат высокого разрешения уверенно стал мейнстримом, а ТВ- индустрия начала задаваться вопросом «а что дальше?».

Если аппаратная часть UHD — решенный вопрос, то поставщики контента пока не готовы к такому спросу. Аналитик отдела домашних устройств Strategy Analytycs Чираг Упадхаяй утверждает: «Подъем Ultra HD имеет те же характерные черты, что и ранние дни обычного HD-телевидения: производители оборудования быстро наполняют рынок необходимыми экранами, но контента пока слишком мало, чтобы раскрыть полный потенциал технологии».

«В случае с Ultra HD, — добавляет Упадхаяй, — стриминговые сервисы, такие как Netflix и Amazon, предлагают какие-то программы в Ultra HD, но при наличии менее чем 10 каналов, вещающих в Ultra HD на сегодняшний день, телезрителям пока приходится обходиться более чем невпечатляющим конвертированным контентом».

Контент: уже есть, мало, но будет больше

Если говорить о следующей составляющей экосистемы телевидения сверхвысокой четкости — контенте, — то здесь Россия не исключение: 4К-контента у нас тоже не хватает.

Сегодня российский зритель может получить контент либо от операторов ТВ (спутникового, кабельного или IPTV), либо из каких-то иных источников, которые сумеет найти самостоятельно, полагаясь на эрудицию и познания в сфере цифрового ТВ.

Из операторов цифрового телевидения UHD-каналы на регулярной основе предлагают «Триколор ТВ» (оператор первым начал трансляцию канала Insight в коммерческом режиме), а также два региональных оператора, ООО «Брянск Связь-ТВ» (г. Брянск) и ЗАО «Интерсвязь-2» (г. Челябинск). В сетях еще около десяти российских операторов, включая крупных игроков, телеканал Insight работает в тестовом режиме.

Желая расширить тематическую линейку телеканала Insight (эфир которого формируют документальные фильмы, реалити-шоу, экстремальные путешествия и спорт, а также интерактивные проекты), «Триколор ТВ» запустил в конце 2015 года и первый в России фильмовый телеканал, вещающий в формате 4K Ultra HD, — Tricolor Ultra HD.

И все, других UHD-каналов у операторов нет. Дальше счастливый обладатель 4К-телевизора должен быть активным и настойчивым в поиске UHD-контента: подписываться на Netflix, Amazon, Megogo или на видеофильмотеку Sony, пользоваться ОТТ-сервисами. Может еще скачивать фильмы из Интернета и, конечно, воспользоваться сервисом Youtube. На форумах обладатели 4К-телевизоров обмениваются результатами своих поисков: где и что можно найти. На одном из таких форумов посоветовали к 4К-телевизору прикупить спутниковое оборудование и заняться самостоятельной настройкой европейских UHD-каналов, если не хватает контента. Но, согласитесь, это тоже не mass market…

Директор по контенту НАО «Национальная спутниковая компания» («Триколор ТВ») Михаил Горячев, выступая на конференции «Телеком» (проводила газета «Ведомости»), среди трех основных задач, которые приходится решать оператору спутникового телевидения — после дорогого частотного ресурса и экономически обусловленного снижения покупательной способности, — называет и проблему контента. При этом подходит он к теме с разных ракурсов. С одной стороны, по словам Михаила Горячева, «сегодня контент в основном снимается в так называемой фазе 1, это с частотой 25 кадров в секунду, и на бытовых приемниках нет существенного отличия (как, например, было видно в случае с форматами ID и HD) формата Ultra HD от традиционного телевизора HD». С другой стороны, эту ситуацию может изменить увеличение количества «бытовых приемников с форматом Ultra HD близко к фазе 2 (где минимальный стандарт качества — 50 кадров в секунду), достигается большая глубина резкости, и там действительно есть существенная разница». Кроме того, уверен Михаил Горячев, к осени этого года появится больше контента, снятого в Ultra HD: «Причем, что самое интересное, будет сниматься и премиальный контент — я имею в виду спортивные мероприятия, в частности в Ultra HD (4К) снимался (и ряд операторов могли купить права на Россию) финал европейской Премьер-лиги. Ближайшая Олимпиада будет очень много сниматься в 4К, т.е. рынок готов к этому.»

Международные спортивные соревнования — привычное место для демонстрации и отработки передовых технологий. Олимпиада в Рио — не исключение. Так, бразильские операторы платного телевидения NET и Claro TV подтвердили, что будут вести прямую трансляцию открытия предстоящих летних Олимпийских игр в формате Ultra HD. Экспериментальный живой эфир в партнерстве с телеканалом SportTV смогут посмотреть все подписчики операторов, у которых установлен совместимый ресивер цифрового телевидения. Шведский холдинг Modern Times Group (MGT), которому принадлежит оператор платного телевидения Viasat, обеспечит освещение предстоящих летних Олимпийских игр в виртуальной реальности и формате Ultra HD. Прямая трансляция сверхвысокой четкости будет доступна на канале Viasat Ultra HD, который появится 5 августа, перед началом церемонии открытия Игр в Рио-де-Жанейро. Она будет вестись через спутник, принадлежащий Viasat, и доступна шведским подписчикам оператора, у которых есть необходимое оборудование для приема и отображения такого сигнала. Задержка от прямого эфира составит один час. Это будет первая европейская трансляция Олимпиады в формате Ultra HD.

Готов ли пользователь платить за контент?

Итак, оборудование есть, количество контента в 4К растет, рынок готов поставить контент телезрителю. Но готов ли пользователь уже сегодня платить за премиум-контент?

Анализируя информацию на форумах, где обладатели UHD-телевизоров обмениваются информацией, где и что можно найти-скачать в формате сверхвысокой четкости — столкнулись с привычным парадоксом. Люди, купившие телевизор за $ 1000-1500, спрашивают: «Подскажите, где бесплатно можно посмотреть (скачать) фильмы и телепередачи в формате UHD?» Увы, даже у продвинутых и обеспеченных отечественных пользователей нет привычки платить за качественный контент.

А потому, реально оценивая готовность (а точнее, пока неготовность) пользователя платить за услугу высокого качества дополнительные деньги, Михаил Горячев резюмирует: «Я думаю, что в ближайшие полгода-год ждать монетизации от данного премиального продукта нам не стоит. Нам нужно развивать Ultra-HD-телесмотрение с перспективой, что реальные доходы мы как оператор получим либо на новых подключениях, либо в ближайшей перспективе — год, полтора, два. Но развивать это нужно».

На наших глазах будущее становится настоящим — участники рынка на встречах и конференциях уже не столько обсуждают теоретические вопросы (а нужен ли 4К России?), сколько говорят о задачах, которые предстоит решить для развития отрасли. Развиваться 4К-сегмент будет — участники отрасли, несомненно, будут это делать, даже с учетом отложенного во времени увеличения выручки. И наверное, самые большие возможности (несомненно, сопряженные с дополнительными затратами на оборудование) для роста объемов продаж имеют операторы платного телевидения. Надо лишь правильно сформулировать предложение для пользователя. Потому что улучшение качества предоставляемого сервиса, расширение спектра услуг, предоставление услуг класса «премиум», — то, за что продвинутый пользователь всегда готов платить. ".


Автор Лариса Сидорина

«Теле-Спутник», № 8 (250), август 2016 г.

Дата: 
суббота, 6 Август, 2016 - 17:15
18+
Новый сайт