14Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Рождение новых сетей - компании борются за местные телестанции


Н. Пилюгин Теле-Спутник - 8(10) Август 1996 г.


Похоже, что все, кто хоть что-то собой представляют в российском вещании, стремятся организовать собственную телевизионную сеть. И если учесть влиятельность, престиж и, возможно, самое главное - деньги, которые приносит контроль над телесетью,- становится понятным стремление первыми организовать общенациональную сеть.

В конце мая REN-TV и Независимая вещательная система объявили о создании сети REN-TV - НВС, которая объединяет ассоциацию независимых региональных станций с московским дециметровым каналом и компанией по производству программ.




В то же время Ассоциация спутникового телевещания при канале "2х2" увеличила объем вещания от 3 до 18 часов в день. "Storyfirst Communications" и его сеть СТС объявили о своих планах начать деятельность в октябре с восемью станциями-филиалами, а НТВ и ТВ-6 следуют модели "супер-канала", предлагая свои программы региональным станциям.

Для НВС, ассоциации 65 независимых региональных станций на территории России и 70 в других государствах СНГ, равноправное партнерство с REN-TV решает несколько проблем, которые препятствовали процессу развития Ассоциации в полноценную сеть.

"Вначале мы испытывали трудности с продажей рекламы, потому что у нас не было московской станции,- говорит Александр Карпов, генеральный директор НВС.- Когда рекламодатель не видит свои рекламные ролики на московском телевидении, трудно убедить его в том, что они демонстрируются в регионах. Во-вторых, у нас практически не было рейтингов. Никто не проводил рейтинги в регионах".

К тому же ни одна сеть не может существовать без производства собственных программ. НВС приходилось приобретать все программы, в результате чего значительную часть вещания составляли программы зарубежного производства.

Договор с REN-TV предоставляет возможность НВС иметь станцию в Москве - канал 49, в котором 90% акций принадлежат REN-TV. Кроме того, как крупнейший производитель телепрограмм REN-TV приносит с собой не только производственные мощности, но и архив программ, которые НВС уже начала использовать.





НВС начала свою деятельность почти два года назад: в то время семь станций системы получали программы на видеокассетах объемом один час в день. В настоящее время система предлагает программы объемом 35 часов в неделю, а в сентябре планирует увеличить его до 8 часов в день. В январе 1997 года, когда сеть REN-TV - НВС официально начнет действовать, планируется увеличить объем вещания до 12-15 часов.

НВС также начала с 1 мая распространение программ по спутнику, оплачивая время спутника "Горизонт" (Горизонт - 40, 90 град.в.д. - ред.), зона вещания которого охватывает Сибирь, Урал и Дальний Восток России, и спутника "Интелсат" (Intelsat 604 60 град.в.д. - ред.), охватывающего западную часть СНГ.

Состав программ на НВС определяется комитетом, состоящим из представителей станций-членов, решение которого ратифицируется на ежегодной встрече в июле. Карпов отметил, что появление REN-TV как партнера, равного всей ассоциации, не окажет значительного воздействия на процесс, однако некоторый компромисс неизбежен.

"В действительности каждый понимает, что сам по себе не выживет, - подчеркнул Карпов.- Очень трудно конкурировать с "Останкино" или РТР по качеству программ. Нужен партнер, а НВС - как раз такой партнер. Мне очень трудно представить себе станцию, которая сотрудничает с ТВ-6 и сотрудники которой вдруг придут и скажут: нам не нравятся программы, давайте их менять".

В рамках договора REN-TV предоставляет 70% программ, оставшаяся часть будет приобретаться из других источников. Это означает фундаментальную переориентацию подбора программ: от доминирования программ, импортированных из-за рубежа, к преобладанию отечественных.

"Понятно, что это будет российская сеть и приоритет будет отдаваться российским производителям,- говорит Карпов.- Это будут программы, производимые REN-TV и другими российскими компаниями. Разумеется, будут фильмы местного производства. Я знаю, что REN-TV как раз готовит несколько серий. Конечно же, мы хотим создать чисто российскую сеть, потому что живем в России, однако понимаем, что не удастся обойтись без иностранных программ и фильмов. Глупо гонять только местные фильмы и отказываться от лучших зарубежных программ".

При значительных расхождениях по времени, а также этнических, религиозных и классовых различиях сеть не будет предлагать единую программную сетку. Это основное отличие от концепции "суперстанций", которой следуют ОРТ, РТР, НТВ и ТВ-6.

"Не думаю, что REN-TV станет московской суперстанцией (для НВС),- отметил Карпов.- Конечно, в какой-то мере REN-TV будет определять концепцию сети. Но мы убеждаем их, что московский зритель и, скажем, в Иркутске, совсем разные. НТВ, например, при очень высоком рейтинге в Москве в регионах имеет значительно более низкий рейтинг. У них замечательные программы, но жители, к примеру, Красноярска, где 60-70% населения составляет рабочий класс, имеют совершенно другие интересы. Им трудно смотреть фильмы Феллини, Пазолини и т.п.".





Карпов подчеркнул, что различия в сетке вещания не должны затруднять привлечение рекламодателей. Информацию о том, что, где и когда показывается, можно будет немедленно получить из одного источника в Москве. Основная проблема для рекламодателей, размещающих рекламу на ОРТ и РТР, состоит в том, что некоторые местные станции перекрывают рекламные ролики, транслирующиеся из Москвы, местными.

Еще один претендент на статус сети - "STORYFIRST", чья сеть СТС (Содружество телевизионных станций) начнет вещание с цифрового спутника 7 октября (вероятно, это будет все тот же Intelsat 604 60 град.в.д. - ред.). Компания с головным офисом в с США, владеющая Санкт-Петербургским "Каналом 6" и частично "Радио Максимум" в Москве, пытается организовать сеть уже в течение трех лет.

"Первоначально мы планировали начать вещание в январе этого года,- говорит Владимир Жуков, ответственный за развитие сети.- Но из-за различных правовых и финансовых проблем это оказалось невозможным."

СТС планирует для начала предложить 15 часов вещания в рабочие дни и 17 часов - по субботам и воскресеньям. Жуков сообщил, что в дневной сетке вещания будет выделен одночасовой блок, а также два часа в "прайм-тайм" в рабочие дни и полчаса в "прайм-тайм" по выходным для программ местных филиалов. По словам Жукова, в настоящее время планируется приобрести программы на 65 недель вперед, чтобы показывать до января 1998 года. "По нашим планам, в рабочие дни будет 30% программ местного производства, а в выходные - около 50%,- говорит он.- Пока что нам приходится составлять единый блок программ и только для России".

Среди станций, которые уже подключились к СТС, Жуков назвал московский "Канал 27", Санкт-Петербургский "Канал 6", "Ника - ТВ" в Нижнем Новгороде, "Канал 6" в Казани, "ТВ Максима" в Перми, "Канал 10" в Екатеринбурге, "Зодиак ТВ" в Омске и по одной станции в Самаре и Волгограде. В середине июля состоится еще одна конференция СТС, на которой планируется привлечь другие станции.

Немного дальше в своих планах пошла Ассоциация спутникового телевещания, которая в ноябре прошлого года предлагала 3 часа программ, а к 15 мая увеличила объем вещания до 18 часов ежедневно. Принадлежащая каналу "2Х2" АСТ объединяет 49 российских станций, пять на Украине и по одной станции в Узбекистане и Казахстане. "Не все станции принимают программы в течение всех 18 часов - но большинство принимают," - признает Дмитрий Зильберштейн, представитель АСТ. Он заметил, что время вещания некоторых станций ограничено их лицензиями.

Подбор программ для трансляции по сети фактически соответствует вещанию канала "2х2" в Москве и на две трети состоит из зарубежных программ. Однако Зильберштейн отметил, что нет единой сетки вещания для Москвы и регионов.

"То, что смотрят в Москве, возможно, уже выходило в эфир в регионах, или только будет выходить,- говорит Зильберштейн.- Существует единая сетка вещания для регионов, однако из-за значительной разницы во времени происходят некоторые отклонения. Те программы, которые станции не могут показывать поздно ночью, записываются ими на пленку и выходят в эфир на следующее утро."

Статья перепечатана из бюллетеня N15 "СМИ: Хроника событий", издающегося Информационным центром ЮСИА по содействию СМИ.

"СМИ: Хроника событий" - ежемесячный бюллетень по проблемам СМИ. Информацию о подписке можно получить по электронной почте: nwpilugin@glas.apc.org или по адресу: 121019, Россия, Москва, Новый Арбат 2, а/я 229.



 
Теле-Спутник Август 1996
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт