38Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Спутниковые операторы на CSTB-2005


В. Колюбакин Теле-Спутник - 4(114) Апрель 2005 г.


Выставка CSTB этого года была наиболее «урожайной» по количеству присутствующих спутниковых операторов – были все, кто работает на российском рынке. И дело даже не только в присутствии как таковом, а в том, что все операторы привезли на эту выставку и конференцию достаточно интересные разработки; приехали с достаточно большим багажом интересных решений. Было отчётливо видно, что у всех операторов есть что предложить пользователю, а главное – есть ресурс, который надо эффективно использовать. Операторы понимают, что просто так свой ресурс не продашь, и поэтому начинают предлагать различные решения, исходя из своих возможностей и своего видения дальнейшего развития российского коммуникационного рынка. По выступлениям на конференции было отчётливо видно, что индустрия спутниковых коммуникаций в России окончательно подошла к тому моменту, когда всё определяется тем, что нужно пользователю, а не тем, что может дать ему оператор.

Секция “Широкополосный спутниковый сервис”. Слева направо: О.В. Тимошенко, “Московский телепорт”, генеральный директор; Н. Орлов, Eutelsat, директор по продажам в России и СНГ; Н. Орлов, Теле-спутник, главный редактор; В.Л. Глебский, ГПКС, заместитель генерального директора.

Наиболее интересным мероприятием стала конференция по широкополосному спутниковому доступу. Уже само название секции отражает тот факт, что операторы давно отошли от простого предоставления каналов или организации телевещания. Спутниковое телевещание сегодня – это уже отработанная индустрия. Есть ряд операторов, ряд спутников с известными характеристиками, есть центры компрессии, схемы распространения, все технические решения отработаны. Что касается широкополосных услуг, то тут неясных моментов гораздо больше, причём, как технических (точнее, технико-экономических), так и правовых. Операторы, понимая, что сейчас тот самый момент, когда можно либо занять достойное место на российском широкополосном рынке, либо упустить его, уделяли этой области особое внимание.

Заместителем директора ФГУП КС Андреем Глебским была представлена спутниковая группировка ГП КС, подробно описано её обновление и связанные с этим перспективы. Были представлены новые проекты, работающие через спутники нового поколения серии Экспресс-АМ, рассказано о дальнейших перспективах развития. Основной момент, который можно отметить в докладе ГП КС: в последние три года основной задачей главного российского оператора была поддержка федерального телевещания. На первом этапе основную трудность решения этой задачи составлял устаревший космический сегмент, и в первую очередь пришлось заняться его обновлением. На последующем этапе пришлось решать задачу перевода федерального спутникового вещания на цифровой формат. На решение данной задачи также было затрачено много усилий и средств. Сейчас эта задача фактически решена, по крайней мере, процесс идёт стабильно, вписываясь в установленные ранее сроки. Поэтому сейчас перед ГПКС стоит другая задача – развитие новых видов спутникового сервиса, привлечение новых потребителей, эффективное использование емкости спутников серии Экспресс-АМ. На это нацелены все мероприятия ГП КС последних двух лет, на это был нацелен и доклад г-на Глебского. Он подробно рассказал про характеристики новых спутников, продемонстрировал их зоны покрытия, представил предлагаемые ГП КС виды сервиса. Отдельно было рассказано про развитие в ГП КС VSAT-направления, строящиеся хаб-станции, возможности новых сетей.

Н.Ф. Лукьянцев, Геотелекоммуникации, генеральный директор.

Введя в эксплуатацию спутник «Ямал-100» в начале 2000 г. и КА «Ямал-200» в начале 2004 г., ОАО «Газком» также столкнулся с необходимостью выхода на новые рынки и развития новых видов сервиса. Одной из таких ниш, в которой «Газком» был первым, на российском рынке стали региональные телераспределительные сети. В настоящий момент «Газком» является лидером в этой области, через спутники «Ямал» сейчас транслируется около 50 общероссийских и региональных программ. Спутник «Ямал-200», выведенный в точку 49° в.д., позволил «Газкому» выйти на новый рынок. Ожидания компании оправдываются – постепенно спутник заполняется. На этот КА переводится вещание региональных телеканалов, для которых подходит его зона покрытия (например, телевидение Архангельской области). Всё вещание в точке 90 в.д. переведено на КА «Ямал-200», «Ямал-100» сейчас выполняет функции орбитального резерва.

В докладе заместителя генерального директора ОАО «Газком» Дмитрия Николаевича Севастьянова были представлены возможности спутникового сегмента компании и перспективы развития. В развитии нового сервиса ОАО «Газком», пожалуй, пошёл дальше всех других операторов. Компания планирует освоение абсолютно нового вида спутниковой услуги – дистанционного зондирования Земли. Для нее планируется разработать новые КА. Также будет развиваться и коммуникационная группировка – в 2006 г. запланирован запуск ещё двух КА «Ямал». Таким образом, оператор планирует создать комплексную информационную космическую систему.

Eutelsat – компания, также работающая на российском рынке около 10 лет. Николай Орлов – директор по продажам в России и СНГ – сделал доклад о состоянии и перспективах развития оператора, которое будет идти согласно общим тенденциям рынка и политике, которой оператор следует несколько лет. Прежде всего, будет продолжаться обновление группировки Hot Bird, в которой сосредоточено почти всё телевещание. В остальных позициях будет проводиться развитие новых видов сервиса – широкополосных услуг.

Помимо этого, Николай Орлов рассказал о новом интересном телевещательном проекте, который развивается на Украине. Компания “Поверхность ТВ” организует украинский пакет непосредственного телевизионного вещания, в который предполагается включить украинские эфирные каналы и два спортивных канала собственного производства. (Подробнее об этом проекте – в следующем выпуске Т/С)

Одной из характерных черт нынешней конференции стало активное участие в ней компаний, продвигающих на российском рынке различные VSAT-решения и разработки.

«Московский телепорт» представил свою разработку Flexinet. Она предназначена для организации VSAT-сетей с количеством станций около 50. По замыслу разработчиков, сегодня в России существует незанятая ниша сетей с небольшим количеством станций. Flexinet организована по безхабовой технологии, что удешевляет общую стоимость сети. Таким образом «Московский Телепорт» намерен охватить те компании, у которых есть потребность в собственной спутниковой сети, но не хватает средств на создание полноценной сети с хаб-станцией.

На конференции присутствовали два активных игрока российского VSAT-рынка: компания «Айпинет» и компания Hughes Network Systems. Генеральный директор представительства HNS Константин Ланин представил новую, активно продвигаемую компанией разработку – VSAT-станцию DirecWay 6000. В последний год HNS активно продвигает ее на всех рынках. «Шеститысячник» имеет успех, особенно в США, где (по неофициальным данным) сейчас устанавливается около 400 станций в день. Заметим, что и условия продажи этой станции в Америке очень и очень привлекательные: клиент платит 99 долларов в месяц при условии заключения контракта не меньше, чем на 15 месяцев. За эту сумму он получает полный пакет телеканалов Direc TV и высокоскоростной Интернет-доступ. В России DW 6000 пока не присутствует (наиболее широко эта разработка представлена на Украине), но компания HNS уверенна в коммерческом потенциале этой модели и продолжает её активный маркетинг.

Генеральный директор компании «Айпинет» представил проекты, которая компания развивает в России и странах СНГ (в основном, в Казахстане). «Айпинет» является системным интегратором, предлагающим решения на базе разработок HNS. Компания предлагает в аренду ресурс собственной сети и создаёт корпоративные сети по требованиям заказчика. В последнее время «Айпинет» также сильно активизировала свою деятельность по продвижению VSAT-технологии в России. Например, в декабре прошлого года компанией был проведён в Санкт-Петербурге семинар, на котором подробно рассказывалось о преимуществах спутниковых решений в российских условиях. Довольно подробно была рассмотрена экономика предоставления услуг VSAT. На конференции генеральный директор компании Мурад Софизаде в общих чертах обрисовал решения, представляемые компанией, и самые интересные проекты.

Спутник LMI-1 был запущен ещё в 1999 г. Несмотря на высокую энергетику и хорошую для России и СНГ зону покрытия, этот спутник до недавнего времени активно не использовался. Вещания через северный луч практически не было. В прошлом году МОКС «Интерспутник» в альянсе с компанией «ГеоТелекоммуникации» начали проект организации пакета телевещания и предоставления интернет-доступа через спутник LMI. Пользователям предлагается Интернет-доступ со скоростью от 128 Кбит/с до 50 Мбит/с на основе технологий DVB-IP и Frame relay. Предлагается как односторонний вариант доступа, так и двусторонний. Для вещателей «ГеоТелекоммуникации» предлагают услуги своего телепорта в Москве и центра мультиплексирования. Сейчас через северный луч LMI-1 транслируется 10 телеканалов.

Компания Intelsat провела семинар совместно со своими основными российскими партнерами: «Телепорт ТП» и «Телеком-центр». Основной упор презентации был сделан на комплексных решениях для корпоративных клиентов. Был подробно представлен космический сегмент, наиболее удобный для российских пользователей: Intelsat 10-02, 1°з.д., Intelsat 601, 64,25° в.д. и Intelsat 904, 60° в.д. Первый КА позиционировался как ресурс для организации магистральных каналов из Европы в Африку и из Европы на ближний Восток. Ku-диапазон этого спутника подходит для распространения телесигнала в европейской части России, впрочем, это его назначение давно известно. Спутник Intelsat 604 уже отработал на орбите больше, чем было гарантировано производителем, этот КА находится на наклонной орбите. Потому он был представлен как достаточно дешёвое решение для крупных операторов, имеющих наземный сегмент для работы с такими спутниками. Intelsat 904, 60° в.д. хорошо известен российским пользователям, именно через эту позицию началась трансляция первых российских телепакетов 10 лет назад. Так называемый «российский луч» этого спутника обладает хорошей энергетикой и активно используется российскими операторами.

В докладе исполнительного директора Intelsat Юлия Векслера были подробно расписаны все виды сервисов оператора, все комплексные решения и возможность применения их в России.

Присутствующих на семинаре очень интересовал вопрос продажи Intelsat холдингу компаний. Всех интересовало, насколько может измениться политика оператора в связи с этим. На это г-н Векслер ответил, что за свою более чем сорокалетнюю историю Intelsat пережил несколько реорганизаций и смен форм собственности. И любые изменения в проводимой политике есть результат следований требованиям рынка. Гораздо более глубокие изменения произошли несколько лет назад, когда Intelsat был реорганизован из международной организации в коммерческое предприятие. Тем не менее, как показала практика, все изменения пошли только на пользу.

Если пытаться как-то резюмировать представление Intelsat на выставке, то можно отметить следующее: Intelsat активно привлекает российских пользователей, опираясь на большой ресурс спутникового и наземного сегмента. Одним из факторов, которым этот оператор убеждает воспользоваться его услугами, является большой спутниковый сегмент самого разного качества и стоимости, развитая сеть наземных коммуникаций и присутствие во всех регионах мира. Также можно отметить (но это было, скорее, общее место для выступлений всех операторов) убеждение потенциальных пользователей в преимуществах спутниковых коммуникаций для многих приложений.

Компания NSAB совместно с компанией Satgate представила на выставке своё предложение по предоставлению одностороннего спутникового Интернет-доступа.

По мнению Андрея Давыдова – менеджера по продажам в Восточной Европе – на ближайший год реальным и вполне хорошим результатом была бы продажа 500 комплектов. Основной акцент делается на продаже сервиса, а не оборудования. Оборудование – сопутствующий товар. И если клиент хочет использовать своё оборудование, то оператору так даже легче, поскольку он снимает с себя ответственность за приёмный комплекс.

Каким же оператор видит российский рынок?

Борис Москалюк, менеджер по продажам Nordic Satellite AB: «VSAT-решения нам не конкуренты, так как это – параллельный сервис. К тому же там немного другая технология, там используется пакетная передача данных. То есть появилась свободная ёмкость – отправили пакет. Мы же предоставляем выделенный гарантированный ресурс. Мы персонально выделяем клиенту канал, который больше никто не использует. Изначально мы начинали работать в этой области с провайдерами. Именно поэтому такое внимание уделяется качеству. Этот подход мы оставили и при работе с отдельными пользователями – каждому клиенту мы выделяем персональную полосу. Выделять динамическую полосу – это против политики Nordic Satellite. В России сейчас сложно развивать VSAT-рынок, поскольку очень затруднено лицензирование деятельности».

Андрей Давыдов: «Наша компания работает через спутник «Ямал», его зона покрытия – практически вся Россия. А лицензия «Госсвязьнадзора» на продажу VSAT выдаётся только на один регион. Получить лицензию на продажу во всей России крайне трудно, только государственные компании, часть акций которых принадлежит государству – такие как ГПКС и «Газком» – имеют возможность развития двусторонней связи. По некоторым регионам России мы имеем договорённость и предоставляем двусторонний спутниковый Интернет-доступ в партнёрстве с «Газкомом».

Итак, на выставке и конференции операторы представили немало интересного. Что приживётся, а что нет – определит пользователь, голосующий за те или иные решения своим карманом. Надеюсь, что через год на этой конференции мы услышим об успешном внедрении и использовании пусть не всех, но большинства предложенных решений.



 
Теле-Спутник Апрель 2005
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт