34Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Sea Launch - первый пуск


В. Колюбакин Теле-Спутник - 6(44) Июнь 1999 г.


В январе прошлого года мне довелось первый раз увидеть платформу "Одиссей" на верфи Выборгского судостроительного завода. На фоне серого, затянутого тучами неба это громоздкое сооружение создавало мрачное впечатление. Ничего космического в нем не наблюдалось. Сама идея запускать ракеты с плавучей платформы казалась малореальной. Нет, сама идея не вызывала сомнений, но больно уж большая пропасть лежала между красивой моделью на стенде "Боинга" на аэрокосмическом салоне и этой громадой, чернеющей на фоне сливающегося с небом Финского залива.



Первый раз мне довелось услышать об этом проекте в декабре 1996 года. Я уже писал как-то, как позабавило участников конференции представление двух главных действующих лиц проекта, один из которых около двух десятков лет потратил на создание советского ракетного щита, а другой не меньшее количество времени потратил на создание аналогичной американской системы. С окончанием "холодной войны" все более насущной становилась проблема зарабатывания денег — как американские, так и бывшие советские ракетно-космические фирмы лишились большого количества военных заказов.

В свое время в какой-то спортивной передаче я слышал, что все более-менее известные советские хоккеисты "стояли на учете" в НХЛ — было определено, за какой клуб им играть и сколько примерно можно им платить. Нет сомнений, что советские ракеты точно так же стояли на учете в соответствующих американских организациях. Причем как с точки зрения военного, так и коммерческого использования. Первым был "схвачен" "Протон". Его продвижением на мировом рынке пусковых услуг занялась фирма, которая сначала называлась "Локхид-Хруничев-Энергия", а затем International Launch Services. Сейчас производится около восьми коммерческих пусков "Протона" в год.

Эксперты еще десять лет назад предсказывали бум запусков геостационарных спутников к концу века. Компания "Боинг", играющая весомую роль в космической отрасли, но отсутствующая в секторе геостационарных запусков, решила не упускать этот бум. В конце 1996 года было осуществлено слияние с McDonnel Douglas, и с первой половины 1997 года все запуски носителя Delta производятся под маркой "Боинга". В этот самый момент, когда "Боинг" искал варианты выхода на рынок пусковых услуг, и "всплыл" проект запуска спутников на геостационарную орбиту с плавающей платформы, расположенной на экваторе.

Пуски ракет с плавающей пусковой площадки — дело далеко не новое. Системы пуска боевых ракет с подводных лодок разрабатывались с начала 50-х годов. Кстати, не так давно подводники тоже "прорвались" в космос — конверсионным носителем "Штиль-2", запущенным с подводной лодки, были выведены на низкую орбиту два немецких научных спутника. В середине 60-х годов был реализован итало-американский проект Sаn Маrсо. В рамках этого проекта были осуществлены запуски с плавучей пусковой площадки. Стартовый комплекс представлял собой две платформы (собственно пусковую площадку и контрольно-командный комплекс). Платформы находились в пятиста метрах друг от друга и были соединены кабелем. В декабре 1964 года с этого комплекса американским носителем Scout был запущен исследовательский спутник San Marco 1. После этого в рамках проекта San Marco было осуществлено еще несколько космических и суборбитальных пусков. В 1975 году пуски по этой программе прекратились.

В Советском Союзе идея запуска спутников с плавающей платформы прорабатывалась с 70-х годов. Но была никому не нужна — никто не видел смысла в ее реализации. Не нужна она оказалась и российскому правительству, когда в конце 1992 года проект был предъявлен. Времена были уже не советские, поэтому в проекте основной упор делался на экономическую целесообразность. Добавочная скорость и отсутствие затрат энергии на преодоление наклона орбиты дают ощутимый выигрыш в массе выводимой полезной нагрузки.

В 1993 году начались встречи представителей РКК "Энергия" с представителями NASA по международной космической станции. Компания "Боинг" является одним из главных подрядчиков NASA в этом проекте. Встретившись с представителями "Энергии", представители "Боинга" высказали свое желание выйти на международный рынок пусковых услуг и предложили обговорить возможные варианты сотрудничества. Позднее на встречу вылетела делегация, возглавляемая генеральным конструктором РКК "Энергия" Семеновым. Было предложено на рассмотрение несколько проектов, среди которых был и проект старта с морской платформы. Именно этот проект и приглянулся "Боингу". В 1994 году состоялся еще ряд встреч, на которых были распределены роли участников проекта: "Боинг" — маркетинг и финансирование, РКК "Энергия" — координация российской части проекта, разгонный блок, НПО "Южное" — собственно ракета, судостроительная компания "Кварнер" — платформа. В качестве носителя был выбран "Зенит". Почему именно эта ракета? На этот вопрос принято отвечать, что "Зенит" — достаточно надежный и дешевый носитель, он экологически чистый, запускается в автоматическом режиме.

Все это, несомненно, правда, и "Зенит" имеет массу положительных качеств, но тот факт, что разработан он был как раз к распаду Советского Союза, сыграл роковую роль в его судьбе. Но, как мне кажется, других вариантов просто не было. "Протон" был уже занят, к тому же по своим техническим параметрам он вряд ли подошел бы для запуска с морской платформы: слишком тяжел, стартовое оборудование — большое и громоздкое. К тому же для подготовки этого носителя к старту требуется большая стартовая команда. Любой носитель из семейства "семерки" — "Союз" или "Молния" — не приспособлен для вывода на геостационарную орбиту. Работы по созданию модификации "семерки", способной выводить аппараты на ГСО, в настоящий момент ведутся, но в обозримом будущем таких запусков не намечено. Итак, если "Боинг" не хотел упустить возможность занять свой сектор на рынке, ему оставался "Зенит". В сочетании с идеей морского старта этот вариант внушал большие надежды. Скажем сразу, пока рано говорить о том, сбылись эти надежды или нет, — пройден первый, хотя и самый важный, этап реализации.



Как я уже говорил, первоначально проект был разработан для реализации в России, но никакого отклика не получил. Специалисты "Боинга" проектом заинтересовались. После ряда предварительных встреч, в 1995 году было сформировано совместное предприятие Sea Launch — "Морской Старт". В этом предприятии доли распределились следующим образом: "Боинг" — 40%, РКК "Энергия" — 25%, норвежская судостроительная компания "Кварнер" — 20%, КБ "Южное" и Южмашзавод — 15%. На "Боинг" ложилась ответственность за продвижение проекта на рынке, решение всех лицензионных вопросов, поиск заказчиков и финансирование проекта. "Кварнер" бралась переделать старую нефтяную платформу для пусков ракет. Объединение из Днепропетровска предоставляло собственно ракету. РКК "Энергия" — отвечала за координацию российской части проекта и разрабатывала третью ступень. Этой третью ступенью стал разгонный блок "Блок ДМ", доработанный для использования на "Зените" и получивший индекс SL. Доработка не вызвала больших технических проблем, так как когда проектировали "Зенит", одним из вариантов его использования был вариант "Зенит/Блок ДМ".

Ракета-носитель "Зенит" была разработана в КБ "Южное" в рамках программы "Энергия-Буран". Кстати, двигатели РД-280, разработанные для "Зенита", являются самыми мощными из созданных на сегодняшний день. Первая модификация носителя была двухступенчатой. Предполагалось дальнейшее использование "Зенита" с различными разгонными блоками, которые планировало разработать КБ "Южное". "Зенит" разрабатывался в стиле, характерном для школы М.К. Янгеля: концепция "безлюдного старта", высокая автоматизация подготовительных работ, последовательное расположение ступеней — схема "тандем", отсутствие необходимости ремонта пусковой установки.

13 апреля 1985 года состоялся первый пуск "Зенита". В дальнейшем во время испытаний было проведено 13 пусков, из которых два были аварийными. Тем не менее носитель был принят, хотя в акт Государственной комиссии было занесено особое мнение представителей космодрома. Как потом оказалось, у них было на это основание.

14 октября 1990 года из-за отказа двигателей первой ступени РН "Зенит" упала на старт и полностью разрушила стартовый комплекс. Ничего необычного в этом нет — космическая техника никогда не начинает летать сразу. Взять историю создания любой ракеты — никогда она не начинала "слушаться" своих создателей с самого начала. Но тут некстати (по крайней мере для ракеты) распался Советский Союз. Нашлись люди, которые посчитали, что независимость — это полный разрыв отношений. В этой круговерти уже было не до ракеты, какой бы перспективной она не была. Не зря все специалисты, с которыми я беседовал по поводу "Зенита", утверждали, что нельзя говорить о том, российская это ракета или украинская. С тем количеством предприятий, которые завязаны в производстве, определить национальную принадлежность ракеты весьма затруднительно. Доводка ракеты производилась в условиях, когда никому, кроме создателей, не было до нее дела, и это сказалось на ее судьбе. Разрушенный стартовый комплекс на Байконуре никто ремонтировать не собирался. Планировали построить стартовый комплекс в Плесецке, даже завезли оборудование, однако на монтажные работы уже не было денег. Оборудование осталось лежать мертвым грузом.



20 мая 1997 года на космодроме Байконур было необычно пасмурно. Находясь в пяти-семи километрах от старта, я увидел, как маленький "карандашик" ракеты резко ушел со старта и быстро скрылся в облаках. Через полминуты раздался взрыв — ракета, а вместе с ней и спутник, запускаемый в интересах Министерства обороны, были уничтожены. Это было обидно. Тем более обидно, что в моей сумке лежал свежий номер "Теле-Спутника" с первой публикацией о проекте Sea Launch. И это было тем более обидно, что красота проекта захватила меня с самого начала, когда я услышал доклад господина Ольсена в декабре 1996 года. Тем не менее работы по проекту продолжались, и в январе 1997 года я увидел пусковую платформу на верфи Выборгского судостроительного завода. Этот завод в свое время был приобретен компанией "Кварнер", и таким образом пусковая платформа оказалась в Выборге. Я уже говорил, что тогда платформа произвела на меня несколько мрачноватое впечатление. Однако, когда я вновь увидел ее в июне, от той мрачности не осталось и следа, хотя погода опять не баловала солнцем и теплом. В тот раз группа журналистов была приглашена для осмотра платформы. Увидев реальный пусковой стол, монтажный комплекс, я, пожалуй, в первый раз поверил в проект не умом, а сердцем. В это время на Кронверкской верфи в Санкт-Петербурге находилось командное судно. На него устанавливалось оборудование. Летом судно и платформа должны были провести "учения" в Финском заливе, после чего отбыть в порт Sea Launch — Лонг Бич, штат Калифорния. Во время учений должны были провести все предпусковые операции, исключая заправку носителя топливом. К сожалению, из-за нехватки времени этот этап был исключен. Запуск был назначен на 30 октября. Первым запуском на орбиту предполагалось вывести спутник Galaxi 11 (модель Hughes-702). Этот запуск должен был стать двойным дебютом — первый запуск Sea Launch и первый запуск новой модели Hughes. К тому моменту уже возникло множество проблем, не предполагаемых вначале. Это и майская авария "Зенита", и декабрьская авария "Блока ДМ", в результате чего не был выведен спутник Asiasat-3. Все эти аварии разбирались специальными комиссиями Sea Launch. Срок 30 октября был назначен достаточно жестко, и все старались к нему успеть.

События августа-сентября прошлого года коренным образом изменили ситуацию. Во-первых (хоть это и не имеет отношения к Sea Launch), первый запуск HS-702 был доверен не "Зениту", а новому носителю Delta-3. Таким образом, опять намечался двойной дебют. Ему не удалось состояться — носитель вместе со спутником рухнул в океан, специалисты засели за выяснение причины. На момент написания статьи второй запуск Delta-3 все еще переносится со дня на день. Стало ясно, что HS-702 пока "Зенитом" запускаться не будет. Вопрос о полезной нагрузке для первого пуска Sea Launch оставался открытым. Сентябрьская авария "Зенита", в результате которой было уничтожено восемь спутников GlobalStar, решила эту проблему. Жестким условием было поставлено, что первой полезной нагрузкой будет болванка — массо-габаритный макет спутника. Этой аварии предшествовал один удачный запуск "Зенита" с метеорологическим спутником в качестве основной полезной нагрузки и шестью иностранными микроспутниками в качестве добавочной нагрузки. Правда, и в этот пуск все происходило не слава богу — запуск откладывался, ракета снималась со стартового стола. Но это тоже казалось делом обычным. Сентябрь-ская авария нанесла непоправимый ущерб репутации ракеты — компания GlobalStar отказалась от услуг и начала договариваться о добавочных запусках с компаниями "Боинг" (носитель Delta) и StarSem (носитель "Союз-Икар", добавим, что запуски носителем "Союз" проходят без сбоев и больших задержек). И хотя запуски "Зенита" с Байконура не имеют отношения к Sea Launch, было выдвинуто требование проведения дополнительных испытаний и, как я уже говорил, замены полезной нагрузки макетом.

Немного позже "Боинг" столкнулся с проблемами юридического порядка. Государственным департаментом США были обнаружены нарушения в оформлении необходимых лицензий, и "Боинг" был оштрафован на 10 млн долларов. В какой-то момент было впечатление, что проекту будет окончательно "включен красный свет". Скорее всего, это было отзвуком "китайского скандала", гремевшего во второй половине прошлого года в американской космической отрасли. Суть скандала заключалась в том, что одним из первых документов, подписанных Биллом Клинтоном при вступлении на пост президента, был документ о передаче права лицензирования космической экспортной деятельности из Департамента безопасности в Департамент торговли. Таким образом, процедура лицензирования была сильно облегчена. Это дало возможность осуществлять запуски американских спутников китайским носителем Long March. В начале прошлого года один из сенаторов заявил, что передача права лицензирования дала возможность китайцам перенять американскую технологию. Была создана сенатская комиссия, и после долгого разбирательства право лицензирования было передано обратно в Департамент безопасности. В результате этого все лицензирование космической экспортной деятельности стало намного более строгим. Скорее всего, все неприятности "Боинга" в этой области — отголосок этого скандала. Однако и эти проблемы удалось как-то утрясти.

Командное судно и платформа после проведения испытаний ушли к острову Рождества. Запуск, назначенный на начало марта, несколько раз переносился (а как же, без этого и не бывает), и наконец, 27 марта пришло сообщение, что первый пуск носителя и вывод аппарата на геостационарную орбиту с морской платформы прошел удачно. Первый долгий этап этого фантастического проекта был успешно завершен.



Следующий запуск Sea Launch уже с коммерческой нагрузкой запланирован на август-сентябрь этого года. К сожалению, контрактор отказал в праве анонсировать, что за полезная нагрузка назначена к запуску. Но с большой долей вероятности можно утверждать, что это будет спутник Hughes. Далее планируется производить по шесть запусков в год. Если будет необходимость и большое количество заказчиков, то количество запусков можно довести до восьми в год. Будем надеяться, что самые большие проблемы у создателей проекта остались позади, что он даст вторую жизнь ракете "Зенит", "Боингу" удастся (как им того хочется) потеснить Arianespace на рынке коммерческих запусков, а РКК "Энергия" получит средства для своих проектов.

Да, кстати, директор Выборгского судостроительного завода г. Порядин сказал, что вторую платформу они могли бы сделать быстрее и лучше, опыт у них уже есть.



 
Теле-Спутник Июнь 1999
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт