10Встречи с интересными людьми

оглавление | в архив | следующая статья



На повестке дня укрупнение сетей


Теле-Спутник - 5(55) Май 2000 г.






Российская компания со странным названием GEN Enterprise Ltd. невольно привлекла внимание. Просто своим названием. Не менее удивительным собеседником оказался и генеральный директор компании, ее основатель Алексей Лапшин.


"Теле-Спутник": Откуда появилось такое название?

Алексей Лапшин: Когда встал вопрос, как назвать компанию, я просто открыл словарь. Искал слово, которое бы красиво звучало и на английском, и на русском языке, и в то же время отражало сущность основной сферы деятельности, как для российских, так и для зарубежных партнеров. Так появилось название GEN Enterprise.

Т/С: Вы избрали, как мне кажется, довольно-таки узкое направление деятельности.

А.Л.: В принципе, основная сфера, была определена изначально. И этим мы сильно отличаемся от других компаний, существующих на этом рынке. GEN никогда не специализировалась на малых системах. Компания создавалась для работы в области именно больших систем кабельного телевидения.

Перед GEN изначально стояла задача обучения персонала. Требовалось сориентировать всех в этом переходе к большим системам, когда к единой головной станции подключены десятки, сотни тысяч абонентов. Такие системы кабельного телевидения сейчас превращаются в системы доступа к Интернету, телефонии, видео по запросу, виртуальному магазину, дистанционному обучению и т.д. В Европе эти системы уже существуют. Мы стремимся к мультимедийным системам. В этом причина разработки европейского стандарта DVB/DAVIC, который, в отличие от американского стандарта DOCSYS, намного шире по своим передающим возможностям. GEN непосредственно занимается системами такого кабельного телевидения.

Т/С: И больше ничем? Шаг — влево, шаг — вправо считается побегом?

А.Л.: Мы занимаемся еще и всем тем, что так или иначе связано с кабельным телевидением. Это проектирование, разработка концепций построения систем, техническое обслуживание оборудования.

Т/С: Вы в одиночку создали и "подняли" компанию?

А.Л.: Не совсем. Конечно, были и остаются соратники. Это было в 1993 году. А до того собирался делать научную карьеру.

В 1983-м окончил факультет космонавтики Московского авиационного института…

Т/С: Тот самый известный по КВН МАИ?

А.Л.: Да. Но я это время уже не застал… По окончании института поступил в аспирантуру. Было очень интересно работать. Ну, а затем началась "перестройка", и всем перестали платить. Пришлось искать что-то другое. Вначале занимался компьютерами. Тогда было модно уходить в кооперативы. Впоследствии кооператив, в котором я работал, превратился в совместное предприятие. Там у меня и была первая попытка заняться системами коллективного приема спутникового телевидения. Первая такая система появилась в начале 90-х в рамках СП. Попробовали реализовать ее в дипломатическом комплексе на Октябрьской площади. Установили первую 4-метровую антенну, нацеленную на Eutelsat. С этого спутника транслировалось много открытых программ. Это был практически единственный источник информации для иностранцев в дипкорпусе. Он и сейчас актуален для них, поскольку с позиции 130 в.д. в открытом виде транслируются почти все основные новостные и государственные европейские телеканалы. Эта первая система, в которой я принимал участие, продолжает работать до сих пор… Потом была моя первая учеба тонкостям кабельного телевидения в компании FUBA. В недавнем прошлом, это крупный немецкий производитель оборудования систем кабельного телевидения. Мы закупали у них оборудование для нашего СП. И, в конце концов, пришла идея создать собственную компанию.

Т/С: Насколько сложно одному человеку поднять такое дело? Тогда было легче или сложнее? Изменилась ли ситуация с того времени?

А.Л.: Маловероятно, что ситуация сейчас другая. Проблемы, которые возникают сейчас, во многом схожи с теми. В области кабельного телевидения — это в первую очередь отсутствие квалифицированного персонала. Вузы специалистов в этой области не готовят. Да и "внутри" области кабельного телевидения, частота 862 МГц, в отличие от 230, уже совершенно другой мир, с которым никто и никогда у нас не работал. Мне приходилось на основании собственного опыта готовить специалистов до того уровня, когда они могли сами проектировать систему. Это основной момент. Ну а организационная сторона… через это легче пройти. Сейчас у нас очень хорошая команда.

Т/С: Для того чтобы строить сети, нужен поставщик оборудования. Кто был Вашим партнером? Или что-то делали сами?

А.Л.: Делать инвестиции в производство сейчас невыгодно. Во-первых, мы значительно отстали в области электроники. Кроме того, при действующих у нас системах налогообложения и таможенных платежей, когда таможенные пошлины на комплектующие такие же, как и на готовые изделия, производство становится экономически неоправданным. В нашей отрасли очень низкая доля ручного труда. Для организации предприятия требуются крупные инвестиции. В качестве примера, одно рабочее место на заводе Teleste стоит 100 000 долларов. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Т/С: Потому целесообразнее, наверное, просто иметь хорошего зарубежного партнера, который уже производит необходимое оборудование?

А.Л.: Несомненно. Наш партнер — финская компания Teleste. Я их знал по старой работе. Teleste была и остается крупной компанией, которая поставляет много оборудования в Россию. И во времена СССР поставляла, в том числе телефонные станции, системы внутренней связи. На европейском рынке Teleste — наиболее динамично развивающаяся компания. В 1999 году Deutsche Telecom объявила тендер на поставку оборудования для сетей кабельного телевидения. Тендер выиграла Teleste. У многих это вызвало шок. То, что Deutsche Telecom оказала предпочтение иностранному производителю.

Т/С: По-вашему, в России есть кабельное телевидение?

А.Л.: Оно только-только появляется. Если посмотреть на историю его развития, то в начале 90-х было модно то, с чего начинали многие продавцы оборудования — индивидуальные системы для приема программ спутникового телевидения. Индивидуальные ресиверы, индивидуальные антенны. Рынок, с точки зрения покупательской способности, более или менее сейчас насыщен. Следущим этапом стало строительство малых систем. Когда подключался целиком дом, кооперативные дома, элитные постройки. Это, в общем-то, и сейчас есть. Но в настоящее время настал момент, когда надо двигаться дальше. Малые системы идут к объединению. В Москве, насколько я помню, порядка 700 локальных систем.

Т/С: Происходит нечто, что включает оператора в единую систему с главным "хозяином"?

А.Л.: Сеть остается вашей собственностью. Но в то же время сохраняются и старые сети. Преимущество "Мостелекома" в том, что у него 100-процентное подключение. Когда строилась первая интерактивная система в округе "Дорогомиловский" (там стоит "телестовское" оборудование, проложены "нокиевские" кабели), то уничтожалось старое оборудование. И строилась на его месте совершенно новая система, широкополосная, интерактивная. Когда появляется частный оператор, он вынужден прокладывать параллельную сеть. И здесь сразу встает основной вопрос — окупаемость системы. Любой проект должен быть прибыльным, иначе бессмысленно его начинать. На рентабельность системы влияет покупательная способность населения. То есть платежеспособный спрос на те услуги, которые оператор готов оказывать.

Т/С: Вы говорили о перспективе объединения сетей. Произойдет объединение разрозненных операторов?

А.Л.: "Мостелеком" — основной владелец всех сетей Москвы. Задача максимум — создание единой Системы кабельного телевидения города и объединение под нее всех локальных систем.

Т/С: А как же антимонопольная политика, здоровый дух конкуренции?

А.Л.: Для этого существуют правила игры, которые должно установить государство. В том числе и с точки зрения антимонопольного законодательства. Ведь никто не отнимает у государства право устанавливать эти правила игры. Но дело в том, что их у нас тоже нет. У нас нет нормального западного телевидения. Для примера, до последнего времени МГТС (московская городская телефонная сеть) была монополистом с точки зрения услуг телефонии. Если не ошибаюсь, всего полгода назад частные операторы начали получать лицензии на оказание услуг в области телефонии, и сейчас бурно развиваются. Эти стадии проходили любые страны. В США точно так же были "сломаны" монополии телефонных компаний.

Т/С: Почему же в Москве так все странно?

А.Л.: Ничего, на мой взгляд, странного. Перед частным оператором стоит вопрос: "Будут ли платить люди установленную цену? И за что?" Он вынужден конкурировать с более крупным оператором, каковым является "Мостелеком". За счет чего он может это сделать? Во-первых, качество телевизионного сигнала. Если предлагается более высокая абонентская плата, надо предлагать и лучшее качество. Не секрет, что во всех крупных городах 70% зданий находится в зоне "радиотени", в зоне неустойчивого приема эфирных программ. Как правило, к этому приводит разноэтажное строительство. В крупных городах мы только из-за одного этого придем к кабельному телевидению. Каким образом можно получать дополнительный доход и привлекать абонентов к своей сети? Дополнительными услугами. Это подключение к скоростному Интернету.

Т/С: А насколько эта услуга сейчас востребована?

А.Л.: Стоимость головного оборудования для скоростного Интернета, без учета таможенных сборов, порядка 40-45 тысяч долларов. Плюс программное обеспечение, создание структуры по получению заявок, их обработке, технической поддержке. Да еще стоимость кабельных модемов для абонентов. Поэтому при среднем количестве абонентов, как мы уже подсчитали, 4-4,5 тысячи, инвестиции для мелкого оператора просто недоступны. Спрос же на эти услуги есть. Но в процентном отношении он достаточно низкий. Поэтому необходимо иметь большое количество абонентов, подключенных к одному центру. Думаю, не будет большой ошибкой сказать, что в ближайшие год-два численность пользователей Интернета по сетям кабельного телевидения составит 1% от общего количества абонентов кабельных сетей. Получается, что лишь для 50 человек операторы будут вынуждены закупать дорогостоящее оборудование, станции, создавать структуры и т.д. Мелкому кабельному оператору никогда не "вытянуть" такие инвестиции в одиночку. Поэтому и возникает необходимость в объединении в одну большую кабельную сеть. Хотим мы того или нет, будет происходить укрупнение сетей.

Т/С: Как, на Ваш взгляд, будет развиваться телевидение в России?

А.Л.: Появились западные инвесторы. В частности, американские, которые инвестируют средства на строительство систем кабельного телевидения в России. Вплоть до Норильска. Поэтому развитие идет. Может, не так быстро, как нам бы хотелось. Но оно есть. Неизбежно создание крупных сетей. О причинах мы уже говорили. Произойдет укрупнение сетей, появление новых услуг. Это происходит сейчас, и оно будет развиваться так и дальше.

Т/С: Говоря о развитии телевидения, мы все время ориентируемся на такие мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург. А как оно будет развиваться в регионах?

А.Л.: Ну, в регионах кабельное телевидение развивается быстрее, чем в столицах. Именно туда сейчас пошли инвесторы.

Т/С: Вы сами смотрите телепрограммы?

А.Л.: Да. В основном новости.

Т/С: У Вас какая-то индивидуальная спутниковая система или Вы абонент кабельной сети?

А.Л.: Абонент. Сеть транслирует 17 каналов.

Т/С: Случайно, не Ваши партнеры?

А.Л.: Нет. Это старая сеть. Я все время смотрю телевизор как профессионал и просто вижу, что эта система, с точки зрения развития, себя исчерпала. В дальнейшем с ней сделать ничего нельзя. Оборудование старое, все искрит…

Т/С: Это говорит о том, что у вашей компании в одной только Москве работы еще непочатый край.

А.Л.: Конечно. Ведь на сегодняшний день даже не выработана единая концепция развития телевидения не то что в стране, а даже в отдельно взятом городе. И здесь действительно дел много.

Т/С: Вы, судя по всему, достаточно оптимистично смотрите в будущее?

А.Л.: Безусловно! Будь я пессимистом, я вообще не брался бы за этот бизнес.

Т/С: Удачи Вам.

Беседовал Роман МАГРАДЗЕ
Фото Максима МИРОШНИКОВА



 
Теле-Спутник Май 2000
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт