46Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Производители спутниковых каналов


Роман Маградзе Теле-Спутник - 9(143) Сентябрь 2007 г.


С момента появления в России первых отечественных каналов платного телевидения прошло более десяти лет. То, что было когда-то в диковинку, теперь воспринимается как вполне обыденное явление. И хотя многие по инерции продолжают считать россиян любителями телевизионной «халявы», привыкшими получать каналы бесплатно, бурное развитие сетей платного телевидения убеждает в совершенно обратном.

«Вначале был… спрос»

Перефразируя первый стих Евангелия от Иоанна, относительно законов рынка можно сказать и так: «Вначале был… спрос». Любой экономист, даже самого захудалого провинциального филиала какого-нибудь вуза, злостно пропускавший лекции и с трудом защитивший диплом, как дважды два объяснит прямую и неразрывную связь между спросом и предложением. Закон экономики работает и применительно к рынку платного телевидения. Примечательна тенденция развития пары спрос-предложение в этом секторе экономики.
Вначале возникла потребность в «разном» телевидении. В ответ на нее появились новые условно бесплатные телеканалы. Телезритель все равно платит за них, покупая рекламируемые в их эфире товары. Среди этих каналов НТВ, СТС, «Рен ТВ», ТНТ и другие. Они дали неискушенным российским телезрителям представление о том, что можно увидеть на «настоящем» телевидении.
Затем появился спрос на оригинальный контент, но уже без рекламы, успевшей поднадоесть зрителям. У кабельных сетей к этому времени сформировалась аудитория, готовая раскошелиться на тематическое телевидение. К тому же именно платные каналы могли составить основу бизнеса зарождающихся кабельных сетей. И в эту нишу хлынул поток западных телеканалов, которым стало тесно в рамках Северной Америки и Европы. У операторов первых кабельных сетей появился платный контент, начал развиваться бизнес. И на этом фоне бурного становления телекоммуникационного рынка ярким и значительным явлением стало появление первых четырех российских платных каналов отечественного оператора спутникового телевидения «НТВ-Плюс». В дальнейшем их число значительно увеличилось, но доступны они были долгое время только подписчикам этой платформы. Платные пакеты других телесетей по-прежнему наполняли только западные телеканалы.
По мере насыщения высококачественным телевизионным контентом западного производства все чаще стали раздаваться сетования тех же операторов платного ТВ, что их абонентам остро не хватает отечественных тематических телеканалов. И последние стали появляться. Причем, вновь условно бесплатные. В основном, они представляли музыкальный и развлекательный телевизионный формат.
Промежуток между последним и последующим спросом оказался очень коротким и размытым. Операторы конкретизировали свою потребность в отечественном телевизионном контенте. Он должен быть платным. Вот тут-то и случился бум российского производства телеканалов.

Вне конкуренции

Сегодня в России насчитывается одиннадцать телекомпаний, производящих более двух тематических телеканалов для сетей платного телевидения. В совокупности они выпускают шестьдесят два оригинальных телеканала. И это только в момент подготовки статьи в печать. Ведь каждый месяц у них появляется по два-три новых канала. А в перспективе производители анонсируют запуск еще не менее тридцати. Причем, называются их тематики и примерные даты запуска. К этому следует добавить полтора десятка российских одиночных каналов, дополняющих телевизионную палитру.
Итак, сегодня ведущими производителями телевизионных каналов в России являются одиннадцать компаний. Казалось бы, конкуренция между игроками отечественного телевизионного рынка должна быть самой жесткой. Но, как ни странно, этого не происходит. Оказалось, что они настолько разные, что, хотя и производят формально однородный продукт, «играют» на совершенно разных «полях», практически не пересекаясь друг с другом. И, соответственно, не конкурируя.
Чтобы понять этот парадокс российского телевизионного бизнеса, стоит пристальнее присмотреться к «игрокам».

Борьба за подписчика

«Патриархом» рынка платного ТВ контента заслуженно можно считать компанию «НТВ-Плюс». Впрочем, раз «компания», правильнее называть ее «матриархом». Эта матрона, решительно отказавшись в свое время от производства музыкального канала, сконцентрировала свои усилия на создании премиальных каналов спортивного и фильмового форматов. Сегодня кино здесь представлено каналами «Наше новое кино», «Киносоюз», «Киноклуб», «Кинохит» и «Премьера». А спортивные события освещают телеканалы «Спорт», «Спорт on-line», «Футбол», «Наш футбол», «Теннис», «Спорт Классика» и «Спорт Союз». В этом году были запущены два канала в формате HD – «Спорт» и «Кино».
Собственное производство телеканалов «НТВ-Плюс» предназначено в первую очередь своим подписчикам. Лишь недавно некоторые из них стали доступны для распространения в кабельных сетях. По цене, которая не ущемляет интересы абонентов спутникового оператора. Таким образом, «НТВ-Плюс» вообще нигде не пересекается с другими российскими производителями платных телеканалов и, соответственно, не участвует в конкурентной борьбе на этом поле.Единственное, за что борется телекомпания-«матриарх», это подписчики. И здесь конкурентами «НТВ-Плюс» являются не столько производители каналов, сколько операторы новых спутниковых платформ и крупных кабельных телесетей. Поэтому, когда, комментируя итоги первого полугодия, генеральный директор ОАО «НТВ-Плюс» Дмитрий Самохин заявляет, что «коммерческий успех телекомпании связан, прежде всего, с высокой конкурентоспособностью нашего продукта», он имеет в виду привлекательность своего контента для потенциальных подписчиков, а не его распространение в телесетях.

Дитя «матриарха»

Следующий производитель платных отечественных телеканалов тесно связан с «НТВ-Плюс». Это компания «Ред Медиа Групп». Практически все ее каналы были запущены с указанной российской спутниковой платформы. Это «Комедия ТВ», «Индия ТВ», «Авто Плюс», «Боец», «Русская ночь», «Много ТВ», «Ля-минор», «365 дней». Даже в ситуации, когда «НТВ-Плюс» наотрез отказывает всем каналам формата High Definition в доступе в новый пакет свой платформы, HD Life производства «Ред Медиа Групп» стартовал вместе с «HD Спорт» и «HD Кино».
В дополнение к существующим «Ред Медиа» запускает в эфир еще три новых канала в начале нового телесезона. Это «Кухня ТВ», «Интересное ТВ» и «Шок ТВ». Мало кто из участников рынка сомневается, что стартуют они по традиции с платформы того же спутникового оператора.Довольно долго оставалось неизвестным авторство когда-то новых каналов «Много ТВ» и «365 дней». Создавалось впечатление, что они собственного производства «НТВ-Плюс». Хотя в самой компании это как не подтверждали, так и не опровергали. И только с запуском двух последних каналов «Комедия ТВ» и «Индия ТВ» российскому телевизионному сообществу предстал новый игрок – компания «Ред Медиа Групп». Похоже, что эти игры в «прятки» объясняются только спецификой отечественного бизнеса.
Тем не менее, достаточно очевидно, что новый производитель создавался для удовлетворения нужд «НТВ-Плюс» в качественном и разнообразном российском телевизионном контенте. Закономерен вопрос, почему же этот спутниковый оператор при своем богатом производственном опыте и возможностях сам не занялся созданием новых телеканалов? Достоверного ответа на этот вопрос ни от кого не услышать, но на ум приходит лишь одна расплывчатая формулировка, что это не соответствует стратегии «НТВ-Плюс».
Как бы там ни было, появление «Ред Медиа Групп» стало ярким явлением на российском рынке платного телевидения. В стране появились сравнительно высокобюджетные тематические телеканалы, предлагающие своим зрителям качественный, интересный и разнообразный контент. Тем более что теперь они доступны не только подписчикам «НТВ-Плюс», но и других телесетей.
Что касается вопросов конкуренции, то и у «Ред Медиа» она минимальна. Главную роль в этом играют тесные связи с ведущим оператором платного телевидения «НТВ-Плюс». Это дает любым начинаниям телекомпании гарантированный доход от гарантированной аудитории, которая сейчас перевалила за отметку в 350 тысяч абонентов, каждый из которых в среднем тратит 37 долларов в месяц на телевидение.
Вместе с тем, другие производители телеканалов для платного телевидения решают специфические задачи, диктующие иные от «Ред Медиа» стратегии распространения контента. Ну, или наоборот.

«Первый ТВЧ» для «Триколора»

Новая телекомпания из Санкт-Петербурга «Первый ТВЧ» уникальна не только тем, что расположена не в Москве. По схеме реализации своих каналов она занимает место где-то между «НТВ-Плюс» и «Ред Медиа Групп».
«Первый ТВЧ» создавался для наполнения платных пакетов спутникового оператора «Триколор» интересным и оригинальным контентом. Но это не означает, что производимые в Петербурге каналы недоступны другим сетям. Они с успехом реализуются по всей стране. Но на этом сходство с «Ред Медиа» и заканчивается.
Вместе с тем, «Первый ТВЧ» не является одновременно оператором связи, как «НТВ-Плюс», который и производит, и ретранслирует свои телеканалы. Как и первый российский оператор спутниковой телевизионной платформы, «Первый ТВЧ» начал с производства четырех каналов. Это «Ракета ТВ», «Телепутешествия», «Веселое ТВ» и «Ночной клуб». Не исключено, что в зависимости от емкости платформы «Триколор» их число может увеличиться.
Но что действительно отличает «Первый ТВЧ» от других производителей каналов, так это планируемые интерактивные услуги, которые будут сопровождать трансляции телевизионного контента на платформе «Триколор». О подробностях говорить пока рано, но отметить этот пункт все же стоит.
Что же касается конкуренции, то и «Первый ТВЧ» не конкурирует целенаправленно с другими производителями контента за место в российских сетях кабельного телевидения. Во-первых, основная его задача, повторюсь, состоит в наполнении каналами платформы «Триколор». А во-вторых, сама концепция интерактивного сопровождения вещания делает предложение нового игрока телевизионного рынка уникальным и вне конкуренции.

ТВ для IP

Московский оператор широкополосного доступа «Стрим» представляет собой, в определенном смысле, подобие спутникового оператора «НТВ-Плюс» в IP сетях. Пакетное предложение «Стрим ТВ» для своих подписчиков включает не только известные зарубежные и российские телеканалы, но и каналы собственного производства. Это «Ретро.ТВ», «Здоровое ТВ», «Усадьба», Drive, «Охота и рыбалка».
Специалисты сразу обратили внимание на их узкую тематическую направленность. Выражались сомнения в том, что российский рынок готов принять такие каналы. И все же «Система Масс-Медиа», чьей дочерней компанией является «Стрим ТВ», пошла на риск, который, в конечном итоге, оказался оправданным. Подписку на каналы оформляют уже не только московские абоненты «Стрима», но и в таких городах, как Екатеринбург, Нижний Новгород, Пермь, Саратов, Ростов-на-Дону, Тверь, Ульяновск, Кемерово, Краснодар, Астрахань, Вологда, Воронеж и многих других. В группу компаний «Стрим ТВ» входят свыше тридцати провайдеров кабельного ТВ и Интернета из более 25 городов России. И их число растет.
Кроме того, все пять каналов собственного производства «Стрим ТВ» доступны для распространения в других сетях платного телевидения. И, тем не менее, жесткой конкуренции с другими производителями телевизионных каналов «Стрим ТВ» тоже не испытывает. Ведь основная задача – наполнение оригинальным контентом собственной IP сети. Кстати, надо сказать, что в пакетном предложении «Стрим ТВ» есть много других узкотематических оригинальных телеканалов. Среди них можно назвать каналы футбольных клубов «Челси» и «Манчестер Юнайтед», или о вине – Wine TV.

Хотели, как лучше…

В условной группе производителей каналов, в первую очередь, для внутреннего, так сказать, потребления под занавес 2006 года примкнула компания «Новый выбор». Несмотря на название, никакого отношения к протестантским церквам она не имеет. Эта продюсерская компания производит всего-то два телеканала – «Совершенно секретно» и «Парк развлечений» – для известной группы «Национальные кабельные сети». Вернее сказать, для ее пакетного предложения «Твое ТВ».
Об этом производителе практически ничего не известно. О планах на будущее от имени «Нового выбора» никто не объявлял, заинтересованности в продвижении своей продукции не выражал. Канал «Совершенно секретно» – откровенно малобюджетный. Он нисколько не соответствует зрительским ожиданиям от известного бренда. Невыразительная студия со скучающим ведущим, полное отсутствие «разоблачительных» тем, не первой свежести детективные фильмы вряд ли привлекут новых и удержат имеющихся абонентов сетей НКС. Разве что в расширенном социальном пакете таких фактических монополистов, как ТКТ в Санкт-Петербурге, такой телеканал создает иллюзию программного разнообразия и широкой тематической палитры. Одним словом, «хотели, как лучше, а получилось…»
Что же касается «Парка развлечений», то большой оригинальностью этот формат не отличается. Канал является российской «калькой» известного и легально распространяемого в кабельных сетях нашей страны американского канала E! Entertainment.
Таким образом, продукция компании «Новый выбор» также не участвует в традиционно понимаемой конкурентной борьбе. В пакете «Твое ТВ» каналам «Совершено секретно» и «Парк развлечений» место всегда гарантировано. В этом году они еще были включены в базовый пакет «НТВ-Плюс», что, очевидно, подтверждает тезис об «особом пути» отечественного бизнеса. Как, впрочем, и всего другого. А проникновение в сети других операторов, по всей видимости, проблематично. Ведь на этом поле хватает игроков с более оригинальными, разнообразными и многочисленными предложениями.

«Без громких слов»

Одним из первых производителей тематических каналов для телесетей в России оказался фонд «Русское цифровое телевидение», впоследствии ставший соучредителем компании Content Union Production. В ее производстве находятся уже семь телеканалов, и, похоже, на этом останавливаться никто не собирается. Это «Детский», «Благовест», «Русский иллюзион», «Иллюзион+», «Родное слово», «Облака», «ЗооПарк».
С самого начала ставка делалась на недорогой и, вместе с тем, оригинальный отечественный контент, востребованный рынком платного телевидения. Бюджеты каналов были «вычищены» до предела. Зато «Русский иллюзион» и «Детский» появились в нужное время и по нужной цене. И, что тоже немаловажно, в нужном месте. Точнее, на спутнике, покрывающем значительную территорию России и «ближнего» зарубежья, где этот тоже контент оказался востребованным.По «Иллюзиону» шли старые, но проверенные временем шедевры отечественного кинематографа. С «Детским» каналом родители не опасались оставлять детей, испытывая к нему полное доверие. Вернее, к его знакомому им самим содержанию.
Фонд «Русское цифровое телевидение», возглавляемый известным продюсером Григорием Михновым-Вайтенко, без громких слов о патриотизме создавал телевидение, основанное на русской культуре. А потому логичным развитием проекта фонда стало появление православного телеканала «Благовест», который оказался востребованным не только в России, но и в «дальнем» зарубежье, в среде проживающих там соотечественников.
В скором времени фондом были запущены еще несколько телеканалов, в еще большей степени ориентированных на русскую культуру. Это музыкальный канал бардовской песни «Облака» и литературно-театральный «Родное слово». Вместе с ними стартовали каналы зарубежного кино «Иллюзион+», ассоциирующийся у старшего поколения с лучшими годами отечественного кинопроката, и «ЗооПарк», посвященный домашним любимцам и вопросам содержания животных.Таким образом, фонд «Русское цифровое телевидение» производит семь каналов. Со временем их бюджет значительно расширился, что позволило закупать более дорогой контент, проводить съемки собственных программ. А значит содержание телеканалов стало удовлетворять возросшие требования подписчиков.
Кроме того, фонд, изначально ориентированный на распространение своих каналов в сетях кабельного телевидения, постоянно ведет диалог со своими партнерами – операторами КТВ. Выражается это, в первую очередь, в совместном проведении опросов среди абонентов о качестве телеканалов, их содержании, ожиданиях аудитории. Результатом этого становятся изменения, улучшающие как само содержание телевизионного контента, производимого фондом, так и способы продвижения каналов на российском рынке платного ТВ. На повышение лояльности аудитории работают и проводимые на каналах многочисленные конкурсы и викторины.
Теоретически с фондом «Русское цифровое телевидение» конкурирует немалое число других производителей каналов для систем платного ТВ. А на практике оригинальный национальный телевизионный продукт достаточно легко находит своих подписчиков, как в самой стране, так и далеко за ее пределами. Кстати, в отличие от многих российских каналов, у которых покупной зарубежный контент создает препятствия для распространения в других странах, права на вещание телеканалов фонда очищены для ретрансляции на территории, как минимум, всего постсоветского пространства.

Пионер на марше

Телекомпания «АртМедиа Групп» своим появлением на российском рынке платного телевидения развеселила всех. В самом хорошем и положительном для самой компании смысле. Первый запущенный ею канал как назвался «Настоящим смешным телевидением», так и «поплыл», даря радость и эмоциональную разрядку тысячам своих подписчиков.
Так «АртМедиа» стала пионером юмористического формата в телевизионном пространстве страны. Перед первопроходцами все пути открыты, поэтому телеканал легко нашел дорогу к своим зрителям через операторов их кабельных сетей. В первую очередь, благодаря оригинальному и востребованному контенту. Техническую поддержку всех проектов осуществляет I.S.P.A.-Engineering.
Еще не раз телекомпании довелось стать первой. В ноябре 2005 года ею был запущен первый документальный канал о России «24Док». И коммерчески рискованное предприятие себя оправдало – канал в рекордно короткие сроки собрал значительную аудиторию. Возможно, и благодаря «проторенной» НСТ дорожке. А вот при подготовке одной из рубрик «24Док» создатели телеканала столкнулись с нехваткой качественного материала и приняли решение производить фильмы для рубрики силами компании. Так на свет появился проект «Наша география».Появление первого «эстетского» канала черного юмора «Настоящее страшное телевидение» также «на совести» «АртМедиа Групп». К тому времени НСТ уже имел зрительскую аудиторию 2 млн, а «24Док» – почти миллион зрителей.
В июне текущего года компания запустила круглосуточный познавательный канал о науке и технике «24Техно». Его формат так же уникален для России, как и ранее стартовавшие проекты. В сентябре ожидается запуск еще двух каналов производства «АртМедиа Групп» – «Мать и дитя» и «Феникс-АРТ». Последний создан совместно с кинокомпанией «Феникс-Фильм», которая предоставит для него свои сериалы, а также обеспечит доэфирный показ своей продукции. Здесь справедливости ради надо отметить, что «пионер на марше» решил отдохнуть. Дело в том, что оба канала, увы, уже не оригинальны. Ну, разве что отчасти «Мать и дитя». Хотя заявленная тема очень широко представлена на канале «Здоровое.ТВ» производства «Стрим ТВ». А канал отечественных сериалов уже второй, после «Телеклуба», производства RTVI. Вообще, похоже, это будет чуть ли не прецедентом реальной конкуренции российских телеканалов между собой. Впрочем, у «Феникс-АРТ» будет некоторое преимущество перед «Телеклубом», который производят наши соотечественники в далеком Лондоне. Но за «Телеклубом» более богатый опыт производства и вещания, обширная видеотека и уже завоеванная аудитория.
С весны вещание всех телеканалов компании «АртМедиа Групп», а также клиентов таких клиентов, как каналы «Русский экстрим» и Amazing LIFE, переведено на новый аппаратно-студийный комплекс (АСК). Принципиально новое свойство АСК – интеграция студийного производства, постпродакшна и выпуска в единый цифровой комплекс. Весь процесс вещания ведется с единого сервера, при этом обеспечивается его полное резервирование. В аппаратную изначально заложена возможность выдачи в эфир большого количества каналов. Другая отличительная черта нового эфирного комплекса – в том, что отныне весь производственный цикл до момента выдачи сигнала адаптирован под High Definition, а все собственное производство каналов и программ уже ведется в этом стандарте. Сигнал выдается одновременно в двух форматах – HD и SD. К сожалению, на данный момент большинство операторов не готовы принять сигнал высокой четкости.

Агрессивное «телесемейство»

В конце прошлого года «Первый канал» буквально ворвался на рынок платного телевидения со своим новым проектом «Цифровое телесемейство», в достаточной степени нарушив относительный покой производителей тематических каналов. Сколько бы их ни было, они не «расталкивали» друг друга локтями, пробиваясь в кабельные сети, вернее, к абонентам этих сетей. Каждый занимал свою нишу, и никто не стремился «посягать» на соседние, за редчайшими исключениями. Например, каналы «Детский мир» от RTVI и «Детский» от фонда «Русское цифровое телевидение», адресованные одной аудитории. «Настоящее смешное телевидение» от «АртМедиа Групп» и «Юмор ТВ» от Music Box, к которым в начале лета присоединился канал «Веселое ТВ» от «Первого ТВЧ».
«Телесемейство» привнесло в рынок свойственные «Первому» амбиции, напористость, агрессивность. Да и как, если не «локтями», втиснуться в уже занятые ниши? Телеканалу «Время» предшествовали запуски каналов «Ностальгия» и «Ретро.ТВ». Причем, «Ностальгия» как раз и закупала старые выпуски программы «Время» у «Первого» и Гостелерадиофонда. «Теленяня» растолкала «Детский» и «Детский мир», компанию которым незадолго до этого составил канал «Мультимания» из Латвии. Про «Музыку» от «Первого» и говорить нечего – такой плотной конкуренции нет ни у одного другого формата. Да и «Дом кино» не на пустое место пришел. Каналы «Комедия ТВ», «Индия ТВ», «Наше кино», ТВ 21, «Киномания», «Русский Иллюзион», «Иллюзион+», к группе которых можно причислить и «ТВ1000 Русское кино», давали операторам кабельных сетей возможность довольно широкого выбора. И при этом простора хватало всем – настолько они все были разные.
Директор международного вещания «Первого канала» Алексей Ефимов заявил: «Основное обстоятельство, мешающее развитию внеэфирного телевидения в России, – дефицит качественного телевизионного контента на русском языке. Надеюсь, что запуск «Цифрового телесемейства», сделанного по высшим стандартам ТВ качества, позволит кабельным операторам привлечь новых зрителей. А зрители, в свою очередь, найдут для себя на телевизионном ландшафте страны что-то новое, давно ожидаемое и интересное». Другими словами: «Ой! Я вас не заметил», адресованное всем участникам рынка платного телевидения. А ведь «Первый» просто поздно спохватился. Увлеченная привлекательностью рекламного рынка эфирных каналов, полугосударственная телекомпания «прозевала» резкий рост аудитории кабельного телевидения и его платного предложения. К тому же неумолимо грядет полный переход на «цифру», в концепции которого значимые преференции получат вещатели крупных пакетов телеканалов.
Именно поэтому сегодня «Телесемейство» ведет подготовку по производству 20 неэфирных телеканалов. Да и руководство «Первого» это не отрицает. Константин Эрнст признает, что таким образом крупнейший аналоговый телеканал планирует переход на цифровое вещание. Телекомпания уже подала заявку в Роспатент о регистрации восьми торговых знаков – «Третий канал», «Четвертый канал», «Шестой канал» и далее по порядку до «Одиннадцатого канала», пишет газета «Коммерсантъ». Правда, брендом «Пятый канал» владеет петербургская телекомпания, а «Второй канал» как охраняемый товарный знак уже был зарегистрирован «Первым» в декабре 2005 года. Вместе с тем, адвокат Вадим Усков полагает, что шансов на регистрацию подобных товарных знаков немного. «Сочетание слова «канал» и цифрового обозначения является описательным и, следовательно, неохраноспособным», – отметил он. Однако юристы не исключают, что Роспатент пойдет навстречу «Первому каналу».«Агрессивные действия телеканала по выходу в сегмент цифрового ТВ похожи на стремление установить монопольное положение», – отмечает топ-менеджер одного из операторов кабельного ТВ.

«Бесплатное» препятствие

ВГТРК в принципе не имеет отношения к рассматриваемой теме. Но обойти молчанием такого колосса просто невозможно. Телерадиокомпания, помимо основных задач национального вещания основного канала «Россия» и его региональных составляющих, производит еще три тематических и два иновещательных канала, а также является крупным акционером одного европейского.
Что касается участия ВГТРК в проекте EuroNews, то никаких особых комментариев нет. Производство и стратегия этого телеканала были выстроены задолго до прихода партнеров из России, вещательный центр и головной офис телекомпании находится во Франции. Так что направить европейский канал по «особому пути» крайне трудно, хотя и не невозможно.А вот внутренняя вещательная политика российской государственной телекомпании продолжает приятно удивлять отечественного телезрителя. Ведь, например, телеканал «Спорт» мы продолжаем получать условно бесплатно, в отличие от европейских и, тем более, американских болельщиков. И ладно бы его сетку вещания наполняли в лучшем случае национальные чемпионаты, как немецкого DSF или Dubai Sport Channel из Арабских Эмиратов. Так ведь нет, крупнейшие мировые спортивные события можно увидеть в прямой трансляции.
На первый взгляд – хорошо. Но, с другой стороны, это не дает развиваться полноценному и разнообразному спортивному вещанию, которое можно получить только за абонентскую плату, а не за деньги налогоплательщиков и покупателей различных товаров, переплачивающих за их телерекламу. Причем, за «Спорт» платим мы все, а не только болельщики. В то время как «НТВ Плюс Спорт» или «НТВ Плюс Футбол» смотрят и оплачивают только спортивные фанаты, а бюджеты остальных граждан от этого нисколько не страдают.
«Культура» – тоже очень хороший телеканал. Особенно в последние два года. Но у него тоже довольно узкая аудитория. За рубежом существуют десятки каналов, посвященных отдельно симфонической музыке, джазу, опере, танцевальному искусству, живописи, музеям и т.д. И за них платят их подписчики, которым интересно то, что они смотрят. А вот у наших «Облаков» и «Родного слова» перспективы в соседстве с условно бесплатным каналом «Культура» весьма туманные.
Хорош канал новостей «Вести 24». Да и мировая практика сложилась так, что телевидение этого формата условно бесплатно. Возможно, потому, что решает задачи политического, социального и экономического влияния. Но рядом с новостным потоком, каждый час «льющимся» с экранов трех основных федеральных каналов, «Вести 24» несколько бледнеют.
Таким образом, хотя каналы, производимые ВГТР, не участвуют в конкурентной борьбе на отечественном поле платного телевидения, как «Телесемейство» «Первого», они остаются «бесплатным» препятствием на пути его развития.

Узкая ниша – надежный приют

Года не прошло с момента запуска первого телеканала уже относительно нового игрока на российском поле платного телевидения компании PR-TV, а уже хочется сказать о пока еще легкой степени разочарования. Ведь еще в конце прошлого года было заявлено, что планируется запустить около тридцати телеканалов собственного производства. Как пирожки испечь. И хотя сроков никто не называл, ожидания от таких грандиозных планов были соответствующими. Так что три канала за девять месяцев (по одному в квартал) показались явно недостаточными. Впрочем, это относится не к качеству работы телекомпании, а к ее громким и преждевременным обещаниям.
Тем не менее, это действительно успех компании PR-TV. Тем более что она оказалась в некотором роде первопроходцем. Лавры первенства в создании узконишевых специализированных каналов уже навсегда принадлежат «Стрим ТВ», как и в основном способе доставки контента до конечного потребителя. Как и «стримовские», «пиаровские» каналы («Дебют ТВ», «Регби ТВ» и «Американский футбол») предназначены, в основном, для IPTV. А дальше каждая компания идет своей дорогой.
Если каналы «Стрим ТВ» доставляются, в первую очередь, абонентам собственной IP сети, то продукция PR-TV предназначена всем провайдерам, а также индивидуальным подписчикам. Зона приема ограничена только возможностями спутника «Ямал 202» (49° в.д.). А вот доставляется сигнал в спутниковом IP потоке. Подробнее об этом можно прочесть в августовском номере нашего журнала.Что же касается самого телевизионного контента, производимого PR-TV, а также обещанного, то в первую очередь бросается в глаза его оригинальность и, как уже было сказано выше, узкая направленность. А это, как мы уже исследовали, ставит эти телеканалы вне конкуренции. Невозможность же большинства кабельных телесетей принимать и доставлять их в формате IP у руководства телекомпании не вызывает озабоченности. Ведь после удачного запуска спутникового IPTV количество обращений от провайдеров увеличилось в три раза. Новая технология оказалась дружественной для большинства IP сетей и увеличила число потенциальных подписчиков до 32 млн; только по официальным данным количество интернет-пользователей в России к 2010 году составит 50 млн. Да и сети, надо сказать, будут перестраиваться. Сейчас службами ООО «Продюсерский центр «PR-TV» ведется активная подготовка контента для полного перехода всего пакета телеканалов на IP HDTV.

Никто не забыт

Остались за некоторыми «скобками» такие производители каналов, как RTVI и TVBC. Вроде и каналы предназначены для соотечественников, и контент соответствующего содержания. Но вот головной офис одной телекомпании располагается в Лондоне, а другой – в Риге. И, думается, этим все сказано.
Тем не менее, продукция этих производителей хорошо знакома многим подписчикам российских сетей платного телевидения. Это «Наше кино» и «Детский мир» от RTVI и «Киномания», «Мультимания», а теперь еще и «Геомания» от TVBC. Из них ощутимую конкуренцию испытывает разве что «Мультимания». Но включение в этого детского канала в пакетное предложение «Орион Экспресс» (StarGate) также гарантирует его правообладателям относительно спокойное распространение.

Выводы?

А выводы напрашиваются сами собой. Для более шестидесяти отечественных каналов для сетей платного телевидения конкуренция остается отдаленным понятием. Ощутимое беспокойство вносит только агрессивное «Цифровое телесемейство» «Первого канала».
Есть еще пространство для новых специализированных каналов. А «узкие» ниши и вовсе только-только начинают осваиваться. Небольшая деталь. Телеканал «Здоровое.ТВ» считался как раз узкоспециализированным. Но вот одну из представляемых им тем – материнство и младенчество – теперь будет представлять еще более узкоспециализированный канал «Мать и дитя».
Слабая конкуренция, а то и вовсе ее отсутствие в некоторых случаях, ставят телезрителей в зависимое от производителей положение. Трудно требовать высокого качества или снижения цены телевизионного контента, когда он один.
Не в лучшем положении и операторы. Ведь ограниченный ресурс позволяет производителям держать цены на уровне только собственного аппетита. А это влияет на уровень затрат и ценовой привлекательности платных пакетов телесетей.
Так, может, стратегически правильно создает конкуренцию в уже занятых нишах «Первый канал»?



 
Теле-Спутник Сентябрь 2007
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт