26Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Как запустить Ваш спутник в космос


В. Колюбакин Теле-Спутник - 7(9) Июль 1996 г.


О том, что произошло 12 апреля 1961, года знает весь мир.   

О том, что произошло 9 апреля 1996 года, знает очень ограниченный круг специалистов и людей, интересующихся спутниковым телевидением. 9 апреля 1996 года российским носителем "Протон" был выведен на орбиту телекоммуникационный спутник ASTRA 1F.



Носитель Ariane четвертой серии.

Конечно же, значение этого события трудно сравнить с первым полетом человека в космос, но оно стоит того, чтобы ему уделить достаточно внимания не только в специальной прессе. К сожалению, в данный момент не так много областей, где наша страна имеет очень хорошие шансы выйти в мировые лидеры, коммерческие запуски космических аппаратов - одна из них. Как же выглядят российские носители на фоне признанных "китов" этого рынка - ракет Ariane, Atlas, Delta и других? Чем привлекают они западных операторов спутниковых систем? Только ли своей дешевизной? В данной статье представлена информация по носителям, которые предлагают свои услуги на рынке коммерческих запусков, а также по тем носителям, которые собираются выйти на рынок в обозримом будущем. Все носители классифицируются по трем основным признакам: выводимый вес, надежность и цена. Статья не претендует на полный и всесторонний анализ, но на ее основе можно получить какое-то представление о современных ракетах-носителях.

Тяжелые носители

В этот раздел включены ракеты-носители, способные выводить на геостационарную орбиту более 1 тонны. Как правило, другие модели этих носителей предназначены для вывода легких спутников (например, Delta Lite). Мы не стали относить их в раздел легких носителей, чтобы не нарушать целостности. Фактор надежности дается в отношении количества удачных запусков к количеству запусков вообще и иногда в процентном соотношении. Показания фактора надежности иногда даются по всему классу носителей, иногда - по каждой модели отдельно.

Ariane (European Space Agency)


Носитель Ariane 5.

Разработка Ariane началась в 60-х годах по инициативе Европейского Космического Агентства (European Space Agency). С самого начала этот носитель был задуман как европейская ракета. В создании Ariane принимали участие все ведущие европейские космические агентства: Aerospatiale (Франция), Matra Marconi Space (Англия, Франция), Fiat-BDP Difea e Spazio (Италия), DASA (Германия), SEP (Франция) и Oerlicon-Contraves (Швейцария). Для планирования и продажи запусков, а также для планирования дальнейших разработок была создана компания Аrianaspace. Первый старт Ariane был произведен 24 декабря 1979 г. Носители Ariane первой серии могли выводить на орбиту до 1750 кг.
15 июня 1988 г. запуском Ariane 401 началась история четвертой серии носителей Ariane, которым в настоящий момент принадлежит около половины всего рынка коммерческих запусков. В разных модификациях этот носитель выводит на геостационарную орбиту от 1900 до 4200 килограммов. Предполагается, что запуски Ariane 4 прекратятся в 1998 г., когда свое место на рынке коммерческих запусков полностью займет следующая серия носителей - Аriane 5.
Работа по созданию Ariane 5 была начата 10 лет назад. Вводом в строй этого носителя его создатели намерены достичь сразу нескольких целей: во-первых, снизить цену запуска, во-вторых, создать носитель, способный выводить на орбиту все существующие или проектируемые спутники, в-третьих, увеличить максимальный вес, выводимый на геостационарную орбиту. В варианте Single Payload (на орбиту выводится один космический аппарат) Ariane 5 сможет поднять на ГСО 6920 кг., в варианте Dual Payload (два космических аппарата) - 5950 кг. Первый запуск Ariane 5 был запланирован на начало 1996 г., затем по разным причинам он несколько раз откладывался, и в данный момент названа дата запуска - 30 мая. Остается добавить, что ESA собирается выделить около 2 млрд USD на дальнейшее развитие Ariane 5. Предполагается, что новая модель этой ракеты, которая будет введена в строй в начале следующего века, будет способна вывести на ГСО 7,4 т (см. табл. 1).
Atlas (США)


Схема носителя European Small Launcher (ESL).

Atlas - самый широкоиспользуемый американский носитель. С его помощью выводят на орбиту самые различные спутники - коммуникационные, геодезические, морские и военные. Ракета-носитель Atlas вместе с "Протоном" предлагается совместным предприятием International Launch Services (РКЦ им. Хруничева и Lockheed Martin) (см. табл. 2)
Delta (США)
Носители Delta проектируются и изготавливаются аэрокосмической корпорацией McDonnel Douglas. Существует несколько модификаций этого носителя для вывода на орбиту спутников различного веса. За все время существования носитель Delta проявил себя как один из самых надежных в мире (см. табл. 3).
H-серия (Япония)
В данный момент из этой серии используется носитель H-2, он стал первым носителем, изготовленным из деталей японского производства. На предыдущих носителях (носители N-серии и носитель H-1) использовались агрегаты, изготовленные McDonnel Douglas. H-2 предназначен для вывода на орбиту тяжелых космических аппаратов, однако коммерческая привлекательность этого носителя низка из-за высокой цены и малого количества стартов. Однако японское космическое агентство NASDA - головной разработчик этого носителя - надеется в дальнейшем уменьшить цену запуска почти в два раза. С H-2 Япония связывает свои надежды на проникновение на мировой космический рынок, а также с его помощью будет осуществляться японская программа по полету человека в космос (см. табл. 4).
Lockheed Launch Vehicle
Единственный пока запуск носителя этой серии LLV-1 закончился неудачей - ракета взорвалась после отказа контрольного оборудования. Несмотря на это носитель имеет заказы от NASA на запуск геостационарных спутников и на осуществление лунной миссии (см. табл.5)
Long March (Китай)
Long March - семейство китайских носителей самого различного класса: от легкого CZ-1D до CZ-2E, выводящего на геостационарную орбиту тяжелые спутники. Эти носители используются как для выполнения национальной китайской космической программы, так и для международных коммерческих запусков. Цены компании Great Wall Industry Corp., которая распоряжается запусками Long March, ниже чем у других носителей, что делает этот носитель привлекательным для спутниковых операторов. Однако клиент должен быть готов к тому, что с его спутником случится то же самое, что случилось со спутниками APSTAR-2, PAS-3 и INTELSAT-708, которые были разрушены в результате взрыва ракеты при старте. Ввиду невысокой надежности китайских ракет страховые ставки на их запуски очень высоки. Тем не менее недостатка в клиентах Great Wall Industry Corp. не ощущает. Опасаясь, что в результате активной деятельности и низких цен китайской космической индустрии западные космические компании потерпят большие убытки, правительство США установило квоты на запуски Long March. До 2000 г. Great Wall Industry Corp. имеет право заключить контракты на запуск 15 иностранных спутников, при этом цены не должны быть ниже более чем на 15% от среднемировых.
Некоторое количество легких носителей Long March CZ-2C будут использованы для реализации проекта Iridium (1998 г.). Первые запуски носителей Long March СZ-1D и Long March СZ-3B намечены на этот год. Также имеются непроверенные данные, что существует модель Long March СZ-2D, которая немного тяжелее Long March СZ-2С. Дата возможного старта этого носителя неизвестна (см. табл. 6).
"Протон" (Россия)


Носитель "Рокот".

Носитель "Протон" был разработан и введен в строй в 1965 г. Всего с этого времени им было проведено более 200 запусков. Носителем "Протон" выводились на орбиту станции "Салют", станция "Мир" и все ее модули. Коэффициент надежности этого носителя по одним данным составляет 93,2% по другим - 95,6%. "Протон" существует в нескольких модификациях, которые отличаются друг от друга количеством ступеней. На геостационарную орбиту "Протон" выводит космические аппараты в четырехступенчатом варианте. Около 90% всех запусков - это запуски "Протона" в четырехступенчатом варианте на геостационарную орбиту.
Носителем "Протон" выведен на орбиту спутник ASTRA 1F. Также существуют контракты на вывод спутников TEMPO, INMARSAT 3 и PANAMSAT 6. Как и на запуски китайских носителей, на запуски "Протона" установлены квоты - 8 запусков иностранных спутников до 2000 года - и снижение цен не более чем на 7,5%. В данный момент ведутся попытки ослабить эти квоты.
Через некоторое время "на космическую арену" выйдет носитель "Протон-М", работа над которым идет в РКЦ им. Хруничева. От своего предшественника он будет отличаться главным образом тем, что в качестве четвертой ступени на нем будет установлен новый ускоритель "Бриз-М". Первая модель ускорителя - "Бриз-К" - уже прошел испытания на носителе "Рокот". "Протон-М", оборудованный четвертой ступенью "Бриз", сможет выводить на ГСО около 5,5 т. Также будет снижена токсичность топлива, на 7% повышена тяга первой ступени и установлена новая навигационная система. Для представления "Протона" на мировом рынке было создано совместное предприятие International Launch Services, в котором участвуют Lockheed Martin и Ракетно-Космический Центр им. Хруничева. ILS предлагает клиентам Atlas и "Протон" (см. табл. 7).
Titan (США)


Носитель Atlas.

Носитель Titan II - это баллистическая ракета, приспособленная для космических запусков. Носитель используется для вывода на полярную орбиту исследовательских спутников.
Носитель Titan IV используется для вывода тяжелых военных спутников, в частности спутников Milstar. Также Titan IV использовался для вывода космического аппарата Cassini (программа NASA) для исследования Сатурна. Ввиду того, что Titan используется пока только для государственных программ, цена его запуска весьма приблизительна. SRMU - новый твердотопливный ускоритель, запуск носителя Titan с ним намечен на этот год (см. табл.8).
"Зенит" (Украина)
"Зенит" - бывший советский тяжелый носитель, запуски которого были начаты в 1985 г. Разработка "Зенита" производилась в НПО "Южное", там же его изготавливают. Для лучшего представления носителя "Зенит" на мировом рынке компания "Боинг" намерена организовать совместное предприятие с НПО "Южное". Также существует совместный проект с норвежской фирмой Kvaerner, занимающейся инженерной разработкой морских нефтяных платформ. В результате должна быть создана платформа для запуска "Зенита" с морской поверхности. Предположительно первый старт "Зенита" с морской платформы произойдет в 1998 г. Для дальнейшего улучшения характеристик "Зенита", РКК "Энергия" заказан новый ускоритель, с которым "Зенит" сможет выводить на геостационарную орбиту 5400 кг (см. табл.9).

 

Легкие носители



В последнее время наблюдается повышение интереса к легким носителям, способным за маленькую (относительно) цену выводить на низкую орбиту легкие спутники. Во многих космических агентствах разрабатываются новые носители и возобновляются работы по старым, по какой-либо причине замороженным, проектам. Данный интерес объясняется прежде всего тем, что в ближайшее время готовится к реализации несколько спутниковых сетей, с помощью низкоорбитальных спутников. Например, система мобильной спутниковой связи Iridium, система "космического Интернета" Teledisc и другие. Немалый сектор на рынке легких носителей собирается занять Россия, разработав достаточно большое количество новых носителей, в основном на базе баллистических ракет.

Conestoga (США)
Разработка этого носителя была начата в 1979 г. Потом в проекте был некоторый перерыв. Первый запуск носителя был намечен на август 1995 г., но был отложен из-за неполадок в системе контроля. Вторая попытка была сделана в октябре, но она окончилась неудачей - спутник взорвался. На данный момент будущее носителя неясно, ни одна компания не изъявила желание доверить ему свой космический аппарат (см. табл.10).
J-серия (Япония)
J-1 - носитель для легких спутников, разработанный двумя японскими космическими агентствами NASDA и ISAS. Первый старт был намечен на февраль 1996 г., но затем был отложен на неопределенное время. J-1 находится в ведении японского правительства, и в ближайшем будущем его появления на рынке не ожидаетсяя (см. табл.11).
Pegasus/Taurus (США)
Оба эти носителя создаются в американском космическом агентстве Orbital Sciences Corporation. Разработка Pegasus и Taurus была начата около 10 лет назад, на какое-то время приостановлена и возобновлена с началом новой волны интереса к легким носителям. Назначение у этих носителей разное: если Pegasus предназначен для коммерческих запусков, то Taurus создавался исключительно для военных нужд. Надо отметить, что хотя создание Pegasusа идет с большими проблемами и первые два запуска этого носителя были неудачными, OSC не теряет надежды на его "раскрутку" (см. табл. 12).
"Космос" (Россия)
"Космос" - российский легкий носитель. Он является носителем того же класса, что и американский Taurus. После неудачи с носителем Conestoga и взрыва при пробном запуске носителей Taurus XL и LLV к "Космосу" было привлечено внимание космических агентств США. Некоторые компании изъявили свое желание использовать этот носитель. По поводу количества запусков и процента надежности существует некоторое расхождение у разных источников. Однако процент надежности нигде не опускается ниже 95% (см. табл. 13).
М-серия (Япония)
Этот носитель разработан в японском космическом агентстве ISAS. Он предназначен для выполнения лунной и марсианской программы Японии. Первый старт намечен в этом году (см. табл. 14).
Shavit (Израиль)
Shavit - первый израильский космический носитель. Он создан на основе баллистической ракеты Jericho II. Shavit предназначен для вывода на орбиту исследовательских и военных спутников (см. табл. 15).
SLV (Индия)
Первый запуск индийского космического носителя (хотя и безуспешный) был произведен в 1979 г. После этого с разной степенью успешности на орбиту выводились легкие экспериментальные спутники. Разработка тяжелого носителя GSLV была отложена из-за того, что США воспрепятствовали продаже Россией Индии технологии, необходимой для создания мощного ускорителя (см. табл. 16).
"Старт" (Россия)
Носитель "Старт-1" создан на основе советской баллистической ракеты СС-20. Первая коммерческая попытка вывода на орбиту израильского и мексиканского спутников окончилась неудачей (см. табл.17).

 

Перспективные носители



Носитель "Ангара".

В данный раздел включены носители, которые будут введены в строй в обозримом будущем, а также носители, работа по созданию которых по каким-либо причинам была прекращена.

AMROC/Aquila (США)
Компания American Rocket (AMROC) в течение 10 лет разрабатывала двигатель для легкого носителя. Носитель имел шанс занять место на рынке легких запусков. К сожалению, в 1995 г. компания обанкротилась, и дальнейшая судьба двигателя и носителя находится в тумане.
"Ангара" (Россия)
Тяжелый советский носитель "Зенит" остался на Украине и стал иностранным. "Протон" при всех своих неоспоримых преимуществах имеет ряд существенных недостатков. Например, топли-во, применяемое в двигателях "Протона", весьма токсично, что вызывает недовольство как правительства Казахстана, так и "зеленых". Тот факт, что "Протон" приспособлен к запуску с космодрома Байконур, тоже вызывает ряд неудобств экономическо-политического характера. Эти и некоторые другие причины явились толчком к созданию российского тяжелого носителя "Ангара". "Ангара", чей первый запуск намечен на 2001 г., будет вводить на ГСО 4,5 тонны. Многие недостатки, присущие "Протону", будут исправлены: топливо будет менее токсичным и ракета будет приспособлена для запуска с космодрома Плесецк. "Ангара" будет сконструирована с таким расчетом, чтобы при помощи небольшой переделки можно будет получать различные виды носителей. Базовый вариант - двухступенчатая ракета, в таком варианте "Ангара" будет выводить на низкую орбиту 22 тонны. Для вывода на ГСО предназначен трехступенчатый вариант. Также предполагается создать вариант носителя, который будет стартовать на орбиту с самолета Ан-124 "Руслан". В таком варианте"Ангара" сможет вывести на низкую орбиту 6 т.
Ausross (Австралия)
Первый австралийский "домашний" носитель - плод совместных усилий правительства, университетов и промышленных корпораций. Предположительно, на доводку этого носителя до стадии запуска потребуется минимум 10 лет.
"Бурлак/Диана" (Россия/Германия)
Совместный проект РКЦХ, КБ им. Туполева, немецкого космического агентства DASA и немецкой фирмы OHB System GmbH. Легкий носитель (1000 кг - низкая орбита, 600-700 - переходная), запуск которого будет осуществляться с бомбардировщика Ту-160. Предположительная цена запуска - $5 млн.
Eagle (США)
Компания EPrime Aerospace получила разрешение на использование двигательной установки военной ракеты MX. На основе этой двигательной установки предполагается создать легкий носитель.
"Рокот" (Россия/Германия)
Совместный проект РКЦ им. Хруничева и немецкого космического агентства DASA. Для осуществления маркетинговой поддержки проекта, а также для дальнейшего распределения запусков была создана компания Eurokot Launch Services GmbH.
"Рокот" создается на основе советской баллистической ракеты СС-19, к которой будет добавлена еще одна ступень. В качестве добавочной ступени используется ускоритель "Бриз", который заодно в рамках проекта "Рокот" проходит испытания перед его использованием в качестве четвертой ступени "Протона". Разработчики "Рокота" заявляют, что их задачей является не превысить цену $7 млн за вывод на низкую орбиту 1800 кг полезного груза. Первый старт "Рокота" намечен на 1997 г. Запуски будут производиться с космодрома Плесецк.
Российские легкие носители
В данный момент несколько российских компаний ведут работу по приспособлению советских военных ракет для космических запусков.
"Рикша-1". Разрабатывается в НПО "Энергомаш". Будет выводить 1,7 тонн на низкую орбиту. Предполагаемая цена - $10 млн. Первый запуск намечен на 1999 г.
"Прибой". Разрабатывается на основе советских ракет подводного базирования СС-Н-20 и СС-Н-23. Реализация проекта происходит при поддержке ряда американских фирм. Демонстрационный старт, который будет произведен с морской платформы, намечен на этот год.
"Волна" (СС-Н-18), "Высота" (СС-Н-8), "Штиль" (СС-Н-23), "Зыбь" (СС-Н-6), "Риф-М" (СС-Н-20) - носители на основе баллистических ракет морского базирования.
Можно добавить, что в НПО "Южное" (Украина) идет создание носителя на основе баллистической ракеты СС-24. Запуски предполагается производить с самолета.
Evolved Expendable Launch Vehicle (США)
Военно-воздушные Силы США объявили о намерении финансировать программу по созданию носителя ELV. Выделено $2 млрд на создание семейства космических носителей, которые выводили бы на орбиту все военные американские спутники. В проекте принимают участие компании Boeing, McDonnell Douglas и Alliant Tech Systems. Компания Lockheed Martin пока не выразила своего конкретного мнения по поводу участия в проекте.
ESA/CNES (Европа)
European Space agency и французское космическое агентство CNES начало разработку семейства легких носителей, оборудованных как твердотопливными ускорителями, так и жидкотопливными. Они будут приспособлены для запуска как с земли, так и с самолета. В создании носителя будут принимать участие космические агентства всех европейских стран, включая Россию. "Локомотивом" проекта будет Aerospatiale, французское космическое агентство, играющее главную роль в создании носителя Ariane. Предположительно носитель будет называться European Small Launcher (ESL).
Итальянские легкие носители
Некоторое количество легких носителей было разработано в итальянском космическом агентстве, Римском университете и в различных аэрокосмических фирмах. Несколько пробных запусков было произведено с морской платформы Сан-Марко около берегов Кении. Итальянские космические носители имеют различные названия: Vega, Zefiro, San Marco Scout, Advanced Scout и др. Программа не получает должного развития из-за недостаточного внимания правительства к созданию итальянского носителя.
Kistler K-1 (США)
Kistler - новая аэрокосмическая компания, которая намерена создать и использовать двухступенчатый легкий носитель. Были проведены тестовые испытания прототипа носителя под названием К-0. К-1, который предполагается запустить в начале следующего тысячелетия, будет выводить на низкую орбиту 900 кг. Следующая модель, которая будет запущена несколькими годами позже, будет выводить 2,7 тонны на низкую орбиту. Также существуют планы по созданию носителя К-3, который будет выводить на низкую орбиту 9 тонн.
OrbEx (США)
Компании СТА и BMDO совместно начали разработку легкого носителя ORBital Express. В настоящее время работа по проекту приостановлена. Руководство считает, что к моменту создания носителя этот рынок будет насыщен.
PacAstro (США)
Этот носитель уже имеет несколько контрактов на запуск спутников: спутники для австралийской компании KITcom и спутники для Swedish Space Corp. Спутник создается компанией Astro Space в тесном контакте с Военно-Воздушными Силами США. Носитель PA-2 будет выводить на низкую орбиту 340 кг и на полярную - 225 кг. Предположительная цена запуска -$6 млн.
Scorpius/Liberty (США)
Легкий носитель компании Microcosm Inc. Он будет способен вывести на низкую орбиту 2,2 тонны. Цена запуска - $1,7 млн. Недавно были проведены первые тестовые испытания.
Seagull (Россия/Австралия)
По непроверенной информации, имеется план создания российско-австралийского легкого носителя, способного вывести 1 тонну на низкую орбиту.
VLS (Бразилия)
VLS - дальнейшее развитие исследовательской ракеты Sonda IV. Носитель будет выводить на низкую орбиту 185 кг. Первый запуск запланирован на конец 1996 - начало 1997 г.
X-34 (США)
Проект осуществляется космическими агентствами OSC и Rockwell при участии NASA. Носитель будет доставлять спутник на половинную высоту орбиты, после чего оставлять его и разгонный блок, при помощи которого спутник будет "добираться" до ГСО.
Цена запуска - $4 млн. Первый запуск будет произведен в 1998-1999г.

 

Табл. 1. Ariane
Надежность (количество удачных запусков/количество запусков): 39/42, 92.8%
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
Ariane 40490039001900$65
Ariane 42 P610048002600$67
Ariane 44 P772555003000$70
Ariane 42 L740059003200$90
Ariane 44 LP830066003700$95
Ariane 44 L960077004200$115
Ariane 518000н/д6920$105

 

Табл. 2. Atlas (США)
Надежность (количество удачных запусков/количество запусков): 32/37, 86.5% (за последние 10 лет).
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
Atlas I558046702250$70
Atlas II639554002680$75
Atlas IIA676057152810$85
Atlas IIAS839068053490$115

 

Табл. 3. Delta
Надежность (количество удачных запусков/количество запусков): 48/49, 98% (за последние 10 лет).
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
Delta Lite w/SSRM26102030860$25
Delta 732628652095950н/д
Delta 7925504538301820$50
Delta IIIн/дн/д3800н/д

 

Табл. 4. H-серия
Надежность(количество удачных запусков/количество запусков): 12/12, 100%.
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
H-21050066004000 (3/3)$160

 

Табл. 5. Lockheed Launch Vehicle
Надежность(количество удачных запусков/количество запусков): 0/1.
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
LLV-1795515н/д$16
LLV-219851490593$22
LLV-3365528551136н/д

 

Табл. 6 . Long March
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаНадежностьЦена (млн)
Long March СZ-1D720н/д2000/0$10
Long March СZ-2C28001750100014/14$20
Long March СZ-2E9200н/д33703/5$40
Long March СZ-35050н/д15007/9$33
Long March СZ-3Aн/дн/д25001/1н/д
Long March СZ-3Bн/дн/д48000/0н/д
Long March СZ-44000250011002/2н/д

 

Табл. 7. "Протон"
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
"Протон-1 Д"20000н/д2600$65

 

Табл. 8. Titan
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаНадежностьЦена (млн)
Titan IIн/д1,905н/д5/5$43
Titan IV/SRM 17,70014,1006,35010/11$315-$360
Titan IV/SRMU21,64018,6008,6200/0$300

 

Табл. 9. "Зенит"
Надежность (количество удачных запусков/количество запусков): 22/25, 88%.
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
"Зенит"13,74011,3804300$65

 

Табл. 10. Conestoga
Надежность (количество удачных запусков/количество
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
Conestoga 1229665500-$15
Conestoga 167915001250н/дн/д
Conestoga 16201980н/д960$18

 

Табл. 11. J-серия
Надежность (количество удачных запусков/количество
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
J-1900н/дн/д43

 

Табл. 12. Pegasus/Taurus
Надежность (количество удачных запусков/количество
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаНадежностьЦена (млн)
Pegasus XL4553651250/2$13
Taurus145011803751/1$15

 

Табл. 13. "Космос"
Надежность (количество удачных запусков/количество
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
"Космос"1000-1500 кг. на 400 км орбитун/д

 

Табл. 14. М-серия
Надежность (количество удачных запусков/количество запусков): 0/0.
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
M-V195013001215$70

 

Табл. 15. Shavit
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
Shavitн/д160н/д$22

 

Табл. 16. SLV
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаНадежностьЦена (млн)
ASLV150н/дн/д2/4н/д
PSLV300010004501/2н/д
GSLV8000н/д25000/0н/д

 

Табл. 17. "Старт"
Надежность (количество удачных запусков/количество запусков): 0/1.
Выводимый вес (кг)
НосительНизкая орбита Переходная орбита Геостационарная орбитаЦена (млн)
"Старт-1"н/д600н/д$7

 



 
Теле-Спутник Июль 1996
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт